Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2011 г. по делу № А17-336/2011

г. Иваново

Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2011 года
Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2011 года
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Балашовой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ч.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Садоводческого некоммерческого товарищества "Белочка"
(ОГРН 1023701514210, 153009 Ивановская область, Ивановский район, деревня Бухарово)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
(ОГРН 1093702014592, 153012 город Иваново, улица Арсения, 24)
о признании права собственности на земельный участок,
третьи лица - Администрация Ивановского района, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству,
при участии:
от истца - председателя правления Г.С. по протоколу от 10.05.2010 и паспорту,
Л.Ю. представителя по доверенности от 19.05.2011 и паспорту,
от ответчика - Ф.О., представителя по доверенности от 11.01.2011,
от администрации - главного специалиста правового управления Ф.Н. по доверенности от 02.07.2010,
от комитета - М.Е., представителя по доверенности <...>,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Белочка" (далее - СНТ "Белочка", истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Администрации Ивановского района и Комитету Ивановской области по лесному хозяйству о признании за истцом права собственности на земельный участок площадью 11 400 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>. Исковые требования основаны на статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 18 апреля 2011 года исковое заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание.
В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 23 мая 2011 года дело назначено к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области.
В судебном заседании 16 июня 2011 года представитель истца уточнил исковые требования, просил признать за истцом право собственности на земельный участок площадью 9 000 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>. Кроме того, представитель истца заявил ходатайство об исключении Администрации Ивановского района и Комитета Ивановской области по лесному хозяйству из состава ответчиков, указал, что считает целесообразным привлечь их в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также заявил ходатайство об исключении из состава третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области и привлечении его к участию в деле в качестве ответчика. Протокольным определением суда ходатайства истца удовлетворены, произведена замена ненадлежащего ответчика по делу, исключены из состава ответчиков Администрация Ивановского района и Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, ответчиком определено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области, исключенное из состава третьих лиц; Администрация Ивановского района и Комитет Ивановской области по лесному хозяйству привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Рассмотрение дела в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось, в судебных заседаниях в рамках статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
В судебных заседаниях первой инстанции при разрешении спора по существу представитель истца поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему, указал, что право на земельный участок возникло в силу приобретательной давности, поскольку Решением Исполкома Ивановского районного Совета депутатов трудящихся Ивановской области <...> произведен отвод земельного участка общей площадью 0,9 га под коллективные сады Ивановского завода расточных станков и сотрудникам исполкома Ивановского районного Совета. Истец непрерывно, открыто и добросовестно владеет и пользуется земельным участком с 1966 года. В обоснование уточненных исковых требований представитель истца сослался на статьи 12, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15, 59 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Представитель ответчика против уточненных исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменным отзыве на исковое заявление, указал, что земельный участок является государственной собственностью, передан под коллективные сады в пользование, земельный участок ограничен в обороте, поскольку отнесен к категории земель лесного фонда, которые не могут быть приватизированы.
Представители третьих лиц против удовлетворения уточненных исковых требований возражали, указали, что земельный участок отнесен к категории земель лесного фонда, его предоставление в собственность запрещено действующим законодательством.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление и представленные по делу документы, арбитражный суд установил.
Решением Исполкома Ивановского районного (сельского) Совета депутатов трудящихся Ивановской области <...> отведен земельный участок площадью 0,24 га в районе деревни Бухарово Дягтяревского сельсовета для выпрямления границ коллективного сада месткома областного комитета КПСС, земельный участок выделен под коллективный сад работникам исполкома райсовета, отделов и районных организаций согласно приложению (копия решения и список граждан приложены к материалам дела). Решением Исполкома Ивановского районного Совета депутатов трудящихся Ивановской области <...> произведен отвод земельного участка общей площадью 0,9 га под коллективные сады Ивановского завода расточных станков и сотрудникам исполкома Ивановского районного Совета. При этом решением установлено, что передача и отвод земельного участка должны быть произведены без исключения из гослесфонда на срок эксплуатации.
Из представленных истцом в материалы дела копий кадастровых выписок следует, что земельные участки площадью 2 400 га и 9 000 га внесены в кадастр как ранее учтенные земельные участки, границы участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок площадью 2 400 кв. м отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, участок площадью 9 000 кв. м - к землям лесного фонда, разрешенное использование участков - коллективный сад и садоводческое объединение граждан.
В 2008 году производственным кооперативом "Ремонт" проводились работы по межеванию земельных участков членов Садоводческого некоммерческого товарищества "Белочка", в результате которого сформированы земельные участки каждого члена товарищества, общая площадь составила 1 558 кв. м (копия землеустроительного дела приложена к материалам дела).
Истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок площадью 11 400 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, в силу приобретательной давности.
В связи с предоставлением в собственность гражданам земельных участков из земельного участка площадью 2 400 кв. м, истец уточнил исковые требования, просил признать за истцом право собственности на земельный участок площадью 9 000 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд пришел к заключению об отсутствии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований истца.
В соответствии с положениями части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными законами.
В силу статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Вышеуказанные нормы предусматривают возможность приобретения права собственности исключительно гражданами, предоставление земельных участков юридическим лицам (в рассматриваемом деле истец является некоммерческой организацией), указанные нормы не регулируют.
Как указывалось выше, Решением Исполкома Ивановского районного Совета депутатов трудящихся Ивановской области <...> произведен отвод земельного участка общей площадью 0,9 га под коллективные сады Ивановского завода расточных станков и сотрудникам исполкома Ивановского районного Совета. При этом решением установлено, что передача и отвод земельного участка должны быть произведены без исключения из гослесфонда на срок эксплуатации.
В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе - земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли лесного фонда. При этом земли, указанные в пункте 1 статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую, согласно которому перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
Согласно данным государственного земельного кадастра на дату обращения истца с исковыми требованиями земельный участок площадью 9 000 кв. м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, отнесен к землям лесного фонда.
В соответствии с вводной частью Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик государственная собственность на леса в СССР составляла основу лесных отношений, то есть общественных отношений в области использования, воспроизводства и охраны лесов, и служила главной предпосылкой рационального ведения лесного хозяйства.
Статьей 3 Основ было установлено, что в соответствии с Конституцией СССР леса в Союзе Советских Социалистических Республик являлись государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Леса в СССР состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещались.
Согласно положениям статьи 4 Основ все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик землями государственного лесного фонда признавались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
Аналогичные положения содержались в Лесном кодексе РСФСР.
Статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации была установлена принадлежность всех лесов и предоставленных для ведения лесного хозяйства земель к землям лесного фонда.
В силу статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находились в федеральной собственности.
Как следует из части 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату регистрации права собственности Российской Федерации) предусматривалось, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 года, признается юридически действительным.
Кроме того, было установлено, что до 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Представленной в материалы дела выпиской из государственного лесного реестра подтверждается, что спорный земельный участок отнесен к категории земель лесного фонда (защитные леса, лесопарковая зона).
Спорный земельный участок ранее относился к государственной собственности, предоставлялся для коллективных садов без исключения из гослесфонда на срок эксплуатации. В настоящее время участок, отнесенный к категории земель лесного фонда, по общему правилу является федеральной собственностью.
В силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать, в том числе, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
В рассматриваемом деле истец знал или должен был знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности, поскольку спорный земельный участок, находящийся в государственной собственности, предоставлялся гражданам для коллективных садов, без исключения из гослесфонда на срок эксплуатации.
Кроме того, из пункта 16 вышеуказанного Постановления Пленума однозначно следует, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан прав на земельные участки в силу положений статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
При изложенных выше обстоятельствах суд, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения уточненных исковых требований истца.
Государственная пошлина по делу составляет 4 000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на истца.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 64, 65, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования оставить без удовлетворения.
2. Расходы по государственной пошлине отнести на истца.
3. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).

Судья
БАЛАШОВА Н.С.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ивановского арбитражного суда от 06.09.2011 по делу № А17-336/2011
<Исковые требования о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности оставлены без удовлетворения, так как спорный земельный участок является государственной собственностью, отнесен к категории земель лесного фонда, ограничен в обороте, а потому не может быть предоставлен в частную собственность>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru