Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2011 г. по делу № 161-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2011 г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Члены Комиссии:
Железина Л.А. - заместитель начальника отдела товарных рынков;
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела товарных рынков;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков;
рассмотрев дело № 161-АМЗ-2011 по признакам нарушения ООО "К.": (<...>) пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
от заявителя - ООО "К." (<...>): М. (доверенность от 22.07.2009, б/н);
от ответчика - Филиала "Ликероводочный завод "Ч." ОАО "Р." (<...>) - Н. (доверенность № 208 от 08.09.2011 г.);

установила:

В Чувашское УФАС России обратился Филиал "Ликероводочный завод "Ч." с заявлением на действия по недобросовестной конкуренции ООО "К." (<...>), выразившиеся по мнению заявителя, в распространении ложной информации и во введении в заблуждение потребителей продукции алкогольной продукции, в связи с указанием на контрэтикетке водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" изготовителей ООО "Э." (<...>), ООО "Ликероводочный завод "С." <...>, ОАО "У." (<...>) и филиал ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." (<...>).
При этом филиал ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." не выпускает водку с такими наименованиями. Правообладателем товарных знаков "Ханара" (свидетельство на товарный знак № 434681), "Чаваш Ташши" (свидетельство на товарный знак № 434682) является ООО "К.", он же является заказчиком и организатором производства одноименной алкогольной продукции - водок "Ханара" и "Чаваш Ташши".
ОАО "Р." (включая филиалы) не заключал ни с одним из перечисленных участников рынка алкогольной продукции договоров на использование товарных знаков "Ханара" и "Чаваш Ташши", как и не заключал иных соглашений на производство и поставку этих водок, а также не осуществлял производство данной продукции.
ОАО "Р." является государственной компанией, широко известной на алкогольном рынке, в качестве крупнейшего производителя водки, имеющего высокую деловую репутацию на этом рынке. Сообщение на контрэтикетке водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" о производстве их ликероводочным заводом "Ч." сделано в целях создания у потребителей и хозяйствующих субъектов устойчивой ассоциативной связи о выпуске данной продукции ликероводочным заводом "Ч.", а также о наличии партнерских отношений у ликероводочного завода "Ч." с ООО "К.". Данные действия ООО "К." осуществлены в целях получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, в т.ч. по сокращению расходов на рекламу, продвижению продукции на рынке, увеличению объема продаж, формированию положительной оценки деловой репутации среди участников алкогольного рынка, размещению новых производств, заключению дистрибьютерских соглашений и договоров поставки на более выгодных условиях.
Кроме того, заявитель указывает на наличие нарушений требований статей 11, 12, 20, 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон о регулировании оборота) при реализации водок "Ханара" и "Чаваш Ташши", в связи с несоответствующей информацией о товаре и ее маркировкой.
В соответствии со статьей 12 Закона о регулировании оборота алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции должна маркироваться федеральными специальными марками. Филиал ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." располагает фактами реализации водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" на территории Чувашской Республики, выпущенной ООО "Э." (<...>) маркированной поддельными федеральными специальными марками.
Вышеизложенное, по мнению филиала ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч.", свидетельствует о недобросовестной конкуренции ООО "К." и просит Чувашское УФАС России принять меры антимонопольного реагирования в отношении ООО "К.".
ООО "К." на заявленное пояснило, что действительно является правообладателем товарных знаков водки "Ханара" и "Чаваш Ташши". Для использования зарегистрированных товарных знаков ООО "К." письменно обратилось к генеральному директору ОАО "Р." И. (письмо от 07.06.2011 г. № 54) с предложением о совместной деятельности и просило рассмотреть возможность розлива ликероводочных изделий под товарными знаками "Ханара" и "Чаваш Ташши" в филиале ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." и реализации этой продукции на территории Российской Федерации.
В ответ на данное предложение ОАО "Р.", в письме от 29.06.2011 г. № МХ-071 выразило согласие на розлив водок "Ханара" и "Чаваш Ташши", при условии реализации данной продукции силами службы продаж ОАО "Р.".
ООО "К." в ответ на встречное предложение о совместной деятельности в письме от 18.07.2011 г. № 67 сообщило генеральному директору ОАО "Р." И. о принятии условия по самостоятельной реализации и предложило запланировать начало производства указанной продукции в июле 2011 г. с ежемесячным объемом 10000 дал. и с компенсацией за использование товарных знаков в размере 1 руб. за 0,5 л продукции. Копия данного письма 19.07.2011 г. была также представлена в филиал ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч.". Таким образом, по мнению ООО "К.", существенные условия соглашения по изготовлению водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" в филиале ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." сторонами были согласованы.
Аналогичная переписка имела место и с другими производителями, указанными на контрэтикетке. При этом, текст на контрэтикетке с указанием заводов-изготовителей был утвержден правообладателем - ООО "К." в качестве единой для всех производителей.
Однако, предполагаемая ООО "К." контрэтикетка на указанную водку с указанием всех изготовителей, производителем ООО "Э." была изготовлена и наклеена на продукцию преждевременно и продукция, выпущенная ООО "Э.", была введена в оборот ранее достигнутых со всеми изготовителями соглашений. Для устранения несоответствий информации об изготовителях ООО "К." были изготовлены стикеры с обозначением "Розлито: ООО "Э." и приклеены на контрэтикетки. После этого, ООО "К." на реализацию передавалась только продукция перемаркированная стикерами.
Кроме того, алкогольная продукция "Ханара" и "Чаваш Ташши", ООО "К." перед введением в оборот, также направлялась, согласно договору от 22.04.2010 г. № 13, в ООО "П." для проведения мероприятий добровольной проверки качества и безопасности, в т.ч. и на подлинность федеральной специальной марки. ООО "П." продукция для оценки соответствия требованиям нормативной документации передана в испытательную лабораторию ФГУ "Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации", последним выдано заключение о соответствии водки требованиям ГОСТ Р 51359-99.
ООО "П." была проведена экспертиза сопроводительной документации водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" производства ООО "Э." с датой розлива от 01.07.2011 г. и была признана надлежащей по маркировке и упаковке, а также соответствующей учетной информации.
В связи с приведенными обстоятельства, ООО "К." считает, что нарушений антимонопольного законодательства не допускало и просит прекратить рассмотрение данного дела, возбужденное в отношении ООО "К.".
В заседании Комиссии Чувашского УФАС России представитель филиала ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." заявила, что несмотря на наличие писем о согласии ОАО "Р." по использованию товарных знаков, окончательного соглашения, облеченного в письменную форму не было, как и регистрации лицензионных договоров на право использования охраняемых товарных знаков.
Представитель ООО "К." не опроверг данный довод и сообщил, что действительно в Роспатенте регистрация лицензионных договоров еще не состоялась, а лишь проходила стадия согласования с производителями водок по использованию товарных знаков.
Комиссия Чувашского УФАС России, в ходе рассмотрения дела установила следующие обстоятельства.
Из представленных в материалы товарных чеков и фотоизображений водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" следует, что 26.07.2011 г. и 28.07.2011 г. в магазине ООО "Р." (Янтиковский район) осуществлялась реализация вышеуказанных наименований водок емкостью 0,5 л. На фотоизображениях водок со стороны контрэтикеток имеется информация следующего содержания: "Изготовлено и разлито по заказу ООО "К.", являющегося обладателем товарного знака. Адрес производства: Чебоксарский Филиал ОАО "Р." "Ликеро-водочный завод "Ч.", <...> ...".
Таким образом, факт размещения информации на водках "Ханара" и "Чаваш Ташши" об изготовителе Филиале ОАО "Р." "Ликеро-водочный завод "Ч." имел место.
Кроме того, в материалы дела филиалом ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." представлены фотоизображения бутылок водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" со стороны наклеенных на них федеральных специальных марок с датой разлива 01.07.2011 г., на которых обозначены: изготовитель - ООО "Э.", серия 011 и номер 536112340 на водку "Ханара" и серия 011 и номер 537578107 на водку "Чаваш Ташши" и протокол запроса о проверке алкогольной продукции, полученной на основе серии и номера марки (специальной или акцизной) в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
Согласно проверки Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка указанных учетных данных, следует, что федеральная специальная марка серии 011 и номер 536112340 выдана 29.01.2010 ООО "В." для маркирования алкогольной продукции - "Аперитив "Цивильный", емкостью 0,26 л, крепостью 26% и не предназначалась производителю ООО "Э." для маркирования алкогольной продукции - водка "Ханара", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, с датой розлива 01.07.2011. Федеральная специальная марка серии 011 и номер 537578107 выдана 29.01.2010 ООО "В." для маркирования алкогольной продукции "Аперитив "Цивильный" емкостью 0,26 л, крепостью 26% и также не предназначалась производителю ООО "Э." для маркирования алкогольной продукции - водка "Чаваш Ташши", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, с датой розлива 01.07.2011.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о регулировании оборота алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации должна сопровождаться определенной информацией, в т.ч. информацией о наименовании производителя (юридическом адресе), государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.
В силу пунктов 3.2, 3.4 Государственного стандарта ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом информация для потребителя должна представляться непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Информация о товаре для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Учитывая объяснение представителя ООО "К." о полном согласовании выпуска водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" только с одним производителем ООО "Э.", введение в оборот водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" с информацией, нанесенной на контрэтикетку об иных изготовителях, не соответствует действительности и не отвечает требованиям действующего законодательства в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции. Наличие несоответствующей информации на водке могло ввести в заблуждение потребителей в отношении места производства и производителя данной продукции.


Оценив размещенную информацию в целом на этикетке, контрэтикетке, федеральной специальной марке водок "Ханара" и "Чаваш Ташши", Комиссия Чувашского УФАС России считает, что информацию о месте производства и изготовителях нельзя признать однозначно понимаемой и идентифицировать изготовителя продукции затруднительно. Факты реализации ООО "Р." (<...>) водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" с поддельными федеральными специальными марками свидетельствуют о нахождении этой водки в незаконном обороте.
Из представленных в материалы дела документов водка "Ханара" и "Чаваш Ташши" с датой изготовления 01.07.2011, емкостью 0,5 л продана 18.07.2011 ООО "Э." в количестве 20000 бутылок каждого наименования ООО "М.", последний продал указанный товар в этом же объеме 21.07.2011 ООО "К.".
ООО "К.", реализуя вышеуказанную водку розничным и иным покупателям, располагал сведениями о наличии на водке "Ханара" и "Чаваш Ташши" несоответствующей информации о производителях, в связи с отсутствием формального оформления согласия изготовителей на использование товарных знаков, но при этом реализовывал эту продукцию.
Исследовав документы представленные в материалы дела, Комиссия Чувашского УФАС России считает правоотношения по использованию охраняемых товарных знаков "Ханара" и "Чаваш Ташши" между ООО "К." и ОАО "Р." не урегулированными.
В соответствии со статьей 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется по лицензионному договору предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.
Лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Лицензионный договор подлежит государственной регистрации. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность лицензионного договора.
Таким образом, переписка между ООО "К." и ОАО "Р." не может свидетельствовать о наличии договорных отношений между сторонами в силу вышеуказанных законоположений, что не позволяло указывать на контрэтикетке водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" в качестве изготовителя филиал ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч.".
Статья 4 Федерального закона "О защите конкуренции" определяет под недобросовестной конкуренцией - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статья 14 указанного закона определяет формы недобросовестной конкуренции, включающие: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались в распространении сведений (характеризующихся как ложные, неточные либо искаженные), которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту- конкуренту.
Материалами дела и объяснениями сторон по делу подтверждается, что ООО "К." и Филиал ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном и том же товарном рынке по реализации алкогольной продукции, следовательно, являются конкурентами. ООО "К." не были приняты необходимые меры по предотвращению реализации алкогольной продукции - водок "Ханара" и "Чаваш Ташши" с ненадлежащей информацией об изготовителе и поддельными федеральными специальными марками.
Установленные Комиссией Чувашского УФАС России, обстоятельства, свидетельствуют о возможности получения ООО "К." преимуществ в предпринимательской деятельности по продвижению алкогольной продукции на рынке, увеличению объемов ее продаж, благодаря репутации, заслуженной ликероводочным заводом "Ч." по выпуску качественной продукции и возможности причинения Филиалу ОАО "Р." "Ликероводочный завод "Ч." ущерба и вреда деловой репутации, в связи с реализацией на территории Чувашской Республики водки "Ханара" и "Чаваш Ташши", выпущенной ООО "Э.", не отвечающей требованиям законодательства.
Статьями 8, 34 Конституции Российской Федерации, статьей 14 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция запрещается.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы и возражения представителей сторон по делу, Комиссия пришла к выводу, что ООО "К." совершены действия по недобросовестной конкуренции, выразившиеся во введении в оборот водки под товарными знаками "Ханара" и "Чаваш Ташши" с недостоверными сведениями о месте производства и об изготовителе, вводящими в заблуждение потребителей, а также с поддельными федеральными специальными марками.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать действия ООО "К." по введению в оборот водки под товарными знаками "Ханара" и "Чаваш Ташши" с недостоверными сведениями о месте производства и об изготовителе, вводящими в заблуждение потребителей, а также с поддельными федеральными специальными марками, нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "К." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
А.Р.ГАДИЛОВА

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в соответствии со статьей 198 АПК РФ.





ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 2011 Г. ПО ДЕЛУ № 161-АМЗ-2011

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Члены Комиссии:
Железина Л.А. - заместитель начальника отдела товарных рынков;
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела товарных рынков;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела товарных рынков;
на основании своего решения от 14 сентября 2011 г. по делу № 161-АМЗ-2011 о нарушении ООО "К." (адрес: <...>) пунктов 1, 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. ООО "К." немедленно по получении настоящего Предписания принять меры по исключению информации об изготовителе: "Ч Филиал ОАО "Р." "Ликеро-водочный завод "Ч.", <...>" размещенной на контрэтикетках водок под товарными знаками "Ханара" и "Чаваш Ташши".
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 1 октября 2011 года в Чувашское УФАС России.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии:
Л.А.ЖЕЛЕЗИНА
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
А.Р.ГАДИЛОВА

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 14.09.2011 по делу № 161-АМЗ-2011
<О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции>
(вместе с "Предписанием")

Решение
Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 14 сентября 2011 г. по делу № 161-АМЗ-2011

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru