Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

РЕШЕНИЕ
от 05 августа 2011 года

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии - А.С. Уракчиев - руководитель управления;

Члены Комиссии:

- К.А. Бабаев - зам. руководителя управления;
- З.У. Узденова - главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и контроля органов власти управления;
- Г.Р. Зименко - специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и контроля органов власти управления,

рассмотрев дело № 46 по признакам нарушения ОАО "Р" в лице филиала "СК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В соответствии с п. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является, поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, заявление юридического или физического лица, обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В Управление поступила жалоба от генерального директора ООО "Ч" на действия ОАО "Р", выразившиеся в необоснованном отклонении от исполнения обязательств перевозчика железнодорожных грузов и отказе в согласовании заявок на подачу вагонов под погрузку.
ООО "Ч" в своем заявлении указывает на факт неоднократной подачи заявок на перевозку грузов в ОАО "Р" в лице филиала "СК" (далее по тексту - "Р"). Письменные доказательства имеются в материалах дела. Перевозчиком полностью игнорируются заявки ООО "Ч" на подачу вагонов под погрузку, сроки рассмотрения и согласования заявок затягиваются. В обоснование отказа в согласовании заявок "Р" указывает на отсутствие технической возможности осуществления перевозок.
Изучив материалы дела, установлено следующее:
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в нем используются следующие понятия:
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора;
грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе;
грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа;
железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;
владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта;
места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров багажа пользователей услугами железнодорожного транспорта;
места необщего пользования - железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта;
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу ч. 1 ст. 4 названного Закона железнодорожные перевозки относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "Р" является субъектом естественной монополии. Приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий на транспорте" ОАО "Р" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности "в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования".
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "Р" занимает доминирующее положение на рынке структуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Кроме того, согласно приказу ФАС России от 14.06.2005 № 121 ОАО "Р" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов - по оказанию услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (доля на рынке более 65%).
В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов (ст. 62 Устава).
Статьей 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Между ОАО "Р" в лице "МО" - структурного подразделения филиала ОАО "Р" "СК" и ООО "Ч" 01.10.2007 г. заключен Договор № 369/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно п. 5 Договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производиться по уведомлению.


В соответствии со статьей 11 Устава для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом и в необходимом количестве экземпляров оформленную заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней. Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты.
Форма заявки на перевозку грузов (ГУ-12) приведена в приложении № 1 к Правилам приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 16.06.2003 г. № 21 с изменениями от 25.12.2007, 25.11.2008) (далее - Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом).
В заявке грузоотправитель по своему волеизлиянию указывает принадлежность подвижного состава "П" (вагоны инвентарного парка) или "С/А" (собственные / арендованные вагоны третьих лиц, не являющихся перевозчиками и владельцами инфраструктуры общего пользования).
ООО "Ч" занимается производством сухих строительных смесей торговой марки "Литокс" и керамзитового гравия. Основные перевозки продукции ООО "Ч" на территории Российской Федерации осуществляет железнодорожным транспортом общего пользования в универсальном подвижном составе (полувагонах).
ООО "Ч" в апреле - мае 2011 г. неоднократно подавало в адрес "Р" заявки на перевозки грузов вагонами, относящимся к парку ОАО "Р".
"Р" заявки ООО "Ч" согласовывал. Однако согласованные заявки с отметками об их принятии возвращались ООО "Ч", со ссылкой на отсутствие технической возможности.
В материалах дела имеются телеграммы "Р", которым ООО "Ч" уведомлено об отказе в подаче и погрузке вагонов, ввиду отсутствия технической возможности.
Во избежание срыва поставок своим покупателям ООО "Ч" вынуждено было в экстренном порядке находить вагоны у третьих лиц, тарифы которых на 25 - 30% выше, чем в "Р".
"Р" в своем письме исх. № Ю-546/Н31 от 29.06.2011 г. сообщает, что в настоящее время ОАО "Р" проводится структурная реформа. В соответствии с распоряжением ОАО "Р" от 23.04.2011 г. № 599р "О передаче грузовых вагонов в качестве вклада в уставной капитал ОАО "В" вагоны перевозчика передаются в собственность ОАО "В". В апреле - мае 2011 г. (во время подачи заявок "ЧСК") проводился ускоренный отбор из парка перевозчика более 25,5 тысяч полувагонов. По состоянию на 20.06.2011 г. на полигоне Северо-Кавказской железной дороги находится 41 полувагон перевозчика, и они задействованы под внутрихозяйственные нужды ОАО "Р". Таким образом, у ОАО "Р" на момент обращения ООО "Ч" с заявками на перевозку груза, относящегося к номенклатурной группе 19, отсутствовала техническая возможность осуществления перевозки в полувагонах перевозчика ввиду отсутствия необходимого подвижного состава. Отсутствие необходимого подвижного состава является основанием для отказа в согласовании заявки согласно пункту 10 "Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием для отказа от согласования заявки на перевозку грузов" (далее по тексту - Перечень), утвержденного приказом Минтранса России от 06.09.2010 г. № 192.
Пунктом 10 Перечня установлено, что непревышение предусмотренной заявкой объема груза, иных параметров железнодорожной перевозки пропускным способностям участков инфраструктуры железнодорожного транспорта и (или) перерабатывающим способностям железнодорожных станций по маршруту следования груза.
Следовательно, отсутствие необходимого подвижного состава у ОАО "Р" для нужд ООО "Ч" указанных в заявках, не является основанием для отказа в подаче подвижного состава со ссылкой на пункт 10 Перечня.
"Р" также представило в УФАС по КЧР копию оперативного приказа ОАО "Р" № 487 от 15.04.2011 г. за подписью и.о. Генерального директора ЦФТО ОАО "Р" "К", в соответствии с которым Северо-Кавказской железной дороге на перевозку грузов в мае 2011 года выделено в размерах не более 350 полувагонов (ср/сутки) инвентарного парка (с учетом находящихся в аренде). Всем ТЦФТО даны инструкции для руководства: в мае 2011 года рассмотрение и согласование заявок в инвентарных полувагонах и полувагонах находящихся в аренде, в первоочередном порядке осуществлять только на перевозки путевого щебня в адрес грузоотправителей и предприятий ЦДРП, воинских грузов, каменного угля для нужд ЖКХ, грузов для строительства олимпийских объектов в г. Сочи, объектов Универсиады-2013 в г. Казань и Саммиту АТЭС-2012 в г. Владивосток, нужд ОАО "Р".
Статьей 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлены основные требования, предъявляемые к перевозчику.
Согласно указанным требованиям перевозчик обязан владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве, а также иметь квалифицированных работников.
В связи с проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте, в рамках согласования создания дочернего общества ОАО "Р" - ОАО "П" (далее - ОАО "П"), в уставный капитал которого был внесен подвижной состав (вагоны) ОАО "Р", ФАС России выдало в адрес ОАО "Р" и ОАО "П" предписание № АГ/2362 от 07.02.2008 (далее - Предписание).
Пунктом 1 Предписания установлено, что до момента, пока ОАО "Р" и дочернее общество ОАО "Р" ОАО "П" входят в одну группу лиц и занимают доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению подвижного состава (вагонов) для перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, при поступлении к перевозчику (ОАО "Р") заявок на осуществление перевозки в вагонах перевозчика (принадлежность - "П") и отсутствии у перевозчика вагонов для исполнения указанной заявки на перевозку ОАО "Р" и ОАО "П" обязаны обеспечить условия использования перевозчиком вагонов дочернего общества ОАО "П" для осуществления указанных перевозок на условиях, установленных для вагонов перевозчика (общего парка).
Также в сентябре 2010 г. ФАС России рассмотрено ходатайство ОАО "Р" о создании ОАО "В", по результатам которого принято решение о продлении срока рассмотрения ходатайства ОАО "Р" в связи с определением условий, направленных на обеспечение конкуренции, после выполнения которых, ОАО "Р" и (иными) лицами, участвующими в создании, антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении ходатайства.
Пунктом 6 Решения о продлении срока рассмотрения ходатайства от 20.09.2010 г. исх. № АГ/31555 установлено, что в случае обращения к ОАО "Р" (перевозчику, собственнику инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) собственников/арендаторов и/или операторов вагонов (контейнеров), транспортных экспедиторов, ОАО "Р" и (или) иные лица, участвующие в создании ОАО "В", должны обеспечить условия взаимодействия (в т.ч. перечень работ/услуг, их стоимость) между ОАО "Р" (перевозчиком, собственником инфраструктуры) и обратившимися собственниками/арендаторами и/или операторами вагонов (контейнеров), транспортными экспедиторами на аналогичных условиях взаимодействия между ОАО "Р" и дочерним обществом ОАО "В" при выполнении ОАО "В" функций собственника/арендатора и/или оператора вагонов (контейнеров), транспортного экспедитора, в том числе по организации перевозок порожних вагонов ОАО "В" и выполнении ОАО "Р" работ/услуг в отношении ОАО "В".
На момент прекращения "Р" оказания услуг по подаче и уборке вагонов, отсутствовали технические и технологические причины, препятствующие оказанию этих услуг для ООО "Ч".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение производства товара, если на этот товар имеется спрос при наличии возможности его рентабельного производства.
Таким образом, ОАО "Р" в лице филиала "СК" своими действиями нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в экономически и технически необоснованном сокращении товара (подачи вагонов), на который имеется спрос, путем отказа от исполнения "Договора от 01.10.2007 г. № 369/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования" в части подачи и уборки вагонов для погрузки грузов на подъездные железнодорожные пути необщего пользования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать факт нарушения ОАО "Р" в лице филиала "СК" п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в экономически и технологически необоснованном сокращении производства товара, на который имеется спрос, путем отклонения от исполнения обязательств перевозчика железнодорожных грузов, отказ на подачу вагонов под погрузку ООО "Ч".
2. Выдать ОАО "Р" в лице филиала "СК" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
- прекратить и в дальнейшем не допускать необоснованный отказ от исполнения обязательств перевозчика железнодорожных грузов, отказ на подачу вагонов под погрузку ООО "Ч".
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.С.УРАКЧИЕВ

Члены комиссии
К.А.БАБАЕВ
З.У.УЗДЕНОВА
Г.Р.ЗИМЕНКО





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПРЕДПИСАНИЕ № 46
от 18 августа 2011 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии - А.С. Уракчиев - руководитель управления;

Члены Комиссии:

- К.А. Бабаев - зам. руководителя управления;
- З.У. Узденова - главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и контроля органов власти управления;
- Г.Р. Зименко - специалист 2 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти управления,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 05.08.2011 года по делу № 46 о нарушении ОАО "Р" в лице филиала "СК" пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

ОАО "Р" в лице филиала "СК" прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в экономически или технологически не обоснованном сокращении товара (подачи вагонов), на который имеется спрос, путем отказа от исполнения "Договора от 01.10.2007 г. № 369/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования" в части подачи и уборки вагонов для погрузки грузов на подъездные железнодорожные пути необщего пользования ООО "Ч".
В этой связи ОАО "Р" в лице филиала "СК" необходимо:
- прекратить и в дальнейшем не допускать необоснованный отказ от исполнения обязательств перевозчика железнодорожных грузов, отказ на подачу вагонов под погрузку ООО "Ч".
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 18 сентября 2011 г.
Срок исполнения - постоянно.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.С.УРАКЧИЕВ

Члены комиссии
К.А.БАБАЕВ
З.У.УЗДЕНОВА
Г.Р.ЗИМЕНКО





Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 05.08.2011
"О нарушении антимонопольного законодательства"
(вместе с "Предписанием от 18.08.2011 № 46 "О прекращении нарушения антимонопольного законодательства")

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru