Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 октября 2011 г. по делу № А04-1574/2011

(извлечение)

19 октября 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
20 октября 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (ОГРН 1072801005408, ИНН 2801120230)
к администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
о признании недействительным решения об отказе в выборе земельного участка

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" с заявлением о признании недействительным отказа администрации г. Благовещенска от 31 марта 2011 г. № 1413/16 в предоставлении земельных участков в собственность за плату, по заявлениям от 24 марта 2011 г. N№ 3083з, 3084, 3085з, 3086з, для размещения объектов розничной торговли, в кварталах 40, 41 г. Благовещенска; обязании администрации г. Благовещенска:
в месячный срок утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, для размещения объектов розничной торговли в кварталах 40, 41 г. Благовещенска, согласно заявлениям ООО "АФК" от 24 марта 2011 г. N№ 3083з, 3084з, 3085з, 3086з;
в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решение о предоставлении этих земельных участков в собственность за плату и направить ООО "АФК" копии таких решений с приложением кадастровых паспортов этих земельных участков;
в недельный срок с момента принятия решения о предоставлении земельных участков заключить с ООО "АФК" договоры купли-продажи земельных участков.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: одно и то же слово повторяется дважды.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 24 марта 2011 г. общество в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ обратилось в администрацию г. Благовещенска с заявлениями N№ 3083з, 3084з, 3085з, 3086з о предоставлении в собственность за плату земельных участков в кварталах 40, 41 г. Благовещенска, для размещения объектов розничной торговли. Письмом от 31 марта 2011 г. № 1413/16 администрация г. Благовещенска отказала в предоставлении запрашиваемых земельных участков, т.к. по запрашиваемым земельным участкам, проходит "красная линия" линия". Полагает, что основание, изложенное в оспариваемом решении о "прохождении" по запрашиваемым земельным участкам "красной линии", не основано на законе и фактических обстоятельствах. "Красные линии" разрабатываются и утверждаются в составе проектов планировки и межевания территории (статьи 42, 43 Градостроительного кодекса РФ), однако в кварталах 40, 41 г. Благовещенска данные проекты не разрабатывались и не утверждались.
Считает отказ в предоставлении земельных участков по заявления от 24 марта 2011 г. N№ 3083з, 3084з, 3085з, 3086з, выраженный в решении администрации г. Благовещенска от 31 марта 2011 г. № 1413/16 несоответствующим статье 34 Земельного кодекса РФ, нарушающим право общества, предусмотренного ст. 34 ЗК РФ, создающим препятствие заявителю в осуществлении его прав и законных интересов, гарантированных Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 11 мая 2011 года производство по делу № А04-1574/2011 приостановлено, до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение по существу дела № А04-1893/2011 Арбитражного суда Амурской области.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 сентября 2011 г. по делу № ФО3-4518/2011 определение Арбитражного суда Амурской области от 13 июля 2011 г. по делу № А04-1893/2011 Арбитражного суда Амурской области оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Ответчик требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Представил письменный отзыв на иск, пояснил, что в соответствии с ч. 3, 4 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска земельные участки для киосков и павильонов предоставляются администрацией города Благовещенска только на праве аренды; передвижные нестационарные объекты размещаются на территории города Благовещенска на основании договора на право размещения передвижного нестационарного объекта в соответствии с утвержденной схемой размещения. Договор заключается по результатам проведения конкурса на право размещения передвижных нестационарных объектов.
Данным положением для каждого из объектов предусмотрен свой обязательный перечень документов прилагаемых к заявлению. Истцом при подаче заявления не была определена разновидность предполагаемого к размещению объекта на запрашиваемом земельном участке (т.е. истцом не был соблюден установленный порядок подачи заявления на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска).
Предоставление земельных участков на праве собственности для размещения объектов розничной торговли на территории муниципального образования города Благовещенска настоящим нормативно-правовым актом не предусмотрено.
Кроме того, запрашиваемые земельные участки пересекаются с красными линиями, обозначающими границы территории общего пользования, в связи с чем не могут быть представлены.
В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал, по доводам, изложенным в заявлении. Представил письменные обоснования заявленных требований с учетом отзыва ответчика, судебную практику, имеющую отношение к настоящему спору.
Представитель ответчика настаивал на позиции изложенной в письменном отзыве на заявление представленном ранее.
Выслушав заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
24 марта 2011 года общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" обратилось в администрацию города Благовещенска с заявлениями № 3083з, 3084з, 3085з, 3086з о предоставлении в собственность за плату земельных участков в квартале 40, 41 г. Благовещенска, для размещения объектов розничной торговли.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Письмом от 31 марта 2011 г. № 141/16 администрация города Благовещенска отказала в предоставлении запрашиваемых земельных участков, указав, что по территории запрашиваемых участков проходит красная линия - линия обозначающая существующие (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (п. 11 Градостроительного кодекса РФ). Земельные участки общего пользования отчуждению не подлежат.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла решения, имеется в виду: "... в суд за защитой ...".

Полагая, что порядок рассмотрения, а также основание, изложенное в письменном отказе администрации в предоставлении запрашиваемых земельных участков, не основано на законе заявитель обратился в суд защитой своих прав и интересов.
Оценив доказательства и доводы сторон суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом не принимаются доводы заявителя о несоблюдении порядка рассмотрения его заявления, поскольку данное обстоятельство не повлекло нарушения его законных прав и интересов.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам, для целей, не связанных со строительством урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так в соответствии с частью 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Как следует из части 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 статьи 34).
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из оспариваемого ответа администрации города Благовещенска основанием для отказа в предоставлении земельного участка, явилось наличие красных линий на территории, в границах которой расположен земельный участок, запрошенный ООО "Амурская финансовая компания".

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи Градостроительного кодекса РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Постановлением администрации г. Благовещенска от 11 февраля 2010 г. № 586 был утвержден каталог координат поворотных точек красных линий кварталов города Благовещенска.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 12, а не пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса РФ.

В силу пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, исполняя свою обязанность по управлению и распоряжению земельными участками, которые находятся в собственности муниципального образования и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков администрация города Благовещенска правомерно отказала заявителю в предоставлении земельного участка.
Кроме того, в судебном заседании ответчик пояснил, что обжалуемый отказ не содержит указание администрации города Благовещенска на отсутствие в заявлении ссылки на конкретный объект розничной торговли, под размещение которого запрашивается земельный участок в квартале 161, однако эти обстоятельства также являлись основанием для отказа в предоставлении земельных участков.
Судом исследуется обоснованность доводов ответчика об отказе, в том числе и по данному основанию.
Суд полагает, что требование администрации города Благовещенска о конкретизации указания в заявлении объекта розничной торговли обосновано, поскольку, в пределах предусмотренных законом полномочий Благовещенской городской Думой решением от 24 февраля 2011 г. № 22/20 утверждено Положение о порядке размещения и эксплуатации нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживании, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска.
Настоящее Положение определяет порядок размещения, порядок начала и принципы эксплуатации нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска вне зависимости от организационно-правовой формы субъектов предпринимательства, прав на указанные объекты, прав на земельные участки, на которых размещаются или эксплуатируются данные объекты. Положение распространяется на вновь устанавливаемые и существующие нестационарные объекты торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг.
Согласно ч. 3, 4 Положения:
- земельные участки для киосков и павильонов предоставляются администрацией города Благовещенска только на праве аренды;
- передвижные нестационарные объекты размещаются на территории города Благовещенска на основании договора на право размещения передвижного нестационарного объекта в соответствии с утвержденной схемой размещения. Договор заключается по результатам проведения конкурса на право размещения передвижных нестационарных объектов.
Данным Положением для каждого из объектов предусмотрен свой обязательный перечень документов прилагаемых к заявлению.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Таким образом, исходя из указанного принципа, для сохранения баланса интересов жителей города Благовещенска и законных интересов граждан или организаций, заинтересованных в предоставлении земельных участков, для размещения объектов розничной торговли, муниципальным образованием правомерно установлены дополнительные условия или правила размещения и эксплуатации нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживании, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска.
Следовательно, поскольку заявителем не была конкретно определена разновидность предполагаемого к размещению объекта, размещение которого предполагается на запрашиваемом земельном участке, не соблюден установленный порядок подачи заявления на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания быстрого обслуживания, потребительских услуг на территории муниципального образования города Благовещенска, к заявлению не приложен пакет документов, предусмотренный указанным Положением, то несоблюдение установленных обязательных условий также говорит в пользу обоснованности отказа администрации города Благовещенска в предоставлении запрашиваемых земельных участков на территории 40, 41 квартала.
Указанным нормативно-правовым актом не предусмотрено предоставление земельных участков на праве собственности для размещения объектов розничной торговли на территории муниципального образования города Благовещенска, что также объективно препятствует вынесению положительного решения о предоставлении испрошенного заявителем земельного участка, поскольку общество просит предоставить земельный участок в собственность за плату.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" требований следует отказать.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины составляет 2000 руб.
При обращении в суд заявителю была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи с отказом в иске расходы по уплате пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным, как не соответствующим Земельному кодексу РФ, отказа администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015) от 31 марта 2011 г. № 1413/16 в предоставлении земельных участков в собственность за плату, по заявлениям от 24 марта 2011 г. N№ 3083з, 3084з, 3085з, 3086з для размещения объектов розничной торговли, в кварталах 40, 41 г. Благовещенска, отказать полностью.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (ОГРН 1072801005408, ИНН 2801120230) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 20.10.2011 № А04-1574/2011
В удовлетворении исковых требований о признании недействительным решения администрации города об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату для размещения объектов розничной торговли отказано, поскольку юридическим лицом не соблюден установленный порядок подачи заявления, и предоставление земельных участков на праве собственности для указанных целей на территории муниципального образования не предусмотрено

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru