Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чеченская республика


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2011 г. № 1-П

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 9 ИЮНЯ
2009 ГОДА № 100 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЧИСЛЕНИЯ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
ВЫПЛАТ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ЛИЦАМ И ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ" И ЗАКОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 5
ИЮЛЯ 2010 ГОДА № 25-РЗ "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
РЕАБИЛИТИРОВАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ ПОСТРАДАВШИМИ ОТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ, ВЕТЕРАНОВ ТРУДА И ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА" В
СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГРАЖДАНИНА С-С.Р.ЦАДАЕВА

Конституционный Суд Чеченской Республики в составе Председателя С.С.Абдулханова, судей Ш.А.Абдурахманова, А.А.Алханова, Э.А.Таймасханова, А-Б.У.Эльмурзаева,
с участием заявителя С-С.Р.Цадаева, представителя Правительства Чеченской Республики О- А.И.Алхалаева, представителя Парламента Чеченской Республики Ю.Ж.Сайдуева, представителей от Министерства финансов Чеченской Республики Р.С.Нунаева, Х.А.Сулейманова, от Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Б.С.Кудиева, М.С.Магомадовой,
руководствуясь статьей 100 (частями 1, 4) Конституции Чеченской Республики, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22, частями 1 и 2 статьи 73, частями 1 - 4 статьи 74 Конституционного закона Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Чеченской Республики Постановления Правительства Чеченской Республики от 9 июня 2009 года № 100 "Об утверждении порядка начисления и осуществления в Чеченской Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" (далее - Постановление Правительства Чеченской Республики № 100) и Закона Чеченской Республики от 5 июля 2010 года № 25 - РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" (далее - Закон Чеченской Республики № 25 - РЗ).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина С-С.Р.Цадаева о признании несоответствующими Конституции Чеченской Республики отдельных нормативных правовых актов Чеченской Республики.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Чеченской Республики оспариваемые заявителем Постановление Правительства Чеченской Республики № 100 и Закон Чеченской Республики № 25 - РЗ.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А-Б.У.Эльмурзаева, объяснения заявителя и представителей органов, конституционность актов которых оспаривается: от Правительства Чеченской Республики О-А.И.Алхалаева, от Парламента Чеченской Республики Ю.Ж.Сайдуева, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства Финансов Чеченской Республики Р.С.Нунаева, от Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Б.С.Кудиева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Чеченской Республики

установил:

1. В своем запросе в Конституционный Суд Чеченской Республики гражданин С-С.Р.Цадаев просит признать Постановление Правительства Чеченской Республики № 100 и Закон Чеченской Республики от 5 июля 2010 года № 25 - РЗ не соответствующими статьям 3, 50, 52 (пункт 2), 58 Конституции Чеченской Республики.
По мнению заявителя, этими нормативными актами льготы репрессированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, существенно снижены по сравнению с ранее достигнутым уровнем.
Как указывает автор обращения, в Чеченской Республике социальная мера защиты в виде ежемесячных денежных выплат в размере 320 рублей явно несоразмерна причиненному вреду, не отвечает требованиям справедливости и адекватности. Меры социальной поддержки в Чеченской Республике являются самыми низкими в Российской Федерации, не соответствуют целям и задачам Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 74, частями 2 и 3 статьи 3 Конституционного закона Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", Конституционный Суд Чеченской Республики принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Чеченской Республики при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный Суд Чеченской Республики решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Обращению гражданина С-С.Р.Цадаева в Конституционный Суд Чеченской Республики предшествовал отказ Верховного Суда Чеченской Республики в принятии к рассмотрению его заявления о признании Постановления Правительства Чеченской Республики № 100 незаконным и противоречащим Конституции Российской Федерации на том основании, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", при наличии в субъекте Российской Федерации Конституционного (Уставного) суда, суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, поскольку рассмотрение этих дел отнесено к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
2. Политика Чеченской Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Чеченской Республике каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 36 Конституции Чеченской Республики).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Поэтому правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе жертв политических репрессий, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы социальной защиты реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, регулируются Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". В статье 16 данного Закона (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ) до 1 января 2005 года было закреплено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на предоставление им льгот в натуральной и денежной формах. Расходы, связанные с оказанием льгот указанным лицам, производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из Федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 419).
В новой редакции статьи 16, введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Частью 2 этой статьи закреплено, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки указанной категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки жертв политических репрессий путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности этой категории граждан, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
При этом Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ, предписано, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2 статьи 153). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 1 декабря 2005 года № 462 - О и от 18 апреля 2006 года № 85 - О, указанное требование Федерального закона является гарантированным минимальным (базовым) уровнем социальной поддержки, которого должен придерживаться субъект Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки. Постановлением Правительства Чеченской Республики № 100 и Законом Чеченской Республики № 25-РЗ, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержден Порядок начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат и установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла, проживающих в Чеченской Республике.
В соответствии со статьями 2, 3 Закона Чеченской Республики № 25 - РЗ, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере, устанавливаемом Правительством Чеченской Республики;
2) компенсация 50 процентов от суммы оплаты за занимаемую общую площадь (в коммунальных квартирах за занимаемую жилую площадь) жилого помещения независимо от вида жилищного фонда, в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, в пределах республиканского стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного нормативными правовыми актами Чеченской Республики;
3) компенсация 50 процентов от суммы оплаты за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов,
газ, электрическая и тепловая энергия в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления-топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
4) льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пределах Чеченской Республики;
5) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
6) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также на обслуживание комплексными центрами социального обслуживания населения;
7) право на первоочередную установку телефона.
Предусмотренные Постановлением Правительства Чеченской Республики № 100 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий по Чеченской Республике, вместо отдельных натуральных льгот, ежемесячные денежные выплаты в размере 300 рублей на каждого льготника, не уменьшают гарантированный Федеральным законодателем минимальный уровень социальной защиты указанной категории граждан. К тому же названное Постановление предусматривает, что размер ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, подлежит ежегодной индексации в пределах средств, предусмотренных для этой цели в бюджете Чеченской Республики на соответствующий финансовый год. О выполнении этих требований свидетельствует, в частности, Постановление Правительства Чеченской Республики от 29 марта 2011 года № 32 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Чеченской Республики", которым предусмотрено повышение ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла, до 320 рублей.
3. Таким образом, правовые предписания Постановления Правительства Чеченской Республики № 100 и Закона Чеченской Республики № 25 - РЗ, в системе действующего правового регулирования социальной защиты жертв политических репрессий, не могут рассматриваться как ухудшающие их материальное положение, поскольку меры социальной поддержки предоставляются им в объеме не ниже гарантированного уровня социальной защиты данной категории граждан, не умаляют конституционные права жертв политических репрессий и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и Чеченской Республики, а также нормам международного права.
Указанными нормативными правовыми актами, по сути, сохранены ранее предусматривавшиеся Федеральным законодателем условия предоставления мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла.
Установление же мер социальной поддержки указанных категорий граждан и их предоставление, исходя из экономических возможностей государства, не может рассматриваться как нарушение прав заявителя, в том числе предусмотренных статьями 3, 50, 52 (часть 2), 58 Конституции Чеченской Республики.
Определение объема этих мер и порядка их предоставления в компетенцию Конституционного Суда Чеченской Республики, как она определена Конституцией Чеченской Республики и Конституционным законом Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 72, статьей 73, частью 4 статьи 74, статьей 75, пунктом 1 статьи 88, пунктом 1 части 1 статьи 97 Конституционного закона Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", Конституционный Суд Чеченской Республики

постановил:

1. Признать Постановление Правительства Чеченской Республики от 9 июня 2009 года № 100 "Об утверждении порядка начисления и осуществления в Чеченской Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" и Закон Чеченской Республики от 5 июля 2010 года № 25 - РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" соответствующими Конституции Чеченской Республики, ее статьям 3, 50, 52 (часть 2), 58.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Чеченской Республики.

Конституционный Суд
Чеченской Республики




Официальная публикация в СМИ:
"Вести Республики", № 235-236 (1669), 13.12.2011


Постановление Конституционного Суда Чеченской Республики от 02.12.2011 № 1-П
"По делу о соответствии Конституции Чеченской Республики от 9 июня 2009 года № 100 "Об утверждении порядка начисления и осуществления в Чеченской республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам, пострадавшим от политических репрессий" и Закон Чеченской Республики от 5 июля 2010 года № 25-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и труженников тыла" в связи с запросом гражданина С-С.Р.Цадаева

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru