АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2011 г. по делу № А52-2263/2011
Резолютивная часть решения оглашена 14.09.2011
В полном объеме решение изготовлено 20.09.2011
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Радионовой И.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Н.
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному
учреждению) в городе Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонному)
о признании недействительным требования от 23.06.2011 № 07002540019507
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н. - предприниматель
от ответчика: В. - ведущий специалист-эксперт, дов. от 19.01.2011 № 3.
Индивидуальный предприниматель Н., с учетом уточнения требования в предварительном судебном заседании, просит признать недействительным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) от 23.06.2011 № 07002540019507.
Заявитель поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик в отзыве на заявление требование не признал. Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд
установил:
Н. является предпринимателем без образования юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 12).
23.06.2011 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) (далее по тексту решения - Управление) Н. направлено требование № 07002540019507 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам в срок до 12.07.2011. В частности, предпринимателю предложено уплатить недоимку по страховым на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии - 10 392 руб. и пени 481,67 руб., недоимку на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования - 571,56 руб. и пени - 26,48 руб., недоимку на обязательное медицинское страхование в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования - 1 039,20 руб. и пени - 48,17 руб. Пени рассчитаны за период с 01.01.2011 по 23.06.2011 (л.д. 8, 43, 44).
Предприниматель просит признать недействительным указанное требование ссылаясь на то, что он с октября 2009 года предпринимательскую деятельность не осуществляет, соответственно в силу части 3 статьи 2
Закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подпадает под понятие "индивидуальных предпринимателей" являющихся плательщиками страховых взносов; он является получателем пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации и на основании постановления
Правительства Российской Федерации № 582 от 26.09.2005 освобожден от уплаты взносов в Пенсионный фонд; Управление Пенсионного Фонда никаким образом не оповестило его об изменении законодательства, в частности о "выходе в свет Закона
212-ФЗ, и об изменениях, которые могут" его коснуться, как пенсионера Министерства обороны.
Ответчик требование не признал, ссылаясь на то, что с 01.01.2010 законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены; при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон
от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).
В подпункте 2 пункта 1 статьи 5
Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6
Федерального законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 2
Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5
настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (статья 14
Федерального Закона № 212-ФЗ).
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом
на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12
настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 статьи 13
Федерального Закона № 212-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 16
Федерального Закона № 212-ФЗ закреплено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи
.
Из систематического толкования приведенных правовых норм следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя. При этом осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов.
Индивидуальный предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.
Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждается, что Н. является индивидуальным предпринимателем с 1998 года. Доказательств утраты статуса индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьей 22.3
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Н. при рассмотрении настоящего дела не представил.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определении
от 12.05.2005 № 211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина П. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указал на то, что в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Н., указывая на то, что фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность с 2009 года, не ссылается на существование обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку Н. не утратил статус индивидуального предпринимателя, он обязан уплачивать страховые взносы, предусмотренные Федеральным Законом
№ 212-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и на основании постановления
Правительства Российской Федерации № 582 от 26.09.2005 освобожден от уплаты страховых взносов, суд не принимает.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении
от 24.05.2005 № 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6
, пункта 1 статьи 7
, пункта 2 статьи 14
и пунктов 1
- 3 статьи 28
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 № 7-П
, от 23.12.1999 № 18-П
, от 03.06.2004 № 11-П
, от 23.12.2004 № 19-П
и в настоящем Определении
, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1
и 2
), 35 (части 1
и 2
), 39 (часть 1)
и 55 (часть 3)
Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3
Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом
от 22.07.2008 № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом
Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В части четвертой статьи 7
Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ
, установлено, что лица, указанные в статье 1
данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом
, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом
от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе
№ 212-ФЗ.
Постановление
Правительства Российской Федерации № 582 от 26.09.2005 не подлежит применению в силу части 2 статьи 120
Конституции Российской Федерации.
Законы Российской Федерации № 212-ФЗ
"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", № 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", № 4468-1
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", последующие изменения и дополнения к ним официально опубликованы в Российской газете и размещены в сети "Интернет".
Расчет суммы страховых взносов и пени проверен судом и не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования следует отказать.
В силу статьи 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167
- 170
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья
И.М.РАДИОНОВА