Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2011 г. по делу № А14-9981/2010

(извлечение)

Аннинским муниципальным унитарным предприятием "Т" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>, далее - АМУП "Т", истец) заявлен иск к Отделу финансов администрации Аннинского муниципального района Воронежской области (ИНН: <...>, ОГРН: <...>, далее - Отдел финансов, ответчик) о признании открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку топлива на отопительный сезон 2010 - 2011 гг. для муниципальных унитарных предприятий Аннинского муниципального района недействительным.
При принятии искового заявления к производству и в процессе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований Общество с ограниченной ответственностью "Р" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>, далее - ООО "Р", третье лицо), Общество с ограниченной ответственностью "Д" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>, далее - ООО "Д", третье лицо), администрацию Аннинского муниципального района Воронежской области (ИНН: <...>, ОГРН: <...>, далее - Администрация района, третье лицо).
Истец поддержал требования. В их обоснование истец ссылается на то, что перечень лиц, которые могут выступать в качестве государственных и муниципальных заказчиков, установлен ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ). Данный перечень не содержит указание на унитарные предприятия и является исчерпывающим. Потребности унитарного предприятия в товарах, работах, услугах не могут рассматриваться как государственные или муниципальные нужды, а само унитарное предприятие не может выступать в качестве государственного или муниципального заказчика. Соответственно, обязательность проведения процедур, предусмотренных вышеназванным Законом, на унитарные предприятия не распространяется.
Ответчик в представленном отзыве, судебных заседаниях считает заявление не подлежащим удовлетворению, указывая, что в ст. 4 Закона № 94-ФЗ содержится перечень лиц, которые обязаны руководствоваться данным Законом. Однако иные субъекты могут воспользоваться правом, осуществлять закупки посредством государственного или муниципального заказа, в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, чем и воспользовался истец, обратившись 21.04.2010 г. в Отдел финансов с заданием на размещение заказа на поставку твердого топлива (угля) на отопительный сезон 2010 - 2011 гг.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что постановлением администрации Аннинского муниципального района Воронежской области от 26.06.2009 г. № 404 "О предоставлении полномочий на размещение заказов для муниципальных нужд" установлен перечень получателей бюджетных средств, уполномоченных на размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в который, в том числе включен истец.
Третье лицо, ООО "Р", отзыв не представило, позицию по делу не выразило.
Третье лицо, ООО "Д", в представленном отзыве, судебных заседаниях поддержало позицию ответчика. Кроме того, считает, что истцом не представлено доказательств нарушения имущественных прав и интересов АМУП "Т" проведением аукциона. Само по себе участие истца на оспариваемом аукционе в качестве "муниципального заказчика" в порядке, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, не нарушает какого-либо права истца. Прямого запрета указанный Закон не содержит. Аукцион был проведен без нарушений.
Третье лицо, Администрация района, отзыв не представила, поддержало позицию Отдела финансов.
При этом фактические обстоятельства, связанные с проведением аукциона и заключением контрактов по его результатам, участниками процесса не оспаривались.
Дело слушалось в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебном заседании суд объявлял перерыв с 16.02.2011 г. по 24.02.2011 г. (с учетом выходных дней 19.02.2011 г., 20.02.2011 г.).
Из материалов дела, пояснений участников процесса следует, что 21.04.2010 г. АМУП "Т" в адрес Отдела финансов подано задание № 1 на размещение заказа на поставку твердого топлива (угля) на отопительный сезон 2010 - 2011 гг. (л.д. 63 - 65).
27.04.2010 г. соответствующее объявление размещено в газете "А" № 45 (11209) (л.д. 110).
24.05.2010 г. состоялось заседание аукционной комиссии, победителями аукциона признаны по лоту № 1 - ООО "Р", по лоту № 2 - ООО "Д" (л.д. 7 - 9).
Между АМУП "Т" (Муниципальный заказчик) и ООО "Р", ООО "Д" подписаны муниципальные контракты № 1, № 2, соответственно, на поставку твердого топлива (уголь) на отопительный сезон 2010 - 2011 гг. (л.д. 10 - 15).
Ссылаясь на то, что проведенный Отделом финансов открытый аукцион противоречит Закону № 94-ФЗ, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 АПК РФ). Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 ГК РФ, торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели (статья 448 ГК РФ).
В силу статьи 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Выбор конкретного способа защиты права зависит не только от воли лица, обращающегося в суд, но и от тех обстоятельств, при наличии которых испрашивается судебная защита. Исходя из смысла п. 1 ст. 449 ГК РФ лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать нарушение данными торгами его прав и законных интересов.
В обоснование требований истец ссылается на то, что в перечне лиц, установленном ст. 4 Закона № 94-ФЗ, которые могут выступать в качестве муниципального заказчика, унитарные предприятия не указаны. Таким образом, обязательность проведения процедур, предусмотренных вышеназванным законом, на унитарные предприятия не распространяется.
В силу п. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Доводы истца, указывающего на то, что АМУП "Т" не отвечает критериям муниципального заказчика, применительно к ст. 4 Закона № 94-ФЗ, участниками процесса не оспорены. Исходя из решения совета народных депутатов Аннинского муниципального района Воронежской области от 18.12.2009 г. № 53 "О районном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов" истец не является и иным получателем средств местного бюджета. Однако постановлением администрации Аннинского муниципального района Воронежской области от 26.06.2009 г. № 404 "О предоставлении полномочий на размещение заказов для муниципальных нужд" установлен перечень получателей бюджетных средств, уполномоченных на размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в который истец включен (л.д. 59 - 62). Документальных доказательств отмены, внесения изменений в указанное постановление участниками процесса не представлено (гл. 24, ст. 68 АПК РФ). Представитель Отдела финансов и Администрации района пояснил, что указанное постановление является действующим.
При этом суд считает вышеназванные доводы истца, применительно к предмету заявленных требований, не существенными, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения непосредственно его прав оспариваемым аукционом. Не представлено участниками процесса и доказательств признания незаконными действий организатора торгов по проведению данного аукциона.
Истец, не оспаривает того факта, что, подавая заявку в уполномоченный орган на размещение заказа, согласовывая документацию об аукционе, подписывая муниципальные контракты с третьими лицами, он действовал своей волей и в своем интересе (л.д. 10 - 15, 63 - 66).
Ни при обращении в суд, ни в ходе судебного рассмотрения истец не представил относимых и допустимых доказательств нарушения своих прав и охраняемых законом интересов проведением аукциона и заключением муниципальных контрактов, подписанных им с третьими лицами (статьи 4, 67, 68 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец, обратившись с данным иском, злоупотребил своим правом (ст. 10 ГК РФ).
Кроме того, учитывая предмет и основание заявленных требований суд не может не принимать во внимание состав участников процесса. Как выше отмечено, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 449 ГК). Таким образом, лица, выигравшие торги, с которыми заключены договоры по их результатам, должны быть привлечены к участию в деле в качестве ответчиков по требованиям истца о признании недействительными торгов. Истец правами, предоставленными ст. 46 АПК РФ, не воспользовался, несмотря на неоднократные предложения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ГК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий по своему усмотрению осуществляют свои гражданские права.
Иные доводы сторон судом исследованы, оценены и не могут повлиять на выводы суда.
В силу ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив имеющиеся в деле материалы, объяснения участников, суд считает, что истцом не представлено относимых и допустимых доказательств того, что оспариваемый аукцион является недействительным по заявленным основаниям и нарушает права и охраняемые законом интересы истца (статьи 4, 67, 68 АПК РФ).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в исковых требованиях следует отказать.
Отказ в удовлетворении заявленных исковых требований не означает отказа в судебной защите, а может свидетельствовать о неправильно избранном истцом способе защите, тем более, что, обосновывая необходимость обращения в суд, истец ссылался на то, что после заключения контрактов с третьими лицами существенно изменились обстоятельства, в связи с чем возникла необходимость в изменении графика оплаты (ст. 451 ГК РФ). Истец не лишен возможности избрать иные предусмотренные способы защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).
Государственная пошлина в сумме 4 000 руб. 00 коп. (оплачено истцом при подаче иска по платежному поручению № 342 от 28.09.2010 в сумме 2 000 руб. 00 коп.), согласно ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится на истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

В иске отказать.
Взыскать с Аннинского муниципального унитарного предприятия "Т" в доход федерального бюджета 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.02.2011 по делу № А14-9981/2010
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (согласно ст. 449 ГК РФ); следовательно, выигравшие торги лица, с которыми заключены договоры по их результатам, должны быть привлечены к участию в деле в качестве ответчиков по требованиям истца о признании торгов недействительными. Однако заявитель не воспользовался правами, предоставленными ст. 46 АПК РФ, в связи с чем суд отказал муниципальному унитарному предприятию в признании аукциона недействительным.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru