Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2011 г. по делу № А43-8383/2011

Арбитражный суд Нижегородской области в составе
Судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-230),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Л.В.,
о признании недействительными приказы и приложения к лицензии
заинтересованные лица:
1. Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области
2. ООО "Стрелец", г. Н.Новгород
3. Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Н.Новгорода
при участии в заседании представителей:
от заявителя Смуров С.Н. удостоверение;
от заинтересованных лиц: Шигаров А.Н. по доверенности от 12.01.2011 г.,
Побединцева И.Л. по доверенности от,
от ИФНС: не явился;

установил:

Прокуратура Нижегородской области (далее Прокуратура, Заявитель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными приказ Лицензионной палаты Нижегородской области от 23.06.2006 г. № 2053, приказ Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (далее Министерство) от 29.11.2010 г. № 2602, а также приложение № 002427 к лицензии А 704139 от 09.03.2006 г. и приложение № 013505 к лицензии А 518690 от 29.11.2010 г., выданные ООО "Стрелец" (далее Общество).
Обращаясь с настоящим заявлением, прокуратура исходила из того, что ООО "Стрелец" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в пределах территории, прилегающей к местам массового скопления граждан - МОУ "Средняя образовательная школа № 120".
Министерство не согласилось с позицией прокуратуры, считает что образовательные учреждения не подпадают под понятие места массового скопления граждан. Также считает, что с настоящим заявлением прокуратура не вправе обращаться в суд, поскольку считает, что аннулирование лицензии возможно по решению суда только на основании заявления лицензирующего органа.
Определением от 25.07.2011 г. в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечены ООО "Стрелец", Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Н.Новгорода.
Общество также не согласилось с позицией прокуратуры, считает, что поскольку информация о выдаче лицензии является открытой, следовательно, последней пропущен срок для обращения в суд с настоящим заявлением.
Представитель Министерства требование прокуратуры отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что Постановлением Правительства НО № 208 от 09.09.2004 г. и постановлением Администрации г. Н.Новгорода № 26 от 30.03.2005 г. не разъясняется порядок проведения измерений расстояния, общеобразовательные учреждения не являются местами скопления граждан.
Представитель общества требование отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование, в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайствует о восстановлении срока для обращения в суд с настоящим заявлением, указав в качестве уважительной причины - установление несоответствий требованиям законодательству в процессе проверки, проводимой 21.02.2011 г.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление (о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку материалы дела не содержат достаточных доказательств, свидетельствующих о пропуске Прокуратурой указанного срока, суд считает необходимым рассмотреть заявление по существу.
В судебном заседании, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Инспекции ФНС уведомленного надлежащим образом в порядке, установленном статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев и изучив имеющиеся в деле документы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Стрелец" на основании лицензии А 704139 от 09.03.2006 г. рег. номер 136 осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
Приказом Лицензионной палаты от 23.06.2006 г. № 2053 на основании заявления общества названная лицензия была дополнена дополнительным территориально обособленным объектом для розничной продажи алкогольной продукции по адресу: г. Н.Новгород, ул. Гончарова, д. 8, закусочная.
Приказом Министерства от 29.11.2010 г. № 2602 продлен срок действия лицензии А 704139 от 09.03.2006 г. рег. № 136 до 16.12.2012 г., а также произведена замена бланка лицензии с А704139 на А518690 и переоформлен объект осуществления лицензируемой деятельности на объект по адресу: г. Н.Новгород, ул. Гончарова, д. 8, кафе.
Прокуратурой Ленинского района совместно с сотрудником Ростехинвентаризации Ленинского отделения проведена проверка соблюдения законодательства об ограничении розничной продажи табачных изделий ООО "Стрелец", по результатам которой составлен акт проверки 21.02.2011 г.
В ходе проверки вышеуказанными лицами с помощью электронного прибора Leica DISCO был произведен замер расстояния от границ территории муниципального образовательного учреждения "Средняя образовательная школа № 120" (г. Н.Новгород, ул. Гончарова, д. 12) от забора до места осуществления розничной продажи сигаретами ООО "Стрелец" в кафе, расположенном по адресу: г. Н.Новгород, ул. Гончарова, д. 8 и было установлено, что указанное расстояние составляет 56,74 метра.
Посчитав, что данное расстояние не соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства Нижегородской области № 208 от 09.09.2014 г. и постановлением Администрации г. Н.Новгорода № 26, прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

На основании абз. 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее Закона № 171-ФЗ) государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона № 171-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области № 208 от 09.09.2004 г. (в ред. от 30.03.2009 г.) утвержден "Порядок определения прилегающих к объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", согласно которому, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территориях, прилегающих к местам массового скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, пляжам и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, железнодорожным, автомобильным станциям, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения).
Прилегающие территории определяются от границ территорий объектов (границ земельных участков), указанных в пункте 2 настоящего Порядка, до входных дверей организаций розничной торговли и общественного питания по кратчайшему расстоянию.
Рекомендуемый для городских округов радиус территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в организациях розничной торговли и общественного питания, составляет более 100 метров от объектов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 № 65 "О свободе торговли" предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.
Администрацией г. Н.Новгорода постановлением от 30.03.2005 г. № 26 "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" установлено, что прилегающая территория к местам массового скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, пляжам и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, железнодорожным, автомобильным станциям, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции определена в радиусе 100 метров.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 постановления Администрации г. Н.Новгорода от 30.03.2005 № 26 (в редакции постановления Администрации г. Н.Новгорода от 06.12.2005 № 60).

В соответствии с пунктом 7 постановления Администрации г. Н.Новгорода № 26 (в редакции от 06.03.2005 г. № 60), действующего на момент вынесения приказа № 2053 от 23.06.2006 г. "О дополнении территориального обособленного объекта", утвержден порядок определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, которым установлено, прилегающие территории к детским, учебным, культовым и лечебно-профилактическим учреждениям территорию, на которой запрещается розничная продажа алкогольной продукции (от входных дверей вышеуказанных объектов до входных дверей организаций розничной торговли и общественного питания по кратчайшему расстоянию), установлена в радиусе:
100 метров - для ларьков, киосков, палаток, павильонов, контейнеров, а также нестационарных организаций общественного питания, не имеющих отдельных залов для посетителей, не расположенных в специально оборудованном для осуществления розничной продажи алкогольной продукции здании (части здания) или строении, не связанных фундаментом с земельным участком, не подсоединенных к инженерным коммуникациям и не внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
50 метров - для иных организаций розничной торговли и общественного питания.
Как видно из материалов дела, на момент издания приказа № 2053 ООО "Стрелец" осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в помещении, расположенном по адресу: г. Н.Новгород, ул. Гончарова, д. 8, закусочная, прилегающая территория между закусочной ООО "Стрелец", расположенной по указанному адресу и МОУ "Средняя образовательная школа № 120" составляющая 54,76 м., соответствует требованиям Постановления № 26 (в ред от 06.03.2005 г.).
Таким образом, на момент выдачи лицензии А 704139 от 09.03.2006 г. и вынесении приказа № 2053 о дополнении территориального обособленного объекта ООО "Стрелец" для продажи алкогольной продукции по адресу: г. Н.Новгород, ул. Гончарова, д. 8, закусочная, на территории г. Н.Новгорода действовал законодательный акт, определяющий прилегающие территории на расстоянии 50 метров, в связи с чем суд находит приказ № 2053 от 23.06.2006 г. соответствующим требованию законодательного акта органа местного самоуправления - постановлению администрации № 26 в ред. от 06.03.2005 г.
Постановлением от 21.05.2007 г. № 2021 администрация г. Н.Новгорода внесла изменения в Постановление главы администрации г. Н.Новгорода от 30.03.2005 г. № 26 (в ред. от 09.03.2007 г. № 823) изложив его в следующей редакции:
"Определить прилегающую территорию к местам массового скопления граждан (в том числе к стадионам, концертным площадкам, паркам, зонам отдыха, пляжам, торговым площадкам, ярмаркам, продовольственным рынкам, в том числе оптовым, остановкам городского транспорта и т.д.) и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, речным портам, станциям метрополитена, объектам военного назначения), на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в радиусе 100 метров"
Установив, указанным постановлением, радиус прилегающей территории в 100 метров, Администрация г. Н.Новгорода, при этом не указала в перечне такие объекты, детские и образовательные учреждения на прилегающих территориях которых запрещено осуществлять реализацию алкогольной продукции.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного суда, изложенной в определении от 19.10.2010 г. № 1401-0-0 Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", направленный на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1), предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции: законодатель установил запрет на распространение алкогольной продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях (абзацы второй и четвертый пункта 2 статьи 16), а также запрет розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях (пункт 3 статьи 16).
Оспариваемые законоположения, по сути, образуют единую нормативную конструкцию, которая устанавливает запрет розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции во всех местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях независимо от того, отнесены они к местам, где реализация алкогольной продукции не допускается, или нет.
Рассмотрев и проанализировав вышеуказанные нормы права, суд пришел к выводу, что постановлением № 26 в ред. от 09.03.2007 г., Администрация, в понятие места массового скопления людей, также включает детские и образовательные учреждения, поскольку перечень, изложенный в скобках не является исчерпывающим.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

Таким образом, учитывая, что на момент вынесения приказа № 2602 от 29.11.2010 г. о продлении срока действия и переоформлении лицензии ООО "Стрелец" А704139 от 09.03.2006 г. рег. № 136 на розничную продажу алкогольной продукции постановлением г. *** ***дминистрации № 26 радиус прилегающей территории от организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции до образовательного учреждения был установлен в 100 метров, следовательно, данный приказ № 2602, которым произведена замена лицензии А704139 от 09.03.2006 г. на бланк лицензии А518690 и приложение к лицензии А518690 от 29.11.2010 г. которым определено место осуществления лицензируемой деятельности ООО "Стрелец" по адресу: г. Н.Новгород, ул. Гончарова, д. 8, кафе, не соответствует требованиям, установленным статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Постановлением г. Администрации № 26 от 30.05.2006 г. в ред. от 15.07.2009 г.
Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При изложенных обстоятельствах, требование Прокуратуры в части признания недействительным приказа № 2602 от 29.11.2010 г. и приложения к лицензии № А518690 от 29.11.2010 г., выданные ООО "Стрелец" Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокуратуры Нижегородской области удовлетворить частично.
Признать недействительным приказ № 2602 от 29.11.2010 г. и приложения к лицензии № А518690 от 29.11.2010 г., выданные ООО "Стрелец" Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
В удовлетворении заявления прокуратуры Нижегородской области о признании недействительным приказа Лицензионной палаты Нижегородской области от 23.06.2006 г. № 2053 и приложение к лицензии А704139 от 09.03.2006 г., выданной ООО "Стрелец", отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской области.


Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2011 по делу № А43-8383/2011
Заявление прокурора о признании недействительным приказа лицензионной палаты области о дополнении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции территориально обособленным объектом для розничной продажи алкогольной продукции и о признании недействительным приложения к лицензии отказано, так как оспариваемый приказ не противоречит действующему законодательству. Заявление о признании недействительным приказа министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг области о продлении срока действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, замене бланка лицензии и переоформлении объекта лицензируемой деятельности удовлетворено, так как установлено, что на момент вынесения данного приказа радиус прилегающей территории от организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, до образовательного учреждения составляет 100 метров, а следовательно, оспариваемый приказ не соответствует требованиям, установленным статьей 16 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru