Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2011 г. по делу № 33-2740/2011

Судья: Перелыгина Г.М.
Докладчик: Степанова В.В.
05 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Степановой В.В.
судей: Уколовой О.В. и Курдюковой Н.А.
при секретаре: С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе заявителя Г. на решение Становлянского районного суда Липецкой области от 18 августа 2011 года, которым постановлено:
Отказать Г. в удовлетворении жалобы о признании действий исполняющей обязанности ТП УФМС РФ З. на отказ в замене паспорта гражданина РФ в установленный срок.
Заслушав доклад судьи Степановой В.В., судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с жалобой на действия начальника ТП УФМС России по Липецкой области в Краснинском районе об отказе в замене паспорта гражданина РФ. В обоснование своих требований указал, что при обращении в Управление Федеральной миграционной службы по Липецкой области в Краснинском районе с заявлением о замене паспорта гражданина РФ в связи с достижением 45-летнего возраста в установленный десятидневный срок он не получил новый паспорт. Ему было предложено предоставить дополнительные документы, подтверждающие постоянное его проживание на территории РФ на 6 февраля 1992 года. Данные документы были истребованы в связи с сомнениями, возникшими в правомерности выдачи паспорта гражданина РФ заявителю в 2002 году. Полагает, что указанные действия являются неправомерными, просил признать действия должностного лица не соответствующими закону, нарушающими его права гражданина РФ, и обязать ТП УФМС России по Липецкой области в Краснинском районе произвести замену паспорта.
В судебном заседании Г. жалобу поддержал, дополнительно пояснил, что предоставить документы о его регистрации в РФ на 6 февраля 1992 года не может, т.к. постановлением Правительства поселок в котором он проживал, ликвидирован, а документы в архив не поступили. Кроме того, полагает, что проживать он мог где угодно, не оспаривает, что жил без регистрации в Киргизии, но был зарегистрирован в РФ.
Исполняющая обязанности начальника ТП УФМС России по Липецкой области в Краснинском районе З. жалобу не признала, суду объяснила, что при проверке документов Г. поданных им для замены паспорта, возникли сомнения в правомерности выдачи ему паспорта гражданина РФ в 2002 году. Для решения вопроса о замене паспорта заявителю было предложено предоставить дополнительные сведения о его проживании на территории РФ на 6 февраля 1992 года. Таких документов им не предоставлено.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе Г. просит отменить решение суда, ссылается на те же доводы, что и в суде первой инстанции.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. ст. 1, 2 Европейской конвенции о гражданстве, подписанной Россией в Страсбурге 6 ноября 1997 г. "гражданство" означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица и каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином.
Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 6) закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
Как установлено судом, 21 июля 2011 года Г. обратился в Управление Федеральной миграционной службы по Липецкой области в Краснинском районе с заявлением о замене паспорта гражданина РФ № <...> выданного <...>, подразделение <...> в связи с достижением 45-летнего возраста. 4 августа 2011 года исполняющим обязанности начальника ТП УФМС России по Липецкой области в Краснинском районе З. ему было предложено предоставить дополнительные документы, подтверждающие постоянное проживание заявителя на территории РФ на 6 февраля 1992 года. Данные документы были истребованы в связи с сомнениями, возникшими в правомерности выдачи паспорта гражданина РФ заявителю в 2002 году.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 828, паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ (п. 1 Приложения).
Согласно п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства РФ, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.
В соответствии с п. "а" ст. 30 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве РФ" определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
В силу п. "а" ст. 5 и ч. 7 ст. 4 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве РФ" гражданами РФ являются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР, определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Согласно ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве РФ" гражданами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона (6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.
Таким образом, исходя из названных норм права, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на 6 февраля 1992 года, если в течение одного года они не заявили о своем желании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г., не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Г. родился <...>, входившей в состав СССР. Проживал по месту рождения до 1984 года.
В период с 1984 года по 1989 год переехал на постоянное место жительства и зарегистрировался в поселке Кулар Усть-Янского района Республики Саха (Якутия), входившего в состав СССР, впоследствии вошедшей в состав РФ.
С 1989 года по 2002 год заявитель проживал в г. Ташкент УССР (впоследствии Республика Узбекистан). Место регистрации осталось прежним (пос. Кулар Усть-Янского района Республики Саха (Якутия)).
С 2002 года зарегистрирован и проживает на территории РФ в с. Красное Липецкой области по адресу: <...>. Имеет паспорт гражданина РФ <...> на основании паспорта <...>, выданного <...>.
Исходя из представленных документов, руководствуясь п. 51 указанного выше Положения, исполняющая обязанности начальника ТП УФМС России по Липецкой области в Краснинском районе З. имела право приостановить процедуру по замене паспорта, поскольку возникли сомнения в обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ заявителю в 2002 году, т.к. отсутствуют доказательства его проживания в РФ на 6 февраля 1992 года, а по имеющимся документам он находился и проживал в это время на территории Республики Кыргызстан.
Административным регламентом Федеральной миграционной службы не предусмотрен срок приостановления данной процедуры. Десятидневный срок, необходимый для замены паспорта, в данном случае учитываться не может, поскольку имеет иную правовую природу. Нарушение 10-ти дневного срока само по себе, как правильно указал суд, не влечет признания действий (бездействие) должностного лица по приостановлению замены паспорта, поскольку проверка правильности и законности выдачи паспорта заявителю подлежит дополнительной проверки.
Учитывая незначительный срок между обращением заявителя в УФМС и обращением с жалобой в суд, судебная коллегия полагает признать временной период, необходимый для установления факта проживания гражданина в РФ на 6 февраля 1992 года, разумным.
Пункт 52 Положения говорит о том, что после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки в котором, указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Условием для признания действий перечисленных выше лиц незаконными является установление судом факта нарушения прав и свобод граждан или создание препятствий к их осуществлению.
В настоящее время решения в отношении Г. не вынесено, проводится проверка, действия сотрудников миграционной службы осуществляются в соответствии с действующим российским законодательством.
Однако, в случае несогласия с вынесенным в дальнейшем в отношении Г. решением должностного лица, которым заявителя признают гражданином РФ или откажут в признании таковым, Г. не лишен возможности обжаловать данное властное волеизъявление по правилам главы 25 ГПК РФ.
При таком положении у суда были основания к отказу Г. в удовлетворении жалобы.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд при разрешении данного спора не учел, что Г. является гражданином РСФСР со дня вступления в силу Закона "О гражданстве от 28.11.1991 года, который действует с 6.02.1992 года, что имея паспорт гражданина РФ в течение многих лет, он не обязан доказывать законность его получения, что проверки не могут проводиться с нарушением сроков оформления документов и с нарушением соответствующего регламента, несостоятельны и не являются основанием к отмене решения суда.
Проверка обоснованности выдачи паспорта Г. в 2002 году проводится работниками УФМС по Липецкой области, как обоснованно признал суд, в соответствии с п. п. 51 - 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, и прав заявителя не нарушает, поскольку мотивированное заключение о результатах проверки не вынесено и ему не отказано в замене паспорта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Становлянского районного суда Липецкой области от 18 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Липецкого областного суда от 05.10.2011 по делу № 33-2740/2011
<В удовлетворении жалобы на действия должностного лица миграционной службы об отказе в замене паспорта гражданина РФ в установленный десятидневный срок отказано, так как, учитывая сомнения в обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ заявителю ввиду отсутствия доказательств его проживания в РФ на 6 февраля 1992 года, должностное лицо правомерно приостановило процедуру по замене паспорта. Проверка обоснованности выдачи паспорта прав заявителя не нарушает, поскольку мотивированное заключение о результатах проверки не вынесено и ему не отказано в замене паспорта>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru