Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

РЕШЕНИЕ
от 08 июня 2011 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Оглашено: 07 июня 2011 г.

Изготовлено в полном объеме: 08 июня 2011 г.

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - К.А. Бабаева - заместителя руководителя управления,

Членов Комиссии:

- Г.Р. Зименко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- С.М. Кумратова - специалиста 1 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти, -

рассмотрев дело № 18 по признакам нарушения Министерством промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Первомайская, 34-а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в бездействии по заключению договоров на перевозку пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного сообщения КЧР с индивидуальными предпринимателями и ограничении их прав при осуществлении хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров,

установила:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В 2009 году УФАС по КЧР было рассмотрено дело № 41 по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в результате которого были установлены факты нарушения ОАО "Т" и Министерством промышленности и энергетики КЧР статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции". По результатам рассмотрения дела было предписано Министерству промышленности и энергетики КЧР отменить итоги проведенного в 2006 году конкурса на осуществление перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного сообщения в части, касающейся незаконного предоставления ОАО "Т" графиков перевозки пассажиров, которые фактически принадлежали индивидуальным предпринимателям - победителям конкурса. В связи с ликвидацией Министерством промышленности и энергетики КЧР предписание не было исполнено, однако, вновь образованному Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство), не являющемуся правопреемником Министерства промышленности и энергетики КЧР, было предложено в добровольном порядке привести в соответствие с нормами действующего законодательства взаимоотношения между Министерством и предпринимателями - победителями конкурса на осуществление перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного сообщения. Из ответа Министра следовало, что новое Министерство намерено устранить выявленные нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке, и проводит подготовительную работу по формированию новой комиссии по регулированию рынка пассажирских перевозок.
В течение полутора лет вопрос находился на контроле в УФАС по КЧР. В соответствии с Положением о Министерстве строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства КЧР одной из его функций является организация транспортного обслуживания автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении, утверждение паспортов и расписаний движения маршрутов пригородного и междугородного сообщения, поэтому 03.02.2011 исх. № 197-1/2 у Министерства запрошен перечень перевозчиков с указанием юридических адресов, которые осуществляют внутриреспубликанские и межсубъектные пассажирские перевозки автомобильным транспортом, перечень маршрутов с указанием обслуживающего этот маршрут перевозчика, порядок получения маршрутной документации (путевых листов, билетов и т.д.), перечень договоров с перевозчиками, а также информация о компенсации перевозчикам расходов в связи с предоставлением льгот пассажирам.
После получения ответа соответствующая информация запрошена непосредственно у перевозчиков.
При анализе представленных материалов установлено, что 14.12.2005 г. Правительством КЧР в целях регулирования рынка пассажирских автотранспортных услуг, совершенствования организации пассажирских перевозок, обеспечения требуемого уровня безопасности при перевозке пассажиров по маршрутам пригородного (межрайонного) и междугородного сообщений Карачаево-Черкесской Республики принято постановление № 385. В соответствии с этим постановлением был утвержден состав Республиканской комиссии по регулированию рынка пассажирских автотранспортных услуг (далее - Комиссия), которая должна была определить дату и срок проведения конкурса.
Протоколом № 1 от 28.09.2006 г. комиссией утверждено "Положение о проведении открытого конкурса на осуществление перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного межрайонного сообщения". В соответствии с этим Положением Министерство промышленности и энергетики КЧР было определено в качестве организатора конкурса и совместно с Комиссией и Торгово-промышленной палатой КЧР должно было провести конкурс по отбору перевозчиков. В соответствии с указанным протоколом в газете "День Республики" 04.11.2006 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса, в котором, кроме Положения о проведении конкурса, указаны оценочные показатели и перечень выставленных на конкурс маршрутов.
12.01.2007 г. Комиссией подведены итоги конкурса (протокол № 3), в котором участвовали 14 хозсубъектов, из них 13 - юридические лица и 1 - индивидуальный предприниматель "А". Комиссия приняла решение распределить объем перевозки, однако, в протоколе не указано, какие маршруты какой перевозчик получает по результатам конкурсного отбора. И в договорах на перевозку пассажиров по регулярным автобусным маршрутам, заключенных между перевозчиками и Министерством строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства КЧР, к которому перешли функции ликвидированного в 2009 году Министерства промышленности и энергетики КЧР, маршруты не указаны. 14.04.2008 г. проведен следующий конкурс, и в протоколе по результатам этого конкурса указаны маршруты и победители конкурса.
Анализируя представленную Министерством и перевозчиками информацию по регулярным автобусным перевозкам пассажиров в междугородном сообщении установлено, что Министерством совершены действия, которые приводят к ограничению и в некоторых случаях - к недопущению и устранению конкуренции на рынке регулярных автобусных перевозок пассажиров и багажа. Эти действия выражаются в следующем.
I. Маршруты закреплены за одним перевозчиком, а фактически маршрут обслуживает другой перевозчик, в результате чего ущемляются конкурентные права тех хозяйствующих субъектов, которые по результатам торгов признаны лучшими. В качестве примеров, доказывающих эти факты, можно привести следующие обстоятельства.
A) В протоколах отбора перевозчиков нет перевозчика индивидуального предпринимателя "Г", однако, в представленном Министерством Перечне маршрутов междугородного сообщения, обслуживаемых перевозчиками КЧР (далее по тексту - Перечень) за "Г" закреплены маршруты 503 "Ч - С", 643 "И - С через Ч", 644 "Ч - К". В то же время, по результатам торгов 2007 года победителем по маршруту "Ч - С" по одному графику признано ОАО "А", которое этот маршрут не обслуживает.
Б) Согласно протоколам не закреплены за ООО "Д", но обслуживаются им маршруты 614 "К - Ч через Х", 616 "К - У" и 617 "К - З".
B) Согласно протоколам отбора перевозчиков от 2007 г. ЗАО "А" признано победителем по двум графикам движения по маршруту 540 "Ч - К", однако, ЗАО "А" этот маршрут не обслуживает, а его обслуживает индивидуальный предприниматель "А", который не является победителем на этом маршруте. Аналогичная ситуация с маршрутом 560 "Ч - К", который обслуживает ООО "ТС", не упомянутый в протоколах, а вот ООО "Д", который признан на этом маршруте победителем в 2007 году по 3-м графикам, согласно Перечня, представленного Министерством, этот маршрут не обслуживает.
Г) ОАО "Т" согласно перечню Министерства обслуживает маршрут "Ч - П" № 504 и № 598 (2 графика). На маршруте № 598 с ним работает ЗАО "А", однако, согласно протоколам на этом маршруте в 2007 году определены победителями ЗАО "А" (1 график) и ОАО "Т" (1 график), и в 2008 году в конкурсе победил ЗАО "А". Таким образом, ЗАО "А" имеет право обслуживать как минимум 2 графика по этому маршруту, а ОАО "Т" - только 1 график, но на практике наоборот: у ОАО "Т" - 2 графика, у ЗАО "А" - 1 график. Доказательством этого является также имеющаяся в деле № 19 информация, согласно которой в Реестр Минтрансом РФ в качестве перевозчика указано ЗАО "А", расписание утверждено Минтрансом РФ, а график № 598/2 для ОАО "Т" утвержден не Минтрансом РФ, а Министерством КЧР (министром Броновицким А.А.).
Д) По маршруту "Ч - Г" Министерство указало перевозчиком ЗАО "А", согласно протоколу 2008 года этот маршрут должно обслуживать ОАО "Т".
II. При проведении торгов по отбору перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрутах перевозки пассажиров и багажа в междугородном и пригородном сообщении были допущены нарушения, повлекшие устранение с рынка перевозки пассажиров и багажа индивидуальных предпринимателей в качестве самостоятельных субъектов правоотношений, а также привело к фактическому разделу этого рынка между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - фактическими победителями торгов.
Было установлено, что при проведении Министерством промышленности и энергетики КЧР торгов по отбору перевозчиков в 2007 и 2008 годах участниками торгов наряду с юридическими лицами были владельцы транспортных средств, которые выбрали эти юридические лица (ОАО "Т", ЗАО "А", ОАО "А", ООО "Д" и др.) своими представителями. Еще при рассмотрении дела № 41, возбужденного УФАС по КЧР в 2008 году и завершенного выдачей предписания № 34 от 12.01.2009 г., было установлено, что индивидуальные предприниматели подавали заявки на участие в конкурсе, а также предпринимали попытку оформить некоторые маршруты, однако, Министерство документы от предпринимателей не принимало, ссылаясь на возможность применения данной процедуры только в отношении юридических лиц. В ходе рассмотрения дела установлено, что в паспортах маршрутов в качестве перевозчиков указаны юридические лица, поэтому возможность осуществлять деятельность по определенному маршруту у предпринимателей возникала только при заключении договора с этими юридическими лицами.
В результате таких действий Министерства при проведении торгов победителями конкурса стали не владельцы транспортных средств, а их представители, с которыми Министерством заключены договоры, и в результате этого такие перевозчики как ОАО "Т", ООО "Д", которые имели только несколько автобусов, стали перевозчиками на нескольких десятках маршрутов. ОАО "Т" заключило около пятидесяти договоров с владельцами автобусов-участников и фактических победителей торгов, в соответствии с которыми ОАО "Т" стало для них, по сути, работодателем. Было установлено, что именно владельцы транспортных средств участвовали в конкурсах и стали победителями этих конкурсов на тех маршрутах, на которых они работают в настоящее время. В частности, индивидуальные предприниматели "Е" и "Б" победили на маршрутах "Ч - М" и "Ч - А", индивидуальный предприниматель "К" - на маршруте "Ч - К", индивидуальный предприниматель "КВ" - на маршруте "Ч - П", индивидуальный предприниматель "Г" - на маршрутах "И - С", "Ч - С", "Ч - К" и пр. При этом, несмотря на то, что "Е", "Б", "Г" в протоколах не указаны в качестве победителей, они оформили маршруты с указанием их в качестве перевозчика, а "К" Министерство отказывает в согласовании паспорта маршрута на него в качестве перевозчика, мотивируя это тем, что он как победитель торгов в протоколах не указан.
Юридические лица, которые признаны победителями торгов, получив право на маршрут (указаны в паспорте маршрута в качестве перевозчика), стали фактически его владельцем и распоряжаются им по своему усмотрению. Так, например, ЗАО "А" в отличие от норм действующего гражданского законодательства при аренде транспортного средства с экипажем у индивидуального предпринимателя предусматривает в договоре, что арендную плату вносит не арендатор (ЗАО "А"), а арендодатель (владелец транспортного средства). Согласно пояснений ЗАО "А" арендная плата по договору - это плата за право пользования маршрутом ЗАО "А", размер этой платы составляет от 168 рублей до 336 рублей за смену.
Договоры на перевозку, которые дают право работать на конкретном маршруте, должны заключаться только с собственником маршрутной сети, которым является Карачаево-Черкесская Республика в лице уполномоченного органа - Министерства.
III. Следствием неправильного определения участников торгов является и то, что льготы возмещаются уполномоченным предприятиям, а фактически льготы по проезду пассажирам предоставляют индивидуальные предприниматели.
Правительством КЧР приняты постановления (от 15.05.2009 № 155, от 15.05.2009 № 154, от 14.04.2008 № 129, от 06.03.2008 № 81), утвердившие Порядок распределения бюджетных средств республиканского бюджета и субвенций из федерального бюджета для обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан. Распоряжениями Правительства КЧР от 29.12.2008 № 644-р, 05.08.2008 № 420-р, 19.05.2008 № 239-р, 19.05.2008 № 238-р, 20.02.2008 № 62-р, 13.02.2008 № 44-р утверждены перечни автотранспортных предприятий, оказавших транспортные услуги в соответствии с федеральными законами (субвенции) и законами КЧР. В результате того, что победителями торгов признаны не фактические участники торгов, а их представители - юридические лица, и по результатам торгов Министерством заключены договоры с юридическими лицами, в этих распоряжениях указаны только предприятия, т.е. фактически не те, кто фактически предоставлял льготы по проезду, а те, кто являлся уполномоченным лицом для подачи заявки от имени индивидуальных предпринимателей для участия в конкурсе. Даже индивидуальные предприниматели "А" и "Г", которые указаны Министерством в качестве перевозчиков, компенсации за перевозку пассажиров по льготным проездным документам в 2008 - 2010 годах не получили. В результате этого ущемлены права владельцев автобусов на получение возмещения выпадающих доходов за провоз льготных категорий пассажиров.
IV. Отсутствует контроль со стороны Министерства за работой перевозчиков.
Договоры со всеми перевозчиками заключаются по стандартной форме и ежегодно содержат условие о том, что Заказчик обязан проводить изучение спроса населения на услуги по перевозке пассажиров и по результатам изучения вносить коррективы в маршрутную сеть КЧР и в организацию перевозок. Заказчик имеет также право вносить изменение в расписание (график) и маршрут движения, вносить коррективы в маршрутную сеть КЧР и организацию перевозок, осуществлять контроль над выполнением условий договора.
В то же время, установлено, что контроль Министерством осуществляется не всегда, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.


1. Министерством представлена информация, что ООО "Х" обслуживает маршруты 606 "Х - С" и 620 "З - Х - С", однако, по информации, полученной от ООО "Х" эти маршруты закрыты еще в 2008 году.
2. Перевозчики, с которыми Министерством заключены договоры, после определения их победителями торгов на определенном маршруте осуществляли замену транспортного средства, в частности, ОАО "А", ОАО "З". Стандартными договорами между перевозчиками и Министерством предусмотрено, что изменение класса подвижного состава на маршрутах Исполнитель обязан согласовывать с Заказчиком, однако замена транспортного средства с Министерством не согласовывалась, поэтому Министерством не контролировалось, поставлено на маршрут иное транспортное средство с лучшими или худшими характеристиками, чем то, которое было предъявлено перевозчиком для оценки конкурсной комиссией.
Положением о проведении открытого конкурса на осуществление перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам междугородного и пригородного межрайонного сообщения для участников конкурса были установлены оценочные показатели, которые оценивались в баллах, при этом оценивалось как само транспортное средство, так и лицо, управляющее этим транспортным средством или организующее перевозки. При проведении конкурса учитывались показатели:
- техническое состояние транспортного средства (срок эксплуатации автотранспортного средства; внешний вид автотранспортного средства: отсутствие ржавчины, вмятин, трещин на стеклах и зеркалах заднего обзора, состояние государственных регистрационных знаков и дублирующего регистрационного знака);
- показатели стабильности работы перевозчика (количество лет, в течение которых участник конкурса занимается организацией транспортных услуг по перевозке пассажиров; соблюдение лицензионных требований и условий правил перевозки пассажиров, т.е. наличие нарушений).
Из этого следует, что и транспортное средство, и характеристики конкретного водителя имели значение при отборе победителя.
Рассмотрев настоящее дело, Комиссия пришла к выводу, что Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики осуществило вышеуказанные действия, которые привели к ограничению и в некоторых случаях - к недопущению и устранению конкуренции на рынке регулярных автобусных перевозок пассажиров и багажа в междугородном и пригородном сообщении.
В связи с тем, что Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики "Об исполнительных органах государственной власти Карачаево-Черкесской Республики" от 21.03.2011 № 79 Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики реорганизовано путем разделения и образовано Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики, которому переданы функции в сфере промышленности и энергетики. Положением о Министерстве промышленности и энергетики КЧР предусмотрено, что Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление и координацию деятельности в области транспорта. Таким образом, Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики является правопреемником Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в области управления и координации деятельности транспорта.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Министерству промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
- заключить договоры с теми перевозчиками пассажиров по регулярным автобусным маршрутам пригородного и междугородного сообщения, которые были участниками и победителями при отборе перевозчика на каждом маршруте.
- исключить из практики случаи закрепления за перевозчиками распорядительных полномочий в отношении своих конкурентов при осуществлении перевозок на маршрутах, распоряжение которыми вправе осуществлять только орган государственной власти субъекта РФ.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
К.А.БАБАЕВ

Члены Комиссии
Г.Р.ЗИМЕНКО
С.М.КУМРАТОВ





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПРЕДПИСАНИЕ № 19
от 8 июня 2011 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии - К.А. Бабаева - заместителя руководителя управления,

членов Комиссии:

- Г.Р. Зименко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
- С.М. Кумратова - специалиста 1 разряда отдела защиты конкуренции и контроля органов власти, -

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 08.06.2011 года по делу № 18 о нарушении Министерством промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Первомайская, 34 а), - части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

Министерству промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики прекратить нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в осуществлении действий, которые привели к ограничению, недопущению и устранению конкуренции на рынке регулярных автобусных перевозок пассажиров и багажа в междугородном и пригородном сообщении Карачаево-Черкесской Республики.
В этих целях Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики обязано:
- заключить договоры с перевозчиками пассажиров по регулярным автобусным маршрутам пригородного и междугородного сообщения, которые являются участниками и победителями торгов при отборе перевозчика на каждом маршруте;
- исключить из практики случаи закрепления за перевозчиками распорядительных полномочий в отношении своих конкурентов при осуществлении перевозок на маршрутах, распоряжение которыми вправе осуществлять только орган исполнительной власти субъекта РФ.
Срок исполнения - до 15 сентября 2011 года.
Об исполнении настоящего предписания проинформировать в срок не позднее 16 сентября 2011 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
К.А.БАБАЕВ

Члены комиссии
Г.Р.ЗИМЕНКО
С.М.КУМРАТОВ




Официальная публикация в СМИ:
Документ опубликован не был


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике от 08.06.2011
"О нарушении антимонопольного законодательства"
(вместе с "Предписанием от 08.06.2011 № 19 "О прекращении нарушения антимонопольного законодательства")

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru