Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 февраля 2011 г. по делу № А14-12310/2010

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 февраля 2011 г.
Воронежский транспортный прокурор (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "А" (далее - ответчик, Общество, ООО ПКФ "А") к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 08.02.2011 г. объявлялся перерыв до 15.02.2011 г.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях от 07.02.2011 г. № 08-04-11.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, возражало против привлечения его к административной ответственности по основаниям, изложенным в отзыве (исх. № 11 от 17.01.2011 г.) и дополнении к нему (исх. № 36 от 04.02.2011 г.).
Как следует из материалов дела, Воронежской транспортной прокуратурой по заданию Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения ООО ПКФ "А" лицензионного законодательства.
В рамках проверки 26.11.2010 г. помощником Воронежского транспортного совместно с главным государственным инспектором Управления государственного железнодорожного надзора, в присутствии генерального директора ООО ПКФ "А" произведен осмотр подъездного пути, принадлежащего Обществу (участок транспортирования опасных веществ <...>, зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов 31.10.2006 г., свидетельство о регистрации серии АА <...>, выдано Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 31.10.2006 г.).
В ходе осмотра установлено, что на сливной эстакаде, расположенной перед тупиком подъездного пути, принадлежащего ООО ПКФ "А" находились 2 железнодорожные цистерны N№ 73186587, 50202712, пломбы на люках данных вагонов срезаны. Результаты осмотра отражены в акте проверки от 26.11.2010 г.
Заявителем в рамках данной проверки также были направлены запросы: начальнику станции Латная (исх. № 04-15-2010/2821 от 26.11.2010 г.) о предоставлении информации и подаче вагонов ООО ПКФ "А" в сентябре - ноябре 2010 года; генеральному директору ООО ПКФ "А" (исх. № 07-12-2010/2822 от 26.11.2010 г.) о предоставлении документов (в том числе, устава, транспортных железнодорожных накладных); начальнику Управления государственного железнодорожного надзора (№ 07-15-2010/2845 от 30.11.2010 г.) о предоставлении сведений о наличии у Общества лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
13.12.2010 г. Воронежский транспортный прокурор, рассмотрев материалы указанной проверки, установил, что ООО ПКФ "А" в целях своей деятельности (в частности, производство красок и лаков) на постоянной основе получает опасные грузы - жидкую фракцию продуктов пиролиза нефти. Данное сырье поставляется Обществу железнодорожным транспортом на производственную базу, расположенную по адресу: <...>, где ООО ПКФ "А" осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к указанным грузам без соответствующей лицензии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Воронежским транспортным прокурором постановления от 13.12.2010 г. о возбуждении в отношении ООО ПКФ "А" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При вынесении названного постановления присутствовал генеральный директор ООО ПКФ "А", которому были разъяснены права и обязанности в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ и вручена копия постановления.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ Воронежский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В обоснование своих возражений Общество ссылалось на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения, поскольку погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов не является его основной деятельностью, а осуществляется как элемент основной деятельности, на осуществление которой имеется соответствующая лицензия - <...> (ЖКСХ) от 03.07.2009 г. на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
ООО ПКФ "А" также сослалось на отсутствие наименования спорного сырья (фракция жидких продуктов пиролиза С9) в перечне опасных грузов, предусмотренном Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.
Кроме того, Общество просило суд учесть то обстоятельство, что с марта 2010 года им предпринимаются все необходимые меры для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. В подтверждение данного довода ООО ПКФ "А" представило в материалы дела копии описи документов, представленных в Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (вх. № 1.550 от 10.03.2010 г.); письма Управления государственного железнодорожного надзора от 10.03.2010 г. № ЛИА 4.10-167, от 06.04.2010 г. № ЛИА 4.10-241; копия заявления о предоставлении лицензии с описью прилагаемых документов от 09.11.2010 г., с почтовой квитанцией от 15.11.2010 г.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 названного Закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 г. № 134 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2010 № 268, от 24.09.2010 № 749) утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которое определяет порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 данного Положения лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Согласно приложению 2, 4 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденным МЧС РФ 31.10.1996 № 9/733/3-2, МПС РФ от 25.11.1996 № ЦМ-407, продукты пиролиза относятся к опасным грузам.
Таким образом, в силу требований изложенных выше норм, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам (в частности, продуктам пиролиза) на железнодорожном транспорте, подлежит обязательному лицензированию.
Как установлено судом, ООО ПКФ "А" в целях своей деятельности (в частности, производство красок и лаков) на постоянной основе получает поставляемые железнодорожным транспортом на производственную базу (по адресу: <...>) опасные грузы - жидкую фракцию продуктов пиролиза нефти. В связи с чем, осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность указанных грузов. При этом, Общество не имеет соответствующей лицензии.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе актом проверки от 26.11.2010 г., справкой начальника станции Латная о подаче вагонов ООО ПКФ "А" за период с сентября по ноябрь 2010 г.; письменным ответом Управления государственного железнодорожного надзора (от 03.12.2010 г. № ЛИА 4.6-224) на запрос Воронежской транспортной прокуратуры; постановлением от 13.02.2011 г. о возбуждении дела об административном правонарушении; Обществом по существу не оспариваются.
Ссылка лица, привлекаемого к административной ответственности на отсутствие наименования спорного сырья (фракция жидких продуктов пиролиза С9) в перечне опасных грузов, предусмотренном Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, не принимается судом во внимание за несостоятельностью.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При этом, судом отклонена ссылка Общества на отсутствие в его действиях состава вменяемого правонарушения на основании следующего.
В обоснование данного довода ООО ПКФ "А" указывает, что погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов не является его основной деятельностью, а осуществляется как элемент основной деятельности, на осуществление которой имеется соответствующая лицензия - <...> (ЖКСХ) от 03.07.2009 г. на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Вместе с тем, осуществляемые Обществом работы с опасными грузами являются неотъемлемой частью технологического процесса производимой организацией продукции и осуществляются с постоянной периодичностью, конечной целью указанной деятельности являются производство готового продукта и его реализация, то есть получение прибыли.
Кроме того, как следует из Закона № 128-ФЗ, лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что Воронежской транспортной прокуратурой правомерно вынесено в отношении ООО ПКФ "А" постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации.
Однако при рассмотрении настоящего дела суд считает возможным применить в отношении Общества статью 2.9 КоАП РФ на основании следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам, предусмотренным КоАП РФ.
При этом суд отмечает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60 "О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума ВАС РФ, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях").
Исходя из обстоятельств дела, учитывая, что с марта 2010 года Обществом неоднократно предпринимались меры, направленные на получение соответствующей лицензии, принимая во внимание, что все мероприятия, разработанные и реализуемые в ООО ПКФ "А", обеспечивают безопасность транспортирования опасных веществ на взрывоопасном производственном объекте, что подтверждается имеющимся в материалах дела заключением экспертизы промышленной безопасности № 103-10 от 05.04.2010 г. (действительно до 01.04.2015 г.); учитывая, что допущенные нарушения не повлекли негативных последствий при осуществлении разгрузочно-погрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а также то, что в результате противоправных действий ООО ПКФ "А" ни государство, ни общество не претерпело никаких лишений, суд пришел к выводу об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в действиях Общества и малозначительности допущенного им правонарушения.
Одновременно суд отмечает, что административным органом, в нарушение положений части 5 статьи 205 АПК РФ, не представлено суду документальное подтверждение того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, какие конкретные обстоятельства об этом свидетельствуют.
Как указано в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", арбитражный суд, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 4.1, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 29, 65, 66, 156, 167 - 170, 176, 202, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Воронежского транспортного прокурора о привлечении общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "А" (зарегистрировано в ЕГРЮЛ 04.10.2002 г. за основным государственным регистрационным номером <...>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "А" объявить устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2011 по делу № А14-12310/2010
Так как административным органом в нарушение положений ч. 5 ст. 205 АПК РФ не было представлено суду документального подтверждения того, в чем выразилась высокая степень общественной опасности административного правонарушения, совершенного обществом, суд отказал в удовлетворении требований прокурора о привлечении ответчика к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного им деяния.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru