Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2011 г. по делу № А04-225/2011

(извлечение)

24 февраля 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
2 марта 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ш.В.
к министерству имущественных отношений Амурской области
о признании решения незаконным

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратился индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ш.В. (далее по тексту - ИП Ш.В., КФХ "Ш.", заявитель) с заявлением о признании незаконным решения министерства имущественных отношений Амурской области решение министерства имущественных отношений Амурской области № 05-16/11179 от 10 ноября 2010 года. В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать министерство имущественных отношений Амурской области предоставить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ш.В. земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:0041, площадью 17,75 га, из категории "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный в районе с. Владимировка для использования в целях: для производства сельхозпродукции, в собственность за плату.
По мнению заявителя, причины указанные в оспариваемом решении не являются доказательством ненадлежащего использования им земельного участка, в связи, с чем, решение нарушило законные права на получение земельного участка в собственность, предусмотренные п. 4 ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Ответчик требований не признал, правомерность оспариваемого решения обосновал тем, что ИП Ш.В. при подаче заявления не представлено доказательств надлежащего использования земельного участка. Кроме того, ИП Ш.В. в нарушение условий договора аренды несвоевременно вносилась арендная плата за арендуемый участок.
Дело рассматривалось в предварительном судебном заседании в порядке ст. 136 АПК РФ.
В предварительном судебном заседании представители сторон не возражали в продолжении рассмотрения дела в судебном заседании первой инстанции.
Учитывая данное обстоятельство, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 137 АПК РФ.
В судебном заседании представители сторон настаивали на изложенных позициях.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
17 июня 2004 года между администрацией Благовещенского района (арендодателем) и КФХ "Ш." в лице Ш.В. (арендатора) на основании постановления главы администрации Благовещенского района № 242 от 17 июня 2004 года заключен договор аренды № 71 земельного участка из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 28:10:000000:0041, площадью 17,75 га, расположенного в районе с. Владимировка для использования в целях: для производства сельскохозяйственной продукции в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося неотъемлемой его частью.
Срок договора аренды установлен с 17 июня 2004 года по 16 июня 2053 года. Договор прошел государственную регистрацию, что подтверждается штампом УФРС от 21 февраля 2005 года.
В соответствии с пунктом 3.2 договора, арендная плата вносится арендатором до 15 ноября текущего года на счет, указанный в расчете арендной платы. За нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает пени из расчета 0,04% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки (пункт 5.2 договора).
В связи с государственной регистрацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:0041 6 сентября 2007 года между министерством имущественных отношений Амурской области и КФХ "Ш." было заключено дополнительное соглашение № 07-49дсз/71 к договору аренды от № 71, которым в качестве арендодателя стороны определили министерство имущественных отношений Амурской области.
В соответствии с пунктом 3.1, изложенным в новой редакции, арендная плата за земельный участок вносится арендатором за полугодия: за первое полугодие не позднее 15 октября текущего года, за второе полугодие не позднее 15 ноября текущего года. За нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает пени из расчета 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки (пункт 5.2 договора).
2 ноября 2010 года ИП Ш.В. обратился в министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, ранее предоставленного на основании договора аренды земельного участка № 71.
Решением № 05-16/11179 от 10 ноября 2010 года, изложенным в письме министерства имущественных отношений Амурской области ответчик отказал заявителю в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка, сославшись на отсутствие доказательств надлежащего использования земельного участка в 2007 - 2009 гг.; нарушение условий договора аренды в части несвоевременной уплаты арендной платы за арендуемый участок. При этом акт проверки соблюдения земельного законодательства от 19 марта 2008 года, представленный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области не подтверждает факт использования участка в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как к природному объекту, так как проводился до начала цикла сезонных сельскохозяйственных работ 2008 года. В указанном акте площадь земельного участка составляет 18,48 га.
Не согласившись с решением министерства, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Оценив изложенные обстоятельства, суд счел требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Амурской области от 29 декабря 2008 г. № 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), постановлением губернатора Амурской области от 26 января 2009 г. № 15 "Об уполномоченном органе" уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим распоряжение в городе Благовещенске, являющемся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определено министерство имущественных отношений Амурской области.
Порядок и правила предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены нормами Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". На территории Амурской области действует областной Закон от 11 декабря 2003 г. № 278-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области".
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Следовательно, перечисленными нормами предусмотрено исключительное право арендатора на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при соблюдении двух условий: истечении трехлетнего срока аренды и надлежащего использования земельного участка.
Судом установлено, что ИП Ш.В. арендовал земельный участок более трех лет.
Довод ответчика о том, что заявитель не представил документы, подтверждающие надлежащее использование земельного участка в 2007, 2008, 2009 годах не соответствуют действительности в связи со следующим.
Из материалов дела видно, что ИП Ш.В. ежегодно с 2005 по 2008 год представлял сведения федерального статистического наблюдения о сборе урожая сельскохозяйственных культур, которыми подтверждается выращивание на земельном участке картофеля.
Отсутствие нарушений земельного законодательства и использование земельного участка по назначению подтверждается представленными заявителем актами проверки Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Забайкальскому краю и Амурской области от 15 июня 2009 г. № 4, комитета по земельным ресурсам и землеустройству Благовещенского района от 25 августа 2004 г. № 5, Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Амурской области от 19 марта 2008 года и актом проверки использования земельного участка министерства имущественных отношений Амурской области от 22 июня 2010 г. № 42.
Перечисленные акты проверки составлены уполномоченными органами, основания для переоценки фактов, которые установленными данными актами, у суда отсутствуют.
Довод ответчика о том, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность в частности мотивирован нарушением условий договора аренды, выраженным в несвоевременном внесении арендной платы за арендуемый участок судом признается несостоятельным, поскольку данное основание для отказа в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка законодательством не предусмотрено.
Таким образом, в нарушение предписаний ст.ст. 65, 200 АПК РФ каких-либо доказательств ненадлежащего использования ИП Ш.В. земельного участка ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 8 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, закон возложил на суды обязанность указать в судебном акте способ восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, чье требование удовлетворено судом.
В связи с признанием оспариваемого решения незаконным суд указывает на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, путем обязания министерства имущественных отношений Амурской области предоставить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ш.В. земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:0041, площадью 17,75 га, из категории "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный в районе с. Владимировка для использования в целях: для производства сельхозпродукции, в собственность за плату в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Законом Амурской области от 11 декабря 2003 года № 278-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области".
Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 2000 рублей. Требования заявителя удовлетворены, следовательно, на основании статьи 110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, ст. 180, ст. 201 АПК РФ, суд решил заявление удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" решение министерства имущественных отношений Амурской области № 05-16/11179 от 10 ноября 2010 года.
Обязать министерство имущественных отношений Амурской области предоставить индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ш.В. земельный участок с кадастровым номером 28:10:000000:0041, площадью 17,75 га, из категории "земли сельскохозяйственного назначения", расположенный в районе с. Владимировка для использования в целях: для производства сельхозпродукции, в собственность за плату в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Законом Амурской области от 11 декабря 2003 года № 278-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области".
Взыскать с министерства имущественных отношений Амурской области в пользу индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ш.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск).




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 02.03.2011 № А04-225/2011
Земельный участок сельскохозяйственного назначения, переданный индивидуальному предпринимателю в аренду, может быть приобретен в собственность по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при надлежащем использовании данного участка

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru