КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2011 г. № 1-П
ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 9 ИЮНЯ
2009 ГОДА № 100 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЧИСЛЕНИЯ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ
ВЫПЛАТ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ ЛИЦАМ И ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ" И ЗАКОНА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 5
ИЮЛЯ 2010 ГОДА № 25-РЗ "О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
РЕАБИЛИТИРОВАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ, ПРИЗНАННЫХ ПОСТРАДАВШИМИ ОТ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ, ВЕТЕРАНОВ ТРУДА И ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА" В
СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГРАЖДАНИНА С-С.Р.ЦАДАЕВА
Конституционный Суд Чеченской Республики в составе Председателя С.С.Абдулханова, судей Ш.А.Абдурахманова, А.А.Алханова, Э.А.Таймасханова, А-Б.У.Эльмурзаева,
с участием заявителя С-С.Р.Цадаева, представителя Правительства Чеченской Республики О- А.И.Алхалаева, представителя Парламента Чеченской Республики Ю.Ж.Сайдуева, представителей от Министерства финансов Чеченской Республики Р.С.Нунаева, Х.А.Сулейманова, от Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Б.С.Кудиева, М.С.Магомадовой,
руководствуясь статьей 100
(частями 1
, 4
) Конституции Чеченской Республики, подпунктами "а"
и "б"
пункта 2 части 1 статьи 3, пунктом 1 части 2 статьи 22
, частями 1
и 2 статьи 73
, частями 1
- 4
статьи 74 Конституционного закона Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции
Чеченской Республики Постановления
Правительства Чеченской Республики от 9 июня 2009 года № 100 "Об утверждении порядка начисления и осуществления в Чеченской Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" (далее - Постановление Правительства Чеченской Республики № 100) и Закона
Чеченской Республики от 5 июля 2010 года № 25 - РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" (далее - Закон Чеченской Республики № 25 - РЗ).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина С-С.Р.Цадаева о признании несоответствующими Конституции
Чеченской Республики отдельных нормативных правовых актов Чеченской Республики.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции
Чеченской Республики оспариваемые заявителем Постановление
Правительства Чеченской Республики № 100 и Закон
Чеченской Республики № 25 - РЗ.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А-Б.У.Эльмурзаева, объяснения заявителя и представителей органов, конституционность актов которых оспаривается: от Правительства Чеченской Республики О-А.И.Алхалаева, от Парламента Чеченской Республики Ю.Ж.Сайдуева, выступления приглашенных в заседание представителей: от Министерства Финансов Чеченской Республики Р.С.Нунаева, от Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Б.С.Кудиева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Чеченской Республики
установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Чеченской Республики гражданин С-С.Р.Цадаев просит признать Постановление
Правительства Чеченской Республики № 100 и Закон Чеченской Республики от 5 июля 2010 года № 25 - РЗ не соответствующими статьям 3
, 50
, 52 (пункт 2)
, 58
Конституции Чеченской Республики.
По мнению заявителя, этими нормативными актами льготы репрессированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, существенно снижены по сравнению с ранее достигнутым уровнем.
Как указывает автор обращения, в Чеченской Республике социальная мера защиты в виде ежемесячных денежных выплат в размере 320 рублей явно несоразмерна причиненному вреду, не отвечает требованиям справедливости и адекватности. Меры социальной поддержки в Чеченской Республике являются самыми низкими в Российской Федерации, не соответствуют целям и задачам Закона
Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В соответствии с частями 1
, 2
и 3
статьи 74, частями 2
и 3 статьи 3
Конституционного закона Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", Конституционный Суд Чеченской Республики принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению. При этом Конституционный Суд Чеченской Республики при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный Суд Чеченской Республики решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Обращению гражданина С-С.Р.Цадаева в Конституционный Суд Чеченской Республики предшествовал отказ Верховного Суда Чеченской Республики в принятии к рассмотрению его заявления о признании Постановления
Правительства Чеченской Республики № 100 незаконным и противоречащим Конституции
Российской Федерации на том основании, что в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом
от 21 июля 1994 года № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" и частью 1 статьи 27
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", при наличии в субъекте Российской Федерации Конституционного (Уставного) суда, суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, поскольку рассмотрение этих дел отнесено к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
2. Политика Чеченской Республики направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Чеченской Республике каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 36
Конституции Чеченской Республики).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72
Конституции Российской Федерации). Поэтому правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе жертв политических репрессий, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы социальной защиты реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, регулируются Законом
Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий". В статье 16
данного Закона (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ) до 1 января 2005 года было закреплено право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на предоставление им льгот в натуральной и денежной формах. Расходы, связанные с оказанием льгот указанным лицам, производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из Федерального бюджета (пункт 14 Положения
о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 419).
В новой редакции статьи 16
, введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Частью 2
этой статьи закреплено, что расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки указанной категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки жертв политических репрессий путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности этой категории граждан, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
При этом Федеральным законом
от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ, предписано, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2 статьи 153)
. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 1 декабря 2005 года № 462 - О
и от 18 апреля 2006 года № 85 - О
, указанное требование Федерального закона является гарантированным минимальным (базовым) уровнем социальной поддержки, которого должен придерживаться субъект Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки. Постановлением
Правительства Чеченской Республики № 100 и Законом
Чеченской Республики № 25-РЗ, принятыми в соответствии с Законом
Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержден Порядок начисления и осуществления ежемесячных денежных выплат и установлены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла, проживающих в Чеченской Республике.
В соответствии со статьями 2
, 3
Закона Чеченской Республики № 25 - РЗ, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере, устанавливаемом Правительством Чеченской Республики;
2) компенсация 50 процентов от суммы оплаты за занимаемую общую площадь (в коммунальных квартирах за занимаемую жилую площадь) жилого помещения независимо от вида жилищного фонда, в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, в пределах республиканского стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного нормативными правовыми актами Чеченской Республики;
3) компенсация 50 процентов от суммы оплаты за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов,
газ, электрическая и тепловая энергия в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг), в том числе совместно проживающим с ними членам их семей, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления-топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;
4) льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пределах Чеченской Республики;
5) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
6) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также на обслуживание комплексными центрами социального обслуживания населения;
7) право на первоочередную установку телефона.
Предусмотренные Постановлением
Правительства Чеченской Республики № 100 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий по Чеченской Республике, вместо отдельных натуральных льгот, ежемесячные денежные выплаты в размере 300 рублей на каждого льготника, не уменьшают гарантированный Федеральным законодателем минимальный уровень социальной защиты указанной категории граждан. К тому же названное Постановление
предусматривает, что размер ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, подлежит ежегодной индексации в пределах средств, предусмотренных для этой цели в бюджете Чеченской Республики на соответствующий финансовый год. О выполнении этих требований свидетельствует, в частности, Постановление
Правительства Чеченской Республики от 29 марта 2011 года № 32 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Чеченской Республики", которым предусмотрено повышение ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда и труженикам тыла, до 320 рублей.
3. Таким образом, правовые предписания Постановления
Правительства Чеченской Республики № 100 и Закона
Чеченской Республики № 25 - РЗ, в системе действующего правового регулирования социальной защиты жертв политических репрессий, не могут рассматриваться как ухудшающие их материальное положение, поскольку меры социальной поддержки предоставляются им в объеме не ниже гарантированного уровня социальной защиты данной категории граждан, не умаляют конституционные права жертв политических репрессий и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и Чеченской Республики, а также нормам международного права.
Указанными нормативными правовыми актами, по сути, сохранены ранее предусматривавшиеся Федеральным законодателем условия предоставления мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла.
Установление же мер социальной поддержки указанных категорий граждан и их предоставление, исходя из экономических возможностей государства, не может рассматриваться как нарушение прав заявителя, в том числе предусмотренных статьями 3
, 50
, 52 (часть 2)
, 58
Конституции Чеченской Республики.
Определение объема этих мер и порядка их предоставления в компетенцию Конституционного Суда Чеченской Республики, как она определена Конституцией
Чеченской Республики и Конституционным законом
Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 72
, статьей 73
, частью 4 статьи 74
, статьей 75
, пунктом 1 статьи 88
, пунктом 1 части 1 статьи 97
Конституционного закона
Чеченской Республики "О Конституционном Суде Чеченской Республики", Конституционный Суд Чеченской Республики
постановил:
1. Признать Постановление
Правительства Чеченской Республики от 9 июня 2009 года № 100 "Об утверждении порядка начисления и осуществления в Чеченской Республике ежемесячных денежных выплат реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий" и Закон
Чеченской Республики от 5 июля 2010 года № 25 - РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ветеранов труда и тружеников тыла" соответствующими Конституции Чеченской Республики, ее статьям 3
, 50
, 52 (часть 2)
, 58
.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Чеченской Республики.
Конституционный Суд
Чеченской Республики