КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 августа 2011 г. по делу № 33-2050/2011
Судья Ивашурова С.В.
г. Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А.,
судей Силаевой Н.Л., Казанцевой Н.К.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Казанцевой Н.К. дело по кассационной жалобе Иванова И.А. на решение Калужского районного суда Калужской области от 12 мая 2011 г. по делу по его иску к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, Городской Управе городского округа "Город Калуга" о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилья,
установила:
И. 24 марта 2011 г. обратился в суд с иском к Министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области (далее - Министерство области), Городской Управе городского округа "Город Калуга" (далее - Городская Управа) о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилья, указав, что он является ветераном боевых действий в Афганистане, а также многодетным родителем и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Семья истца состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 14 мая 2009 г., однако ответчиками истцу как ветерану боевых действий отказано во включении в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, в связи с тем, что он не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Истец, ссылаясь на то, что такие действия ответчиков являются незаконными, просил признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, обязать ответчика - Городскую Управу поставить его на учет с даты постановки на учет в муниципальном образовании "Город Калуга", обязать ответчика - Министерство области включить истца как ветерана боевых действий в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на жилищный учет до 1 января 2005 г., для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец поддержал свои требования, дополнив их, и просил также признать за ним как за ветераном боевых действий право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, право на получение свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, возложив на ответчика - Министерство области обязанность включить истца в сводный список нуждающихся в улучшении жилищных условий и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Представители ответчиков - Министерства области и Городской Управы иск не признали.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 12 мая 2011 г. в удовлетворении исковых требований было отказано.
На решение суда истцом принесена кассационная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене.
Установлено, что истец с апреля 1986 года является ветераном боевых действий и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 16
Федерального закона "О ветеранах".
Семья истца 13 октября 2009 г. принята органом местного самоуправления на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16
Федерального закона "О ветеранах" обеспечение жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета, а ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом Постановлением
от 10 ноября 2009 г. № 17-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В.Жестикова и П.У.Мягчило" положения п. 2 ч. 1 ст. 14
и п. 1 ч. 1 ст. 15
Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции
Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2)
, 40
, 42
и 55 (часть 3)
, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты.
Суд первой инстанции, сославшись на вышеприведенный п.п. 3 п. 1 ст. 16
Федерального закона "О ветеранах" и установив, что истцом как ветераном боевых действий до 1 января 2005 г. не было реализовано право быть поставленным на жилищный учет, пришел к выводу о том, что истец не имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в связи с чем в иске отказал.
При этом суд посчитал, что оснований для применения к спорным правоотношениям правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в вышеприведенном Постановлении
от 10 ноября 2009 г. не имеется.
Однако судом не было дано оценки обстоятельствам дела применительно к тому, является ли правовая ситуация истца аналогичной той, относительно которой Конституционным Судом Российской Федерации была сформулирована определенная правовая позиция в указанном выше Постановлении
от 10 ноября 2009 г., и можно ли считать права истца не нарушенными в случае отсутствия нормы жилищного законодательства, устанавливающей порядок обеспечения жильем ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г.
Более того, районным судом в решении не были приведены нормы жилищного законодательства Российской Федерации, которые устанавливали бы правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений ветеранам боевых действий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты, вопреки требованиям ч. 4 ст. 198
ГПК Российской Федерации не привел в решении мотивы, по которым отверг доводы, приводимые истцом в обоснование исковых требований о праве его семьи на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья.
Постановленное без выяснения и оценки указанных выше обстоятельств, не содержащее суждений суда по приведенным выше вопросам решение нельзя признать законным и обоснованным, соответствующим ст.ст. 195
, 198
ГПК Российской Федерации.
Поскольку нарушения, допущенные районным судом, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361
, п. 4 ч. 1 ст. 362
, ст.ст. 363
, 366
ГПК Российской Федерации,
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 12 мая 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: