Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2011 г. по делу № А33-18468/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 25 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Севастьяновой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
к муниципальному учреждению здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница"
об аннулировании лицензии
при участии:
представителей заявителя: Ковальской Л.Е., действующей на основании доверенности 01.06.2010 № СК-11792 (удостоверение); Лузиной Н.Н., действующей на основании доверенности 02.03.2010 № СК-3943 (удостоверение);
представителя ответчика: Заговор Р.Н. - главного врача МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница" на основании Распоряжения Главы района от 24.03.2008 № 29-р (удостоверение),
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Обуховой Н.А.,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница", ответчик) об аннулировании лицензии № 24.49.01.001.Л.000083.06.06 от 15.06.2006, выданной муниципальному учреждению здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница" на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
Заявление принято к производству суда. Определением от 20.12.2010 возбуждено производство по делу.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что с требованиями заявителя не согласен на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница" осуществляет деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний на основании выданной лицензии № 24.49.01.001.Л.000083.06.06 от 15.06.2006.
Ответчику выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.04.000.М.004016.05.06 от 18.05.2006, подтверждающее соответствие осуществляемой учреждением деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний в бактериологической лаборатории МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница", расположенной по адресу: 663850, Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижний Ингаш, ул. Зеленая, 27, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
18.11.2010 на основании распоряжения главного государственного санитарного врача по городу Канску, Канскому, Абанскому, Дзержинскому, Иланскому, Ирбейскому, Нижнеингашскому, Тасеевскому районам Н.П. Безгодова от 11.10.2010 № 625 и распоряжения о внесении дополнения в распоряжение от 11.10.2010 № 625 заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю А.Н. Еремина от 12.10.2010 № 3867, в отношении муниципального учреждения здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница", расположенного по адресу: 663850, Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижний Ингаш, ул. Ленина, 55, должностным лицом - ведущим специалистом-экспертом отдела регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Догадиной Е.В. проведена плановая выездная проверка.
В ходе проведения проверки бактериологической лаборатории, расположенной по адресу: 663850, Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижний Ингаш, ул. Зеленая, 27, принадлежащей МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница", обнаружены и в протоколе об административном правонарушении от 18.11.2010 № 4888 зафиксированы нарушения законодательства в области лицензирования при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли; осуществление деятельности с грубым нарушением требований и условий лицензии, установленных подпунктом "а" пункта 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 31, а именно: наличие у лицензиата помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и не отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В протоколе об административном правонарушении зафиксированы следующие нарушения требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- не обеспечено разделение помещений бактериологической лаборатории на "чистую" и "заразную" зоны (помещения моечной и средоварочной, где не проводятся работы с патогенными биологическими агентами (ПБА) и являющиеся элементами "чистой" зоны, располагаются между помещениями "заразной" зоны, предназначенными: для обеззараживания материалов, для санитарно-бактериологических исследований, для паразитологических исследований), что является нарушением п. 2.3.7. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" (в редакции п.п. 7 - 9 СП 1.3.2518-09 "Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней");
- не выделено в "заразной" зоне бактериологической лаборатории отдельное помещение для центрифугирования биоматериалов (для работы, связанной с высоким риском образования аэрозоля), что является нарушением п. 2.3.32. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней";
- при отсутствии отдельного помещения для центрифугирования биоматериалов не оборудовано боксом биологической безопасности, обеспечивающим физическую защиту работающего персонала, воздуха, поверхностей рабочей зоны, окружающей среды от исследуемых микроорганизмов, отдельное рабочее место, предназначенное для проведения этого вида работы, что является нарушением п. 2.3.30. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней";
- в наборе помещений "чистой" зоны бактериологической лаборатории отсутствует отдельное помещение для стерилизации питательных сред и лабораторной посуды (стерилизационной), что при выполнении работ с ПБА III - IV групп патогенности не допускается и является нарушением п. 2.3.7. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" (в редакции п. п. 7 - 9 СП 1.3.2518-09 "Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней");
- не устранены в помещениях бактериологической лаборатории дефекты поверхностей потолков (трещины, отслаивание краски), а также пола (надрывы и неровности линолеумного покрытия), затрудняющие проведение качественной влажной уборки и нарушающие устойчивость к действию моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением п. 2.3.11. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" и п. п. 4.2., 11.14. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
- наличие осевого форточного вентилятора не обеспечивает герметичность окна в помещении "заразной" зоны бактериологической лаборатории, используемом для санитарно-бактериологических исследований, что является нарушением п. 2.3.13. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней";
- отсутствует оснащение окон в помещениях бактериологической лаборатории, расположенной на первом этаже здания, металлическими решетками, не нарушающими правил пожарной безопасности, что является нарушением п. 2.3.13. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней";
- не оборудованы микробиологические помещения бактериологической лаборатории, используемые для работ с ПБА, автономной системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащенной фильтром тонкой очистки на выходе, вследствие чего воздух из этих помещений посредством естественного воздухообмена поступает в помещения, не связанные с работой с ПБА, а также посредством использования вытяжного шкафа и осевого форточного вентилятора - в окружающую среду, что не обеспечивает биологическую безопасность и является нарушением п. 6.12. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" и п. 2.3.24. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" (в редакции п. 13 СП 1.3.2518-09 "Дополнения и изменения № 1 к СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней");
- отсутствует отделка мест установки раковин, эксплуатация которых связана с возможным увлажнением стен и перегородок, керамической плиткой или другими влагостойкими материалами, что является нарушением п. 4.6. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
- в помещениях "заразной" зоны бактериологической лаборатории используется лабораторная мебель (рабочие столы, шкафы, тумбы) из древесины, что не допускается и является нарушением п. 2.3.17. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней";
- не представлены сведения о метрологическом контроле термометров, используемых для измерения температуры в рабочих камерах термостатов, что является нарушением п. 2.3.15. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней";
- размещение лабораторного оборудования (парового стерилизатора), предназначенного для стерилизации лабораторной посуды и питательных сред, в автоклавной, расположенной в "заразной" зоне бактериологической лаборатории и предназначенной для обеззараживания материалов, не обеспечивает поточность движения ПБА III - IV групп патогенности, что является нарушением п. 2.3.5. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней";
- не соблюдается периодичность в осуществлении контроля за соблюдением требований санитарных правил к условиям труда в бактериологической лаборатории в целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест производственных помещений на работоспособность и здоровье персонала (не представлен протокол измерений параметров микроклимата за теплый период 2010 года, подтверждающий соблюдение частоты измерений показателей), что является нарушением п. 7.1. СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений";
- не соответствуют требованиям к искусственному освещению в соответствии с п. 3.3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" указанные в протоколе измерений физических факторов Испытательного лабораторного центра Филиала в г. Канске ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 06.10.2010 № 607 (аттестат аккредитации № rC3H.RU.H,OA.086.03, зарегистрирован в Едином реестре № POCC.RU.0001.510640, действителен до 12.12.2013; средства измерения: прибор комбинированный "ТКА-ПК", зав. № 41114, поверка действительна до 22.06.2011 и мультитестер РММ-600, зав. № 5738480, поверка действительна до 03.06.2011 г.) уровни искусственной освещенности в производственных помещениях бактериологической лаборатории: в помещении для гельминтологических исследований в показателе 112 Лк (при нормативе - 300 Лк), в помещении средоварочной в показателе 120 Лк (при нормативе - 200 Лк), в помещении для санитарно-бактериологических исследований в показателе 120 Лк (при нормативе - 400 Лк), в помещении моечной в показателе 50 Лк (при нормативе - 200 Лк), в помещении для бактериологических исследований (в протоколе - комната исследований на кишечные и капельные инфекции) в показателе 110 Лк (при нормативе - 400 Лк), в помещении приема анализов в показателе 150 Лк (при нормативе - 200 Лк), что является нарушением п. 7.5. СанПиН 2.1.3. 2630-10 "Санитарно-гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
В протоколе административным органом сделан вывод о том, что несоблюдение требований санитарных правил при осуществлении работ, в том числе связанных с высоким риском образования аэрозоля, с материалами, подозрительными на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также отсутствие мер по созданию безопасных условий труда и не проведение противоэпидемических мероприятий создают реальную угрозу здоровью людей (персонала) и возникновения инфекционных заболеваний.
Административным органом был составлен протокол от 18.11.2010 № 6 о временном запрете деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в бактериологической лаборатории МУЗ "Н-Ингашская ЦРБ", расположенной по адресу: пгт. Нижний Ингаш, ул. Зеленая, 27, на срок с "18" ноября 2010 года до "22" ноября 2010 года включительно.
В соответствии с определением от 22.11.2010 № 6924, вынесенным заместителем главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю А.Н. Ереминым, материалы дела были направлены в Нижнеингашский районный суд Красноярского края.
Постановлением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 30.11.2010 МУЗ "Нижнеингашская ЦРБ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности бактериологической лаборатории на срок 5 (пять) суток, с зачетом в период временного запрета деятельности с 19 по 23 ноября 2010 года.
На основании постановления Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 30.11.2010 о применении меры административного наказания за нарушение лицензионных требований и условий в виде административного приостановления лицензируемого вида деятельности Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю действие лицензии от 15.06.2006 № 24.49.01.001.Л.000083.06.06 на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, предоставленной МУЗ "Нижнеингашская ЦРБ" было приостановлено, о чем внесена соответствующая запись в Реестр лицензий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и уведомлено юридическое лицо.
В адрес ответчика Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю направлено уведомление от 01.12.2010 № ДВ-26788 о приостановлении действия лицензии, в соответствии с которым Управление указало на необходимость устранения нарушений, повлекших административное приостановление лицензируемого вида деятельности, в срок до 06.12.2010.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю МУЗ "Нижнеингашская ЦРБ" вместе с сопроводительным письмом от 02.12.2010 № 2475 направлен приказ главного врача МУЗ "Нижнеингашская ЦРБ" Заговор Р.Н. от 19.11.2010 № 301 о прекращении деятельности бактериологической лаборатории на 5 суток с 19.11.2010 по 23.11.2010 включительно.
В связи с тем, что МУЗ "Нижнеингашская ЦРБ" не представило в установленный срок в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю сведения об устранении учреждением нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой административное приостановление лицензируемого вида деятельности лицензиата, лицензирующий орган обратился в суд с настоящим заявлением об аннулировании лицензии.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлены следующие основные понятия:
- лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Абзацем 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Иных оснований для аннулирования лицензии Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено.


Частью 3 статьи 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что действие лицензии прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
В силу подпункта 55 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
На основании статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, в том числе деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, подлежат лицензированию.
В соответствии с положениями пунктов 1.4, 2.1.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - VI групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитных болезней" деятельность юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, связанная с использованием патогенно-биологических агентов (ПБА), в том числе ПЦР-диагностика осуществляется на основании лицензии.
Из пункта 2 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 31, следует, что лицензированию подлежит деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных (микроорганизмов, в том числе генетически измененных, бактериальных токсинов, простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения I - IV групп патогенности, их производственных, музейных штаммов и санитарно-показательных микроорганизмов, материалов, зараженных или с подозрением на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I - IV групп патогенности).
Данное Положение распространяется на организации, которые используют в своей деятельности и осуществляют воздействие на возбудителей инфекционных заболеваний (выращивание, изменение и т.д.).
Из анализа данных правовых норм следует, что для осуществления юридическим лицом деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, требуется наличие специального разрешения (лицензии).
В соответствии Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы (пункт 5.2 Положения о Роспотребнадзоре).
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе является:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям, установленным статьями 24 и 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарными правилами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Суд полагает, что основания для аннулирования лицензии № 24.49.01.001.Л.000083.06.06 от 15.06.2006, выданной муниципальному учреждению здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница" на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний отсутствуют, на основании следующего.
Из материалов дела следует, что МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница" осуществляет деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний на основании выданной лицензии № 24.49.01.001.Л.000083.06.06 от 15.06.2006.
В ходе проведения проверки административным органом установлены нарушения МУЗ "Нижнеингашская ЦРБ" законодательства в области лицензирования при осуществлении деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
На основании постановления Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 30.11.2010 действие лицензии от 15.06.2006 № 24.49.01.001.Л.000083.06.06 на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, предоставленной МУЗ "Нижнеингашская ЦРБ", было приостановлено.
В адрес ответчика Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю направлено уведомление от 01.12.2010 № ДВ-26788 о приостановлении действия лицензии, в соответствии с которым Управление указало на необходимость устранения нарушений, повлекших административное приостановление лицензируемого вида деятельности, в срок до 06.12.2010.
МУЗ "Нижнеингашская ЦРБ" не представило в установленный срок в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю сведения об устранении учреждением нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой административное приостановление лицензируемого вида деятельности лицензиата.
Факт не устранения в неустановленный срок нарушений санитарных правил, устанавливающих требования по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний (СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами 3 - 4 группы патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных заболеваний"), а также не приведения в соответствие помещений и оборудования, находящегося у учреждения, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности, с требованиями, установленными подпунктом "а" п. 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, подтверждается материалами дела и учреждением не оспаривается.
Таким образом, при обращении в суд с настоящим заявлением об аннулировании лицензии заявитель руководствовался частью 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", так как учреждением в установленный срок, не устранены нарушения лицензионных требований и условий, повлекшие за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Следовательно, установленные законом условия обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии административным органом были соблюдены.
Вместе с тем, лишение лицензии в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможность заниматься определенным видом деятельности и соответственно является мерой государственного принуждения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 14-П от 12.05.1998, Постановлении № 13-П от 30.07.2001, Определении № 244-О от 14.12.2000 неоднократно подчеркивал, что меры государственного принуждения должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (ст. 8, ч. 1); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34, ч. 1); право частной собственности охраняется законом (ст. 35, ч. 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35, ч. 3).
Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данному конституционному предписанию корреспондируют положения Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), а также положение части первой статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которому государство имеет право обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами и для обеспечения уплаты налогов или других сборов и штрафов.
По смыслу статьи 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, учитывая исключительный характер рассматриваемой меры государственного принуждения (аннулирования лицензии), арбитражный суд не может ограничиться формальным анализом обстоятельств, свидетельствующих о нарушении лицензиатом требований законодательства, вправе (обязан) оценить обстоятельства, установленные лицензирующим органом при принятии решения об обращении в арбитражный суд за аннулированием лицензии.
Из материалов дела следует, что учреждение осуществляет медицинскую деятельность (включая проведение медицинских экспертиз) по видам работ и услуг согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности, полученной в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 2.3 Устава).
МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница" осуществляет деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний на основании выданной лицензии № 24.49.01.001.Л.000083.06.06 от 15.06.2006.
В ходе проведения проверки 18.11.2010 бактериологической лаборатории, расположенной по адресу: 663850, Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижний Ингаш, ул. Зеленая, 27, обнаружены нарушения законодательства в области лицензирования при осуществлении медицинской деятельности, выразившиеся в наличии у лицензиата помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности не отвечающих требованиям, установленным законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Нарушения, выразившееся: в отсутствии отделки мест установки раковин, эксплуатация которых связана с возможным увлажнением стен и перегородок, керамической плиткой или другими влагостойкими материалами; в не представлении сведений о метрологическом контроле термометров, используемых для измерения температуры в рабочих камерах термостатов; в не соблюдении периодичности осуществления контроля за соблюдением требований санитарных правил к условиям труда в бактериологической лаборатории в целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест производственных помещений на работоспособность и здоровье персонала; в не соответствии требованиям к искусственному освещению, учреждением устранены. Указанная информация письмом от 09.12.2010 № 2601 представлена и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Горяеву Д.Д.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды № 840 от 11.07.2005 МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница" переданы во временное владение и пользование административное здание расположенные по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижний Ингаш, ул. Зеленая, 27, для размещения больницы.
Судом установлено, что согласно пунктам 3.3.6, 3.3.7 названного договора аренды учреждение приняло на себя обязательства не производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемых помещений. Неотделимые улучшения арендуемых помещений возможно производить только с разрешения арендодателя - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю. Стоимость таких улучшений не возмещается по окончании срока аренды. Все произведенные отделимые улучшения переданного в аренду имущества являются собственностью арендатора.
В связи с тем, что здание больницы требует капитального ремонта, денежные средства из федерального бюджета на реконструкцию здания не выделяются, 07.04.2009 администрация муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края инициировала передачу административного здания расположенного по адресу: пос. Нижний Ингаш, Нижнеингашского района, Красноярского края, ул. Зеленая, 27, в муниципальную собственность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 года № 374, о чем с адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю направлено письмо от 07.04.2009 № 483.
Вместе с тем, судом установлено, что до настоящего времени не решен вопрос о передаче федерального имущества - здания бактериологической лаборатории МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница", расположенного по адресу: 663850, Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижний Ингаш, ул. Зеленая, 27, в муниципальную собственность муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края.
Таким образом, здание бактериологической лаборатории, переданное по договору аренды № 840 от 11.07.2005, в настоящее время является нераспределенным федеральным имуществом и выделение муниципальных бюджетных денежных средств на устранение выявленных нарушений (на ремонт и переоборудование здания бактериологической лаборатории, находящегося в федеральной собственности) администрацией муниципального образования Нижнеингашского района Красноярского края будет являться нецелевым использованием бюджетных денежных средств.
Ответчик указывает, что им разработан план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в здании бактериологической лаборатории, который в настоящее время находится на утверждении у главы администрации Нижнеингашского района Красноярского края.
Более того, 23.12.2010 в адрес министерства здравоохранения Красноярского края направлено письмо № 3570 о необходимости выделения финансовых средств для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения лицензионного контроля, в рамках плановой выездной проверки, в отношении муниципального учреждения здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница".
Таким образом, учреждением предпринимаются необходимые меры для приведения в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства помещений и оборудования, принадлежащих учреждению на праве аренды, необходимых для осуществления им лицензируемого вида деятельности.
Кроме того, как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика бактериологическая лаборатория МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница" является единственным профильным учреждением на территории Нижнеингашского района, которая обслуживает население общей численностью 34 540. Ближайшая бактериологическая лаборатория находится в городе Канске, в шестидесяти километрах от пгт. Нижний Ингаш.
На территории Нижнеингашского района находится Краевая психиатрическая больница на 700 мест, Краевой психоневрологический интернат на 120 мест, коррекционная школа на 90 учащихся, Павловский детский дом на 65 воспитанников, четыре общеобразовательные школы, 15 средних школ, 14 детских садов, учащиеся и воспитанники которые обслуживаются на базе данной бактериологической лаборатории.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что аннулирование лицензии от 15.06.2006 № 24.49.01.001.Л.000083.06.06 на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний в бактериологической лаборатории МУЗ "Нижнеингашская центральная районная больница", расположенной по адресу: 663850, Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижний Ингаш, ул. Зеленая, 27, повлечет неблагоприятные последствия для жителей Нижнеингашского района, так как у медицинского учреждения без проведения лабораторных исследований будет отсутствовать реальная возможность для оказания своевременной, квалифицированной медицинской помощи больным, обратившимся в муниципальное учреждение здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница".
Учитывая, что:
- аннулирование лицензии является чрезмерным ограничением прав и законных интересов учреждения;
- ряд нарушений, выявленных в ходе проведения проверки и послужившими основанием для приостановлении деятельности учреждением устранены;
- в соответствии с договором аренды переданное учреждению имущество находится в федеральной собственности, перепланировка и переоборудования которого договором не предусмотрена;
- у учреждения отсутствует достаточное финансирование для устранения выявленных нарушений (конструктивные изменения здания);
- учреждение осуществляет деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний в бактериологической лаборатории, закрытие которой повлечет неблагоприятные последствия для жителей Нижнеингашского района, так как у медицинского учреждения без проведения лабораторных исследований будет отсутствовать реальная возможность для оказания своевременной, квалифицированной медицинской помощи больным, - суд приходит к выводу о том, что просимая заявителем мера государственного принуждения является явно несоразмерной совершенному муниципальному учреждению здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница" нарушению, приведет к нарушению баланса публичных и частных интересов, в связи с чем основания для аннулирования лицензии от 15.06.2006 № 24.49.01.001.Л.000083.06.06, выданной муниципальному учреждению здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница", отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю об аннулировании лицензии от 15.06.2006 № 24.49.01.001.Л.000083.06.06, выданной муниципальному учреждению здравоохранения "Нижнеингашская центральная районная больница".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.05.2011 по делу № А33-18468/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.02.2011 по делу № А33-18468/2010
<В удовлетворении заявленных требований об аннулировании лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, отказано, поскольку закрытие бактериологической лаборатории повлечет неблагоприятные последствия для жителей района, так как у медицинского учреждения без проведения лабораторных исследований будет отсутствовать реальная возможность для оказания медицинской помощи больным>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru