Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2011 г. № 1514

О КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДО 2020 ГОДА

В целях развития экологической культуры населения, сохранения и улучшения социоприродной среды Вологодской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года (далее также - Концепция).
2. Рекомендовать Концепцию для реализации органам исполнительной государственной власти области, органам местного самоуправления, образовательным учреждениям (организациям) всех уровней и типов, учреждениям культуры, организациям всех форм собственности, связанным с образовательной, оздоровительной, производственной, природоохранной деятельностью, средствам массовой информации, общественным организациям и объединениям, занимающимся экологическим образованием.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 9 августа 2002 года № 507 "О Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ





Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 6 декабря 2011 г. № 1514

КОНЦЕПЦИЯ
НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДО 2020 ГОДА

1. Общие положения

Концепция представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений (организаций) всех уровней и типов, учреждений культуры, организаций всех форм собственности, связанных с образовательной, оздоровительной, производственной, природоохранной деятельностью, средств массовой информации (далее - СМИ), общественных организаций и объединений, направленной на развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области, и является частью социально-экономической политики устойчивого развития региона.
Концепция определяет:
ведущие идеи, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области;
цель, задачи и ожидаемые результаты непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
основные принципы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
основные направления деятельности по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области;
основные механизмы управления и координации действий по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области.

1.1. Нормативно-правовая основа Концепции

Концепция базируется на следующих нормативных и правовых документах:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";
Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";



Экологическое просвещение и информирование населения является неотъемлемой частью структуры экологического образовательного пространства и осуществляется на территории области через деятельность СМИ, учреждений культуры (музеев, библиотек, культурно-досуговых учреждений), особо охраняемых природных территорий федерального значения, учреждений искусства и отдыха, спорта и туризма, природных и историко-архитектурных комплексов, научных и общественных организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды.
СМИ играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения, выступая не только самостоятельным субъектом, но и выполняя функцию общественного посредника между представителями государственной власти, бизнес-структурами, общественными организациями и населением. По мере того как общество начинает осознавать важность и сложность экологических проблем, культурообразующая, воспитательная функция СМИ с каждым годом становится все актуальнее. СМИ обладают реальной способностью формирования общественного мнения в защиту окружающей среды. Вместе с тем СМИ должны не только оперативно реагировать на случившиеся происшествия, но и прилагать все усилия для того, чтобы не допустить подобного в будущем, выступать организатором активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны окружающей среды, способствовать формированию экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. В этой работе должны быть задействованы центральные, областные и районные СМИ.
В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, в число основных задач которых входит эколого-просветительская деятельность. Разработка и реализация просветительских программ на базе Дарвинского государственного природного биосферного заповедника и национального парка "Русский Север" с учетом их природных особенностей и опыта научно-информационной деятельности способствуют расширению знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий, развитию бережного и ответственного отношения к живой природе, вовлечению широких слоев населения в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность, заинтересованности и готовности населения участвовать в решении экологических проблем.

4.5. Библиотеки, музеи и культурно-досуговые
учреждения в системе экологического воспитания
и просвещения населения области

Деятельность учреждений культуры области в сфере экологического образования и просвещения населения как часть их профессиональной деятельности направлена на:
соблюдение права гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
оказание содействия в деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
оказание содействия в активизации участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Деятельность учреждений культуры в области экологического образования и просвещения населения осуществляется во взаимодействии с учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды: научными и образовательными учреждениями, природоохранными территориями и организациями, СМИ, участниками общественного экологического движения и другими.
Библиотеки обеспечивают доступ пользователей к информационным ресурсам по экологии и охране окружающей среды собственной генерации, своих партнеров по региональным библиотечным консорциумам, баз данных международных информационных центров, а также сами создают информационные продукты: тематические подборки (пресс-клиппинг) материалов, экологические дайджесты, специализированные справочники-путеводители, фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам.
Отделы природы краеведческих музеев, музеи природы - это важнейшее звено в экологическом воспитании и просвещении населения, которое позволяет донести до самого широкого круга посетителей достоверную информацию о природе области, природных процессах и явлениях на нашей территории, современных экологических проблемах и путях их решения.

4.6. Участие общества и общественных
организаций в системе экологического
воспитания и просвещения населения области

Нравственные нормы экологической культуры закладываются прежде всего в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру детей. Экологическое воспитание в семье заключается в формировании такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формировании основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитании принципов взаимодействия с окружающим миром.
Особая роль в обеспечении экологически безопасного устойчивого развития области отводится общественным организациям, способствующим формированию и развитию общественного экологического движения, становлению его как позитивной социальной силы общества. Участие общественных организаций в обсуждении проектов, потенциально опасных для окружающей среды, в принятии управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности региона, в организации общественного контроля за соблюдением природоохранного законодательства, в реализации конкретных природоохранных массовых мероприятий и акций гарантирует привлечение широкой общественности к активной экологической деятельности и практическому выполнению экологических программ, формированию общественного мнения в защиту окружающей среды.

5. Механизм управления и координации действий
по экологическому образованию, воспитанию
и просвещению населения области

5.1. Необходимые условия реализации региональной
политики в области экологического образования,
воспитания и просвещения населения

В целях реализации региональной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения населения необходимо обеспечить:
широкое распространение и пропаганду устойчивого развития как стратегии коэволюционного развития человека в гармонии с природой;
создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
экологическую подготовку и переподготовку педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
включение вопросов экологического образования, воспитания и просвещения в региональные и местные программы развития территорий;
конкурсную целевую государственную поддержку структур, осуществляющих экологическое образование, воспитание и просвещение;
развитие системы экологической подготовки лиц, принимающих решения в различных сферах производства, экономики и управления, а также повышение квалификации специалистов природоохранных служб, системы правоохранительных и судебных органов;
повышение информированности деловых кругов в области природоохранного законодательства, рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития, а также обучение их методам экологического управления;
поддержку производства и публикации материалов по вопросам экологии в СМИ.

5.2. Контроль за реализацией Концепции

Управление системой непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения осуществляется на областном уровне Правительством области, Департаментом образования области, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области, Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия области на принципах координации. Координационным органом выступает межведомственный координационный Совет по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Вологодской области (далее - Совет). Деятельность Совета осуществляется на основе ежегодных планов работы. Отчеты о деятельности Совета и о ходе реализации Концепции освещаются в ежегодном докладе о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области и в СМИ.




Официальная публикация в СМИ:
"Красный Север", № 233, 09.12.2011


Начало действия документа - 09.12.2011.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В соответствии с пунктом 4 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Красном Севере" - 09.12.2011).

Постановление Правительства Вологодской области от 06.12.2011 № 1514
"О Концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года"
(вместе с "Концепцией непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года")

Постановление
Концепция непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года
1. Общие положения
1.1. Нормативно-правовая основа Концепции
1.2. Концептуальные основы развития экологического образования, воспитания и просвещения населения области
2. Термины и понятия
3. Состояние экологического образования, воспитания и просвещения населения области и перспективы его развития
3.1. Итоги реализации Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области (2002 - 2010 годы)
3.2. Проблемы экологического образования, воспитания и просвещения населения области
3.3. Цель, задачи и ожидаемые результаты развития непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области
3.4. Основные принципы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области
3.5. Концепция как инструмент реализации региональной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения населения
4. Основные направления деятельности по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области в интересах устойчивого развития региона
4.1. Экологическое образование и воспитание в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования
4.2. Экологическое образование в профессиональных учебных заведениях
4.3. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов предприятий, учреждений и органов власти, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
4.4. Экологическое просвещение и информирование населения области
4.5. Библиотеки, музеи и культурно-досуговые учреждения в системе экологического воспитания и просвещения населения области
4.6. Участие общества и общественных организаций в системе экологического воспитания и просвещения населения области
5. Механизм управления и координации действий по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области
5.1. Необходимые условия реализации региональной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения населения
5.2. Контроль за реализацией Концепции

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru