Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2011 г. по делу № А-15/03-2011

(извлечение)

13 апреля 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
27 апреля 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,
рассмотрев 14 апреля 2011 года дело № <...> в отношении Управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности филиала "Д." ОАО <...> (далее - Общество-1) путем отказа в открытии дела об установлении тарифа для потребителей электрической энергии, поставляемой Обществом-1 на территории <...> области,

установила:

в Амурское УФАС России поступило заявление филиала "Д." Общества-1 на действия управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области, нарушающие, по мнению заявителя, антимонопольное законодательство и выраженные в необоснованном отказе в открытии дела об установлении тарифа для потребителей электрической энергии на территории <...> области, поставляемой Обществом-1.
В рамках осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства и по результатам проверки представленных сведений и документов, приказом Амурского УФАС России от 2 февраля 2011 г. № <...> в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № <...> и создана комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия).
Определением от 25 февраля 2011 г. по делу № <...> (исходящий № <...> от 28 февраля 2011 года) рассмотрение дела отложено и назначено на 25 марта 2011 года в 10 часов 00 минут.
Определением от 25 марта 2011 г. по делу № <...> (исходящий № <...> от 29 марта 2011 года) рассмотрение дела отложено и назначено на 13 апреля 2011 года в 10 часов 00 минут.
На заседание Комиссии явились: представитель заявителя - филиала "Д." Общества-1 - <...>, а также представители ответчика - управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области - начальник отдела правовой и кадровой работы <.....>, начальник отдела регулирования и анализа тарифов на электрическую и тепловую (комбинированную) энергию <.....>.
В своем заявлении филиал "Д." Общества-1, а при рассмотрении дела его представитель указали, что Общество-1 обратилось в адрес управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области с заявлением № <...> от 27 сентября 2010 года об установлении тарифа на электрическую энергию на 2010 г. для своих потребителей, к числу которых относится население, приложив необходимый пакет документов. Однако, приказом от 22 октября 2010 г. № 122-пр/э управлением оказано в открытии дела об установлении тарифа для потребителей электрической энергии на территории <...> области на основании п. 3 раздела 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, в соответствии с которым, регулируемыми на розничном рынке <...> области являются тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками, статус которого "Общество-1" на территории <...> области не имеет. В последующем на обращение заявлением от 30 ноября 2010 г. № <...> управление письмом от 14 декабря 2010 г. № <...> отказало в рассмотрении заявления по причине представления копий заявлений. Филиал "Д." Общества-1 полагает, что отказ в открытии дела об установлении тарифов противоречит нормам действующего законодательства, необоснованно препятствует осуществлению деятельности Общества-1, нарушает права и экономические интересы общества, а также вынуждает Общество-1 поставлять электроэнергию своим потребителям по свободным договорным ценам в нарушение норм действующего законодательства.
В дополнительных пояснениях письмом от 7 апреля 2011 г. № 118/10-1-00 филиал "Д." Общества-1 указал, что в настоящее время общество действует на розничном рынке электроэнергии на территории <...> области на основании тарифов, установленных для него в соответствии с приказом управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 4 февраля 2011 г. № 9-п/э (тариф на продажу электроэнергии) и приказом управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 4 февраля 2011 г. № 10-п/э (тариф на покупку электроэнергии у гарантирующих поставщиков). Достоверной информацией о том, какой размер убытков был причинен обществу отказом в регулировании цен на 2010 год, общество не располагает.
От филиала "Д." Общества-1 поступило ходатайство от 22 марта 2011 г. № <...> об отзыве заявления от 25 декабря 2010 г. № <...> и прекращении рассмотрения заявления по существу требований.
Управление государственного регулирования цен и тарифов <...> области и его представители в ходе рассмотрения дела пояснили, что отказ обоснован буквальным толкованием п. 3 раздела 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в отсутствие официального толкования и судебной практики. Основанием отказа послужило отсутствие у Общества-1 статуса гарантирующего поставщика. ФСТ России письмом от 28 декабря 2010 г. № <...> управлению даны разъяснения, из которых следует, что в отношении Общества-1 регулирующие органы субъектов РФ должны устанавливать тарифы на электрическую энергию. В рассмотрении заявления Общества-1 от 30 ноября 2010 г. № <...> отказано в связи с направлением обществом копии заявления, однако в соответствии с требованиями Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ России от 8 апреля 2005 г. № 130-э необходимо представление заявления в подлиннике, подписанном руководителем заявителя и заверенного печатью организации.
В последующем приказом управления от 28 декабря 2010 г. № <...> в открытии дела по установлению тарифов на электрическую энергию на 2010 год вновь отказано по причине несоответствия заявленной структуры полезного отпуска электрической энергии потребителям энергосбытовой организации Обществом-1 заключенным на 2010 год договорам поставки электрической энергии потребителям Общества-1.
В настоящее время управлением установлены тарифы для заявителя на 2011 год.
В заседании Комиссии представители ответчика указали, что отказ в открытии дела об установлении тарифа не препятствует осуществлению деятельности Общества-1, поскольку данный хозяйствующий субъект фактически с июля 2010 года осуществляет энергосбытовую деятельность, что подтверждается договорами продажи электрической энергии, заключенными с потребителями общества и копией формы статистической отчетности за июль 2010 года.
В представленных дополнительно письменных пояснениях от 17 марта 2011 г. № <...> управление государственного регулирования цен и тарифов <...> области поддержало изложенные ранее доводы, а также пояснило, что отказ в открытии дела по установлению тарифов является одной из процедур государственной услуги по утверждению тарифов, предоставляемой управлением в соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ России от 8 апреля 2005 г. № 130-э.
Комиссия Амурского УФАС России, заслушав пояснения МУЗ <...>, исследовав представленные в материалы дела сведения и документы, установила следующее.
Ходатайство филиала "Д." Общества-1 от 22 марта 2011 г. № <...> об отзыве заявления от 25 декабря 2010 г. № <...> и прекращении рассмотрения заявления по существу требований не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Настоящее дело по заявлению филиала "Д." Общества-1 возбуждено в связи с наличием в действиях признаков нарушения управлением государственного регулирования цен и тарифов <...> области пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае: добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение; отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии); ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу; смерти физического лица - единственного ответчика по делу; наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).
Таким образом, основания для удовлетворения ходатайства филиала "Д." Общества-1 отсутствуют.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и Методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Аналогично согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) в редакции Федерального закона от 26 июля 2010 г. № 187-ФЗ, применяемой в отношении тарифов на 2011 год, государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат в частности цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей; сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 7, а не часть 6 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике).
Согласно ч. 2 ст. 40 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию, поставляемую с 1 января 2011 года потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса, и предложения и не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, для которых Законом об электроэнергетике предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Как установлено пп. 2, пп. 5 п. 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 (далее - Основы ценообразования), к регулируемым тарифам (ценам) относятся регулируемые тарифы и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках, поставляемую на розничных рынках населению, а также регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую на розничных рынках <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (далее - территории, не объединенные в ценовые зоны оптового рынка) гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями).
Подпунктами 1, 2, 5 п. 54 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения на розничных рынках в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен); регулируемые тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую на розничных рынках, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны, гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен); сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Согласно п. 62 (2) Основ ценообразования на розничных рынках, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, стоимость электрической энергии, поставляемой потребителям розничного рынка, определяется гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) в соответствии с правилами применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, исходя из установленных для указанных потребителей тарифов.
В соответствии с п. 4 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, на розничных рынках <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...> (далее - территории, не объединенные в ценовые зоны оптового рынка) продажа электрической энергии и мощности осуществляется по ценам, определенным в соответствии с пунктом 62 (2) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и правилами применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (далее - правила применения цен (тарифов) на розничных рынках), утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Как установлено п. 106 (1) Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, на розничных рынках, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия и (или) мощность поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями) по ценам, определяемым в соответствии с правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках исходя из регулируемых тарифов, установленных для соответствующей категории потребителей, и фактического объема потребления (покупки) электрической энергии и (или) мощности этого потребителя.
Согласно Правил применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30 ноября 2010 г. № 364-э/4, Правила применяются при осуществлении расчетов за поставляемую на розничном рынке электрическую энергию и мощность между потребителями (производителями) электрической энергии (мощности) и гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями по договорам купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (на территориях неценовых зон), с 1 числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу приказа ФСТ РФ от 30 ноября 2010 г. № 364-э/4.
Как следует из п. 1 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 (далее - Правила № 109), данные Правила определяют основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренный Основами ценообразования.
Согласно п. 7 Правил № 109 установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования (п. 8 Правил № 109). Перечень предоставляемых указанными организациями материалов установлен п. 10 Правил № 109.
В соответствии с п. 10 Правил № 109 для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи материалов, предусмотренных пунктами 7.1 и 8 Правил.
Согласно п. 13 Правил № 109 материалы, предусмотренные пунктом 10 указанных Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом. Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
В соответствии с п. 15 Правил № 109 Федеральная служба по тарифам утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, а также порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.
Согласно п. 1 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ РФ от 8 апреля 2005 г. № 130-э (далее - Регламент № 130-э), рассмотрение дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и по представленным в регулирующий орган обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе регулирующего органа.
Как установлено п. 18 Регламента № 130-э для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации области государственного регулирования тарифов письменное заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. В заявлении рекомендуется указывать сведения, предусмотренные пунктом 8 Регламента. К заявлению прилагаются материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях), согласно перечню, установленному пунктом 10 Правил регулирования тарифов (Правила № 109).
При этом п. 19 Регламента № 130-э установлено, что при рассмотрении дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются положения пунктов 7 - 10, 13 Регламента.
Согласно п. 7 Регламента № 130-э документы представляются на бумажном и электронном носителе.
Как установлено п. 21 Регламента № 130-э по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела.
Дело об установлении тарифов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов открывает не позднее двух недель с даты регистрации представленных документов.


Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе отказать в открытии дела об установлении тарифов отсутствии каких-либо материалов либо их части, предусмотренных настоящим Регламентом (п. 22 Регламента № 130-э).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 21, а не пункт 22 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности).

Однако согласно п. 22 Регламента № 130-э в редакции приказа ФСТ РФ от 24 ноября 2010 г. № 546-э орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отказывает в открытии дела по установлению тарифов (цен) (рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) в случае пропуска сроков направления заявления, предусмотренных пунктом 3 Регламента.
Решение об отказе может приниматься правлением (коллегией) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с п. 3 Регламента № 130-э организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, территориальным сетевым организациям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 11, а не пункт 10 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности).

Однако п. 10 Регламента № 130-э предусматривает, что для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются и устанавливаются независимо от сроков подачи материалов.
Как следует из устава Общества-1, утвержденного протоколом № 1 учредительного собрания от 12 августа 2009 года, общество осуществляет реализацию (продажу) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), деятельность по поставке (продаже) электрической энергии, осуществление функций гарантирующего поставщика в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В рамках осуществления уставной деятельности на территории <...> области обществом заключены и представлены в материалы дела следующие договоры: договор № <...> от 5 июля 2010 года купли-продажи (поставки) электрической энергии в отношении жилого фонда, покупателем электроэнергии по которому является ФГУ <...> (далее - ФГУ) Минобороны России договор № <...> от 1 октября 2010 года купли-продажи электрической энергии, покупателем по которому является ОАО <...> (далее - Общество-3), оказывающее коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах; договор № <...> от 1 сентября 2010 года купли-продажи (поставки) электрической энергии в отношении жилого фонда, покупателем электроэнергии по которому является ФГУ <...> (далее - ФГУ-1) Минобороны России; договор № <...> от 14 сентября 2010 года купли-продажи (поставки) электрической энергии в отношении жилого фонда, покупателем электроэнергии по которому является ФГУ <...> (далее - ФГУ-2) Минобороны России; договор № <...> от 25 июня 2010 года купли-продажи (поставки) электрической энергии, покупателем электроэнергии по которому является ЗАО <...> (далее - Общество-2); договор № <...> от 22 июня 2010 года купли-продажи (поставки) электрической энергии, покупателем электроэнергии по которому является ИП <.....>.
Также Обществом-1 заключены договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) на территории <...> области, по которым общество является покупателем электрической энергии: государственный контракт № <...> от 12 мая 2010 года с ООО <...> (далее - Общество-4); договор энергоснабжения № <...> от 25 февраля 2010 года с ОАО <...> (далее - Общество-5).
В соответствии с Положением об управлении государственного регулирования цен и тарифов <...> области, утвержденным постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 г. № 491, управление государственного регулирования цен и тарифов <...> области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти <...> области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию.
27 сентября 2010 года Общество-1 обратилось в адрес управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области с заявлением № <...> об установлении тарифа на электрическую энергию на 2010 г. для своих потребителей, к числу которых относится население, приложив необходимый пакет документов.
Письмом от 15 октября 2010 г. № <...> Общество-1 направило к заявлению от 27 сентября 2010 г. № <...> дополнительные материалы.
18 октября 2010 года письмом № <...> филиал "Д." Общества-1 обратился в адрес управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области с заявлением об установлении тарифа на электрическую энергию на 2011 г. для своих потребителей, к числу которых относится население, также приложив необходимый пакет документов.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 22 октября 2010 г. № <...> Обществу-1 отказано в открытии дел об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей на территории <...> области на 2010 и 2011 годы на основании пункта 3 раздела 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, в соответствии с которым, регулируемыми на розничном рынке <...> области являются тарифы на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками, статус которого Общество-1 на территории <...> области не имеет.
В письме от 26 октября 2010 г. № <...> филиал "Д." Общества-1 со ссылкой на п. 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 78-р, п. 106 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 указал на необоснованность отказа в возбуждении дела и просило повторно рассмотреть заявление Общества-1 об открытии тарифных дел на 2010 и 2011 годы.
В ответ на возражения филиала "Д." Общества-1 письмом от 22 ноября 2010 г. № <...> управление государственного регулирования цен и тарифов <...> области подтвердило обоснованность отказа в открытии дел об установлении тарифов на электрическую энергию на 2010 и 2011 годы для Общества-1 также со ссылкой на подпункт 5 пункта 3 раздела 2, подпункт 2 пункта 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109, указав, что Общество-1 не имеет статуса гарантирующего поставщика на территории <...> области.
Письмами от 30 ноября 2010 г. № <...> от 3 декабря 2010 г. № <...> филиал "Д." Общества-1 повторно обратился в управление государственного регулирования цен и тарифов <...> области с заявлениями об открытии дел об установлении тарифов на электрическую энергию на 2010 и 2011 годы соответственно, направив указанные заявления в виде сканированных копий по электронной почте.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 12, а не пункт 21 Административного регламента управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области предоставления государственной услуги по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Письмом от 14 декабря 2010 г. № <...> управление государственного регулирования цен и тарифов <...> области сообщило о невозможности рассмотрения указанных заявлений, так как в соответствии с п. 21 Административного регламента управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области предоставления государственной услуги по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию, заявление формируется в единственном экземпляре-подлиннике, а заявления Общества-1 являются копиями документов.
Филиал "Д." Общества-1 письмом от 15 декабря 2010 г. № <...> направил свои возражения, указав на отсутствие необходимости представить заявление в подлиннике со ссылкой на п. 18 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 8 апреля 2005 г. № 130-Э, а также направил заявления от 30 ноября 2010 г. № <...> от 3 декабря 2010 г. № <...>.
Письмом от 28 декабря 2010 г. № <...> ФСТ России, рассмотрев обращение управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 23 ноября 2010 г. № <...>, сообщило о том, что сбытовая надбавка для энергосбытовых организаций, покупающих электрическую энергию у гарантирующих поставщиков, подлежит регулированию в соответствии со ст. 23.1 Закона об электроэнергетике, п. 29 Методических указаний по расчету регулируемых на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке от 6 августа 2004 г. № 20-э/2.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 28 декабря 2010 г. № 95-д/э в открытии дела по установлению тарифов на электрическую энергию на 2010 год отказано по причине несоответствия заявленной структуры полезного отпуска электрической энергии потребителям энергосбытовой организации Общества-1 заключенным на 2010 год договорам поставки электрической энергии потребителям Общества-1.
Приказом управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 28 декабря 2010 г. № 96-д/э открыто дело № <...> об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей Общества-1 на 2011 год с 28 декабря 2010 года.
Исходя из пояснений филиала "Д." Общества-1, управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области тарифы на электрическую энергию на 2011 год установлены в соответствии с приказом управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 4 февраля 2011 г. № 9-п/э (тариф на продажу электроэнергии) и приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 4 февраля 2011 г. № 10-п/э (тариф на покупку электроэнергии у гарантирующих поставщиков).
Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с указанным федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
По смыслу ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующим поставщиком может быть также и территориальная сетевая организация, статус гарантирующего поставщика которой присвоен в установленном действующим законодательством порядке.
Понятие гарантирующего поставщика не может быть ограничено отнесением к данному понятию только энергосбытовых и энергоснабжающих организаций.
Исходя из изложенного, обстоятельств дела и системного толкования вышеуказанных норм Федерального закона от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Закона об электроэнергетике, Основ ценообразования, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, Правил применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, утвержденных приказом ФСТ РФ от 30 ноября 2010 г. № 364-э/4, Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109, комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что на розничном рынке на территории <...> области, относящейся к территории неценовых зон подлежали регулированию на 2010 год и подлежат регулированию на 2011 год тарифы на электроэнергию поставляемую как гарантирующими поставщиками, так и энергосбытовыми и энергоснабжающими организациями.
По вопросу установления тарифов на электрическую энергию на 2011 год аналогичную позицию письмом от 28 декабря 2010 г. № <...> выразила Федеральная служба по тарифам.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что приказ управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 22 октября 2010 г. № 122-пр/э об отказе Обществу-1 в открытии дел об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей на территории <...> области на 2010 и 2011 годы в связи с отсутствием у Общества-1 статуса гарантирующего поставщика на территории <...> области, является необоснованным.
Отказ в открытии дел об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей на 2010 и 2011 годы повлек за собой невозможность для Общества-1 осуществлять продажу электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с требованиями действующего законодательства, что в свою очередь явилось препятствием для Общества-1 осуществлять свою уставную деятельность на рынке по продаже (поставке) электрической энергии на территории <...> области в установленном законом порядке.
По факту последующего обращения Обществом-1 с заявлениями об установлении тарифов на электрическую энергию на 2010 и 2011 год письмами от 30 ноября 2010 г. № <...> от 3 декабря 2010 г. № <...>, Комиссия считает позицию управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области, изложенную в письме от 14 декабря 2010 г. № <...> обоснованной.
Исходя из п. 7, п. 18 Регламента № 130-э заявление об установлении тарифов на электрическую энергию и прилагаемые к нему документы представляются в подлиннике, в заверенных копиях могут представляться только прилагаемые к заявлению документы. Документы представляются на бумажном и электронном носителе.
При этом конструкция нормы, установленной п. 7 указанного регламента не предполагает представления заявления на электронном носителе, как и не предполагает представление документов либо на бумажном, либо на электронном носителе, либо на бумажном и электронном носителе по выбору заявителя (дизъюнкция в следующем виде - и (или), или).
Последующий отказ. в открытии дела по установлению тарифов на электрическую энергию на 2010 год по причине несоответствия заявленной структуры полезного отпуска электрической энергии потребителям энергосбытовой организации Общества-1 заключенным на 2010 год договорам поставки электрической энергии потребителям Общества-1 приказом управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области от 28 декабря 2010 г. № 95-д/э, с учетом положений п. 22 Регламента № 130-э также является необоснованным.
Однако, Комиссией принимаются во внимание следующие обстоятельства.
В отсутствии необходимых для установления тарифов на электрическую энергию достоверных сведений о структуре полезного отпуска электрической энергии потребителям энергосбытовой организации Общества-1, возможность установления тарифов на 2010 с учетом деятельности энергосбытовой организации за предыдущий период в порядке, предусмотренном действующим законодательством отсутствовала, поскольку исходя из обстоятельств дела Общество-1 не осуществляло в 2009 году на территории <...> области деятельность по продаже (поставке) электрической энергии.
Вместе с тем, как указывалось ранее, фактически заявление Общества-1 об установлении тарифов на электрическую энергию на 2010 год направлено в управление государственного регулирования цен и тарифов <...> области 15 декабря 2010 года и подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями Регламента № 130-э в двухнедельный срок. Управлением государственного регулирования цен и тарифов <...> области заявление принято к рассмотрению.
В соответствии с п. 25 Правил № 109 решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Таким образом, указанные обстоятельства ограничивают Обществом-1 возможность применения тарифов на электрическую энергию на 2010 год, однако не по вине управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении управлением государственного регулирования цен и тарифов <...> области пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности филиала "Д." Общества-1 путем отказа приказом от 22 октября 2010 г. № 122-пр/э в открытии дела об установлении тарифа для потребителей электрической энергии, поставляемой Обществом-1 на территории <...> области.
Однако поскольку в последующем управлением государственного регулирования цен и тарифов <...> области были осуществлены действия по рассмотрению заявлений об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей Общества-1 на 2010 и 2011 годы, а также с учетом изложенных обстоятельств по факту отказа в открытии дела об установлении тарифов на 2010 год приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 28 декабря 2010 г. № 95-д/э и факта установления тарифов на 2011 год в соответствии с приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 4 февраля 2011 г. № 9-п/э (тариф на продажу электроэнергии) и приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 4 февраля 2011 г. № 10-п/э (тариф на покупку электроэнергии у гарантирующих поставщиков), Комиссия приходит к выводу, что управлением государственного регулирования цен и тарифов <...> области предприняты действия по устранению нарушения в добровольном порядке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Амурского УФАС России

решила:

1. Признать действия управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области, выраженные в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности филиала "Д." Общества-1" путем отказа приказом от 22 октября 2010 г. № 122-пр/э в открытии дела об установлении тарифа для потребителей электрической энергии, поставляемой Обществом-1 на территории <...> области, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Прекратить производство по делу в отношении управления государственного регулирования цен и тарифов <...> области в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Амурского УФАС РФ от 27.04.2011 по делу № А-15/03-2011
<О прекращении производства по делу в отношении Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в связи с добровольным устранением нарушения, выразившегося в отказе в открытии дела об установлении тарифа для потребителей электрической энергии, поставляемой энергосбытовой организации на территории Амурской области>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru