Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2011 г. по делу № А79-464/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2011 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям
Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии и администрации города Чебоксары Чувашской Республики,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
с участием заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Смирнофф",
о признании недействительными решения и предписания от 28.12.2010 по делу № 79-АМЗ-2010,
при участии:
от заявителя - Минэкономразвития Чувашии - Р. по доверенности от 10.05.2011,
от заявителя - Управления Роспотребнадзора по ЧР - не было,
от заявителя - администрации г. Чебоксары - Я. по доверенности от 31.12.2010,
от Управления ФАС по ЧР - Ч. по доверенности от 29.12.2010,
от ООО "Смирнофф" - не было,

установил:

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии или Министерство), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора по ЧР) и администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление или Управление ФАС по ЧР) о признании недействительными решения и предписания от 28.12.2010 по делу № 79-АМЗ-2010.
В обоснование заявления Минэкономразвития Чувашии указало, что Управление ФАС по ЧР, устанавливая полномочия контролирующих органов в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничного рынка, не привлекло к участию в дело иные административные органы, наделенные полномочиями по контролю и надзору в названной сфере (например, Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства МВД по Чувашии, прокуратуру Чувашской Республики, Управление надзорной деятельности МЧС России по Чувашской Республике), имеющие полномочия по осуществлению контроля за соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ. Следовательно, по мнению заявителя, антимонопольный орган неполно выяснил фактические обстоятельства по делу.
Прокуратурой Чувашской Республики установлено, что имущественный комплекс "Хевешский" ООО "Кост" является торговым комплексом, следовательно, выводы Управления ФАС по ЧР в абз. 4 на стр. 16 оспариваемого решения являются ошибочными в части указания на то, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции хозяйствующим субъектам, реализующим алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции выдало Министерство в нарушение требований действующего законодательства, т.к. рынок "Хевешский" фактически действует в режиме розничного рынка и не приняло мер по осуществлению необходимых мероприятий к получению статуса торгового комплекса, торгового центра или иного типа предприятия розничной торговли, которые в силу действующего законодательства не могут быть отнесены к розничным рынкам.
По мнению заявителя, является несоответствующим действительности и не подтвержден материалами дела вывод Управления ФАС по ЧР о том, что Министерство, обладая информацией о перечне розничных рынков на территории Чувашской Республики, требованиях Закона о розничных рынках, в последующем требованиях Закона о торговой деятельности, обладая при этом необходимыми полномочиями, не предпринимало никаких действий по обеспечению исполнения законных требований вышеназванных нормативных актов и осуществляло действия по выдаче, по сути незаконных лицензий на розничную торговлю алкогольной продукции на территории имущественных комплексов, предназначенных для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые фактически являлись розничными рынками, но не осуществили необходимые Законом о розничных рынках требований, т.е. до 01.08.2007 не обратились в орган местного самоуправления для получения разрешения на организацию розничного рынка.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом не были исследованы подобные доказательства (конкретные организации, которым Министерством были выданы "незаконные" лицензии на розничную продажу алкогольной продукции). Следовательно, как считает Минэкономразвития Чувашии, данный вывод нельзя считать документально установленным.
Вывод Управления ФАС по ЧР о том, что действия Минэкономразвития Чувашии по выдаче лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции хозяйствующим субъектам без надлежащего контроля над тем, где будет реализовываться алкогольная продукция и соответствует ли требованиям законодательства данная деятельность, привели к созданию дискриминационных условий реализации алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, исполнивших требования Закона о розничных рынках и законодательства Чувашской Республики для розничных рынков, при этом создавались преимущественные условия реализации алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, которые не находились в правовом регулировании реализации алкогольной продукции на территории города Чебоксары, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, является предположением, не доказанным в установленном порядке.
По мнению заявителя, Управлением ФАС по ЧР не было учтено, что согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции организацией представляется в лицензирующий орган исчерпывающий перечень документов. Не допускается истребование лицензирующим органом документов, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Следовательно, отказ лицензирующего органа в выдаче организации лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по мотиву расположения организации на территории хозяйствующего субъекта, формально подпадающего под определение розничного рынка (не имеющего разрешение органа местного самоуправления на организацию розничного рынка), будет являться нарушением указанного Федерального закона.
