Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2011 г. № 3373

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ:
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Рассмотрев рекомендации "круглого стола" по теме: "Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы", прошедшего в Тюменской областной Думе 16 ноября 2011 года, решение комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, в целях реализации подраздела 2.3 раздела 2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы четвертого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Одобрить рекомендации "круглого стола" по теме: "Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы" (прилагаются).
2. Направить настоящее постановление и указанные рекомендации в Правительство Тюменской области, Совет Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (Совет Законодателей), Совет Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, Управление Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям (Конев Ю.М.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 24.11.2011 № 3373

РЕКОМЕНДАЦИИ
"КРУГЛОГО СТОЛА" ПО ТЕМЕ: "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ"

Тюмень                                                  16 ноября 2011 года

Обсудив основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности, участники "круглого стола" отмечают следующее.
Вопрос обеспечения продовольственной безопасности Тюменской области был поднят комитетом областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям в 2007 году. Практически все мероприятия, организованные комитетом, имели конечной целью обеспечение продовольственной безопасности региона.
В условиях закрепленного Конституцией России принципа экономического единства территории Российской Федерации понятие "продовольственная безопасность субъекта Российской Федерации" носит условный характер. Поэтому рассматривать вопрос о продовольственной безопасности Тюменской области стоит в контексте того, как в регионе реализуется государственная политика в данной сфере.
Федеральное законодательство по вопросам обеспечения продовольственной безопасности активно формируется. Особенностью законодательства в рассматриваемой сфере в настоящее время является то, что политико-правовые решения федеральной власти содержатся в большом массиве программных документов Президента и Правительства Российской Федерации.
Основные принципы государственной политики в данной сфере закреплены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России 30.01.2010 (далее - Доктрина).
В течение 2010 - 2011 годов во исполнение Доктрины распоряжениями Правительства Российской Федерации утверждены:
- План мероприятий по реализации положений Доктрины;
- Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года;
- Комплексная программа участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности;
- Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.
Издан и зарегистрирован в Минюсте России приказ Минздравсоцразвития России "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания".
На сайте Минсельхоза России размещен для обсуждения проект стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации.
Кроме того, непосредственно регулируют правоотношения, связанные с продовольственной безопасностью, Федеральные законы "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О защите прав потребителей", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также технические регламенты на молоко и молочную продукцию, на масло-жировую продукцию, на соковую продукцию из фруктов.
С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).
Во исполнение Закона о торговле Правительством Российской Федерации утверждены методики расчета:
- объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети;
- установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Принято Постановление Правительства Российской Федерации, согласно которому Правительство Российской Федерации может взять под свой контроль регулирование цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, если рост цен на них за месяц составит 30% и более.


Минпромторгом России утверждены Методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли, форма торгового реестра, Порядок формирования торгового реестра и Порядок представления информации, содержащейся в торговом реестре. Обязанность вести реестр возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональные законы о продовольственной безопасности приняты в восьми субъектах Российской Федерации, из них в двух субъектах законы приняты после принятия Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (30.01.2010). В большинстве остальных субъектов Российской Федерации с 2007 по 2011 год приняты законы, предмет правового регулирования которых ограничен вопросами обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1757-р утверждена Стратегия социально-экономического развития УрФО на период до 2020 года. Согласно указанной Стратегии в рамках развития производства пищевых продуктов необходимо осуществить доведение доли продуктов питания, произведенных окружными товаропроизводителями, до 90% общего объема потребления.
Кроме того, по информации СМИ, в УрФО под эгидой аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО в октябре 2010 года была разработана и принята Концепция продовольственной безопасности Уральского федерального округа.
Во исполнение решения Антикризисного штаба при полномочном представителе Президента Российской Федерации от 01.07.2011 в Тюменской области разработан проект региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области на 2011 - 2013 годы. В настоящее время проект распоряжения Правительства Тюменской области об утверждении региональной программы проходит процесс согласования в соответствии с регламентом работы Правительства.
В Тюменской области нормативно-правовую базу продовольственной безопасности составляют следующие постановления Правительства Тюменской области:
- "Об утверждении Порядка декларирования отпускных, оптовых цен на отдельные социально значимые продовольственные товары, изготавливаемые (производимые) и (или) реализуемые в Тюменской области" от 13.07.2009 № 198-п;
- "О предельных размерах торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров" от 18.02.2011 № 42-п;
а также распоряжения Правительства области:
- "О создании межведомственной комиссии по проведению экономически обоснованной ценовой политики на социально значимые продовольственные товары и защите прав потребителей" от 07.07.2009 № 955-рп;
- "Об утверждении региональной программы "Развитие конкуренции в Тюменской области на 2010 - 2012 гг." от 30.11.2009 № 1728-рп;
- "Об утверждении региональной программы развития торговли на 2011 - 2013 годы" от 23.03.2011 № 316-рп.
Реализация мер господдержки сельхозпроизводства в Тюменской области осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития агропромышленного комплекса Тюменской области" на 2008 - 2013 годы.
Показателями обеспечения продовольственной безопасности в программе определены объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Проводится ежемесячный мониторинг уровня их производства на душу населения.
В 2010 году предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности произведено:
- цельномолочной продукции - 271,3 тыс. т;
- сыров - 1262 тыс. т;
- масла сливочного - 1967,9 т;
- мяса и субпродуктов первой категории - 50,6 тыс. т;
- мясных полуфабрикатов - 17,6 тыс. т;
- колбасных изделий - 19,4 тыс. т;
- муки - 50,5 тыс. т.
Значительная часть продукции вывозится за пределы области:
- 120 тыс. т молока (почти 22% от общего объема производства);
- 350 - 400 тыс. т зерна (35% от общего объема производства), в т.ч. 150 - 200 тыс. т продовольственной пшеницы (57% от общего объема производства);
- 800 млн. штук яиц птицы (70% от общего объема производства);
- 120 - 140 тыс. т картофеля (22% от общего объема производства);
- 55 - 57 тыс. т овощей (30% от общего объема производства).
Пищевая и перерабатывающая промышленность обеспечивает годовой товарооборот продовольственных товаров более чем на 27 млрд. рублей с ежегодным приростом объемов продовольственной продукции на 5,5 - 8,5%.
Все отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности имеют запасы производственных мощностей. Мощности Тюменской области по производству молочной продукции загружены на 38%, мясной продукции - на 62%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 36%, рыбной продукции - на 54%.
В целях удовлетворения потребности населения в мясе и мясопродуктах по рациональным нормам потребления в области разработана Концепция развития мясного скотоводства на период до 2016 года, в соответствии с которой планируется увеличить поголовье чистопородного мясного скота до 14 тыс. голов (в 2,6 раза), поголовье крупного рогатого скота молочных пород на откормочных площадках до 19 тыс. голов (в 2,1 раза), а также создать вертикально-интегрированный комплекс по выращиванию, откорму и переработке скота на 5000 голов.
Присутствие отдельных продовольственных товаров (молока и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, яйца куриного, мяса птицы, картофеля и овощей) местных производителей на региональном рынке составляет около 70%.
Остальная доля приходится на ввозимые товары - как импортные, так и произведенные в других регионах России.
В целях содействия товаропроизводителям области в продвижении качественных товаров и услуг на российский и зарубежные рынки, в достижении ими стратегических целей устойчивого развития в современных экономических условиях Правительством Тюменской области ежегодно проводятся конкурс "Лучшие товары и услуги Тюменской области" и региональный этап конкурса-программы "100 лучших товаров России".
Для развития межрегионального сбыта сельскохозяйственной и продовольственной продукции в Тюменском районе ведется строительство логистического центра (ООО "Эвика") общей площадью более 14 тыс. кв. метров, который рассчитан на единовременное хранение и поставку сельскохозяйственной и пищевой продукции до 40 тысяч тонн. Комплекс включает в себя не только логистический центр, но и цех по переработке сельхозпродукции. В настоящее время на территории логистического центра функционируют цеха по производству рыбной и мясной продукции. Однако на проектную мощность предприятие не вышло, т.к. строительство ряда цехов не завершено.
В настоящее время более 50% предприятий розничной торговли, 60% рынков, 95% предприятий оптовой торговли сосредоточено в городах области, на их долю приходятся основные объемы оптовых и розничных продаж. При этом более 89% оборота розничной торговли приходится на города Тюменской области, на сельские муниципальные образования - 11% оборота розничной торговли. В Тюменской области около 700 труднодоступных населенных пунктов, из которых только в 60% имеются торговые объекты.
В целях выравнивания условий жизни городского и сельского населения органы местного самоуправления ежегодно наделяются полномочиями по поддержке отдаленных труднодоступных территорий. В 2010 году за счет средств областного бюджета в 400 труднодоступных населенных пунктов доставлено свыше 6,3 тыс. тонн товаров первой необходимости.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим доставку товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты, были частично компенсированы транспортные расходы, расходы на содержание объектов розничной торговли (аренда, коммунальные услуги), на приобретение 29 единиц холодильного оборудования, шести автомобилей, одного лодочного мотора (для обслуживания территории "Заболотья"), проведение текущего ремонта магазинов.
В целом, по данным органов местного самоуправления, по состоянию на 01.10.2011 в Тюменской области функционировало:
8890 объектов торговли с торговой площадью свыше 1021,7 тыс. кв. м;
свыше 650 объектов оптовой торговли;
44 розничных рынка с общим количеством торговых мест 6797;
1912 предприятий общественного питания на 113,8 тыс. посадочных мест.
Обеспеченность торговыми площадями в области по состоянию на 01.10.2011 составила 764,2 кв. м на 1000 человек, что выше утвержденного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (503 кв. м на 1000 жителей).
Розничные рынки остаются востребованными со стороны покупателей, так как продолжают обеспечивать население с низкими доходами недорогими продуктами питания и непродовольственными товарами. По данным статистики, на розничных рынках приобретается около 50% пищевой соли, более 30% свежих овощей, картофеля, фруктов, более 20% муки, рыбы и морепродуктов, растительного масла, около 20% мяса. Анализ специализации рынков Тюменской области показывает, что наибольший удельный вес (80%) приходится на универсальные рынки, на которых реализуются продовольственные и непродовольственные товары.
На 01.10.2011 на розничных рынках имелось 382 свободных торговых места для сельхозтоваропроизводителей и граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, в том числе 163 торговых места для сельхозтоваропроизводителей, 219 - для граждан. Информация о наличии свободных торговых мест на рынках муниципальных образований области ежеквартально размещается на официальном портале органов исполнительной власти Тюменской области в разделе "Потребительский рынок".
В настоящее время продолжается реализация инвестиционного проекта по строительству продовольственного рынка в жилом микрорайоне "Тюменский" города Тюмени. Ввод в эксплуатацию здания рынка запланирован на III-й квартал 2012 года.
В целях обеспечения беспрепятственной реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания местных товаропроизводителей в городах и районах области регулярно проводятся розничные ярмарки по расширенной продаже указанной продукции. В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 26.05.2010 № 150-п упрощен порядок организации деятельности по продаже товаров на ярмарках (разрешительный порядок заменен на уведомительный).
По состоянию на 01.10.2011 было проведено 989 ярмарок, из них более 130 - сельскохозяйственных и продовольственных.
В 2011 году для сельхозтоваропроизводителей главной проблемой стало повышение тарифов на энергоносители, обусловленное прекращением государственного регулирования тарифов на энергоносители, что связано с выполнением Россией условий принятия ее в ВТО. В результате цены на ГСМ и электричество на внутреннем рынке сравнялись с мировыми, что уменьшило конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей.
Органами государственной власти Тюменской области осуществляются следующие организационные мероприятия, направленные на регулирование потребительского рынка:
- проводятся заседания межведомственной комиссии по проведению экономически обоснованной ценовой политики на социально значимые продовольственные товары и защите прав потребителей;
- для контроля ценообразования на потребительском рынке в Тюменской области проводится мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары по всей цепочке формирования добавленной стоимости "производитель - опт - розница". В работе указанной комиссии принимают участие представители органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предприятий и организаций области;
- для оценки ситуации с ценами на продовольствие проводится декларирование цен на социально значимые продовольственные товары. Система декларирования представляет собой расширенный мониторинг и анализ ценообразования на рынке продовольственных товаров и дает возможность отследить процесс формирования добавленной стоимости продовольственных товаров по цепочке "производство - опт - розница", выявить причины и условия роста цен;
- для снижения цен на картофель в феврале 2011 года были заключены соглашения между тюменскими агрофирмами и торговыми сетями о снижении отпускных цен со стороны сельхозпроизводителей и установлении фиксированных наценок на данную продукцию со стороны розничной торговли;
- работает телефон "прямой линии" по вопросам ценообразования на продовольствие (за 7 месяцев 2010 года было принято 17 звонков, за аналогичный период 2011 года - 30 звонков).
Следствием принимаемых мер является наличие в торговых точках области социально значимых продовольственных товаров первой необходимости в достаточном товарном ассортименте, что позволяет при условии благоприятных внешних факторов (индикаторы мирового рынка, урожайность, цены переработчиков) сохранять в Тюменской области темпы роста цен не выше предусмотренных прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации.
Следует отметить, что в утвержденных учебных планах ТГСХА по бакалавриату третьего поколения вводится новая дисциплина "Анализ и диагностика продовольственной безопасности России" (108 часов аудиторных занятий). Данный курс рекомендован для студентов, обучающихся по специальностям "Экономика" и "Менеджмент". Названная дисциплина среди аграрных вузов России читается только в ТГСХА.
Таким образом, участники "круглого стола" констатируют, что в Тюменской области органы государственной власти и местного самоуправления целенаправленно проводят большую работу по развитию сельскохозяйственного производства, формированию рынков сбыта сельхозпродукции. Вместе с тем вопрос обеспечения продовольственной безопасности региона продолжает оставаться актуальным.
На основании изложенного участники "круглого стола" рекомендуют:

1. Тюменской областной Думе:
1.1. Учитывать вопросы продовольственной безопасности при подготовке и принятии законов области и иных нормативных актов.
1.2. Провести в 2012 году "круглый стол" по вопросу развития потребительской кооперации в Тюменской области.
1.3. Продолжить работу по межпарламентскому сотрудничеству по вопросам:
- развития межрегиональной кооперации на агропродовольственном рынке Уральского федерального округа;
- совершенствования законодательства о государственных и муниципальных закупках.
1.4. При подготовке ежегодного отчета Губернатора о результатах деятельности Правительства области (в соответствии с пунктом 19.1 статьи 38 Устава Тюменской области) включить вопрос о продовольственной безопасности области в перечень вопросов, поставленных Тюменской областной Думой.
1.5. Рассмотреть целесообразность подготовки законодательной инициативы по установлению льготного налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе предприятий, занимающихся производством хлебобулочных изделий.

2. Правительству Тюменской области:
2.1. После утверждения региональной программы продовольственной безопасности Тюменской области на 2011 - 2013 годы представить ее депутатам Тюменской областной Думы.
2.2. Рассмотреть возможность и целесообразность:
- участия Тюменской области в завершении строительства логистического центра с цехом глубокой переработки мясо-овощной продукции в Тюменском районе;
- содействия в создании производств по переработке и предпродажной подготовке картофеля, плодоовощной и местной плодово-ягодной продукции.

3. Совету Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (Совету Законодателей):
Предложить Тюменской областной Думе, Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательному Собранию Ямало-Ненецкого автономного округа:
1) рассмотреть на очередном заседании Совета Законодателей вопрос о ходе исполнения протокола согласия № 4 от 17 июня 2010 года и № 22 от 17 ноября 2011 года;
2) обратиться к губернаторам Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа по следующим вопросам:
- о компенсации затрат по доставке сельхозпродукции с юга Тюменской области в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, а также из автономных округов на юг Тюменской области;
- об участии Тюменской области и автономных округов в завершении строительства логистического центра с цехом глубокой переработки мясо-овощной продукции в Тюменском районе.

4. Управлению Роспотребнадзора по Тюменской области и Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам:
При необходимости совершенствования законодательства, регулирующего перемещение по территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации пищевых продуктов, товаров растительного и животного происхождения, обратиться в Тюменскую областную Думу как субъекту права законодательной инициативы с соответствующим предложением.




Официальная публикация в СМИ:
Приложение к газете "Тюменские известия", № 217, 06.12.2011


Постановление Тюменской областной Думы от 24.11.2011 № 3373
"О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы"

Постановление
Приложение. Рекомендации "круглого стола" по теме: "Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы"
1. Тюменской областной Думе
2. Правительству Тюменской области
3. Совету Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (Совету Законодателей)
4. Управлению Роспотребнадзора по Тюменской области и Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru