ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. № 2-8650/10
(извлечение)
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора (в защиту интересов неопределенного круга лиц) о признании противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпунктов 2
, 4.1
, 4.2
и приложений № 1
, 2
постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005),
установил:
Приморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд об отмене п. п. 2
, 4.1
, 4.2
и приложения № 1
, 2
постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005), ссылаясь на то, что указанные выше пункты оспариваемого постановления и приложения № 1
, 2
данного постановления в настоящее время являются противоречащими требованиям действующего законодательства и подлежат отмене по следующим основаниям. Так, пунктом вторым
указанного постановления главой администрации города Владивостока утверждены и введены в действие с 01.02.2003 нормативы накопления бытовых отходов, указанные нормативы закреплены в приложениях № 1
и № 2
к указанному постановлению. Пунктами 4.1
и 4.2
постановления рекомендовано предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, руководствоваться в своей хозяйственной деятельности установленными в приложениях к указанному постановлению
нормативами. Согласно п. 24 ст. 16
Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009) к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с требованиями п. п. 3
, 4
, 4.1 ст. 17
указанного Федерального Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа имеют полномочия на создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Иные полномочия в области тарифной политики у органов местного самоуправления отсутствуют. Аналогичные требования в части полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления закреплены в ст. 8
Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008). При этом установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами законодателем отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами (ст. 5
Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 30.12.2008). Так, согласно ст. 5
Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. При этом определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов предназначенных для использования и(или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". То есть установление администрацией г. Владивостока нормативов обязательных для групп потребителей в указанной сфере противоречат всем вышеприведенным требованиям действующего федерального законодательства. Таким образом, исполнение органом местного самоуправления в лице администрации г. Владивостока функций, связанных с нормированием деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере образования отходов не может рассматриваться как деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поскольку противоречит требованиям ст. 5
Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 30.12.2008) и ст. 5
Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, в соответствии с которыми установление государственных стандартов, правил, нормативов в сфере обращения с отходами отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 7
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону
, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статьей 48
Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. В связи с чем 11.03.2010 за № 7-3-19-2010 природоохранным прокурором в адрес главы администрации г. Владивостока внесен протест
об отмене подпунктов 2
, 4.1
, 4.2
, и приложения № 1
, 2
постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в ред. постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005). Между тем, 25.03.2010 в адрес прокурора поступил ответ на указанный протест, в соответствии с которым заместитель главы администрации города Владивостока Т. не находит оснований для удовлетворения законных требований прокурора. В соответствии с требованиями пп. 4
решения Думы г. Владивостока № 21 от 16.08.2001 "О порядке опубликования и вступления в силу решений Думы города Владивостока и иных нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока" (в ред. решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 № 34) официальным опубликованием решения Думы города Владивостока, нормативного правового акта главы администрации города Владивостока считается первая публикация их текста в одном из следующих изданий: газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья". Однако первоначальный вариант оспариваемого постановления
№ 72 от 17.01.2003 не был опубликован, а опубликованым является только постановление
администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005, данные обстоятельства также свидетельствуют о нарушении администрацией г. Владивостока, установленного пп. 1
решения Думы г. Владивостока № 21 от 16.08.2001 "О порядке опубликования и вступления в силу решений Думы города Владивостока и иных нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока" (в ред. решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 № 34) порядка вступления нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока в законную силу. Просит суд признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпункты 2
, 4.1
, 4.2
и приложения № 1
, 2
постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005) и обязать администрацию г. Владивостока опубликовать решение суда в официальных изданиях г. Владивостока газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья".
В судебном заседании помощник прокурора поддержала основания и доводы заявления в полном объеме. Просит суд признать противоречащим закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпункты 2
, 4.1
, 4.2
и приложения № 1
, 2
постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005).
В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока, действующая на основании доверенности, возражала по поводу предъявленных требований, пояснив, что нормативно-правовой акт должен быть опубликован официально, такими изданиями являются газеты: "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья", однако оспариваемый акт не был опубликован и в законную силу не вступил. Просит требования оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 2
постановления администрации города Владивостока Приморского края 72 от 17.01.2003 "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" утверждены и введены в действие с 01.02.2003 нормативы накопления бытовых отходов согласно приложению № 1
и приложению № 2
.
Из подпункта 4.1
указанного постановления следует, что при заключении договора с потребителями руководствоваться указанными в приложении № 1
и приложении № 2
нормами накопления бытовых отходов, сроками хранения и удаления твердых и жидких бытовых отходов, указанными в приложении № 3
.
Из подпункта 4.2
указанного постановления следует, что при заключении договоров с потребителями, перечисленными в пунктах 8
- 31
приложения № 2, допускается руководствоваться фактическим накоплением бытовых отходов.
В Приложении № 1
к постановлению главы администрации г. Владивостока № 72 от 17.01.2003 указаны нормативы накопления бытовых отходов для населения города, а в Приложении № 2
к постановлению главы администрации г. Владивостока № 72 от 17.01.2003 указаны нормы накопления бытовых отходов, образующихся на объектах общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждениях.
В силу ст. 5
Федерального Закона РФ "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Согласно ст. 8
указанного выше Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ) количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно ст. 5
Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Из ст. 5
Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 следует, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение относится к полномочиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Следовательно, по мнению суда, оспариваемые пункты 2
, 4.1
, 4.2
, и приложения № 1
, 2
постановления администрации города Владивостока Приморского края № 72 от 17 января 2003 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в городе Владивостоке" приняты с нарушением полномочий органа местного самоуправления муниципального района и противоречат Федеральному Закону
РФ "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.; Федеральному Закону
от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положению
о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401; Приказу
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 15
Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на русском языке в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятым данным органом или должностным лицом.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое в части постановление
администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" в средствах массовой информации - газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья", которые определены в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, - опубликовано не было.
Вместе с тем, данное постановление до настоящего времени применялось и на основании него были реализованы права граждан и организаций, а постановлением
№ 345 от 24.03.2005, опубликованном в официальных периодических изданиях, в оспариваемое в части постановление
администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года были внесены изменения и дополнения.
Таким образом, суд полагает необходимым признать подпункты 2
, 4.1
, 4.2
, приложение № 1
и приложение № 2
недействующими со дня вступления решения в суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194
- 199
ГПК РФ, 253
ГПК РФ, суд
решил:
Признать подпункты 2
, 4.1
, 4.2
и приложения N№ 1
, 2
постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005) противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию города Владивостока опубликовать решение суда в официальных изданиях города Владивостока - газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья".
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.