По мнению заявителя, антимонопольный орган при рассмотрении дела неправильно определил географические границы. Предметом рассмотрения Комиссии Управления ФАС по ЧР являлись хозяйствующие субъекты, расположенные на территории г. Чебоксары, тогда как следовало провести анализ деятельности всех субъектов, подпадающих под признаки розничного рынка, расположенных на территории Чувашской Республики, на которых располагаются организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Таким образом, антимонопольный орган не полностью установил все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование заявления Управление Роспотребнадзора по ЧР указало, что антимонопольный орган не принял во внимание тот факт, что в силу части 3 статьи 28.3 КоАП РФ составлять протоколы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ должностные лица Управления Роспотребнадзора по ЧР имеют право только в рамках имеющихся полномочий лицензирующего органа, выдающего лицензии на право осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
Составлять протокол по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за отсутствие разрешения на право организации рынка, предусмотренного статьей 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ, Управление Роспотребнадзора по ЧР неправомочно.
Законодатель специально внес изменения в КоАП РФ Федеральным законом от 19.07.2007 № 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках". Указанным Федеральным законом в КоАП РФ наряду с некоторыми другими изменениями была введена статья 14.34, предусматривающая целый комплекс мер административного взыскания применительно именно к нарушителям норм Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ. По результатам проводимых проверок должностными лицами Управления Роспотребнадзора по ЧР в полной мере применяются меры административного воздействия по составам административных правонарушений, содержащихся в указанной статье КоАП РФ.
Комиссия необоснованно сделала вывод о том, что Управление Роспотребнадзора по ЧР не осуществило возложенные на орган полномочия по приведению в соответствие с требованиями статьи 24 Закона о розничных рынках деятельность хозяйствующих субъектов на территории города Чебоксары, что повлекло за собой создание дискриминационных условий для части хозяйствующих субъектов, исполнивших требования действующего законодательства. Аргументом для выдачи предписания послужило мнение антимонопольного органа о том, что на этапах утверждения плана размещения рынков на территории субъекта РФ и получения юридическим лицом разрешения на право организации рынка не предусмотрено получение согласования со стороны органов Роспотребнадзора.
Однако ни органы Роспотребнадзора, ни какой-либо иной орган не правомочны принуждать юридических лиц к выбору формы организации рынка. Этот вопрос решается исключительно самим юридическим лицом.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют вид торговли, форму торговли, способ торговли и т.д. Часть 2 статьи 15 данного Закона содержит запрет для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к участию в прохождении контрольных или разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральным законам.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ в полномочия Управления Роспотребнадзора по ЧР входит только согласование схем торговых мест, разрабатываемых и утверждаемых управляющими рынками компаниями, и только на заключительном этапе, т.е. уже после получения юридическим лицом статуса управляющей рынком компании. При этом данное лицо выходит с заявлением о согласовании схемы размещения торговых мест, складских, подсобных и иных помещений только по собственной инициативе.
Если же управляющая рынком компания уклонилась от этой процедуры, установить данный факт, а также провести мероприятия по контролю (надзору) за обустройством, оборудованием и содержанием рынка, организацией деятельности по продаже товаров выполнению работ, оказанию услуг) на рынке возможно только в рамках Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С целью пресечения правонарушений со стороны хозяйствующих субъектов, предметом деятельности которых является организация продажи или непосредственно продажа товаров, в апреле 2007 года Управлением Роспотребнадзора по ЧР разработана памятка для руководителей управляющих рынками компаний, в которой обращается внимание на необходимость выполнения организационных и санитарно-гигиенических мероприятий; приведен список основных документов, регламентирующих требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей; указаны все требования, которые необходимо выполнять в течение всего периода функционирования рынка.
Во исполнение письма Роспотребнадзора от 18.01.2007 № 0100/339-07-32 "О проведении мероприятий по контролю и надзору за рынками" Управлением Роспотребнадзора по ЧР (с 2007 года по настоящее время) ведется еженедельный мониторинг за деятельностью рынков на территории Чувашской Республики с последующим представлением информации в Роспотребнадзор.
Управление Роспотребнадзора по ЧР принимает участие при утверждении плана размещения рынков на территории субъекта РФ в рамках своих полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", поскольку предоставление земельных участков для строительства объектов ставится в зависимость от наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
С учетом изложенного, органы Роспотребнадзора уделяют особое внимание на осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора на стадии отвода земельного участка с тем, чтобы исключить возможность наступления неблагоприятных последствий в будущем.
При планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений наличие санитарно-эпидемиологического заключения не требуется. Данный вопрос регулируется нормой статьи 11 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации".
Антимонопольным органом также не учтено, что согласно пункту 3 Правил выдачи решений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 № 148, для получения разрешения на право организации розничного рынка юридическое лицо (заявитель) направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка, исчерпывающий перечень документов: копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копию документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок. При этом уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления иных документов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ в полномочия Управления Роспотребнадзора по ЧР входит только согласование схем торговых мест.
Следовательно, Управление Роспотребнадзора по ЧР в соответствии с возложенными на данный государственный орган полномочиями исполняет свои функциональные обязанности в полном объеме согласно требованиям законодательства Российской Федерации.
В обоснование заявления администрация г. Чебоксары указала, что контроль за соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. При этом компетенция органа местного самоуправления сводится к тому, что орган местного самоуправления проверяет полноту и достоверность сведений о заявителе, содержащихся в представленных им заявлении и документах при получении разрешения.
В связи с этим, выводы антимонопольного органа о том, что Управление Роспотребнадзора по ЧР и орган местного самоуправления г. Чебоксары не осуществили возложенные на них полномочия по приведению в соответствие с требованиями статьи 24 Закона о розничных рынках деятельность хозяйствующих субъектов на территории г. Чебоксары, что повлекло за собой создание дискриминационных условий для части хозяйствующих субъектов, исполнивших требования действующего законодательства, не соответствуют нормам действующего законодательства.
Антимонопольный орган неоправданно расширил полномочия администрации г. Чебоксары, как органа местного самоуправления, предоставив функции по контролю деятельности хозяйствующих субъектов города с правом принуждения последних к обязательному обращению в орган местного самоуправления за разрешением на право организации розничного рынка. Так, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления осуществляет муниципальный контроль за деятельностью торговли в пределах предоставленных Законом о местном самоуправлении полномочий. Однако Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяет орган местного самоуправления полномочиями по муниципальному контролю за деятельностью торговли.
Антимонопольным органом допущено расширенное толкование нормы закона. В частности, часть 1 статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ устанавливает исключительно то, что организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 01.08.2007.
Данная норма не обязывает орган местного самоуправления в срок не позднее 01.08.2007: выявить на территории муниципального образования торговые площадки, напоминающие розничные рынки; обязать руководителей данных территорий и сооружений в принудительном порядке обратиться в орган местного самоуправления за разрешением на право организации розничного рынка.
Управление Роспотребнадзора по ЧР и ООО "Смирнофф" о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в силу статей 123, 156, части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя - Минэкономразвития Чувашии в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив при этом, что требование, изложенное Управлением в оспариваемом предписании в отношении Минэкономразвития Чувашии противоречит действующему законодательству, поскольку при принятии изменений в постановление № 85 от 01.04.2002 Кабинет Министров ЧР действовал в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", так как Закон предоставляет право субъектам устанавливать место массового скопления граждан, в том числе розничные рынки, следовательно, внесение данных дополнений не может создавать дискриминационные условия, поскольку приняты в соответствии с действующим федеральным законодательством.
В оспариваемом предписании Управление ФАС по ЧР указало Министерству о прекращении выдачи хозяйствующим субъектам лицензий на розничную торговлю алкогольной продукции на территории имущественных комплексов, предназначенных для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые фактически являются розничными рынками, но не осуществили действия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Действующее законодательство не предусматривает перечня оснований для отказа выдачи лицензий, которое содержится в указанном предписании антимонопольного органа.
Планом организации розничных рынков на территории Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.11.2007 № 292 не предусмотрено создание рынка "Хевешский" и рынка ООО "Торговая компания "Северная". Данный План является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Статьями 4 и 5 Закона о розничных рынках установлен четкий порядок организации розничного рынка и выдачи разрешений на право организации розничного рынка. Законом не предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ либо органа местного самоуправления определять является ли имущественный комплекс, на котором производится розничная продажа розничным рынком и возможность принудительного перевода имущественных комплексов в розничные рынки.
Представитель администрации г. Чебоксары в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления ФАС по ЧР в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав ранее изложенные доводы.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Смирнофф" обратилось в Управление ФАС по ЧР с заявлением от 26.03.2010, в котором указало о несоответствии действующему законодательству действий Минэкономразвития Чувашии, ограничивающими конкуренцию в сфере розничной продажи алкогольной продукции и создающими дискриминационные условия осуществления предпринимательской деятельности ООО "Смирнофф", а именно направлением 19.03.2010 вышеназванным Министерством в адрес ЗАО "ТК "Центральный" письма № 09/11-1263 с требованием принятия мер в отношении ООО "Смирнофф", в связи с внесением дополнений 28.12.2009 в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 № 85 "Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции", то есть к местам массового скопления граждан, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, были отнесены розничные рынки.
Министерство указывает, что ЗАО "Торговый комплекс "Центральный" является розничным рынком, в связи с чем сообщило в вышеназванном письме о приостановлении действия лицензии ООО "Смирнофф" по причине поступающей в Министерство информации о реализации ООО "Смирнофф" алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%.
ООО "Смирнофф" также указывает в письме о том, что к определению "розничного рынка", предусмотренного в Федеральном законе от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" подходят все торговые центры и торговые дома г. Чебоксары, включая Дом торговли, Карусель, Перекресток (Торговый дом "Диапазон"), МТВ-Центр, Мега Молл, Шупашкар и др.
При проведении дополнительной проверки по выявлении мест реализации алкогольной продукции в местах массового скопления граждан Управление установило, что на территории розничного рынка "Хевешский" г. Чебоксары в павильоне № 28 ООО "ТПД "Сударь" осуществляет продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
На запрос Управления ФАС по ЧР о создании дискриминационных условиях Министерство сообщило, что в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148 "Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка", постановления Кабинета Министров Чувашской Республике от 04.05.2007 № 97 "О порядке организации и функционирования розничных рынков на территории Чувашской Республики, статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" по состоянию на 27.05.2010 администрацией г. Чебоксары выдано 6 разрешений на право организации розничных рынков. Торговый комплекс "Хевешский" администрацией г. Чебоксары как розничный рынок не заявлен. Управление указывает, что определение розничного рынка, предусмотренного в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" подходит к торговому комплексу "Хевешский" и другим аналогичным имущественным комплексам на территории г. Чебоксары.
С учетом изложенного Управление считает, что бездействие администрации г. Чебоксары и действия Минэкономразвития Чувашии создают дискриминационные условия на рынке реализации алкогольной продукции в виде установления разных условий деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке реализации алкогольной продукции.
Усмотрев в действиях Минэкономразвития Чувашии и администрации города Чебоксары признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", руководитель Управления приказом № 155 от 31.05.2010 возбудил дело № 79-АМЗ-2010, в котором указано о создании дискриминационных условий на рынке реализации алкогольной продукции.
Определением Управления ФАС по ЧР от 19.10.2010 к участию в дело № 79-АМЗ-2010 в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии.
Решением от 28.12.2010 по делу № 79-АМЗ-2010 Комиссия Управления ФАС по ЧР признала факт нарушения Министерством, Управлением Роспотребнадзора по ЧР и администрацией города Чебоксары части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
28 декабря 2010 года Комиссией Управления ФАС по ЧР вынесено предписание по делу № 79-АМЗ-2010 администрации города Чебоксары и Управлению Роспотребнадзора по ЧР о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления действий по приведению в соответствие Федеральному закону от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" требований к хозяйствующим субъектам, которые до 01.08.2008 не привели в соответствие с вышеуказанным Законом свою деятельность.
Минэкономразвитию Чувашии указано о прекращении выдачи хозяйствующим субъектам лицензий на розничную торговлю алкогольной продукции на территории имущественных комплексов, предназначенных для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые фактически являются розничными рынками, но не осуществили действия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Об исполнении данного предписания с приложением подтверждающих документов Управление ФАС по ЧР обязало проинформировать вышеназванные организации до 01.07.2011.
Не согласившись с данными решением и предписанием, Министерство, Управление Роспотребнадзора по ЧР и администрация города Чебоксары обжаловали их в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявленные требования Минэкономразвития Чувашии, Управления Роспотребнадзора по ЧР и администрации города Чебоксары подлежат удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции", Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Из пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" следует, что при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган государственной власти должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).


В соответствии с пунктами 2 и 7 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках) розничным рынком является имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
Управляющая рынком компания это юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона о розничных рынках рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, юридическое лицо, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка предусмотрено право, а не обязанность по организации розничного рынка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 148 утверждены Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка.
Из статей 2 и 3 Закона Чувашской Республики от 29.03.2007 № 7 "О розничных рынках" следует, что розничный рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории Чувашской Республики и утвержденным Кабинетом Министров Чувашской Республики в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории Чувашской Республики и территории муниципального образования и с учетом потребностей Чувашской Республики в рынках того или иного типа.
Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Согласно статье 3 Закона Чувашской Республики от 29.03.2007 № 7 "О розничных рынках" рынок может быть организован на основании разрешения, выданного администрацией муниципального района, городского округа юридическому лицу, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой в соответствии с планом, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, предполагается организация рынка.
Формы разрешения на право организации рынка и уведомления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения утверждаются Кабинетом Министров Чувашской Республики.
План организации розничных рынков на территории Чувашской Республики, утвержден постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.11.2007 № 292 "Об основных требованиях к розничным рынкам в Чувашской Республике". В данном Плане не предусмотрено создание рынка "Хевешский" и рынка ООО "Торговая компания "Северная".
Как пояснила представитель Минэкономразвития Чувашии в ходе судебного разбирательства по настоящему делу перечень розничных рынков, указанных в Плане является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно письму прокуратуры Чувашской Республики № 7-13-833-10 от 17.12.2010 по факту необоснованного размещения ООО "Кост" вывески под названием "Рынок Хевешский" прокурором Калининского района г. Чебоксары в адрес данного Общества внесено представление. В данном письме заместитель прокурора Чувашской Республики также указывает, что возникшие арендные отношения между ООО "Кост" и субъектами предпринимательства не свидетельствуют об организации Обществом розничного рынка.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.05.2007 № 97 утвержден План организации рынков на территории Чувашской Республики, в котором в числе прочих, указаны розничные рынки г. Чебоксары, среди которых также отсутствуют ООО "Кост" ТК "Хевешский", ООО "Торговая компания "Северная".
Доводы Управления о том, что с внесением 28.12.2009 в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 № 85 "Об упорядочении розничной продажи алкогольной продукции" дополнения, что к местам массового скопления граждан, на территории которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции отнесены розничные рынки, на рынке реализации алкогольной продукции, были созданы дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Следовательно, как возможность исполнения предписания Управления ФАС по ЧР Министерство может обратиться с предложением в Кабинет Министров Чувашской Республики об отмене внесенных дополнений в постановление.
Суд считает, что данное требование Управления противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукт местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Данная статья предоставляет право субъектам Российской Федерации устанавливать места массового скопления граждан, в том числе и розничные рынки.
Следовательно, внесение соответствующего дополнения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 № 85 не может создавать дискриминационные условия, поскольку принято в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Управление в оспариваемом решении указало, что при осуществлении выездной проверки в Торговом комплексе "Хевешский" ООО "Кост" Управлением ФАС по ЧР выявлено реализация алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции, и данный имущественный комплекс соответствует требованиям, предъявляемым к розничным рынкам.
Однако, в ходе судебного разбирательства представитель Управления подтвердил, что документальное подтверждение (фотосъемка, акт осмотра) сотрудником Управления ФАС по ЧР не оформлялось в ходе проведенной проверки рынка "Хевешский" и сотрудником Управления ФАС по ЧР только визуально было обнаружено, что на территории данного рынка ООО "ТПД "Сударь" осуществляет продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, указав при этом, что данная информация может быть подтверждена Минэкономразвитием Чувашии путем запроса о наличии у данного хозяйствующего субъекта лицензии на реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, выданной Минэкономразвития Чувашии, реализация на территории рынка "Хевешский" продукции по ценам, заключаемым на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи.
Следовательно, вышеназванную выездную проверку ООО "Кост", ООО Торговая компания "Северная" Управление ФАС по ЧР фактически не проводило и документально не оформляло.
В оспариваемом решении Комиссия Управления ФАС по ЧР пришла к выводу о том, что Министерство в нарушение требований действующего законодательства выдало лицензию на розничную продажу алкогольной продукции хозяйствующим субъектам, реализующим алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции, поскольку рынок "Хевешский" фактически действует в режиме розничного рынка и не приняло мер по осуществлению необходимых мероприятий к получению статуса торгового комплекса, торгового центра или иного типа предприятия розничной торговли, которые в силу действующего законодательства не могут быть отнесены к розничным рынкам.
Вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление ФАС по ЧР не представило в суд доказательств, подтверждающих незаконную выдачу Минэкономразвитием Чувашии лицензий на розничную продажу алкогольной продукции хозяйствующим субъектам, реализующим алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта свыше 15 процентов готовой продукции и функционирования рынка "Хевешский" в режиме розничного рынка.
Следовательно, вывод Управления о том, что действия Минэкономразвития Чувашии по выдаче лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции хозяйствующим субъектам без надлежащего контроля над тем, где будет реализовываться алкогольная продукция и соответствует ли требованиям законодательства данная деятельность, привели к созданию дискриминационных условий реализации алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, исполнивших требования Закона о розничных рынках и законодательства Чувашской Республики для розничных рынков, при этом созданы преимущественные условия реализации алкогольной продукции для хозяйствующих субъектов, которые не находились в правовом регулировании реализации алкогольной продукции на территории города Чебоксары, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, суд считает необоснованным и документально не подтвержденным.
Управление ФАС по ЧР не приняло во внимание, что согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции организацией представляется в лицензирующий орган исчерпывающий перечень документов. Не допускается истребование лицензирующим органом документов, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи.
Следовательно, отказ лицензирующего органа в выдаче организации лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по основанию расположения организации на территории хозяйствующего субъекта, формально подпадающего под определение розничного рынка, у которого отсутствует разрешение органа местного самоуправления на организацию розничного рынка, будет являться нарушением указанного Федерального закона.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Аналогичная норма содержится в Уставе муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (пункт 15 части 1 статьи 7).
В оспариваемом решении Комиссия Управления ФАС по ЧР пришла к выводам о бездействии администрации г. Чебоксары, а именно в неосуществлении возложенных законодательством полномочий на данный орган по приведению в соответствие с требованиями Законом о розничных рынках деятельности хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность вне правового регулирования, что нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Администрации г. Чебоксары выдано предписание с требованием о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления действий по приведению в соответствие Закону о розничных рынках требований к хозяйствующим субъектам, которые до 01 августа 2008 года не привели в соответствие с вышеуказанным Законом свою деятельность.
В силу статей 5, 6 и 7 Закона о розничных рынках разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления).
Орган местного самоуправления проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных им заявлении и документах.
Решение о предоставлении разрешения принимается на основании плана, указанного в статье 4 настоящего Федерального закона. О принятом решении орган местного самоуправления обязан уведомить заявителя в письменной форме в срок не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения.
Заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:
1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона;
2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закона;
3) подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.
Орган местного самоуправления, принявший решение об отказе в предоставлении разрешения, обязан уведомить заявителя о принятом решении с обоснованием причин такого отказа в сроки, установленные частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Выдача разрешения осуществляется после принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении такого разрешения в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Федерального закона не позднее трех дней со дня принятия указанного решения.
В разрешении указываются:
1) наименование органа местного самоуправления, выдавшего разрешение;
2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок;
3) тип рынка;
4) срок действия разрешения;
5) идентификационный номер налогоплательщика;
6) номер разрешения;
7) дата принятия решения о предоставлении разрешения.
Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет. В случае, если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды.
Юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией.
В соответствии со статьей 10 Закона о розничных рынках информация о выданных органом местного самоуправления разрешениях и содержащиеся в таких разрешениях сведения предоставляются в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. На основании полученной информации орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном им порядке формирует и ведет реестр рынков, в котором содержатся следующие сведения: 1) номер разрешения; 2) сведения, указанные в разрешении; 3) основание и срок приостановления и возобновления действия разрешения; 4) основание и дата аннулирования разрешения; 5) основание и дата продления срока действия разрешения; 6) основание и дата прекращения действия разрешения; 7) иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведения.
Сведения, содержащиеся в реестре рынков, размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте осуществляющего формирование и ведение реестра рынков органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части 1 статьи 24 Закона о розничных рынках предусмотрено, что организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 1 августа 2007 года.
Контроль за соблюдением требований, установленных Законом о розничных рынках, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. При этом компетенция органа местного самоуправления заключается в том, что орган местного самоуправления проверяет полноту и достоверность сведений о заявителе, содержащихся в представленных им заявлении и документах, при получении разрешения на право организации розничного рынка.
Следовательно, выводы Управления ФАС по ЧР о том, что, Управление Роспотребнадзора по ЧР и администрация г. Чебоксары не осуществили, возложенные на них полномочия по приведению в соответствие с требованиями статьи 24 Закона о розничных рынках деятельность хозяйствующих субъектов на территории города Чебоксары, что повлекло за собой создание дискриминационных условий для части хозяйствующих субъектов, исполнивших требования действующего законодательства являются несостоятельными, поскольку Управление ФАС по ЧР безосновательно расширило полномочия администрации г. Чебоксары, как органа местного самоуправления, предоставив функции по контролю деятельности хозяйствующих субъектов с правом принуждения последних к обязательному обращению в орган местного самоуправления за разрешением на право организации розничного рынка, несмотря на то, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не наделяет орган местного самоуправления полномочиями по муниципальному контролю за деятельностью торговли.
Часть 1 статьи 24 Закона о розничных рынках устанавливает, что организация розничного рынка, организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона не позднее 01.08.2007.
Однако данная норма права не обязывает орган местного самоуправления в срок не позднее 01.08.2007: выявить на территории муниципального образования торговые площади, напоминающие розничные рынки и обязать руководителей данных территорий и сооружений в принудительном порядке обратиться в орган местного самоуправления за разрешением на право организации розничного рынка.
В решении от 28.12.2010 по делу 79-АМЗ-2010 Управление ФАС по ЧР пришло к выводу о том, что из системного анализа действующего законодательства следует, что государственный контроль (надзор) за исполнением вышеназванных требований возложен на Управление Роспотребнадзора по ЧР, который в случае выявления нарушений правил организации деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказанию услуг) на розничных рынках уполномочен составлять протокол об административных правонарушениях. На Управление Роспотребнадзора по ЧР также возложена обязанность по осуществлению государственного контроля за отсутствием разрешения на право организации розничного рынка, предусмотренного статьей 5 Закона о розничных рынках и составления протокола об административных правонарушений по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Однако Управление ФАС по ЧР при указании данных выводов в оспариваемом решении не приняло во внимание следующее.
Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и осуществляющих контроль за соблюдением требований и условий выданных лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Таким образом, составлять протоколы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ должностные лица Управления Роспотребнадзора по ЧР имеют право только в рамках полномочий лицензирующего органа, выдающего лицензии на право осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения. Управление Роспотребнадзора по ЧР не правомочно составлять протокола по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за отсутствие разрешения на право организации рынка, предусмотренного статьей 5 Закона о розничных рынках.
Суд считает, что Управление ФАС по ЧР необоснованно пришло к выводу в оспариваемом решении о том, что Управление Роспотребнадзора по ЧР не осуществило возложенные на орган полномочия по приведению в соответствие с требованиями статьи 24 Закона о розничных рынках деятельность хозяйствующих субъектов на территории города Чебоксары, что повлекло за собой создание дискриминационных условий для части хозяйствующих субъектов, исполнивших требования действующего законодательства. Основанием для выдачи предписания послужило мнение Управления о том, что на этапах утверждения плана размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации и получения юридическим лицом разрешения на право организации рынка не предусмотрено получение согласования со стороны органов Управления Роспотребнадзора по ЧР.
Однако ни Управление Роспотребнадзора по ЧР, ни иной орган государственной власти и орган местного самоуправления не правомочны принуждать юридических лиц к выбору формы организации рынка, поскольку хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает форму организации рынка.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении самостоятельно определяют вид торговли, форму торговли, способ торговли и т.д. Часть 2 статьи 15 данного Закона содержит запрет для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к участию в прохождении контрольных или разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральным законам.
Согласно статье 15 Закона о розничных рынках в полномочия Управления Роспотребнадзора по ЧР входит только согласование схем торговых мест, разрабатываемых и утверждаемых управляющими рынками компаниями, и только на заключительном этапе, т.е. после получения юридическим лицом статуса управляющей рынком компании. При этом данное лицо обращается с заявлением о согласовании схемы размещения торговых мест, складских, подсобных и иных помещений только по собственной инициативе.
Управление Роспотребнадзора по ЧР правомерно указывает, что, если управляющая рынком компания уклонилась от этой процедуры, установить данный факт, а также провести мероприятия по контролю (надзору) за обустройством, оборудованием и содержанием рынка, организацией деятельности по продаже товаров выполнению работ, оказанию услуг) на рынке возможно только в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Управление Роспотребнадзора по ЧР принимает участие при утверждении плана размещения рынков на территории субъекта РФ в рамках своих полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", поскольку предоставление земельных участков для строительства объектов ставится в зависимость от наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
Управлением ФАС по ЧР также не учтено, что согласно пункту 3 Правил выдачи решений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 № 148, для получения разрешения на право организации розничного рынка юридическое лицо (заявитель) направляет или представляет в соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого предполагается организация розничного рынка, исчерпывающий перечень документов: копии учредительных документов, выписку из ЕГРЮЛ, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копию документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок. При этом уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления иных документов.
В соответствии со статьей 15 Закона о розничных рынках в полномочия Управления Роспотребнадзора по ЧР входит только согласование схем торговых мест.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора по ЧР в соответствии с возложенными на данный государственный орган полномочиями исполняет свои функциональные обязанности в полном объеме согласно требованиям законодательства Российской Федерации.
Управление ФАС по ЧР в ходе судебного разбирательства не представило суду мотивированных письменных пояснений со ссылкой на нормы права о порядке исполнения заявителями предписания Управления ФАС от 28.12.2010 по делу № 79-АМЗ-2010, с указанием каких необходимых действий должны произвести администрация г. Чебоксары и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии по приведению в соответствие Федеральному закону от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" требований к хозяйствующим субъектам, которые до 01.08.2008 не привели в соответствие с вышеуказанным Законом свою деятельность, а также прекращения Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики со ссылкой на норму права выдачу хозяйствующим субъектам лицензий на розничную торговлю алкогольной продукции на территории имущественных комплексов, которые фактически являются розничными рынками, но не осуществили действия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ, о полномочиях Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики по порядку определения имущественных комплексов, которые фактически являются розничными рынками.
Предписание обязывает Минэкономразвития Чувашии прекратить выдачу хозяйствующим субъектам лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией на территории имущественных комплексов, предназначенных для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые фактически являются розничными рынками, но не осуществили действия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Однако постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2005 № 330 "О мерах по регулированию оборота алкогольной продукции на территории Чувашской Республики", принятым в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией. Основания, указанные в предписании Управления ФАС по ЧР, в данном постановлении отсутствует. В связи с чем исполнение Министерством предписания будет являться нарушением законодательства в сфере оборота алкогольной продукции и послужит основанием для обращения организаций в Арбитражный суд Чувашской Республики с оспариванием данных отказов.
Законом не предусмотрены полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления определять, являются ли имущественные комплексы, на которых происходит розничная торговля, рынками или нет, а также отсутствует возможность принудительного перевода торговых комплексов в рынки.
Таким образом, выданное Управлением ФАС по ЧР предписание от 28.12.2010 по делу № 79-АМЗ-2010 является неисполнимым для заявителей и по своему смыслу имеет абстрактный характер.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (Часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, суд считает, что решение и предписание Управления ФАС по ЧР от 28.12.2010 по делу № 79-АМЗ-2010 подлежат признанию недействительными.
При подаче заявлений в арбитражный суд Министерство, Управление Роспотребнадзора по ЧР и администрация города Чебоксары подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины в силу подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем возмещение ее заявителям не производится, при этом суд учитывает освобождение Управление ФАС по ЧР в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявления Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии и администрации города Чебоксары Чувашской Республики, удовлетворить полностью.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 28.12.2010 по делу № 79-АМЗ-2010.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.07.2011 по делу № А79-464/2011
<О признании недействительными ненормативного акта о нарушении законодательства в области защиты конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru