Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2011 г. по делу № А14-11679/2010

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 февраля 2011 г.
Муниципальное предприятие Калачеевского района Воронежской области "Г" (далее - заявитель, Предприятие, МП "Г") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Воронежской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) от 04.10.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", необходимых для государственной регистрации документов.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (от 17.01.2011 г., № 03-11/00457).
Как следует из материалов дела, МП "Г" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.09.2001 г., о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись <...>.
02.06.2009 г. собственником Предприятия - Администрацией Калачеевского муниципального района Воронежской области принято решение № 24 о ликвидации МП "Г", ликвидатором назначен Щ.В.С.; а также вынесено соответствующее постановление № 290.
24.06.2009 г. в "В" № 24(229) за июнь 2009 года опубликовано сообщение о ликвидации Общества.
27.09.2010 г. заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
04.10.2010 г. регистрирующий орган, рассмотрев представленные документы, вынес решение об отказе Предприятию в государственной регистрации, сославшись при этом на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод Инспекции о непредставлении Предприятием необходимых для государственной регистрации документов, определенных пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При этом, ответчик в своем решении указал на наличие у заявителя, по сведениям отдела анализа, отчетности и урегулирования задолженности Инспекции, задолженности по обязательным платежам в сумме 9 043 812 руб., которая не внесена в ликвидационный баланс Предприятия (по строке 624 в графе 3, 4).
Полагая, что названное решение противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование своих требований заявитель сослался на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации. Суду пояснил, что задолженность по налогам и сборам в сумме 116 704 руб. им погашена; обязанность включить в ликвидационный баланс задолженность в сумме 8 927 108 руб., по мнению заявителя, у него отсутствует.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик сослался на правомерность оспариваемого решения, указал на наличие у Предприятия, по данным Инспекции, задолженности в сумме 8 927 108 руб. Довод заявителя о погашении задолженности в сумме 116 704 руб. представитель ответчика подтвердил в ходе судебного заседания.
Регистрирующий орган суду пояснил, что обращался к ликвидатору Предприятия с требованием № 09-05/10947 от 24.09.2009 г. о включении в ликвидационный баланс спорных сумм, однако письмом от 21.10.2009 г. ликвидатор отказался признать предъявленные требования.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ).
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен в статье 63 ГК РФ.
Согласно пункту 5 названной статьи после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 вышеназванного закона в государственной регистрации может быть отказано в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу пункта 4 статьи 22 Закона № 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27.09.2010 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по решению Администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области от 02.06.2009 г. В данном заявлении ликвидатором подтверждено, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
При этом заявителем представлен полный пакет документов в соответствии с требованиями статьи 21 Закона № 129-ФЗ. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, регистрирующим органом не оспаривается.
Решением Инспекции от 04.10.2010 г. Предприятию отказано в государственной регистрации. Основанием для вынесения данного решения послужил вывод регистрирующего органа о недостоверности указанных в заявлении сведений, а именно, Инспекция полагает, что заявителем нарушен порядок добровольной ликвидации, в частности, в ликвидационном балансе не отражена задолженность по обязательным платежам в сумме 9 043 812 руб. Данные обстоятельства ответчик посчитал равнозначными непредставлению ликвидационного баланса.
Указанный вывод Инспекции суд считает ошибочным на основании следующего.
Как установлено судом, регистрирующим органом направлялось в адрес Предприятия требованием № 09-05/10947 от 24.09.2009 г. о включении в ликвидационный баланс спорных сумм, однако письмом от 21.10.2009 г. ликвидатор отказался признать предъявленные требования.
Как следует из банковских квитанций от 04.06.2010 г., копии которых имеются в материалах дела, и подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле, данных в ходе рассмотрения дела, часть указанной задолженности на сумму 116 704 руб. погашена заявителем.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2010 г. по делу № А14-20303/2009 требования Инспекции об обязании включить сумму задолженности по обязательным платежам по состоянию на 24.06.2009 г. в размере 8 927 108 руб. в ликвидационный баланс Предприятия признаны неправомерными, в их удовлетворении отказано судом.
На основании части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, у Предприятия отсутствовала обязанность по внесению в ликвидационный баланс сведений о задолженности по обязательным платежам в сумме 9 043 812 руб.
Следовательно, вывод Инспекции о нарушении заявителем порядка ликвидации, а значит, и о недостоверности представленного ликвидационного баланса, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Довод регистрирующего органа о том, что за Предприятием спорная сумма задолженности числится по сведениям отдела анализа, отчетности и урегулирования задолженности Инспекции, отклонен судом за несостоятельностью.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Предприятием представлены все документы, предусмотренные статьей 21 Закона № 129-ФЗ, суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации названного юридического лица в связи с его ликвидацией.
На основании изложенного, учитывая, что оспариваемое решение противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы МП "Г", принимая во внимание положения части 4 статьи 200 АПК РФ, заявленные требования следует удовлетворить, решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Воронежской области от 04.10.2010 г. следует признать недействительным.
В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина в сумме 2 000 руб. относится на ответчика, однако последний освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявителем государственная пошлина не уплачивалась в связи с предоставленной судом отсрочкой, в связи с чем у ответчика не возникла обязанность по возмещению данных судебных расходов заявителя.
Руководствуясь Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьями 7 - 11, 65, 110, 167 - 170, 198 - 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Воронежской области от 04.10.2010 г. по отказу в государственной регистрации прекращения деятельности муниципального предприятия Калачеевского района Воронежской области "Г" в связи с его ликвидацией как не соответствующее Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Воронежской области устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов муниципального предприятия Калачеевского района Воронежской области "Г" (ИНН <...>, ОГРН <...>) путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении его деятельности в связи с ликвидацией.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2011 по делу № А14-11679/2010
Так как заявителем представлены все документы, предусмотренные ст. 21 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд пришел к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru