Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2011 г. № 3-11/2011

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,
при секретаре Валиахметовой И.И.,
с участием прокурора - помощника прокурора Республики Марий Эл Полозовой Т.В.,
представителя Правительства Республики Марий Эл Горчаковой И.Н. (доверенность от 12 июля 2011 г. № 01/30-И792),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл о признании противоречащими федеральному закону и недействующими в части абзацев 4, 5, 7, 10, 11, 14, 17, 18, 21, 26 пункта 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 (в редакции постановления от 1 апреля 2011 г. № 93),

установил:

заместитель прокурора Республики Марий Эл Кондратьев А.А. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному закону и недействующими в части абзацев 4, 5, 7, 10, 11, 14, 17, 18, 21, 26 пункта 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 (в редакции постановления от 1 апреля 2011 г. № 93). В обоснование заявления были приведены следующие доводы и обстоятельства.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее по тексту - названный Порядок).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 апреля 2011 г. № 93 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл" пункт 2.3 названного Порядка изложен в иной редакции, не соответствующей в оспариваемой части федеральному законодательству.
Так, согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (статьи 14 - 19, 21), Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17) определены категории лиц, обеспечиваемых жильем за счет средств федерального бюджета, а также условия предоставления данной меры социальной поддержки.
Полномочия по предоставлению указанным гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций (статья 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах", статья 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Указанными нормативно-правовыми актами субъектам Российской Федерации предоставлено право определять форму и порядок предоставления жилых помещений и субсидий, но не предоставлено право по установлению дополнительных условий реализации вышеуказанными категориями граждан права на получение жилой площади.
Пунктом 2.7 оспариваемого Порядка установлено, что в случае непредставления полного пакета документов, указанных в пункте 2.3 названного Порядка, Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл принимается решение об отказе во включении гражданина в список получателей субсидий.
В соответствии с пунктом 2.3 названного Порядка граждане, имеющие право на получение субсидии или их законные представители подают в территориальный орган, помимо прочих, следующие документы, подтверждающие их право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем:
копию паспорта с предъявлением оригинала паспорта (страницы 2, 3, 5, 6, 14) (абзацы 5, 11, 18);
справку, выданную администрацией муниципального образования, заверенную печатью администрации муниципального образования, о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату выдачи справки (абзацы 4, 10, 17);
копию документа, подтверждающего страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, с предъявлением оригинала (абзацы 7, 14, 21).
По мнению заявителя, оспариваемым Порядком установлены дополнительные условия реализации гражданами своего права на получение жилой площади, а получение данной меры социальной поддержки ставится в прямую зависимость от предоставления гражданами всего требуемого пакета документов.
Вместе с тем, как указывается в заявлении, не исключены ситуации, когда гражданин не имеет возможности представить паспорт в силу каких-либо обстоятельств, например, в связи с его утратой (хищением) либо обращением гражданина по вопросам выдачи или замены паспорта не по месту жительства. В таких случаях в силу пункта 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, до оформления нового паспорта гражданину по его просьбе территориальным органом Федеральной миграционной службы выдается временное удостоверение личности.
Абзацами 5, 11, 18 пункта 2.3 оспариваемого в части Порядка предусмотрено, что граждане представляют копию страницы 14 паспорта, содержащей отметку о семейном положении, хотя последнее не влияет на предоставление мер социальной поддержки для вышеуказанных категорий граждан, за исключением супруга (супруги) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, не вступившего (не вступившей) в повторный брак.
В силу части 6 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятое органом местного самоуправления решение о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении доводится до сведения данного гражданина выдачей соответствующего документа. Таким документом может быть, к примеру, копия постановления главы администрации муниципального образования.
Требование, содержащееся в абзацах 4, 10, 17 пункта 2.3 названного Порядка, о предоставлении справки, выданной администрацией муниципального образования, заверенной печатью администрации муниципального образования, о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий налагает на граждан обязанность дублировать имеющийся у них выданный в установленном законом порядке документ, подтверждающий факт постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Также, по мнению заявителя, не может служить основанием для отказа в предоставлении гражданину мер социальной поддержки отсутствие (не предоставление копии) документа, подтверждающего страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, с предъявлением оригинала (абзацы 7, 14, 21), поскольку это не предусмотрено федеральным законодательством.
С учетом вышеизложенного, не соответствуют закону также положения абзаца 26 пункта 2.3 названного Порядка, предусматривающие проверку документа, подтверждающего страховой номер индивидуального пенсионного страхования.
Протест, принесенный прокуратурой республики, оставлен Правительством Республики Марий Эл без удовлетворения.
С учетом изложенного заявитель просил признать противоречащими федеральному закону и недействующими с момента вступления в силу решения суда абзацы 5, 7, 11, 14, 18, 21, 26, абзацы 4, 10 в части слов "постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и", абзац 17 в части слов "признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и" пункта 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256.
В судебном заседании прокурор Полозова Т.В. просила прекратить производство по делу в связи с тем, что постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294, которым признаны утратившими силу оспариваемые положения, вступило в силу. Прокуратура удовлетворена существующей редакцией оспоренного постановления, таким образом, требования прокурора удовлетворены, новых требований у прокуратуры не имеется.
Представитель Правительства Республики Марий Эл Горчакова И.Н. с заявлением заместителя прокурора Республики Марий Эл не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указала на внесение изменений в оспариваемое постановление Правительства Республики Марий Эл в связи с принятием постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294, просила в удовлетворении заявления отказать.
В судебных заседаниях представитель Правительства Республики Марий Эл Горчакова И.Н. просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве, пояснила, что Правительство республики согласилось с заявлением в отношении нецелесообразности приложения документа со страховым номером лицевого счета, были уточнены редакции других абзацев, пояснила, что истребуемые документы необходимы для отчетности перед федеральными органами. В связи с принятием постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294 отсутствует предмет спора, просит прекратить производство по делу.
Представители Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Дмитриева Е.В. (доверенность от 24 января 2011 г. № 01-21/194), Мякишев В.Г. (доверенность от 31 марта 2011 г. № 01-21/1141) в судебных заседаниях с заявлением заместителя прокурора не согласились, просили в удовлетворении заявления отказать.
В письменном отзыве Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл в лице министра Климиной Н.В. выражает несогласие с заявлением, просит с учетом принятия Правительством республики постановления от 15 сентября 2011 г. № 294 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" в удовлетворении заявления заместителя прокурора отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к убеждению о необходимости прекращения производства по делу. Основания для этого следующие.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Пункты 2.3, 2.6 названного Порядка (в редакции постановления от 1 апреля 2011 г. № 93, действовавшей на момент подачи заместителем прокурора заявления в суд) были изложены в следующей редакции:
"2.3. Территориальные органы в течение 5 рабочих дней после дня получения Сводных списков от Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл письменно извещают граждан о включении их в эти списки.
Граждане, указанные в подпункте 1 пункта 1.2 настоящего Порядка и включенные в Сводные списки, или их законные представители подают в территориальный орган следующие документы, подтверждающие их право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем:
заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;
справка, выданная администрацией муниципального образования, заверенная печатью администрации муниципального образования, о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату выдачи справки;
копия паспорта с предъявлением оригинала паспорта (стр. 2, 3, 5, 6, 14);


копия удостоверения или справки о праве на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем с предъявлением оригинала удостоверения или справки;
копия документа, подтверждающего страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, с предъявлением оригинала.
Граждане, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка и включенные в Сводные списки, или их законные представители подают в территориальный орган следующие документы, подтверждающие их право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем:
заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;
справка, выданная администрацией муниципального образования, заверенная печатью администрации муниципального образования, о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату выдачи справки;
копия паспорта с предъявлением оригинала паспорта (стр. 2, 3, 5, 6, 14, 16, 17);
для детей-инвалидов - копия свидетельства о рождении с предъявлением оригинала свидетельства о рождении;
копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, с предъявлением оригинала справки;
копия документа, подтверждающего страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, с предъявлением оригинала.
Граждане, указанные в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка и включенные в Сводные списки, или их законные представители подают в территориальный орган следующие документы, подтверждающие их право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем:
заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;
справка, выданная администрацией муниципального образования, заверенная печатью администрации муниципального образования, о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса РФ, и нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату выдачи справки;
копия паспорта с предъявлением оригинала паспорта (стр. 2, 3, 5, 6, 14);
копия удостоверения или справки о праве на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем с предъявлением оригинала удостоверения или справки;
документы, содержащие сведения о периоде прохождения военной службы (военный билет или справка военного комиссариата, воинских подразделений, архивных учреждений или трудовая книжка с записями, внесенными на основании документов);
копия документа, подтверждающего страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, с предъявлением оригинала.
Территориальные органы проверяют представленные документы, заверяют соответствие копий документов подлинникам и возвращают подлинники следующих документов в день представления:
паспорт;
свидетельство о рождении;
документ установленного образца, подтверждающий право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (удостоверение или справка о праве на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, справка, подтверждающая факт установления инвалидности);
документ, подтверждающий страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.
2.6. Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл проверяет представленные заявления граждан о предоставлении субсидий и документы, указанные в пункте 2.3 настоящего Порядка, в течение 10 дней включает граждан в список получателей субсидий на текущий год либо в течение 10 дней направляет гражданам уведомления о принятии решения об отказе во включении в список получателей субсидий с указанием причин отказа.".
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" и постановления Правительства Республики Марий Эл, которыми были внесены изменения в данное постановление, были опубликованы в Собрании законодательства Республики Марий Эл, 2007, № 1 (часть II), ст. 41, № 7, ст. 342; 2008, № 5 (часть II), ст. 295, № 10, ст. 509, № 11, ст. 596; 2009, № 9, ст. 393; 2010, № 3, ст. 132, № 5, ст. 275, № 8, ст. 407; 2011, № 5 (часть I), ст. 252.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" в пункт 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", внесены следующие изменения:
а) абзац 4 изложен в новой редакции:
"копия решения органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 января 2005 г.;";
б) абзац 5 изложен в новой редакции:
"копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, с предъявлением оригинала;";
в) абзац 7 признан утратившим силу;
г) абзац 10 изложен в новой редакции:
"копия решения органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 января 2005 г.;";
д) абзац 11 изложен в новой редакции:
"копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, с предъявлением оригинала;";
е) абзац 14 признан утратившим силу;
ж) абзац 17 изложен в новой редакции:
"копия решения органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
з) абзац 18 изложен в новой редакции:
"копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, с предъявлением оригинала;";
и) абзац 21 признан утратившим силу;
к) абзац 26 признан утратившим силу.
Сопоставление пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" с содержанием пункта 2.3 названного Порядка в редакции постановления от 1 апреля 2011 г. № 93 свидетельствует о том, что все оспариваемые заявителем абзацы либо утратили силу (абзацы 7, 14, 21, 26), либо изложены в новой редакции (абзацы 4, 5, 10, 11, 17, 18). Между тем, именно в отношении правовых норм, изложенных в данных абзацах, возник судебный спор о нормоконтроле.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Марий Эл от 26 января 1996 г. № 314-III "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл", пунктом 2 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 г. № 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл" Собрание законодательства Республики Марий Эл, периодическое печатное издание "Марийская правда. Официальный еженедельник" являются официальными периодическими печатными изданиями Республики Марий Эл, в которых публикуются постановления Правительства Республики Марий Эл.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" опубликовано в официальном периодическом печатном издании "Марийская правда. Официальный еженедельник" от 16 сентября 2011 г. № 36 (86) и к моменту рассмотрения дела по существу вступило в силу.
При разрешении вопроса о вступлении данного постановления в силу суд руководствуется пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Аналогичная норма содержится в статье 6 Закона Республики Марий Эл от 26 января 1996 г. № 314-III "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания Республики Марий Эл".
Согласно пункту 8 Указа Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 г. № 237 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Марий Эл" нормативные правовые акты Правительства Республики Марий Эл, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Республики Марий Эл по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования. Иные правовые акты Правительства Республики Марий Эл, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
Исходя из содержания постановления Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", пункта 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" следует, что данные постановления, будучи нормативными правовыми актами, затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина в сфере социального обеспечения в отношении неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего дела пункт 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" вступил в силу.
Вопрос о вступлении в силу пункта 2 данного постановления имеет существенное значение для рассмотрения дела, поскольку признание данного обстоятельства влечет за собой прекращение производства по делу. Это объясняется тем, что на момент рассмотрения и разрешения заявления заместителя прокурора оспариваемые им положения названного Порядка, в которые внесены изменения (изменены прежние редакции абзацев 4, 5, 10, 11, 17, 18 пункта 2.3, признаны утратившими силу абзацы 7, 14, 21, 26 пункта 2.3), являются недействующими, так как не влекут правовых последствий для неопределенного круга лиц. Изложенное подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации, сложившейся по делам данной категории (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам от 30 мая 2003 г. по делу № 5-Г03-41, от 20 июля 2004 г. № ГКПИ2004-808, от 1 марта 2006 г. по делу № 78-Г06-6).
Новую редакцию пункта 2.3 названного Порядка в оспариваемой заявителем части, образованную вследствие внесения в него изменений, следует рассматривать как совокупность иных правовых норм, из которой исключены положения, которые оспаривались заявителем. В рамках настоящего дела заместителем прокурора Республики Марий Эл действующая редакция абзацев 4, 5, 7, 10, 11, 17, 18 пункта 2.3 названного Порядка не оспаривается. Признание абзацев 7, 14, 21, 26 пункта 2.3 названного Порядка утратившими силу влечет утрату ими юридической силы, что относит их к числу недействующих правовых норм без вынесения судебного решения. Таким образом, новую редакцию пункта 2.3 названного Порядка следует рассматривать как совокупность других правовых норм, редакции которых устраняет основания для оспаривания, приведенные заявителем в отношении прежней редакции. В действующей редакции какие-либо положения (абзацы) пункта 2.3 названного Порядка заявителем не оспариваются. Исходя из содержания правовых предписаний, прежняя и действующая редакции пункта 2.3 названного Порядка не тождественны применительно к предмету регулируемых ими общественных отношений.
Следовательно, оспариваемые в части положения абзацев 4, 5, 7, 10, 11, 14, 17, 18, 21, 26 пункта 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 (в редакции постановления от 1 апреля 2011 г. № 93), будучи в настоящее время недействующими, не могут быть проверены судом на соответствие федеральному законодательству с вынесением решения по существу дела.
При этом суд учитывает, что заявленные требования в связи с принятием постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2011 г. № 294 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл" и вступлением в силу пункта 2 данного постановления заместителем прокурора Республики Марий Эл не изменены и не дополнены, участвующий в деле прокурор просила прекратить производства по делу.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", к недействующим правовым актам относятся акты, не вступившие в силу, отмененные органом или должностным лицом, их издавшими, утратившие силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененные, но фактически не действующие в силу издания более позднего акта (п. 11). В указанном постановлении также разъяснено, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта (п. 26).
При таких обстоятельствах и по вышеприведенным мотивам положения абзацев 4, 5, 7, 10, 11, 14, 17, 18, 21, 26 пункта 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 (в редакции постановления от 1 апреля 2011 г. № 93), не могут являться предметом судебного нормоконтроля, так как не требуют принудительного судебного прекращения действия этих правовых норм. В связи с этим производство по делу подлежит прекращению, что исключает правовую оценку судом оспоренных положений на соответствие федеральному законодательству по существу.
При этом принимается во внимание, что суду не представлено доказательств того, что во время действия абзацев 4, 5, 7, 10, 11, 14, 17, 18, 21, 26 пункта 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 (в редакции постановления от 1 апреля 2011 г. № 93), были нарушены права, свободы и законные интересы заявителя, а также каких-либо граждан или организаций. На данное обстоятельство заявитель не ссылался, доказательств этому суду не представлено.
Кроме того, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанное на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части (п. 11).
В соответствии со ст. 221 ГПК РФ суд разъясняет последствия прекращения производства по делу, которые заключаются в том, что повторное обращение в суд по спору между лицами, участвующими в настоящем деле, о том же предмете и по тем же основаниям гражданским процессуальным законом не допускается.
Руководствуясь ст.ст. 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд

определил:

прекратить производство по делу по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл о признании противоречащими федеральному закону и недействующими в части абзацев 4, 5, 7, 10, 11, 14, 17, 18, 21, 26 пункта 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 г. № 256 (в редакции постановления от 1 апреля 2011 г. № 93).
На определение может быть подана частная жалоба, прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения определения через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья
ПОПОВ Г.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Верховного суда Республики Марий Эл от 27.09.2011 № 3-11/2011
"О прекращении производства по делу"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru