Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2011 г. по делу № 2-2144/2011

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе:
Председательствующего - судьи Иванова В.В., при секретаре Т., с участием представителя заявительницы по доверенности - И.В.М., военного прокурора - помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Сучкова Д.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части 00000 ефрейтора в отставке Р. об оспаривании действий командира войсковой части 00000, сопряженных с исключением ее из списков личного состава части.
В ходе рассмотрения дела по существу военный суд

установил:

Р. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать неправомерными действия командира войсковой части 00000, связанные с изданием приказа от 22 сентября 2011 года N, в части ее исключении из списков личного состава части и обязать воинское должностное лицо его отменить, а также восстановить ее в списках личного состава части до получения жилого помещения по договору социального найма.
Своевременно извещенная о времени и месте судебного заседания, заявительница в суд не прибыла, представив заявление о рассмотрении дела без ее участия, но с участием ее представителя.
В судебном заседании представитель заявительницы - И., действующий в пределах предоставленных ему доверенностью полномочий, отказался от требования "восстановить ее в списках личного состава части до получения жилого помещения по договору социального найма", пояснив, что данное требование будет и так реализовано в случае возложения на должностное лицо обязанности по отмене оспариваемого приказа. Определением суда производство по делу в данной части прекращено.
Оставшиеся требования представитель заявительницы поддержал и пояснил, что та с 1994 года проходила военную службу по контракту в войсковой части 00000, дислоцированной в городе Оби Новосибирской области. С 2001 года состоит в очереди на получения жилья. В 2010 году в связи с отсутствием у нее, какого-либо жилья, муниципалитет по месту жительства предоставил ей служебное жилое помещение, которое она на основании заключенного договора обязалась освободить после увольнения со службы. Перед увольнением она неоднократно в рапортах и на беседе просила не исключать ее из списков личного состава части без предоставления жилья по социальному найму. Кроме того, на момент исключения из списков личного состава части с ней не был полностью произведен расчет, а именно, не выплачены единовременное пособие при увольнении и единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей, на что согласия она не давала.
Своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания, командир войсковой части 00000 в суд не прибыл, о причинах неявки не сообщил.
В представленных же в суд письменных возражениях воинское должностное лицо заявленные требования не признало и со ссылкой на законодательство о статусе военнослужащих просило отказать в их удовлетворении, считая, что на момент исключения из списков личного состава части Р. была обеспечена служебным жилым помещением и всеми положенными видами довольствия, а поэтому оспариваемый приказ является правомерным.
Выслушав объяснения представителя заявительницы и заключение военного прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, а также исследовав возражения воинского должностного лица и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части 00000 от 22 сентября 2011 года № Р. (войсковая часть 00000) уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и с 28 сентября 2011 года исключена из списков личного состава войсковой части 00000, всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы составляет 17 лет 7 месяцев 27 дней.
Этим же приказом определено к выплате Р. единовременное пособие при увольнении в размере 15 окладов денежного содержания и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей с 1 января по 31 августа 2011 года.
Выпиской из личного дела Р. и копией ее военного билета подтверждается, что она проходила военную службу по контракту в войсковой части 00000 с 01 февраля 1994 года. Личный номер Ю - 000000.
Из копии единого реестра данных по жилью военнослужащих, заверенной начальником войсковой части 00000, видно, что военнослужащий с личным номером Ю-000000 принят на учет для получения квартиры 05 июля 2001 года.
Копией договора найма служебного жилого помещения № от 09 июля 2010 года, заключенного Р. с муниципальным учреждением "Дирекция единого Заказчика" - Управляющая компания, действующим от имени собственника жилого помещения - Муниципального образования города Оби Новосибирской области, подтверждается предоставление заявительнице двухкомнатной квартиры общей площадью 43,4 кв. м., расположенной по адресу: военный городок, дом, квартира 8. Согласно пп. 4.4.4 и 4.5. данного договора его действие прекращается с окончанием у нанимателя срока службы, после чего последний и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение.
Как видно из копий рапортов Р. от 31 августа и 27 сентября 2011 года, а также листа беседы с ней перед увольнением, она просила командира войсковой части 00000 обеспечить ее постоянным жильем в городе Новосибирске и до его получения не исключать из списков личного состава части.
Из анализа вышеизложенного следует, что заявительница поступила на военную службу по контракту до 1 января 1998 года и уволена по достижении предельного возраста пребывания на ней, имея выслугу более 10 лет. При этом она с 05 июля 2001 года признана, нуждающейся в жилом помещении, но на момент исключения из списков личного состава части по линии военного ведомства жильем не обеспечена. Согласия на исключение из списков личного состава части без обеспечения постоянным жильем не давала.
Оценивая законность оспариваемого приказа воинского должностного лица об исключении заявительницы из списков личного состава части, суд исходит из следующего:
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из Закона такое равенство не вытекает.
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы, предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Исходя из этого, следует признать, что каждому военнослужащему, заключившему первый контракт до 1 января 1998 года после пяти лет военной службы, гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по социальному найму по месту военной службы.
Данная гарантия распространяется и на заявительницу, заключившую первый контракт до указанной даты и признанной в 2001 году, нуждающейся в получении жилья по социальному найму по месту ее военной службы в городе Оби Новосибирской области либо в другом близлежащем населенном пункте, в том числе и городе Новосибирске.
Из анализа законодательства о статусе военнослужащих вытекает, что на военнослужащего, при наличии всех прочих условий, не распространяется социальная гарантия, предусмотренная в абзаце 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", если военное ведомство в рамках прохождения военной службы обеспечило его в установленном порядке жильем по месту военной службы.
Материалами же дела установлено, что военное ведомство вплоть до исключения из списков личного состава воинской части заявительницу каким-либо жильем не обеспечило, а поэтому последняя, имея все прочие основания и не дававшая на то своего согласия, может претендовать на вышеуказанную социальную гарантию о запрете на исключение ее из списков личного состава части до обеспечения жильем.
Не влияет на данный вывод суда и обеспечение заявительницы и членов ее семьи в 2010 году служебным жильем, предоставленным муниципалитетом и которое она в силу договора должна освободить по окончании ею срока военной службы, так как эти обстоятельства нельзя расценить как выполнение военным ведомством обязанности по обеспечению заявительницы положенным жильем по социальному найму по месту прохождения военной службы.
Кроме того, в силу ныне действующего законодательства о статусе военнослужащих обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы, лежит на федеральных органах исполнительной власти, в которых те проходят службу, а не на органах местного самоуправления, как это было предусмотрено ранее.
При таких обстоятельствах, суд находит, что воинское должностное лицо, исключив заявительницу, без ее согласия, из списков личного состава части до предоставления ей жилого помещения, нарушило право последней на обеспечение жильем до момента окончания военной службы.
Помимо того, суд констатирует, что должностное лицо, исключив заявительницу из списков личного состава части до проведения с ней всех необходимых расчетов, нарушило право последней на обеспечение положенными денежными выплатами до окончания военной службы.
Так, в пункте 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 № 1237, закреплено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
В суде установлено, что заявительница согласия на исключение из списков личного состава части до проведения с ней всех необходимых расчетов, а именно выплаты единовременное пособие при увольнении в размере 15 окладов денежного содержания и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей с 1 января по 31 августа 2011 года, не давала.
Однако, как усматривается из выписки из контракта на обслуживание банковской карты "ВТБ 24", принадлежащей Р., на ее счет данные выплаты в размере 63 525 рублей и 11 994 рублей 83 копеек, соответственно, поступили 05 октября 2011 года, в то время как исключена из списков личного состава части она была 28 сентября того же года.
Доказательств же производства с заявительницей военным ведомством полного расчета не позднее дня окончания военной службы не представлено.
Анализируя изложенное, суд находит действия командира войсковой части 00000, связанные с исключением заявительницы из списков личного состава войсковой части без обеспечения жильем и проведения всех необходимых расчетов - неправомерными, и для восстановления нарушенных прав заявительницы в полном объеме находит необходимым обязать воинское должностное лицо отменить свой приказ от 22 сентября 2011 года N, в части исключения Р. из списков личного состава воинской части.
Таким образом, суд признает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как усматривается из чек-ордера Сбербанка России от 07 ноября 2011 года, Р. в местный бюджет уплачена государственная пошлина при подаче заявления в размере двухсот рублей, а согласно квитанции НООО "Российское воинское братство" № от 15 ноября того же года ею оплачены услуги представителя в размере трех тысяч рублей.
В соответствии со ст. 98 и ч. 1 ст. 100 ГПК РФ суд находит необходимым судебные расходы по делу, состоящие из суммы государственной пошлины в размере двухсот рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере трехсот рублей, полагая, что данная сумма определена в разумных пределах и соответствует сложности настоящего дела, возложить на сторону должностного лица. В оставшейся части понесенных заявительницей расходов по оплате услуг представителя, суд полагает необходимым отказать.
Принимая во внимание положения статей 3, 5 Конституции РФ, статью 1069 ГК РФ и статью 1 ФЗ "Об обороне" и учитывая, что войсковая часть 58133 с 01 января 2011 года зачислена на финансовое обеспечение в ФБУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <...>, суд полагает необходимым, судебные расходы по настоящему делу в размере пятисот рублей, взыскать с указанного учреждения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Р. признать обоснованным.
Действия командира войсковой части 00000, сопряженные с изданием приказа от 22 сентября 2011 года N, в части исключения Р. из списков личного состава воинской части, - признать неправомерными.
Обязать командира войсковой части 00000 отменить приказ от 22 сентября 2011 года N, в части исключения Р. из списков личного состава воинской части.
Судебные расходы по делу, состоящие из оплаченной заявительницей государственной пошлины и расходов на оплату услуг представителя, возложить на Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации <...>, взыскав с него в пользу Р. пятьсот рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу
В.В.ИВАНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 16.11.2011 по делу № 2-2144/2011
<Действия командира войсковой части, сопряженные с исключением заявительницы из списков личного состава части без предоставления жилого помещения, признаны незаконными, так как военнослужащий, имеющий стаж военной службы более 10 лет, не может быть исключен из списков личного состава воинской части до момента обеспечения его жильем>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru