Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2010 г. № 2-8650/10

(извлечение)

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора (в защиту интересов неопределенного круга лиц) о признании противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпунктов 2, 4.1, 4.2 и приложений № 1, 2 постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005),

установил:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд об отмене п. п. 2, 4.1, 4.2 и приложения № 1, 2 постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005), ссылаясь на то, что указанные выше пункты оспариваемого постановления и приложения № 1, 2 данного постановления в настоящее время являются противоречащими требованиям действующего законодательства и подлежат отмене по следующим основаниям. Так, пунктом вторым указанного постановления главой администрации города Владивостока утверждены и введены в действие с 01.02.2003 нормативы накопления бытовых отходов, указанные нормативы закреплены в приложениях № 1 и № 2 к указанному постановлению. Пунктами 4.1 и 4.2 постановления рекомендовано предприятиям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, руководствоваться в своей хозяйственной деятельности установленными в приложениях к указанному постановлению нормативами. Согласно п. 24 ст. 16 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.2009) к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с требованиями п. п. 3, 4, 4.1 ст. 17 указанного Федерального Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа имеют полномочия на создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Иные полномочия в области тарифной политики у органов местного самоуправления отсутствуют. Аналогичные требования в части полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления закреплены в ст. 8 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008). При этом установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами законодателем отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами (ст. 5 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 30.12.2008). Так, согласно ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. При этом определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов предназначенных для использования и(или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение". То есть установление администрацией г. Владивостока нормативов обязательных для групп потребителей в указанной сфере противоречат всем вышеприведенным требованиям действующего федерального законодательства. Таким образом, исполнение органом местного самоуправления в лице администрации г. Владивостока функций, связанных с нормированием деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере образования отходов не может рассматриваться как деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, поскольку противоречит требованиям ст. 5 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 30.12.2008) и ст. 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, в соответствии с которыми установление государственных стандартов, правил, нормативов в сфере обращения с отходами отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. В связи с чем 11.03.2010 за № 7-3-19-2010 природоохранным прокурором в адрес главы администрации г. Владивостока внесен протест об отмене подпунктов 2, 4.1, 4.2, и приложения № 1, 2 постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в ред. постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005). Между тем, 25.03.2010 в адрес прокурора поступил ответ на указанный протест, в соответствии с которым заместитель главы администрации города Владивостока Т. не находит оснований для удовлетворения законных требований прокурора. В соответствии с требованиями пп. 4 решения Думы г. Владивостока № 21 от 16.08.2001 "О порядке опубликования и вступления в силу решений Думы города Владивостока и иных нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока" (в ред. решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 № 34) официальным опубликованием решения Думы города Владивостока, нормативного правового акта главы администрации города Владивостока считается первая публикация их текста в одном из следующих изданий: газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья". Однако первоначальный вариант оспариваемого постановления № 72 от 17.01.2003 не был опубликован, а опубликованым является только постановление администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005, данные обстоятельства также свидетельствуют о нарушении администрацией г. Владивостока, установленного пп. 1 решения Думы г. Владивостока № 21 от 16.08.2001 "О порядке опубликования и вступления в силу решений Думы города Владивостока и иных нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока" (в ред. решения Думы г. Владивостока от 04.10.2001 № 34) порядка вступления нормативно-правовых актов главы администрации города Владивостока в законную силу. Просит суд признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпункты 2, 4.1, 4.2 и приложения № 1, 2 постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005) и обязать администрацию г. Владивостока опубликовать решение суда в официальных изданиях г. Владивостока газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья".
В судебном заседании помощник прокурора поддержала основания и доводы заявления в полном объеме. Просит суд признать противоречащим закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда подпункты 2, 4.1, 4.2 и приложения № 1, 2 постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005).
В судебном заседании представитель администрации г. Владивостока, действующая на основании доверенности, возражала по поводу предъявленных требований, пояснив, что нормативно-правовой акт должен быть опубликован официально, такими изданиями являются газеты: "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья", однако оспариваемый акт не был опубликован и в законную силу не вступил. Просит требования оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает требования Приморского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 2 постановления администрации города Владивостока Приморского края 72 от 17.01.2003 "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" утверждены и введены в действие с 01.02.2003 нормативы накопления бытовых отходов согласно приложению № 1 и приложению № 2.
Из подпункта 4.1 указанного постановления следует, что при заключении договора с потребителями руководствоваться указанными в приложении № 1 и приложении № 2 нормами накопления бытовых отходов, сроками хранения и удаления твердых и жидких бытовых отходов, указанными в приложении № 3.
Из подпункта 4.2 указанного постановления следует, что при заключении договоров с потребителями, перечисленными в пунктах 8 - 31 приложения № 2, допускается руководствоваться фактическим накоплением бытовых отходов.
В Приложении № 1 к постановлению главы администрации г. Владивостока № 72 от 17.01.2003 указаны нормативы накопления бытовых отходов для населения города, а в Приложении № 2 к постановлению главы администрации г. Владивостока № 72 от 17.01.2003 указаны нормы накопления бытовых отходов, образующихся на объектах общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждениях.
В силу ст. 5 Федерального Закона РФ "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесена к полномочиям Российской Федерации.
Согласно ст. 8 указанного выше Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Определение (расчет) годовых нормативов образования отходов, определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказания услуг, выполненных работ) количества ежегодно образующихся отходов, обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории субъектами предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти РФ отнесено установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Из ст. 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 следует, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение относится к полномочиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Следовательно, по мнению суда, оспариваемые пункты 2, 4.1, 4.2, и приложения № 1, 2 постановления администрации города Владивостока Приморского края № 72 от 17 января 2003 г. "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в городе Владивостоке" приняты с нарушением полномочий органа местного самоуправления муниципального района и противоречат Федеральному Закону РФ "Об отходах производства и потребления" № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г.; Федеральному Закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положению о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401; Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 703 от 19.10.2007 "Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на русском языке в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятым данным органом или должностным лицом.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое в части постановление администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" в средствах массовой информации - газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья", которые определены в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, - опубликовано не было.
Вместе с тем, данное постановление до настоящего времени применялось и на основании него были реализованы права граждан и организаций, а постановлением № 345 от 24.03.2005, опубликованном в официальных периодических изданиях, в оспариваемое в части постановление администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года были внесены изменения и дополнения.
Таким образом, суд полагает необходимым признать подпункты 2, 4.1, 4.2, приложение № 1 и приложение № 2 недействующими со дня вступления решения в суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать подпункты 2, 4.1, 4.2 и приложения N№ 1, 2 постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005) противоречащими закону и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать администрацию города Владивостока опубликовать решение суда в официальных изданиях города Владивостока - газетах "Владивосток", "Утро России", "Красное знамя Приморья".
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 08.12.2010 № 2-8650/10
<О признании недействующими подпунктов 2, 4.1, 4.2 и приложений N№ 1, 2 постановления администрации города Владивостока № 72 от 17 января 2003 года "О мерах по предотвращению загрязнения окружающей природной среды отходами производства и потребления в г. Владивостоке" (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока № 345 от 24.03.2005)>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru