Предполагается, что заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках будет увеличиваться. В результате напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственной службе занятости, в расчете на одну заявленную вакансию) в 2014 году составит 1,0 - 0,9 человека против 1,4 человека в 2010 году.
Рост фонда заработной платы в 2010 году к 2009 году составил 110,9%, что обусловлено темпами экономического развития региона.
Фонд заработной платы на прогнозируемый период определен с учетом изменения численности работников предприятий и организаций, роста объема производства (работ, услуг), а также темпов роста номинальной среднемесячной заработной платы работников.
В целом прогнозируется, что фонд заработной платы в 2014 году по отношению к 2010 году возрастет в 1,4 - 1,5 раза. В 2012 году, по прогнозу, - на 7,1 - 10,1%, в 2013 году - на 10,6 - 10,9%, в 2014 году - на 10,6 - 11,2%.
Справочно: в связи с отсутствием статистических данных по распределению численности населения по возрастным группам (трудоспособный возраст, моложе и старше трудоспособного) с учетом предварительных итогов ВПН-2010 раздел "Труд и занятость" разработан на основе статистических данных по состоянию на 1 января 2010 года.
Развитие социальной сферы
Показатели прогноза развития отраслей социальной сферы Тверской области рассчитаны на основании действующей нормативной правовой базы с учетом состояния социальной инфраструктуры и тенденций ее развития в последние годы, реализации приоритетных национальных проектов на территории области, а также складывающейся демографической ситуации.
Численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), в 2010 году составляла 50,9 тыс. детей, в 2011 году оценивается на уровне 52,0 тыс. детей. Прогнозируемый дальнейший рост показателя до 52,6 тыс. детей - по I варианту прогноза и 53,1 тыс. детей - по II варианту в 2014 году будет определяться как ростом численности дошкольников, так и планируемым увеличением мощности образовательных учреждений, оказывающих соответствующие услуги.
Показатель обеспеченности ДОУ в 2010 году на 3,9% превышает показатель 2009 года, что обусловлено в основном одномоментным пересчетом вместимости детских садов в соответствии с изменениями норматива площади на одного ребенка, установленными СанПиН 2.4.1.2660-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Установленные нормативы площади на одного ребенка позволяют увеличивать наполняемость групп до 25 детей.
Планируемое снижение обеспеченности в 2011 году определяется превышением роста численности детей дошкольного возраста над темпами ввода в эксплуатацию детских садов.
Для ликвидации очередности и снижения числа переполненных групп администрации муниципальных образований области идут по пути организации дошкольных групп и групп кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, открытия после проведения ремонта ранее закрытых или перепрофилированных детских садов, строительства новых дошкольных образовательных учреждений.
В 2012 - 2014 годах в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области планируется строительство и реконструкция зданий под детские сады в Твери, Торжке, Западной Двине, Спирово, Ржеве, Бологовском, Калининском, Конаковском и Торжокском районах на 0,8 - 1,5 тыс. мест.
В 2014 году обеспеченность ДОУ составит 674,9 места и 675,0 мест на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет по I и II вариантам соответственно.
В рамках реализации ведомственной целевой программы департамента образования Тверской области, долгосрочной целевой программы
Тверской области "Развитие образования Тверской области на 2009 - 2012 годы", мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" проводится оптимизация сети общего образования, улучшается материально-техническое оснащение базовых школ, что позволяет увеличить долю учащихся, обучающихся в условиях, соответствующих региональным стандартам.
Численность обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в 2010/11 учебном году составляла 116,27 тыс. человек, что практически соответствует уровню 2009/10 учебного года. Начиная с 2010 года в области прогнозируется рост численности детей в возрасте 7 - 17 лет, что обуславливает тенденцию роста учащихся школ. К 2014/15 учебному году численность школьников к уровню 2010/11 учебного года увеличится на 0,7% и 0,8% по I и II вариантам прогноза соответственно.
Численность обучающихся в вечерних (сменных) школах в 2010/11 учебном году составляла 3389 человек, или 89% к уровню 2009/10 учебного года. Оценка 2011/12 учебного года - 3270 человек. В прогнозируемом периоде численность обучающихся вечерних школ планируется сохранять на уровне текущего года по II варианту и на уровне 3149 человек - по I варианту прогноза.
Численность обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях будет сохраняться на сложившемся уровне - около 1,2% от численности школьников дневных школ.
Некоторое увеличение численности детей и подростков школьного возраста в условиях завершения строительства двух сельских школ общей мощностью 258 мест (в деревнях Степурино Старицкого района и Святое Осташковского района) не позволит улучшить ситуацию со сменностью обучения.
К 2013/14 учебному году удельный вес школьников, занимающихся в I смену, составит 90,6% и 90,7% соответственно по I и II вариантам прогноза, в том числе в городской местности - 88,5 - 88,6%. В сельской местности за счет строительства двух школ и оттока учащихся сменность занятий составит по вариантам прогноза 99,75% и 99,8%.
В 2010 году численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования (далее - НПО) составила 10364 человека, в 2011 году запланировано обучить 10310 человек. Предпринимаемые меры по поддержке и реформированию системы НПО, а также рост численности детей и подростков 7 - 17 лет позволяют прогнозировать стабилизацию численности учащихся учреждений НПО на уровне 10,2 - 10,3 тыс. человек.
Численность студентов средних специальных учебных заведений в прогнозируемом периоде (далее - ССУЗы) будет незначительно падать, что обусловлено тенденциями прошлых лет, связанных прежде всего с приоритетным выбором школьниками высшего образования.
Выпуск специалистов ССУЗов в 2014 году составит 5760 специалистов по I варианту прогноза и 5900 специалистов - по II варианту против 6342 человек в 2010 году. В 2011 году выпуск специалистов, получивших среднее профессиональное образование, оценивается на уровне 6180 человек.
Контингент обучающихся в учреждениях высшего образования (далее - ВУЗы) на начало 2010/11 учебного года составлял 42842 человека, в том числе в государственных ВУЗах и филиалах - 35378 человек. Прогнозируемая тенденция незначительного роста числа студентов (в 2014 году 100,4% и 100,8% к уровню 2010 года соответственно по I и II вариантам прогноза) определяется востребованностью программ обучения, реализуемых ВУЗами для граждан всех возрастных категорий.
Выпуск специалистов ВУЗов, рассчитанный с учетом цифр приема прошлых лет и динамики контингента обучающихся, составит в 2014 году по вариантам прогноза соответственно 8430 и 8470 специалистов против 8391 человека в 2010 году.
В отрасли "Здравоохранение" продолжается оптимизация коечного фонда муниципальных учреждений, обусловленная переходом отрасли на оплату медицинской помощи за пролеченный случай, что заставляет учреждения самостоятельно сокращать неэффективно работающие круглосуточные койки или переводить их в стационарозамещающие.
Динамика значений показателей обеспеченности по отрасли "Здравоохранение" в 2010 году объясняется учетом кадрового потенциала и мощности медицинских учреждений системы УФСИН, ранее не представлявших данные в Тверьстат, а также изменением показателей численности населения, рассчитанных с учетом переписи населения.
Показатель обеспеченности больничными койками, значение которого в 2010 году составляло 108,4 койки на 10 тыс. населения, в прогнозируемом периоде будет снижаться, что характерно как для России в целом, так и для областей ЦФО. В 2013 году обеспеченность больничными койками по вариантам прогноза составит 101,0 и 102,0 койки на 10 тыс. населения, что соответствует рекомендуемому федеральному нормативу (102 больничные койки на 10 тыс. населения), в 2014 году значения показателя не изменятся.
Развитие стационарозамещающих технологий обусловит рост обеспеченности стационарами дневного пребывания с 13,8 койки на 10 тыс. населения в 2010 году до 14,1 и 14,2 койки на 10 тыс. населения по I и II вариантам прогноза в 2014 году. Доля коек дневных стационаров в 2014 году в общем объеме коечного фонда составит 13,9% по двум вариантам прогноза (рекомендуемый параметр - 14%).
Показатели обеспеченности койками интенсивного и восстановительного лечения, койками для лечения хронических больных не прогнозировались ввиду отсутствия соответствующих показателей в статистической отчетности.
Показатель обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями будет расти как за счет ввода поликлинических учреждений, организации и оснащения офисов врачей общей практики, развития негосударственного сектора здравоохранения, так и вследствие демографических факторов. В прогнозируемом периоде планируется осуществить реконструкцию поликлиники ЦРБ в городе Старице на 360 посещений в смену, строительство детской поликлиники в городе Ржеве на 150 посещений в смену.
В 2014 году показатель обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями составит по I варианту прогноза 214,1 посещения на 10 тыс. населения, по II варианту - 214,3 посещения, что выше рекомендуемого федерального норматива (181,5 посещения на 10 тыс. населения).
Показатель обеспеченности врачами составит в 2010 году 53,1 человека на 10 тыс. населения, или 102,9% к уровню 2009 года, что связано с вводом в действие областного перинатального центра, а также с учетом врачебного потенциала медицинских учреждений УФСИН.
Значительное превышение рекомендуемого федерального норматива (41,0 врач на 10 тыс. жителей) определяется в основном функционированием на территории области медицинской академии, имеющей обширную клиническую базу, и медицинских училищ.
К 2014 году показатель обеспеченности врачами изменится незначительно и составит по I варианту прогноза 53,7 человека на 10 тыс. населения, по II варианту - 53,8 человека. Рост численности врачебного персонала будет обусловлен дальнейшим развитием семейных практик, а также привлечением высококвалифицированных специалистов для реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи жителям области.
Для решения проблемы оказания качественной первичной медицинской помощи жителям сельской местности в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" в области продолжается работа по подготовке кадров, организации и оснащению офисов врачей общей практики. В 2010 году на территории области осуществляли деятельность 248 офисов врачей общей практики, показатель обеспеченности врачами общей практики составил 1,8 врача на 10 тыс. населения.
В прогнозируемом периоде показатели варианта прогноза рассчитаны с учетом достижения к 2013 году числа врачей общей практики, обозначенных в Послании Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области на 2011 год (276 человек), показатели II варианта рассчитаны с учетом предложений муниципальных образований Тверской области по развитию общесемейных практик. В 2014 году обеспеченность врачами общей практики по I варианту прогноза составит 2,1 врача на 10 тыс. населения, по II варианту - 2,3 врача.
Обеспеченность средним медицинским персоналом в 2011 году превысит уровень 2010 года и достигнет 105,0 человек на 10 тыс. населения. В прогнозируемом периоде планируется стабилизация численности среднего медицинского персонала областных и муниципальных учреждений здравоохранения, определяющим фактором изменения показателя будет динамика численности постоянного населения области. В 2014 году показатель составит 106,2 человека по I варианту и 106,3 - по II варианту прогноза, что не превысит рекомендуемого федерального норматива (114,3 человека на 10 тыс. населения), и потребность в данных специалистах не будет в полной мере удовлетворена.
Прогнозируемый рост показателя числа заболеваний, зарегистрированных у больных с впервые установленным диагнозом, обусловлен как высокой долей часто болеющих пожилых людей в структуре населения области, так и планируемым повышением выявляемости случаев заболевания посредством проведения диспансеризации населения в рамках мероприятий по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".
Показатель обеспеченности стационарными учреждениями социального обслуживания для престарелых и инвалидов (взрослых и детей) Тверской области в 2010 году составил 38,1 места на 10 тыс. жителей, в 2011 году оценивается на уровне 38 мест, что выше рекомендуемого федерального норматива (30 мест на 10 тыс. жителей). Снижение показателя в 2011 году обусловлено оптимизацией коечного фонда в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов (взрослых и детей).
В прогнозируемом периоде сеть данных учреждений не будет претерпевать изменений. Определяющим фактором динамики показателя в 2012 - 2014 годах будет снижение численности населения в прогнозируемом периоде. В 2014 году обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания для престарелых и инвалидов (взрослых и детей) составит 38,5 места по I варианту и 38,3 места по II варианту прогноза.
Наряду со стационарными учреждениями социального обслуживания для престарелых и инвалидов (взрослых и детей) в прогнозируемом периоде продолжат свое развитие такие формы социального обслуживания населения, как социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, предоставление временного приюта.
В 2010 году обеспеченность общедоступными библиотеками составила 64,6 учреждения на 100 тыс. населения (100,2% к уровню 2009 года), в 2011 году оценивается на уровне 65,1 учреждения (100,6% к уровню 2010 года).
На фоне незначительного сокращения сети публичных библиотек в 2012 - 2014 годах динамика показателя будет определяться прежде всего темпами сокращения численности населения в прогнозируемом периоде. В 2014 году показатель обеспеченности общедоступными библиотеками повысится по I варианту прогноза до 65,8 учреждения на 100 тыс. населения, по II варианту - до 66,0 учреждений.
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа в 2010 году составила 61,2 учреждения на 100 тыс. населения (99,7% к уровню 2009 года), что связано с закрытием 20 учреждений культурно-досугового типа в сельской местности.
В 2011 году и прогнозируемом периоде динамика значений показателя будет определяться демографическими факторами и продолжением в муниципальных образованиях Тверской области работы по оптимизации сети учреждений культурно-досугового типа.
Показатель обеспеченности учреждениями культурно-досугового типа в 2011 году составит 61,0 учреждение на 100 тыс. населения, к 2014 году он достигнет по I варианту прогноза - 60,7 учреждения, по II варианту - 61,8 учреждения.
Обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на одного жителя Тверской области на 01.01.2011 составила 27,8 кв. м, что больше среднероссийского показателя на 21,9% и показателя по Центральному федеральному округу на 14,0%.
Прогнозируемый в 2011 - 2014 годах прирост жилищного фонда на фоне более высоких темпов сокращения численности населения области по I варианту обусловит рост показателя обеспеченности населения площадью жилых квартир по I варианту прогноза на 7,0% к уровню 2010 года, по II варианту - на 6,5%. Ожидается, что к концу 2014 года на одного жителя области будет приходиться 29,6 - 29,7 кв. м общей площади жилых помещений.
Стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам, в 2010 году составила 13246355 тыс. рублей. Фактический уровень платежей населения за жилье и коммунальные услуги в прошлом году сократился на 2,8 процентного пункта и составил 90,7% от стоимости предоставленных жилищно-коммунальных услуг.
В 2011 году в условиях продолжающегося роста цен на энергоресуры и материалы объем предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг, по оценке, вырастет на 12,8% и составит 14941888 тыс. рублей. Доля участия населения в покрытии экономически обоснованной стоимости услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства повысится до 91,2%.
В 2012 - 2014 годах на фоне инфляционных процессов в экономике продолжится рост стоимости услуг жилищно-коммунальных хозяйств. По I варианту прогноза стоимость услуг жилищно-коммунальных хозяйств вырастет в 2014 году к 2010 году в 1,58 раза и составит 20896858 тыс. рублей, по II варианту - в 1,65 раза и составит 21864446 тыс. рублей. Проводимая в городских округах и муниципальных районах области работа по доведению установленного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения до 100% от стоимости услуг, а также по улучшению собираемости платежей с населения за оказанные услуги позволит повысить фактическую долю участия населения в покрытии затрат жилищно-коммунальных предприятий к 2014 году до 94% по I варианту прогноза и до 95,0% по II варианту.
Предприятиями и организациями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками за 2010 год введено в действие 452,3 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что составляет 100,4% к уровню 2009 года. Индивидуальными застройщиками введено в действие 235,2 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что составляет 52,0% от общего ввода жилья по области.
Для строительства жилья на территории области работают крупные инвестиционные компании ЗАО "Группа компаний СУ-155" (жилые комплексы "Мамулино-2", "Радужный") и ООО "Финанс Инвест" (жилой комплекс "Брусилово"). Продолжается работа по формированию и предоставлению земельных участков под жилищное строительство. Тверская область является участником подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы
"Жилище" на 2011 - 2015 годы.
По итогам 2010 года Тверская область в Центральном федеральном округе по вводу жилых домов заняла 10 место.
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования в 2011 году оценивается в объеме 475 тыс. кв. м.
Ввод жилых домов в 2012 году прогнозируется в объеме 510 тыс. кв. м по I варианту и 520 тыс. кв. м по II варианту прогноза, в 2013 году соответственно 516 - 526 тыс. кв. м, в 2014 году - 605 - 615 тыс. кв. м.
В прогнозируемом периоде планируется опережающий рост малоэтажного жилищного строительства, включая индивидуальное строительство.
Достижению прогнозных показателей будет способствовать реализация региональной целевой программы
"Развитие жилищного строительства в Тверской области в 2011 - 2015 годах", утвержденной Постановлением Администрации Тверской области от 07.02.2011 № 24-па, а также долгосрочной целевой программы
Тверской области "Развитие малоэтажного жилищного строительства в Тверской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Администрации Тверской области от 29.12.2010 № 659-па.
Охрана окружающей среды
Прогнозные показатели раздела "Охрана окружающей среды" рассчитаны с учетом основных направлений государственной политики в области экологии и увязаны с намерениями предприятий и организаций по рациональному использованию природных ресурсов и их сохранению.
Объем инвестиций в природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования уменьшился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 16,5% и составил 2528,7 млн. рублей, что обусловлено в основном сокращением объемов инвестиций, направленных Калининской АЭС на строительство системы оборотного водоснабжения и полигонов по утилизации, обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных и бытовых отходов в рамках строительства четвертого энергоблока. В структуре источников инвестирования природоохранных объектов в 2010 году преобладали собственные средства предприятий (81,0%).
Ожидается, что в 2011 - 2012 годах Калининской АЭС продолжится вложение значительных средств в природоохранные мероприятия (81,6 - 84,8% от общего объема инвестиций), что обеспечит долю собственных средств предприятий в структуре инвестиций в размере 91,7% и 94,4% соответственно.
В 2013 - 2014 годах общий объем инвестиционных вложений в природоохранные мероприятия по I варианту составит соответственно 530 млн. рублей и 610 млн. рублей, по II варианту - 562 млн. рублей и 648 млн. рублей. Значительное снижение инвестиционных вложений объясняется завершением работ на Калининской АЭС. Капитальные вложения планируется направить на строительство установок газопылеулавливающих устройств, станций нейтрализации стоков, реконструкцию очистных сооружений в городах Тверь, Кимры, Бологовском и Ржевском районах и других муниципальных образованиях области.
Объем сброса загрязненных сточных вод в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 6,7%, что связано прежде всего с ростом объемов промышленного производства области, в 2011 году предполагается увеличение значений показателя на 0,8% от уровня 2010 года. В 2012 - 2014 годах прогнозируется ежегодное увеличение объемов сброса загрязненных сточных вод: по I варианту - на 0,7 - 1,5%, по II варианту на 0,6 - 1,1%. Более низкие темпы роста показателя по II варианту определяются планируемым увеличением инвестиционных вложений предприятий на совершенствование технологий очистки стоков, своевременным проведением необходимых плановых ремонтов на очистных сооружениях и т.д.
Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 7,9%, в 2011 году ожидается увеличение на 2,0% от уровня 2010 года. В прогнозируемом периоде увеличение объема выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения обусловлено планируемым ростом объемов промышленного производства: ежегодный рост показателя составит по I варианту прогноза 1,6 - 2,2%, по II варианту - 0,5 - 1,6%. Более низкие темпы по II варианту объясняются проведением на предприятиях области работ по реконструкции пылеулавливающих установок, совершенствованием технологии очистки выбросов.
Объем водопотребления по области в 2010 году составил 102,5% к уровню 2009 года. В прогнозируемом периоде на фоне увеличения объемов промышленного производства и жилищного строительства по I варианту прогноза ежегодный рост показателя составит 0,7 - 1,5%, по II варианту - 0,6 - 1,1%.
Объем оборотного и повторно-последовательного использования воды в 2010 году остался на уровне 2009 года. В 2011 - 2012 годах увеличение показателя в значительной степени связано с расширением мощностей оборотной системы водоснабжения на Калининской АЭС, доля которой в общем объеме составляет более 97%. Рост показателя в 2011 году составит 115,4%, в 2012 году по вариантам прогноза - 146,3% и 147,1%. В 2013 - 2014 годах в связи с завершением работ и пуском в 2012 году четвертого энергоблока Калининской АЭС планируемое увеличение объемов оборотного и повторно-последовательного использования воды (на 0,4 - 4,2% по I варианту прогноза, на 0,5 - 4,3% по II варианту) обусловлено ростом объемов промышленного производства.
Туризм
Показатели по разделу "Туризм" в прогнозе социально-экономического развития Тверской области на период до 2014 года разработаны на основе данных комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области.
В индустрии туризма Тверской области в 2010 году функционировали 175 объектов размещения туристов на 18210 мест. Рост числа мест размещения туристов произошел благодаря вводу в строй новых объектов и завершению работ по реконструкции уже действующих. Введено в строй пять новых объектов размещения: гостиничный комплекс "Радуга" (город Западная Двина), гостиница "Эридан" (Андреапольский район), база отдыха ООО "Нестеровское охотхозяйство" и база отдыха "Чичатское" (Бельский район). Общее число введенных в эксплуатацию новых мест для размещения туристов составило 145 единиц.
Тенденция увеличения въездных потоков последних лет сохранилась и в 2010 году. Общее число туристов, посетивших область, в 2010 году составило 1280,0 тыс. человек и превысило показатели 2009 года на 4,9%, что обусловлено в первую очередь ростом предложений в сфере событийного туризма и продвижением на рынке новых туристских продуктов.
Количество иностранных посетителей, прибывших на территорию Тверской области в 2010 году, по сравнению с 2009 годом увеличилось и составило 32,1 тыс. человек (прирост на 11,1%).
Количество российских посетителей из других регионов в 2010 году составило 1247,9 тыс. человек (увеличилось на 4,8% к уровню 2009 года) - это 97,5% от общего количества туристов, посетивших Тверскую область в 2010 году.
Средняя продолжительность пребывания туриста в 2010 году сохранилась на уровне 2009 года и составляет 5 дней. Средний процент загрузки коллективных средств размещений составил 60%, что обусловлено низкой загрузкой средств размещения в осеннее-зимний период 2010 года.
2010 год стал благоприятным для выездного туризма. Количество выезжавших в поездки жителей региона составило 158,2 тыс. человек (на 5,6% больше, чем в 2009 году), при этом большая часть поездок была совершена в регионы Российской Федерации (85,5% от общего количества).
В 2010 году турфирмами и гостиницами Тверской области было предоставлено услуг на сумму 127586,2 тыс. долларов США (на 19,6% больше, чем в 2009 году).
Количество иностранных туристов, которые планируют посетить Тверскую область в 2011 году, оценивается в 33,7 тыс. человек. В основном это иностранные граждане, прибывающие в регион с целью осуществления деловых и профессиональных контактов, оздоровления, развлечения и отдыха, посещения родственников.
Количество жителей региона, которые планируют выехать в поездки в текущем году в целях развлечения и отдыха, посещения знакомых и родственников, а также оздоровления, оценивается в 170,4 тыс. человек.
Объемы потребления иностранных посетителей в 2011 году оцениваются в сумме 8682,9 тыс. долларов США и включают в себя услуги размещения в гостиницах области, общественного питания, экскурсионного и музейного обслуживания, а также внутрирегионального транспорта.
Объемы затрат жителей региона на поездки в 2011 году оцениваются в сумме 77975,0 тыс. долларов США и включают в себя услуги приобретения путевок на оздоровительные и туристические цели, развлечение и отдых.
В 2012 году прогнозируется рост количества иностранных посетителей до 34,3 - 34,9 тыс. человек, который составит 101,8 - 103,6% к уровню 2011 года. Предполагаемое увеличение обусловлено имеющимся потенциалом туристской привлекательности региона, историческим и культурным наследием, а также перспективой улучшения социально-экономического развития области. В 2013 - 2014 годах сохранится тенденция роста количества иностранных посетителей. Таким образом, к 2014 году количество иностранных посетителей составит 37,7 тыс. человек по I варианту прогноза и 39,9 тыс. человек по II варианту.
В прогнозируемый период возрастет количество выезжающих в поездки жителей региона в 2012 году до 180,3 - 183,7 тыс. человек благодаря ожидаемому росту благосостояния населения региона, а также растущей популярности среди жителей региона туров выходного дня. В результате к 2014 году продолжится рост количества выезжающих в поездки жителей области до 207,0 тыс. человек по I варианту прогноза и 218,8 тыс. человек по II варианту.
Объемы потребления иностранных туристов в 2012 году прогнозируются в сумме 9449,9 - 9589,0 тыс. долларов США, что обусловлено как увеличением общего потока иностранных туристов в регион, так и вводом в строй новых объектов размещения туристов, а также ростом цен на услуги в сфере внутреннего туризма, в том числе за счет повышения класса ряда гостиниц и предоставления услуг более высокого уровня. Эта тенденция продолжится в 2013 - 2014 годах. Таким образом, к 2014 году объемы потребления иностранных туристов возрастут на 13,1 - 14,6% по I и II вариантам прогноза соответственно.
Объемы затрат жителей региона на поездки в 2012 году прогнозируются в сумме 88851,8 - 90288,6 тыс. долларов США, что обусловлено ростом количества поездок жителей региона, доходов населения и, как следствие, его покупательной способности, а также доступностью цен на путевки. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем. К 2014 году объемы затрат жителей региона на поездки увеличатся на 14,9 - 16,5% по двум вариантам прогноза.
Объемы потребления российских посетителей в 2012 году прогнозируются в сумме 451285,0 - 458842,8 тыс. долларов США и составят 109,9 - 111,7% к уровню 2011 года. В среднесрочной перспективе до 2014 года увеличение объемов потребления российских посетителей прогнозируется как за счет роста общего числа российских посетителей из других регионов, что обусловлено ростом предложений в сфере событийного туризма, так и за счет предоставления услуг более высокого класса. В связи с этим данный показатель в 2014 году увеличится на 15,0 - 16,5% по I и II вариантам прогноза соответственно.
Индексы потребительских цен на услуги в сфере внутреннего туризма прогнозируются с учетом ожидаемых темпов инфляции по видам экономической деятельности: транспортные услуги, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, экскурсионные услуги и услуги общественного питания.