Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2011 г. по делу № А14-4591/2010/188/28

(извлечение)

ОАО "В" (заявитель по делу) первоначально обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области (ответчик по делу) о признании недействительной государственной регистрации ТСЖ "П" на основании решения МИФНС России № 12 по Воронежской области от 27.04.2010 г. за основным государственным регистрационным номером <...>, как не соответствующей Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; об обязании МИФНС России № 12 по Воронежской области погасить запись о государственной регистрации Товарищества собственников жилья "П" в ЕГРЮЛ.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.07.2010 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения гражданского дела № 2-2087/10 Советским районным судом г. Воронежа.
По гражданскому делу № 2-2087/10 по иску ОАО МК "В" к ТСЖ "П" о признании недействительным решения общего собрания собственников 13.09.2010 принято решение, которое вступило в законную силу 30.11.2010.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2010 производство по делу было возобновлено.
В судебном заседании 17 января 2011 года заявитель уточнил заявленные требования и просит суд:
- признать недействительным решение МИФНС России № 12 по Воронежской области от 27.04.2010 о государственной регистрации Товарищества собственников жилья "П" за основным государственным регистрационным номером <...>;
- признать недействительной запись о государственной регистрации ТСЖ "П" ОГРН <...> от 27.04.2010.
Руководствуясь ст. ст. 49, 184 АПК РФ суд определил: рассмотреть заявленные требования с учетом их уточнения.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. При этом, указывает на то, что экспертизу на предмет законности документов, представленных для государственной регистрации юридического лица налоговый орган неправомерен назначать.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 17 января 2011 года объявлялся перерыв до 17 января 2011 года 16 час. 40 мин., а затем до 24 января 2011 года.
Из материалов дела следует.
21 апреля 2010 в МИФНС России № 12 по Воронежской области поступило заявление вх. № 8595А А. о государственной регистрации юридического лица при создании - товарищества собственников жилья "П" по форме № Р11001.
27 апреля 2010 МИФНС России № 12 по Воронежской области рассмотрев представленный к заявлению пакет документов вынесла решение о государственной регистрации юридического лица - ТСЖ "П" за основным государственным регистрационным номером <...>, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.
Не согласившись с указанным решением налогового органа и соответствующей записью в ЕГРЮЛ, открытое акционерное общество "В" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель в ходе судебного разбирательства ссылается на то, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от 08.04.2009 г. о создании товарищества собственников жилья "П", на основании которого Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области 27.04.2010 было вынесено решение о государственной регистрации указанного товарищества и внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ, Советским районным судом г. Воронежа 13.09.2010 признано недействительным. По мнению заявителя, решение Советского районного суда г. Воронежа имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, налоговый орган ссылается на то, что в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 указанного закона. При этом, руководитель юридического лица, представляя документы для государственной регистрации, своей подписью на заявлении по форме № Р11001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, подтверждает, что сведения, содержащиеся в заявлениях, достоверны и соответствуют представленным документам. По мнению налогового органа, поскольку, государственная регистрация юридических лиц носит исключительно заявительный порядок, у регистрирующего органа отсутствуют основания для проведения юридической экспертизы документов, представляемых на государственную регистрацию.
В письменных пояснениях и в ходе судебного разбирательства представитель ТСЖ "П" возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что ОАО "В" является ненадлежащим заявителем по делу, поскольку, по мнению третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, свидетельство о государственной регистрации права собственности 36-АВ <...>, выданного 22.08.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области не соответствует действительности. Кроме того, представитель ТСЖ "П" ссылается на то, что ОАО "В" не является членом товарищества собственников жилья "П", следовательно, заявитель не имеет право получать информацию о деятельности товарищества, об органах его управления и контроля, а также о принятых ими решениях, состоянии его имущества и произведенных расходах.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона о регистрации, при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с подпунктом "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащей регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов,
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган,
в) в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
В силу части 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
При этом, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 4.1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ).
Поскольку представленные на государственную регистрацию А. документы полностью соответствовали требованиям Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области было вынесено решение о государственной регистрации юридического лица ТСЖ "П" с присвоением основного государственного регистрационного номера <...>.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что основанием для вынесения решения от 27.04.2010 о государственной регистрации ТСЖ "П" за основным государственным регистрационным номером <...> и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи явилось в том числе решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от 08.04.2009 о создании товарищества собственников жилья "П".
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 13.09.2010 по делу № 2-2087/10, вступившим в законную силу 30.11.2010, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от 08.04.2009 года о создании товарищества собственников жилья "П" признано недействительным.
Советским районным судом г. Воронежа было установлено, что при проведении собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> и принятии решения от 08.04.2009 отсутствовал кворум, поскольку, в протоколе нет данных об участии представителя ОАО "В", которому принадлежит 1936,6 кв. м площади, что составляет 67,57% от общего количества голосов, чем нарушены права и законные интересы ОАО "В".
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решение Советского районного суда г. Воронежа имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что признание решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от 08.04.2009 года о создании товарищества собственников жилья "П" недействительным влечет недействительность как решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области от 27.04.2010 о государственной регистрации товарищества собственников жилья "П" за основным государственным регистрационным номером <...>, так и произведенных на основании этих решений записей в ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению. Следует признать недействительными: решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области от 27.04.2010 о государственной регистрации товарищества собственников жилья "П" за основным государственным регистрационным номером <...>; запись о государственной регистрации ТСЖ "П" (ОГРН <...>) от 27.04.2010.
Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области подлежит взысканию в пользу открытого акционерного общества "В" - 4 000 руб. судебных расходов.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области от 27.04.2010 о государственной регистрации товарищества собственников жилья "П" за основным государственным регистрационным номером <...>, как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Признать недействительной запись о государственной регистрации товарищества собственников жилья "П" от 27.04.2010 г. ОГРН <...>, как несоответствующую Федеральному закону от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "В", г. Воронеж.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области: <...>, в пользу акционерного общества "В", адрес: <...>, зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером <...>:
- 4 000 руб. судебных расходов.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца с даты принятия решения и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом порядке.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.01.2011 по делу № А14-4591/2010/188/28
Поскольку судом было признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о создании ТСЖ, это явилось основанием для признания арбитражным судом недействительным как решения МИФНС о государственной регистрации ТСЖ, так и произведенных на основании этого решения записей в ЕГРЮЛ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru