Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2011 г. № 33-8056/2011

Судья Зуева Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Крашенинниковой М.В., Щербакова М.В.
при секретаре: Ф.
с участием представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области - Х.А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 августа 2011 г.
дело по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Нижегородской области
на решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 27 июня 2011 года
по заявлению Кулебакского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ Нижегородской области "Дзержинский противотуберкулезный диспансер", Министерству здравоохранения Нижегородской области об обязании совершения действий,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Щербакова М.В., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

установила:

Кулебакский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ГУЗ Нижегородской области "Дзержинский ПТД" об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, просил обязать ГУЗ Нижегородской области "Дзержинский противотуберкулезный диспансер" - "Кулебакский противотуберкулезный диспансер" устранить выявленные нарушения закона:
- осуществлять лабораторный производственный контроль на участке размещения лечебного учреждения за качеством почвы по санитарно-химическим, микробиологическими, паразитологическим показателям, радиационному фактору, за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе, уровнем электромагнитных излучений, шума, вибрации, инфразвука; а также за условиями труда медицинских работников: уровнем ионизирующего и неионизирующего излучения, чистотой воздуха рабочей зоны, шумом, ультразвуком, вибрацией, ЭМИ, ультрафиолетовым, лазерным "излучением;
- оборудовать приемно-смотровой бокс в соответствии с п. 3.12. Глава 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
- принять меры к соблюдению площади на 1 койку (3,7 кв. м при норме 7 кв. м), п. 10.2.1 Глава 1. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность";
- принять меры к надлежащей вместимости палат N№ 2, 3, 5, 6, 10, 12 более 4-х коек. Глава 1. п. 10.2.3. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям.
В заявлении прокурора указывается, что Кулебакской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены лечебно-медицинские учреждения на территории Кулебакского района Нижегородской области. В ходе проверки установлено, что на территории Кулебакского района расположен и функционирует филиал Кулебакский ПТД ГУЗ НО "Дзержинского ПТД", в деятельности которого выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе рассмотрения дела, участвующий в деле помощник Кулебакского городского прокурора Т.П.Г., изменила исковые требования и, отказавшись от части исковых требований ввиду добровольного устранения ответчиком выявленных нарушений, просила обязать ГУЗ Нижегородской области "Дзержинский противотуберкулезный диспансер", Министерство здравоохранения Нижегородской области устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, а именно принять меры к соблюдению площади на 1 койку п. 10.2.1 Глава 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Решением Кулебакского городского суда Нижегородской области от 27 июня 2011 года постановлено:
Исковые требования Кулебакского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ГУЗ НО "Дзержинский противотуберкулезный диспансер", Министерство здравоохранения Нижегородской области в срок до 31.12.2013 года включительно устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, а именно принять меры к соблюдению площади на 1 койку п. 10.2.1 Глава 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
В кассационной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В частности, заявитель указывает, что нормы и правила, на которые ссылает прокурор были введены с 17 сентября 2010 г., то есть после постройки здания.
Здание филиала ГУЗ Нижегородской области "ДПТД" - "Кулебакский противотуберкулезный диспансер" находится у филиала в оперативном управлении и является собственностью Нижегородской области. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является уполномоченным органом в сфере имущественно-земельных отношений. Министерство финансов Нижегородской области является главным распорядителем бюджетных средств по области.
Кроме того, заявитель указывает, что Министерство здравоохранения Нижегородской области не обладает средствами для исполнения данного решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений Кулебакской городской прокуратуры Нижегородской области, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на территории Кулебакского района Нижегородской области расположен и функционирует филиал Кулебакский ПТД ГУЗ Нижегородской области "Дзержинского ПТД".
В результате проверки, проведенной Кулебакской городской прокуратурой Нижегородской области, в деятельности учреждения были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - не соблюдается норма площади на 1 койку, что предусмотрено требованиями главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
В нарушение указанных требований закона учреждением не соблюдается норма площади на 1 койку в палатах № 2, 3, 5, 6, 10, 12 допускается размещение более 4 коек.
Согласно уставу ГУЗ Нижегородской области "Дзержинский противотуберкулезный диспансер" учредителем диспансера является Министерство здравоохранения Нижегородской области, в связи с чем, утверждение сметы доходов и расходов учреждения осуществляется учредителем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Согласно уставу ГУЗ Нижегородской области "Дзержинский противотуберкулезный диспансер" учредителем диспансера является министерство здравоохранения Нижегородской области.
Согласно п. 1.6 Положения о Министерстве здравоохранения Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 23 ноября 2007 г. № 435 в систему здравоохранения Нижегородской области входят государственные лечебно-профилактические, образовательные учреждения, аптечные учреждения, санаторные и реабилитационные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, иные организации, подведомственные Министерству.
В соответствии с п.п. 3.1.9. указанного Положения Министерство здравоохранения осуществляет в установленном порядке финансирование, материально-техническое обеспечение и экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждений, находящихся в ведении Министерства.
В силу п. 3.1.2 Положения Министерство разрабатывает предложения по применению эффективных технологий медицинского обслуживания и совершенствованию системы охраны здоровья в Нижегородской области, формированию областного бюджета и эффективному расходованию бюджетных средств на реализацию мероприятий в курируемой отрасли.
Министерство здравоохранения является получателем бюджетных средств, связанных с исполнением возложенных на него функций полномочий.
Однако ответчиком мероприятия по нарушению требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека не исполнены.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции сделал правильный вывод о возложении обязанности устранить выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, а именно принять меры к соблюдению площади на 1 койку п. 10.2.1 Глава 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" на ГУЗ Нижегородской области "Дзержинский противотуберкулезный диспансер" и Министерство здравоохранения Нижегородской области.
Довод о том, что нормы и правила, на которые ссылает прокурор были введены с 17 сентября 2010 г., то есть после постройки здания не может служить основанием для отмены решения суда, так как в целях обеспечения действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия к сложившимся правоотношениям должны быть применены нормы действующего в настоящий момент СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Анализируя представленные сторонами доказательства, принимая во внимание нормы действующего законодательства РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования Кулебакской городской прокуратуры Нижегородской области подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя не могут быть приняты во внимание, поскольку все обстоятельства были учтены судом в соответствии с требованиями закона, а также исходя из конкретных обстоятельств дела.
Все доказательства по делу оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и результаты оценки отражены в решении суда.
С учетом указанного, у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кулебакского городского суда Нижегородской области от 27 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского областного суда.


Кассационное определение Нижегородского областного суда от 09.08.2011 по делу № 33-8056/2011
Требование городского прокурора, предъявленное в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения и министерству здравоохранения области, об обязании принять меры к соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворено правомерно, так как тот факт, что санитарные нормы и правила, на которые ссылается прокурор, были введены в действие после постройки здания медицинского учреждения, не является основанием для несоблюдения организациями, осуществляющим медицинскую деятельность, содержащихся в них требований.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru