Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2011 г. по делу № А29-3140/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года, полный текст решения изготовлен 25 июля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья "Росток" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>),
к Муниципальному учреждению "Центр жилищных расчетов и субсидий" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о взыскании 168 976 руб. 32 коп. долга
при участии:
от истца: О.С. - по доверенности от 20.50.2011 г.

установил:

Товарищество собственников жилья "Росток" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" и к Муниципальному учреждению "Центр жилищных расчетов и субсидий" о взыскании солидарно 168 976 руб. 32 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.09.2010 г. по 30.04.2011 г. и обязании Муниципального учреждения "Центр жилищных расчетов и субсидий" оплачивать ежемесячные счета-фактуры за оказанные услуги на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
До принятия судебного акта ТСЖ "Росток" уточнило исковые требования (заявление от 20.07.2011 г.) и просит взыскать с Муниципального учреждения "Центр жилищных расчетов и субсидий" 168 976 руб. 32 коп. долга.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Поскольку процессуальным законодательством истцу предоставлено право уменьшить размер исковых требований, по настоящему делу судом рассматриваются уточненные требования ТСЖ "Росток".
МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий" исковые требования ТСЖ "Росток" не признает, указав в отзыве на то, что при определении площадей, исходя из которых истец исчисляет размер приходящейся на долю ответчика платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, не учитывается то, что в жилом доме по адресу: г. Усинск, ул. Нефтяников, 36, располагается лишь часть занимаемых МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий" нежилых помещений общей площадью 259,9 кв.м, остальная часть нежилых помещений общей площадью 568,7 кв.м является блок-пристройкой к жилому дому; что часть нежилых помещений в жилом доме занимают иные лица (ООО Торговое предприятие "Солнышко", ООО "Лукойл-Информ" и предприниматель Г.Н.).
Администрация муниципального образования городского округа "Усинск" в отзыве указывает на то, что МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий" занимает в здании по адресу: г. Усинск, ул. Нефтяников, 36, нежилые помещения площадью не более 100 кв.м, при этом к иным лицам, которые фактически пользуются нежилыми помещениями (предприниматель Г.Н., ООО "Лукойл-Информ", ООО "Усинский городской информационный центр" и ОАО "Коми энергосбытовая компания") требования о внесении платы за ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома истцом не предъявляются; что ни Администрация МО ГО "Усинск", ни МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий" членами ТСЖ "Росток" не являются, договора на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с ТСЖ "Росток" не имеют.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчиков.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.07.2011 г. до 21.07.2011 г.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование городского округа "Усинск" является собственником нежилого помещения общей площадью 830 кв.м, расположенного на первом этаже дома по адресу: г. Усинск, ул. Нефтяников, 36; право собственности на указанный объект зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 12.08.2009 г. (свидетельство о государственной регистрации права <...>, том 1, лист 60).
Указанное помещение передано в оперативное управление МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий", что подтверждается договором о закреплении за Муниципальным учреждением "Центр жилищных расчетов и субсидий" муниципального имущества на праве оперативного управления от 01.11.1999 г., заключенного на неопределенный срок (том 1, листы 123 - 125).
В 2008 году собственниками помещений многоквартирных жилых домов, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: г. Усинск, ул. Нефтяников, 36, было принято решение о создании с целью управления многоквартирными домами Товарищества собственников жилья "Росток", которое было зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Усинску 04.07.2008 г.
Решением общего собрания ТСЖ "Росток", проведенного в форме заочного голосования, был установлен размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 25 руб. 85 коп. за кв.м в месяц (протокол заочного голосования общего собрания ТСЖ "Росток" от 19.07.2008 г., том 1, лист 97).
Аналогичный тариф на территории муниципального образования "Город Усинск" установлен решением Совета муниципального округа "Город Усинск" № 116 от 03.02.2005 г. "Об утверждении тарифа (стоимости) на услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и отдельно стоящих зданий".
Поскольку в период с 01.09.2010 г. по 30.04.2011 г. плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме ни собственником нежилого помещения общей площадью 830 кв.м, расположенного по адресу: г. Усинск, у. Нефтяников, 36, ни МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий", которому указанное помещение передано в оперативное управление, не вносилась, ТСЖ "Росток" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 г. установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Пунктом 1 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Исходя из вышеизложенного, МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий", которому расположенные в многоквартирном доме нежилые помещения переданы в оперативное управление, в силу прямого указания закона обязано нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом исходя из площади помещений; при этом отсутствие договорных отношений с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не освобождает собственника помещения от обязанности возместить управляющей организации расходы по содержанию и ремонту дома в части пропорциональной площади занимаемого помещения.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса РФ лицо, неосновательно пользовавшееся чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Пунктом 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с указанной нормой решение об установлении тарифов на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества были приняты общим собранием ТСЖ "Росток" и являются обязательными для всех собственников помещений (в том числе нежилых) многоквартирного дома, в том числе для МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий".
Довод ответчика о том, что истец неправомерно определяет размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома исходя из площади 817,10 кв.м, поскольку в жилом доме по адресу: г. Усинск, ул. Нефтяников, 36, располагается лишь часть занимаемых МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий" нежилых помещений общей площадью 259,9 кв.м, остальная часть нежилых помещений общей площадью 568,7 кв.м является блок-пристройкой к жилому дому, а часть помещений в жилом доме занимают иные лица (ООО Торговое предприятие "Солнышко", ООО "Лукойл-Информ" и предприниматель Г.Н.), судом во внимание не принимается исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопреки требованиям указанной нормы доказательства обоснованности своих возражений (документы, подтверждающие выделение земельного участка для возведения постройки, технические паспорта на помещения, расположенные в жилом доме, и пристройку к дому, документы, подтверждающие, что спорные помещения принадлежат иным лицам на праве собственности или ином вещном праве, в силу чего на них возлагается обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома) ответчиком не представлены.
Кроме того, наличие у МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий" обязанности нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома исходя из площади помещений 830 кв.м установлена вступившими в законную силу судебными актами по делу № А29-7510/2010, в рамках которого рассматривались требования ТСЖ "Росток" о взыскании задолженности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с января по август 2010 года, которые в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
В подтверждение того, что ТСЖ "Росток" осуществляло содержание общего имущества многоквартирного дома, истцом представлены договоры, акты приемки выполненных работ (оказанных услуг) и платежные документы, подтверждающие оплату работ (услуг).
Поскольку ответчик доказательств того, что работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома истцом не выполнялись или выполнялись ненадлежащим образом, не представил, требование ТСЖ "Росток" о взыскании с МУ "Центр жилищных расчетов и субсидий" задолженности подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся на ответчика.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Исковое заявление Товарищества собственников жилья "Росток" удовлетворить.
2. Взыскать с Муниципального учреждения "Центр жилищных расчетов и субсидий", находящегося по адресу: Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, дом 36, зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования "Город Усинск" 06.10.1998 г. за № 1213, в пользу Товарищества собственников жилья "Росток" 168 976 руб. 32 коп. долга и 6 069 руб. 29 коп. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
3. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
4. Возвратить Товариществу собственников жилья "Росток" из федерального бюджета 3 267 руб. 31 коп. государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
5. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.07.2011 по делу № А29-3140/2011
<Исковые требования о взыскании задолженности по оплате работ за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома удовлетворены, поскольку собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, при этом отсутствие договорных отношений с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества, не освобождает собственника помещения от обязанности возместить управляющей организации расходы по содержанию и ремонту дома>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru