Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2011 г. по делу № А29-4185/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года, полный текст решения изготовлен 14 июля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми (ИНН: 1105002864, ОГРН: 1041100745586)
к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 26302 (в связи с деятельностью филиала - войсковой части 96876) (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о взыскании 174 882 руб. налога и 1 996 руб. 57 коп. пени
без участия в судебном заседании представителей сторон

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 26302 (в связи с деятельностью филиала - войсковой части 96876) 174 882 руб. водного налога за 4 квартал 2010 года и 1 996 руб. 57 коп. пени за его несвоевременную уплату, начисленных по состоянию на 05.03.2011 г.
Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились; Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя; ответчик отзыв по существу заявленных требований не представил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
Как следует из материалов дела, ФБУ - войсковая часть 26302 в Межрайонную Инспекцию ФНС № 2 по РК была представлена налоговая декларация по водному налогу за 4 квартал 2010 года, согласно которой находящийся в г. Печоре филиал ФГУ - войсковая часть 26302 осуществляет забор воды из подземных источников; исчисленная к уплате сумма налога составляет 174 882 руб.
По данным налогового органа, обязанность по уплате водного налога за 4 квартал 2010 года ответчиком не исполнена.
Так как в установленные сроки налог не уплачен, Межрайонной Инспекцией ФНС № 2 по РК на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за просрочку платежа в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в сумме 1 996 руб. 57 коп. (по состоянию на 05.03.2011 г.).
В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога и пени № 1289 от 05.03.2011 г. были направлены в адрес ФБУ - войсковая часть 26302 и его филиала - войсковой части 96876 заказными письмами 11.03.2011 г. Так как требование не исполнено, Межрайонная Инспекция ФНС № 2 по РК, руководствуясь подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с заявлением о взыскании с ФБУ - войсковая часть 26302 налога и пени.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из видов пользования водными объектами, признаваемым объектом налогообложения водным налогом, признается забор воды из водных объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 229-ФЗ от 27.07.2010 г.) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления водного объекта для осуществления специального и (или) особого водопользования был установлен Водным кодексом Российской Федерации № 167-ФЗ от 16.11.1995 г., который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие Водного кодекса РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006 г.
Согласно статье 86 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 г. использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.
Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
Перечень видов специального водопользования был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 70 от 23.03.2005 г., согласно которому к специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением стационарных, передвижных и плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из водных объектов.
В соответствии со статьей 87 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 г. для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства Российской Федерации.
В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов.
Согласно статье 83 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 г. лицензия на пользование поверхностными водными объектами выдается лицензирующим органом в области водопользования, а лицензия на пользование подземными водными объектами выдается совместно с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр.
Пунктом 2 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма была введена Федеральным законом № 73-ФЗ от 03.06.2006 г. "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в связи с вступлением в силу с 01.01.2007 г. нового Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно Водному кодексу РФ, введенному в действие с 01.01.2007 г., система лицензирования пользования поверхностными водными объектами отменена; предоставление водного объекта в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, при этом взимается плата за пользование водным неналогового характера.
Частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В силу Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21.02.1992 г. "О недрах" (в редакции Федерального закона № 118-ФЗ от 14.07.2008 г.) предоставление недр в пользование для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, осуществляется по решению комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая должна содержать условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона № 73-ФЗ от 03.06.2006 г. "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Исходя из вышеуказанных норм при заборе воды из подземных водных объектов плательщиками водного налога являются организации, которым право пользования водным объектом было предоставлено в установленном порядке; осуществление водопользования при отсутствии правоустанавливающих документов является нарушением действующего законодательства и не влечет возникновение обязанности по уплате водного налога.
Несмотря на предложение суда (определение от 20.06.2011 г.) документы, подтверждающие предоставление ответчику в установленном порядке права пользования водным объектом, налоговый орган не представил.
Как указано в письме Межрайонной Инспекции ФНС № 2 по РК № 03-21/1/07394 от 13.07.2011 г., ФБУ - войсковая часть 26302 осуществляет забор воды из подземных водных объектов при отсутствии разрешительных документов.
Таким образом, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не представил доказательства того, что ответчик является плательщиком водного налога.
Разрешительные документы, выданные Государственному учреждению войсковой части 96876, не могут быть приняты во внимание в качестве доказательств наличия у ФБУ - войсковая часть 26302 предоставленного в установленного порядке права осуществлять пользование подземными водными объектами исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Министром обороны Российской Федерации 08.07.2010 г. был издан приказ № 857 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Космических войск, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации", согласно которому Государственное учреждение войсковая часть 96876 подлежит реорганизации путем присоединения к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 26302.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц запись о прекращении деятельности Государственного учреждения войсковая часть 96876 в Единый государственный реестр юридических лиц не внесена.
Поскольку до настоящего времени реорганизация Государственного учреждения войсковая часть 96876 путем присоединения к Федеральному бюджетному учреждению - войсковая часть 26302 не завершена, Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 26302 не является правопреемником Государственного учреждения войсковая часть 96876, в том числе, в части права пользования водным объектом.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации организации, которым право пользования водными объектами в установленном порядке не предоставлено, плательщиками водного налога не являются, на ФБУ - войсковая часть 26302 не может быть возложена обязанность по уплате водного налога и соответствующих сумм пени, основанием для начисления которых является уплата причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
То обстоятельство, что ответчик представил в Межрайонную Инспекцию ФНС № 2 по РК налоговую декларацию по водному налогу, безусловным основанием для направления ему требования об уплате налога и пени и их взыскания не является, поскольку в силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации указанная налоговая декларация подлежала камеральной налоговой проверке, в ходе которой должен был быть, в том числе, решен вопрос о том, является ли лицо, представившее налоговую декларацию, плательщиком налога.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми отказать.
2. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2011 по делу № А29-4185/2011
<В удовлетворении иска налогового органа к федеральному бюджетному учреждению (в связи с деятельностью его филиала) о взыскании водного налога и пени отказано, поскольку ответчик не является правопреемником в части права пользования водным объектом>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru