АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 февраля 2011 г. по делу № А14-11679/2010
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 21 февраля 2011 г.
Муниципальное предприятие Калачеевского района Воронежской области "Г" (далее - заявитель, Предприятие, МП "Г") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 9 по Воронежской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) от 04.10.2010 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом
от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", необходимых для государственной регистрации документов.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (от 17.01.2011 г., № 03-11/00457).
Как следует из материалов дела, МП "Г" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.09.2001 г., о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись <...>.
02.06.2009 г. собственником Предприятия - Администрацией Калачеевского муниципального района Воронежской области принято решение № 24 о ликвидации МП "Г", ликвидатором назначен Щ.В.С.; а также вынесено соответствующее постановление № 290.
24.06.2009 г. в "В" № 24(229) за июнь 2009 года опубликовано сообщение о ликвидации Общества.
27.09.2010 г. заявитель обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
04.10.2010 г. регистрирующий орган, рассмотрев представленные документы, вынес решение об отказе Предприятию в государственной регистрации, сославшись при этом на подпункт "а" пункта 1 статьи 23
Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод Инспекции о непредставлении Предприятием необходимых для государственной регистрации документов, определенных пунктом 1 статьи 21
Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При этом, ответчик в своем решении указал на наличие у заявителя, по сведениям отдела анализа, отчетности и урегулирования задолженности Инспекции, задолженности по обязательным платежам в сумме 9 043 812 руб., которая не внесена в ликвидационный баланс Предприятия (по строке 624 в графе 3, 4).
Полагая, что названное решение противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование своих требований заявитель сослался на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации. Суду пояснил, что задолженность по налогам и сборам в сумме 116 704 руб. им погашена; обязанность включить в ликвидационный баланс задолженность в сумме 8 927 108 руб., по мнению заявителя, у него отсутствует.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик сослался на правомерность оспариваемого решения, указал на наличие у Предприятия, по данным Инспекции, задолженности в сумме 8 927 108 руб. Довод заявителя о погашении задолженности в сумме 116 704 руб. представитель ответчика подтвердил в ходе судебного заседания.
Регистрирующий орган суду пояснил, что обращался к ликвидатору Предприятия с требованием № 09-05/10947 от 24.09.2009 г. о включении в ликвидационный баланс спорных сумм, однако письмом от 21.10.2009 г. ликвидатор отказался признать предъявленные требования.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК
РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом
.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198
АПК РФ).
В силу пункта 2 статьи 61
Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК
РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен в статье 63
ГК РФ.
Согласно пункту 5 названной статьи
после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 5 статьи 63
ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63
ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом
от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон
№ 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 5
Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23
вышеназванного закона в государственной регистрации может быть отказано в случае непредставления определенных данным Федеральным законом
необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно пункту 1 статьи 21
Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1
- 8 пункта 2 статьи 6
и пунктом 2 статьи 11
Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9
Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу пункта 4 статьи 22
Закона № 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21
настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27.09.2010 г. заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по решению Администрации Калачеевского муниципального района Воронежской области от 02.06.2009 г. В данном заявлении ликвидатором подтверждено, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
При этом заявителем представлен полный пакет документов в соответствии с требованиями статьи 21
Закона № 129-ФЗ. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, регистрирующим органом не оспаривается.
Решением Инспекции от 04.10.2010 г. Предприятию отказано в государственной регистрации. Основанием для вынесения данного решения послужил вывод регистрирующего органа о недостоверности указанных в заявлении сведений, а именно, Инспекция полагает, что заявителем нарушен порядок добровольной ликвидации, в частности, в ликвидационном балансе не отражена задолженность по обязательным платежам в сумме 9 043 812 руб. Данные обстоятельства ответчик посчитал равнозначными непредставлению ликвидационного баланса.
Указанный вывод Инспекции суд считает ошибочным на основании следующего.
Как установлено судом, регистрирующим органом направлялось в адрес Предприятия требованием № 09-05/10947 от 24.09.2009 г. о включении в ликвидационный баланс спорных сумм, однако письмом от 21.10.2009 г. ликвидатор отказался признать предъявленные требования.
Как следует из банковских квитанций от 04.06.2010 г., копии которых имеются в материалах дела, и подтверждается пояснениями лиц, участвующих в деле, данных в ходе рассмотрения дела, часть указанной задолженности на сумму 116 704 руб. погашена заявителем.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2010 г. по делу № А14-20303/2009 требования Инспекции об обязании включить сумму задолженности по обязательным платежам по состоянию на 24.06.2009 г. в размере 8 927 108 руб. в ликвидационный баланс Предприятия признаны неправомерными, в их удовлетворении отказано судом.
На основании части 2 статьи 69
АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, у Предприятия отсутствовала обязанность по внесению в ликвидационный баланс сведений о задолженности по обязательным платежам в сумме 9 043 812 руб.
Следовательно, вывод Инспекции о нарушении заявителем порядка ликвидации, а значит, и о недостоверности представленного ликвидационного баланса, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Довод регистрирующего органа о том, что за Предприятием спорная сумма задолженности числится по сведениям отдела анализа, отчетности и урегулирования задолженности Инспекции, отклонен судом за несостоятельностью.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Предприятием представлены все документы, предусмотренные статьей 21
Закона № 129-ФЗ, суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации названного юридического лица в связи с его ликвидацией.
На основании изложенного, учитывая, что оспариваемое решение противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы МП "Г", принимая во внимание положения части 4 статьи 200
АПК РФ, заявленные требования следует удовлетворить, решение Межрайонной ИФНС России № 9 по Воронежской области от 04.10.2010 г. следует признать недействительным.
В силу статьи 110
АПК РФ госпошлина в сумме 2 000 руб. относится на ответчика, однако последний освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37
Налогового кодекса Российской Федерации. Заявителем государственная пошлина не уплачивалась в связи с предоставленной судом отсрочкой, в связи с чем у ответчика не возникла обязанность по возмещению данных судебных расходов заявителя.
Руководствуясь Федеральным законом
от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статьями 7
- 11
, 65
, 110
, 167
- 170
, 198
- 201
АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Воронежской области от 04.10.2010 г. по отказу в государственной регистрации прекращения деятельности муниципального предприятия Калачеевского района Воронежской области "Г" в связи с его ликвидацией как не соответствующее Федеральному закону
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Воронежской области устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов муниципального предприятия Калачеевского района Воронежской области "Г" (ИНН <...>, ОГРН <...>) путем внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении его деятельности в связи с ликвидацией.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.