Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2011 г. по делу № А33-7335/2011

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2011 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Рахматуллиной Хатижи Абдрахмановны к Администрации Казачинского района Красноярского края об оспаривании ненормативного акта и возложении обязанности на ответчика выплатить субсидию, с участием в судебном заседании представителя заявителя Э.З. Рахматуллиной на основании доверенности от 11 января 2011 года, протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания М.А. Циммерман,

установил:

индивидуальный предприниматель Рахматуллина Хатижа Абдрахмановна обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Казачинского района Красноярского края об оспаривании уведомления от 14 января 2011 года № 22 "Об отказе в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности", направленном Администрацией Казачинского района Красноярского края индивидуальному предпринимателю Рахматуллиной Хатижи Абдрахмановны, обязании ответчика назначить и выплатить субсидию в размере 200 тыс. руб., взыскании с ответчика морального вреда в размере 1 рубля.
Заявление принято к производству суда. Определением от 17 мая 2011 года возбуждено производство по делу.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании заявитель поддержал требования, по основаниями изложенным в заявлении, полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, так как норма на которую ссылается ответчик в нормативном акте отсутствует.
Ответчик требования не признал, отзыв не представил, своего отношения к заявленным требованиям не выразил, представил документы, имеющие отношение к делу.
Дело рассмотрено по общим правилам искового производства, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц".
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ИП Х.А. Рахматуллина, в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности, обратилась в Администрацию Казачинского района Красноярского края с заявкой на предоставление субсидии от 22 ноября 2010 года.
Администрация Казачинского района в ответ направила заявителю уведомление об отказе в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности от 14 января 2011 года № 22, согласно которому принято решение об отказе в выдаче субсидии, так как в заявке отсутствует рыночная оценка независимого эксперта-оценщика оборудования бывшего в употреблении (основание Положение Постановления администрации Казачинского района от 04.06.2010 г. № 246-п "О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности" (с изменениями от 17.12.2010 г. № 701-п).
Заявитель, полагая, что отказ не соответствует закону, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд исследовал материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в части. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с Постановлением администрации Казачинского района от 24.03.2010 № 133-п "Об утверждении районной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Казачинском районе" на 2010 - 2012 годы", ст. 36 Устава Казачинского района исполняющим обязанности главы администрации района А.Ф. Мощиным утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности (далее Положение).
Положение устанавливает условия и порядок предоставления муниципальной поддержки в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности (далее - субсидии), а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2.6 Положения, субъект малого и среднего предпринимательства, претендующий на получение субсидии, представляет в администрацию района следующие документы:
- заявку на предоставление субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную в срок не позднее 1 января текущего финансового года, заверенную заявителем;
(в ред. Постановления администрации Казачинского района Красноярского края от 17.12.2010 № 701-п)
- справку об отсутствии задолженности перед бюджетом из МРИ ФНС № 6 по Красноярскому краю РФ на последнюю отчетную дату;
- справку об отсутствии задолженности перед бюджетом Казачинского района, предоставленную из финансового управления на последнюю отчетную дату;
- пояснительную записку в произвольной форме, в которой должна содержаться следующая информация:
- перечень производимых товаров и услуг;
- сумма перечисляемых налогов и сборов во все уровни бюджета;
- наличие и создание рабочих мест, уровень заработной платы работников;
- уровень охраны труда на предприятии и социальной защищенности работников;
- мероприятия по расширению номенклатуры и рынка сбыта производимых товаров и услуг, повышению их качества;
- участие в конкурсах и выставках;
- участие в благотворительной деятельности;
- рекомендательные, благодарственные письма, отзывы, копии патентов, дипломов, свидетельств о наградах и пр. документы, отражающие внешнюю оценку деятельности предприятия;
- другие материалы, которые, по мнению участника, могут иметь значение при выборе победителя;
- копии договоров на приобретение основных средств; копии договоров на строительство, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение здания/сооружения, заверенные заявителем;
- копии документов, подтверждающих осуществление платежей на приобретение основных средств и (или) фактические расходы по их созданию, заверенные заявителем;
- для субъектов малого и среднего предпринимательства, применявших в отчетном периоде специальные режимы налогообложения, и индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, - справку об имущественном и финансовом состоянии по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;
- в случае приобретения основных средств - копию акта о приеме-передаче объекта основных средств, заверенную заявителем, либо копии других документов, подтверждающих факт принятия основных средств;


- в случае строительства, производства (изготовления), модернизации, реконструкции, капитального ремонта основных средств - сводный сметный расчет.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения отдел экономики и земельно-имущественных отношений администрации района в течение 30 дней со дня регистрации заявки на получение субсидии рассматривает поступившие документы на соответствие указанным условиям предоставления субсидии, принимает решение о соответствии или несоответствии заявки условиям предоставления субсидии и письменно уведомляет заявителя о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия.
В Положение внесены изменения Постановлением администрации Казачинского района Красноярского края от 17.12.2010 № 701-п "О внесении изменений в Постановление администрации Казачинского района от 04.06.2010 г. № 246-п "О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности", согласно которым
Подпункт 2.2 пункта 2 приложения к Постановлению изложить в следующей редакции:
"2.2. Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным не более чем за двенадцать месяцев до момента обращения за муниципальной поддержкой".
Подпункт 2.6 пункта 2 приложения к Постановлению изложить в следующей редакции:
"2.6. Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную в срок не позднее 1 января текущего финансового года, заверенную заявителем".
Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 04.06.2010.
Заявителем представлена суду копия Постановления администрации Казачинского района Красноярского края от 17.12.2010 № 701-п, заверенная заведующей общего отдела Администрации Казачинского района от 6 апреля 2011 года, согласно пункту 1.3 которого "подпункт 2.6 пункта 7 приложения к постановлению изложить в следующей редакции:
"2.6 копии документов, подтверждающих осуществление платежей на приобретение основных средств и подтверждающие фактические расходы, заверенные заявителем; при приобретении оборудования бывшего в употреблении требуется рыночная оценка независимого эксперта-оценщика".
Постановление администрации Казачинского района Красноярского края от 17.12.2010 № 701-п опубликовано в Казачинской районной общественно-политической газете "Новая жизнь" (№ 51/2 от 17 декабря 2010 года) (копия газеты имеется в деле).
Из содержания опубликованного текста Постановления администрации Казачинского района Красноярского края от 17.12.2010 № 701-п следует, что в Постановлении администрации Казачинского района Красноярского края от 17.12.2010 № 701-п отсутствует пункт 1.3.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 21 "Устава Казачинского района Красноярского края" (принят Решением Казачинского районного Совета депутатов 11.06.1997 № 3-1) правовые акты Главы района, кроме указанных в пункте 3 настоящей статьи, вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не определено иное.
Нормативные правовые акты Главы района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Постановление администрации Казачинского района Красноярского края от 17.12.2010 № 701-п содержит пункт о вступлении в силу после опубликования, следовательно, пункт 1.3 на который ссылается в оспариваемом акте ответчик не имеет юридической силы.
Соответственно, оспариваемый акт не основан на нормах действующего законодательства, не мотивирован, нарушает права и законные интересы заявителя. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, требования заявителя о признании недействительным уведомления от 14 января 2011 года № 22 "Об отказе в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности", направленное Администрацией Казачинского района Красноярского края индивидуальному предпринимателю Рахматуллиной Хатижи Абдрахмановны, подлежит удовлетворению.
Требования заявителя о возложении на ответчика обязанности выплатить субсидию и взыскании с ответчика субсидии в размере 200 тыс. рублей не подлежат удовлетворению, поскольку разрешение вопроса о предоставлении субсидии хозяйствующему субъекту относится к компетенции органа местного самоуправления - администрации Казачинского района, находится за пределами предмета доказывания по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая обстоятельства дела и то, что разрешение вопроса о предоставлении субсидии отнесено к компетенции Администрации Казачинского района Красноярского края, суд пришел к выводу что соразмерным допущенному нарушения прав заявителя является возложение на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в течение 10 дней со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу, заявки индивидуального предпринимателя Рахматуллиной Хатижи Абдрахмановны на предоставление субсидии от 22 ноября 2010 года, в соответствии с действующим законодательством России.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Следовательно, заявитель обязан представить доказательства причинения нравственных или физических страданий в связи с принятием ответчиком оспариваемого акта для подтверждения факта морального вреда и выяснения степени вины причинителя, оценки компенсации и других обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного спора.
Указанные доказательства заявителем не представлены, одного требования о взыскании морального вреда и установления суммы компенсации (1 рубль) не достаточно, следовательно, факт причинения действиями ответчика морального вреда заявителю не доказан, соответствующие требования не могут быть удовлетворены.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Удовлетворить требования индивидуального предпринимателя Рахматуллиной Хатижи Абдрахмановны в части.
Признать недействительным уведомление от 14 января 2011 года № 22 "Об отказе в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности", направленное Администрацией Казачинского района Красноярского края индивидуальному предпринимателю Рахматуллиной Хатижи Абдрахмановны.
Обязать Администрацию Казачинского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в течение 10 дней со дня вступления настоящего судебного акта в законную силу, заявки индивидуального предпринимателя Рахматуллиной Хатижи Абдрахмановны на предоставление субсидии от 22 ноября 2010 года, в соответствии с действующим законодательством России, сообщить арбитражному суду об исполнении настоящего решения.
Взыскать с Администрации Казачинского района Красноярского края в пользу индивидуального предпринимателя Рахматуллиной Хатижи Абдрахмановны судебные расходы в размере 200 рублей государственной пошлины.
В остальной части требований отказать.
Оспариваемый акт проверен на соответствие Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Разъяснить, что решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Н.Н.ФРОЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по делу № А33-7335/2011 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.07.2011 по делу № А33-7335/2011
<Заявление о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом коммерческой деятельности, удовлетворены, поскольку положение нормативного акта местного самоуправления, на которое ссылается ответчик, не имеет юридической силы>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru