ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2011 г. № 1514
О КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДО 2020 ГОДА
В целях развития экологической культуры населения, сохранения и улучшения социоприродной среды Вологодской области Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года (далее также - Концепция).
2. Рекомендовать Концепцию
для реализации органам исполнительной государственной власти области, органам местного самоуправления, образовательным учреждениям (организациям) всех уровней и типов, учреждениям культуры, организациям всех форм собственности, связанным с образовательной, оздоровительной, производственной, природоохранной деятельностью, средствам массовой информации, общественным организациям и объединениям, занимающимся экологическим образованием.
3. Признать утратившим силу постановление
Правительства области от 9 августа 2002 года № 507 "О Концепции непрерывного экологического образования в Вологодской области".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ
Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 6 декабря 2011 г. № 1514
КОНЦЕПЦИЯ
НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА ДО 2020 ГОДА
1. Общие положения
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов и целевых установок в деятельности органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений (организаций) всех уровней и типов, учреждений культуры, организаций всех форм собственности, связанных с образовательной, оздоровительной, производственной, природоохранной деятельностью, средств массовой информации (далее - СМИ), общественных организаций и объединений, направленной на развитие экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области, и является частью социально-экономической политики устойчивого развития региона.
Концепция определяет:
ведущие идеи, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области;
цель, задачи и ожидаемые результаты непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
основные принципы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения области;
основные направления деятельности по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области;
основные механизмы управления и координации действий по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения области.
1.1. Нормативно-правовая основа Концепции
Концепция базируется на следующих нормативных и правовых документах:
Конституция
Российской Федерации;
Федеральный закон
от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Закон
Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";
Закон
Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Экологическое просвещение и информирование населения является неотъемлемой частью структуры экологического образовательного пространства и осуществляется на территории области через деятельность СМИ, учреждений культуры (музеев, библиотек, культурно-досуговых учреждений), особо охраняемых природных территорий федерального значения, учреждений искусства и отдыха, спорта и туризма, природных и историко-архитектурных комплексов, научных и общественных организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды.
СМИ играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения, выступая не только самостоятельным субъектом, но и выполняя функцию общественного посредника между представителями государственной власти, бизнес-структурами, общественными организациями и населением. По мере того как общество начинает осознавать важность и сложность экологических проблем, культурообразующая, воспитательная функция СМИ с каждым годом становится все актуальнее. СМИ обладают реальной способностью формирования общественного мнения в защиту окружающей среды. Вместе с тем СМИ должны не только оперативно реагировать на случившиеся происшествия, но и прилагать все усилия для того, чтобы не допустить подобного в будущем, выступать организатором активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны окружающей среды, способствовать формированию экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. В этой работе должны быть задействованы центральные, областные и районные СМИ.
В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, в число основных задач которых входит эколого-просветительская деятельность. Разработка и реализация просветительских программ на базе Дарвинского государственного природного биосферного заповедника и национального парка "Русский Север" с учетом их природных особенностей и опыта научно-информационной деятельности способствуют расширению знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий, развитию бережного и ответственного отношения к живой природе, вовлечению широких слоев населения в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность, заинтересованности и готовности населения участвовать в решении экологических проблем.
4.5. Библиотеки, музеи и культурно-досуговые
учреждения в системе экологического воспитания
и просвещения населения области
Деятельность учреждений культуры области в сфере экологического образования и просвещения населения как часть их профессиональной деятельности направлена на:
соблюдение права гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
оказание содействия в деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
оказание содействия в активизации участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Деятельность учреждений культуры в области экологического образования и просвещения населения осуществляется во взаимодействии с учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды: научными и образовательными учреждениями, природоохранными территориями и организациями, СМИ, участниками общественного экологического движения и другими.
Библиотеки обеспечивают доступ пользователей к информационным ресурсам по экологии и охране окружающей среды собственной генерации, своих партнеров по региональным библиотечным консорциумам, баз данных международных информационных центров, а также сами создают информационные продукты: тематические подборки (пресс-клиппинг) материалов, экологические дайджесты, специализированные справочники-путеводители, фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам.
Отделы природы краеведческих музеев, музеи природы - это важнейшее звено в экологическом воспитании и просвещении населения, которое позволяет донести до самого широкого круга посетителей достоверную информацию о природе области, природных процессах и явлениях на нашей территории, современных экологических проблемах и путях их решения.
4.6. Участие общества и общественных
организаций в системе экологического
воспитания и просвещения населения области
Нравственные нормы экологической культуры закладываются прежде всего в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру детей. Экологическое воспитание в семье заключается в формировании такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формировании основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитании принципов взаимодействия с окружающим миром.
Особая роль в обеспечении экологически безопасного устойчивого развития области отводится общественным организациям, способствующим формированию и развитию общественного экологического движения, становлению его как позитивной социальной силы общества. Участие общественных организаций в обсуждении проектов, потенциально опасных для окружающей среды, в принятии управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности региона, в организации общественного контроля за соблюдением природоохранного законодательства, в реализации конкретных природоохранных массовых мероприятий и акций гарантирует привлечение широкой общественности к активной экологической деятельности и практическому выполнению экологических программ, формированию общественного мнения в защиту окружающей среды.
5. Механизм управления и координации действий
по экологическому образованию, воспитанию
и просвещению населения области
5.1. Необходимые условия реализации региональной
политики в области экологического образования,
воспитания и просвещения населения
В целях реализации региональной политики в области экологического образования, воспитания и просвещения населения необходимо обеспечить:
широкое распространение и пропаганду устойчивого развития как стратегии коэволюционного развития человека в гармонии с природой;
создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
экологическую подготовку и переподготовку педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
включение вопросов экологического образования, воспитания и просвещения в региональные и местные программы развития территорий;
конкурсную целевую государственную поддержку структур, осуществляющих экологическое образование, воспитание и просвещение;
развитие системы экологической подготовки лиц, принимающих решения в различных сферах производства, экономики и управления, а также повышение квалификации специалистов природоохранных служб, системы правоохранительных и судебных органов;
повышение информированности деловых кругов в области природоохранного законодательства, рационального природопользования, охраны окружающей среды, устойчивого развития, а также обучение их методам экологического управления;
поддержку производства и публикации материалов по вопросам экологии в СМИ.
5.2. Контроль за реализацией Концепции
Управление системой непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения осуществляется на областном уровне Правительством области, Департаментом образования области, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области, Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия области на принципах координации. Координационным органом выступает межведомственный координационный Совет по экологическому образованию, воспитанию и просвещению населения Вологодской области (далее - Совет). Деятельность Совета осуществляется на основе ежегодных планов работы. Отчеты о деятельности Совета и о ходе реализации Концепции освещаются в ежегодном докладе о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области и в СМИ.