КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТЧЕТ
от 7 апреля 2011 года
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ДОСТОВЕРНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В
КОМИТЕТЕ ПО ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САРАТОВ"
В соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы и на основании удостоверения на право проведения проверки от 09.03.2011, выданного председателем контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Постельгой Э.А., консультантами отдела контрольно-счетной палаты Лобановой Г.А. - руководитель группы и Юровой Е.Л. с 14 марта 2011 г. по 4 апреля 2011 г. проведена проверка достоверности бюджетной отчетности в комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Период проверки: 2010 год.
Проверка проведена с ведома председателя комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет, комитет по финансам) Никитина А.И. и начальника управления бюджетного учета и отчетности Комитета Батяевой И.П.
При проверке использовались: бюджетная отчетность комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов", Положение о комитете по финансам муниципального образования "Город Саратов", регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы, сведения для формирования кассового плана в части расходов бюджета города, другие нормативные и правовые документы.
Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность Комитета, с начала проверяемого периода по настоящее время являлись:
Никитин А.И. - председатель комитета по финансам, назначенный на должность распоряжением главы администрации города г. Саратова от 24.10.2008 № 478-лс в соответствии с решением Саратовской городской Думы, имеющий право первой подписи;
Батяева И.П. - начальник управления учета и отчетности исполнения бюджета, назначенная на должность приказом председателя комитета по финансам от 03.05.2007 № 29-лс, имеющая право второй подписи.
Право первой подписи на документах имели также заместитель председателя комитета Сорокина А.А., заместитель председателя комитета, начальник управления бюджетных обязательств Орлова В.Н. - по перечню документов, право второй подписи - начальник отдела учета и отчетности исполнения бюджета Сухова Е.Б.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" зарегистрирован в ИФНС России по Волжскому району г. Саратова, ИНН/КПП 64550530344/645001001.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", организующим составление, исполнение бюджета города и осуществляющим контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Комитет имеет статус юридического лица, функции и порядок деятельности которого, определяются Положением
, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 № 19-172.
С 01.01.2010 Комитет не имеет подведомственных учреждений.
Закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления за Комитетом было осуществлено на основании договора от 01.03.2000 № 572. Изменения в составе и стоимости имущества оформлялись ежегодными дополнительными соглашениями к Договору.
По данным бухгалтерского учета в 2010 году:
- поступило объектов основных средств первоначальной стоимостью 4357,3 тыс. рублей;
- выбыло (списано) объектов основных средств первоначальной стоимостью 1373,4 тыс. рублей.
В результате первоначальная стоимость муниципального имущества, закрепленного за Комитетом на праве оперативного управления по состоянию на 01.01.2011 (дополнительное соглашение от 08.02.2011 № 572/2011), составила 26186,0 тыс. рублей, остаточная - 4656,8 тыс. рублей.
В ходе проверки предоставлен приказ от 05.04.2010 № 30П "О внесении изменений в приказ комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30.12.2008 № 105П "О реализации единой государственной учетной политики в комитете по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на 2009 год", которым утверждены:
- положение о реализации единой государственной учетной политики в Комитете по финансам администрации города Саратова;
- рабочий план счетов бюджетного учета комитета по финансам, как органа, осуществляющего учет исполнения сметы доходов и расходов на содержание аппарата комитета по финансам, администрирования доходов и источников внутреннего финансирования;
- рабочий план счетов бюджетного учета комитета по финансам, как органа, осуществляющего учет исполнения городского бюджета;
- рабочий план счетов бюджетного учета комитета по финансам, как органа, осуществляющего учет кассового обслуживания исполнения бюджета города;
- положение о формах и порядке формирования первичных учетных документов, регистров бюджетного учета и их архивации;
- порядок организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций администрирования и отдельных операций исполнения бюджета муниципального образования "Город Саратов";
- список работников комитета по финансам, имеющих право первой и второй подписи;
- состав постоянно действующей комиссии комитета по инвентаризации имущества, списанию основных средств и материальных запасов, проведения ревизии кассы;
- состав постоянно действующей комиссии комитета по финансам для проведения инвентаризации расчетов по доходам, долговым обязательствам и бюджетным кредитам по исполнению бюджета города;
- список работников комитета по финансам, имеющих право получения денег в подотчетна хозяйственные цели;
- список работников комитета, ответственных за хранение, выдачу и учет бланков доверенностей.
1. В ходе проверки предоставленная бюджетная отчетность Комитета была проанализирована на:
- соответствие требованиям нормативных правовых актов по составу и содержанию;
- соответствие показателей, отраженных в бюджетной отчетности как плановые, решению
Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год" (с изменениями и дополнениями);
- внутреннюю согласованность соответствующих форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений).
Было установлено следующее:
1.1. В соответствии с п. 11
Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н (далее Инструкция № 128н), в состав бюджетной отчетности Комитета включены:
- Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее - Баланс) (ф. 0503130)
;
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)
;
- Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
;
- Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
;
Согласно требованиям Указаний
№ 150н расходы на приобретение вышеназванных объектов нефинансовых активов необходимо было относить на подстатьи КОСГУ в следующем порядке:
- на подстатью 310 "Увеличение стоимости основных средств" - расходы на общую сумму 2013,0 тыс. рублей на приобретение автоматизированных рабочих мест, в том числе компьютеров в составе процессора и монитора, ноутбуков, источников бесперебойного питания, блейд-сервера, диктофона, принтеров;
- на подстатью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - расходы на общую сумму 366,0 тыс. рублей на приобретение отдельных Элементов (в целях комплектования автоматизированного рабочего места или для замены Элементов, вышедших из строя), в том числе клавиатура, манипулятор "мышь", коврики для мышек, ТВ тюнер, модуль расширения и т.д.
4. Дополнительно в ходе проверки установлены также иные нарушения, имеющие стоимостную оценку.
4.1. В ходе проверки сплошным порядком отчетов кассира и кассовых документов за 2010 год было установлено нарушение п. 15
Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 № 40. В расходных кассовых ордерах от 17.05.2010 № 7, от 06.09.2010 № 13, от 24.09.2010 № 15, от 27.09.2010 № 16, от 07.10.2010 № 17, от 11.10.2010 № 18, от 14.10.2010 № 19, от 21.10.2010 № 22, от 03.12.2010 № 23 на общую сумму 24,5 тыс. рублей расписка в получении денег (сумма прописью, копейки - цифрами) сделана получателями не собственноручно чернилами или шариковой ручкой, а напечатана на компьютере. Кроме того, в расходных кассовых ордерах от 24.09.2010 № 15, от 27.09.2010 № 16, от 14.10.2010 № 19, от 21.10.2010 № 22 не заполнены наименование и номер документа, удостоверяющего личность получателя, кем и когда он выдан.
4.2. Проверкой расчетов с подотчетными лицами установлено.
В 2010 году расчеты с подотчетными лицами по хозяйственным расходам и отправке корреспонденции осуществлялись путем возмещения ранее осуществленных расходов, при этом целесообразность осуществления расходов подтверждалась не в момент приобретения товарно-материальных ценностей и услуг, а на дату предоставления авансовых отчетов.
Возмещение ранее осуществленных расходов по авансовым отчетам от 25.02.2010 № 2, от 15.03.2010 № 4, от 16.03.2010 № 5, от 16.03.2010 № 6, от 12.04.2010 № 9, от 27.04.2010 № 10, от 06.07.2010 № 15, от 05.07.2010 № 16, от 17.09.2010 № 24, от 03.11.2010 № 31, от 17.11.2010 № 34, от 10.11.2010 № 33 на общую сумму 8,7 тыс. рублей было произведено лицам, отсутствующим в Списке работников комитета по финансам, имеющих право получения денег в подотчет, в соответствии с приказом Комитета об учетной политике.
Выдача денежных средств под отчет осуществлялась Комитетом в основном по безналичному расчету на пластиковые карты, предназначенные для перечисления заработной платы. Перечень типовых корреспонденции счетов бюджетного учета, содержащийся в Приложении № 1
к Инструкции № 148н, не содержит корреспонденции счетов при осуществлении расчетов с подотчетными лицами по безналичному расчету с применением пластиковых карт. В ходе проверки не предоставлен соответствующий нормативно-правовой акт Комитета, определяющий необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в соответствии с п. 9
Инструкции № 148.
В нарушение п. 3
Инструкции 148н:
- в авансовом отчете от 18.08.2010 № 18 Белолипцевой Е.А. не заполнены обязательные реквизиты раздела "Сведения о внесении остатка, выдаче перерасхода";
- в составе авансового отчета от 03.11.2010 № 29 Боевой Л.А. принято командировочное удостоверение, на оборотной стороне которого не проставлены пункты назначения в отметке прибытия к месту командировки и в отметке убытия из места командировки, должность и расшифровка подписи ответственного должностного лица НП содействия внедрению инноваций в деятельность муниципальных образований "Центр инноваций муниципальных образований", даты прибытия к месту командирования и убытия из места командирования;
- в составе авансового отчета от 03.11.2010 № 28 Черных Л.М. принято командировочное удостоверение, на оборотной стороне которого не проставлены должность и расшифровка подписи ответственного лица НП содействия внедрению инноваций в деятельность муниципальных образований "Центр инноваций муниципальных образований".
В нарушение ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 2.1 ст. 2
Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в составе авансового отчета от 23.12.2010 № 37 Артамонова П.В. принят к учету первичный документ товарный чек от 23.12.2010 б/н поставщика ОАО "Роспечать" на сумму 1,3 тыс. рублей, не содержащий таких обязательных реквизитов как номер документа, должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, вследствие чего указанные расходы в сумме 1,3 тыс. рублей являются необоснованными.
4.3. В течение отчетного года в лимиты бюджетных обязательств и показатели кассового плана в части расходов бюджета МО "Город Саратов" (за исключением средств от приносящей доход деятельности) Комитета было внесено 38 изменений, что свидетельствует о некачественном планировании кассовых расходов Комитета на краткосрочный период.
Несмотря на такое количество изменений Комитетом было допущено нарушение статей 161
и 219
Бюджетного кодекса РФ Комитетом в части принятия бюджетных обязательств сверх доведенных ему по кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств.
Согласно предоставленным сметам доходов и расходов на 2010 год, уведомлениям об изменении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана в части расходов бюджета города Саратова (за исключением средств от приносящей доход деятельности), выданных Комитету, главной книге по состоянию на 01.12.2010:
- принятые бюджетные обязательства на приобретение основных средств (КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств") составили 2402,5 тыс. рублей, в том числе по целевой статье 0020499 "Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, центральный аппарат за счет средств бюджета города" - 2376,1 тыс. рублей, по целевой статье 5210204 "Межбюджетные трансферты, санкционирование финансовыми органами муниципальных образований области кассовых выплат получателям средств областного бюджета, расположенных на территориях муниципальных образований области" - 26,4 тыс. рублей;
- утвержденные бюджетные ассигнования и соответствующие им лимиты бюджетных обязательств на приобретение основных средств (КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств") составили 3875,6 тыс. рублей, в том числе по целевой статье 0020499 - 3849,2 тыс. рублей, по целевой статье 5210204 - 26,4 тыс. рублей.
В период с 01.12.2010 по 14.12.2010 Комитетом было принято бюджетных обязательств на приобретение основных средств на общую сумму 1823,7 тыс. рублей, в том числе:
- на сумму 9,8 тыс. рублей - без заключения договора по товарной накладной от 07.12.2010 № 133 на получение масляных радиаторов от ИП Пальцева В.В.;
- на сумму 3,9 тыс. рублей - без заключения договора по товарной накладной от 14.12.2010 № 136 на получение лестницы-стремянки от ИП Пальцева В.В.;
- на сумму 860,0 тыс. рублей - по муниципальному контракту от 14.12.2010 № 18, заключенному с ООО "Белфорт-РМ", на поставку компьютерной техники и периферийных устройств;
- на сумму 950,0 тыс. рублей - по муниципальному контракту от 14.12.2010 № 19, заключенному с ООО "Белфорт-РМ", на поставку дополнительного оборудования для ранее приобретенной серверной платформы IBM BladeCenter S.
5. В соответствии с п. 4 ст. 242.2
Бюджетного кодекса РФ в Комитет направляются исполнительные документы для исполнения судебных актов по искам к МО "Город Саратов" о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны МО "Город Саратов" (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета (далее по тексту - исполнительные документы).
Исполнение судебных актов по искам к казне МО "Город Саратов" в 2010 году было организовано в соответствии с приказом комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" от 25.03.2010 № 24П "Об утверждении Правил организации работы и порядка взаимодействия управлений, отделов комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" по исполнению, учету и хранению исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования "Город Саратов"
Исполнение Комитетом в 2010 году судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны МО "Город Саратов" и в порядке субсидиарной ответственности осуществлялось по разделу 01 "Общегосударственные вопросы", подразделу 14 "Другие общегосударственные вопросы", целевой статье 0920300 "Реализация государственных функций, связанных с общегосударственным управлением. Выполнение других обязательств государства", виду расходов 500 "Выполнение функций органами местного самоуправления", коду операций сектора государственного управления 290 "Прочие расходы".
Решением
Саратовской городской Думы от 14.12.2009 № 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год" на указанные цели Комитету были первоначально утверждены бюджетные ассигнования на 2010 год в сумме 400077,0 тыс. рублей. В течение 2010 года в результате вносимых изменений в решение
"О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год" и на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана в части расходов бюджета города Саратова (за исключением средств от приносящей доход деятельности), выданных Комитету, объем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по указанным разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов был увеличен до 517077,4 тыс. рублей или на 29,24 % от первоначального объема ассигнований.
За 2010 год к казне муниципального образования "Город Саратов", а также к администрации МО "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" был предъявлен 241 исполнительный лист на общую сумму 588809,9 тыс. рублей.
В 2010 году оплачен 171 исполнительный лист на общую сумму 517077,5 тыс. рублей.
Таким образом, в ходе проверки установлено:
1. Искажения годовой бюджетной отчетности по Отчету о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
на сумму 2,4 тыс. рублей.
2. В ходе проверки установлены также иные нарушения, имеющие стоимостную оценку, на общую сумму 9680,3 тыс. рублей, в том числе:
- нарушение Порядка
ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 № 40 (п. 15) на общую сумму 24,5 тыс. рублей;
- необоснованные расходы в сумме 1,3 тыс. рублей.
- нарушение Указаний
о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н и письма
Минфина РФ от 05.02.2010 № 02-05-10/383 на сумму 366,8 тыс. рублей;
- нарушение Инструкции
по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н на общую сумму 9287,7 тыс. рублей.
3. Пояснительная записка (ф. 0503160)
не в полной мере соответствует требованиям Инструкции
о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н, в части полноты предоставленных таблиц и форм и отражения в текстовой части всех особенностей бюджетной отчетности.
4. В нарушение ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Комитетом при учете операций расчетов по доходам допускались нарушения в части несвоевременного проведения хозяйственных операций.
5. На основании п. 4 ст. 242.2
Бюджетного кодекса РФ Комитетом в 2010 году оплачен 171 исполнительный лист на общую сумму 517077,5 тыс. рублей.
Принятые меры:
1. Главе муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. направлены материалы проверки.
2. Исполняющему обязанности главы администрации муниципального образования "Город Саратов" Прокопенко А.Л. направлены материалы проверки и письмо о принятии мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц допустивших указанные нарушения.
Председатель
контрольно-счетной палаты
А.В.ИВАНОВ