Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2011 г. № 007/11-3

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ПО ЗАПРОСУ МУНИЦИПАЛЬНОГО
СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ АВТОВО
О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОЛОЖЕНИЙ
ПУНКТА 1 СТАТЬИ 2, СТАТЬИ 8, ПУНКТОВ 15 И 16 СТАТЬИ 21
ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 25 МАЯ 2005 ГОДА № 252-35
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф.Гуцан, судей О.В.Герасиной, В.Г.Петухова, А.В.Шевченко,
с участием представителя заявителя И.В.Рулева, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.А.Лыжовой, представителя Губернатора Санкт-Петербурга С.В.Макарова,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "а" статьи 3, статей 30, 63, 72, 73 и 74 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 2, статьи 8, пунктов 15 и 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Шевченко, пояснения представителя заявителя И.В.Рулева, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.А.Лыжовой, представителя Губернатора Санкт-Петербурга С.В.Макарова, специалиста - члена Санкт-Петербургской избирательной комиссии А.С.Суворовой, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. В Уставный суд Санкт-Петербурга 30 сентября 2011 года поступил запрос муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 2, статьи 8, пунктов 15 и 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга № 252-35).
По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 2, статьи 8, пунктов 15 и 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга (положениям преамбулы, пункта 1 статьи 4, подпункта 2 пункта 1 статьи 11) в той части, в которой ими не предусматривается требование о примерном равенстве по числу избирателей частей территории Санкт-Петербурга, которым могут соответствовать территориальные части списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, а также порядок учета административно-территориального устройства Санкт-Петербурга и границ территорий внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге. Такое правовое регулирование не отвечает требованиям определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и нарушает конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина. При этом заявитель считает, что установленная Законом Санкт-Петербурга № 252-35 избирательная система, на основе которой формируется Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, не является ни пропорциональной, ни мажоритарной, поскольку голосование осуществляется как за список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, так и за конкретного кандидата, выдвинутого по соответствующей части территории. Юридическое значение части территории, которой может соответствовать территориальная часть единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, по существу аналогично юридическому значению одномандатного избирательного округа, поэтому такие части территории должны определяться с соблюдением требований, аналогичных установленным для образования одномандатных избирательных округов положениями статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.А.Лыжова пояснила, что в соответствии с положениями Закона Санкт-Петербурга № 252-35 выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проводятся по пропорциональной избирательной системе по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Санкт-Петербурга. Разделение Санкт-Петербурга на одномандатные избирательные округа не предусмотрено. Законодатель Санкт-Петербурга был вправе осуществить собственное правовое регулирование, связанное с определением частей территории, которым могут соответствовать территориальные части списков кандидатов. Для пропорциональной избирательной системы примерное равенство частей территории, на которые разделяется единый избирательный округ, в зависимости от числа проживающих на них избирателей не требуется. В Уставе Санкт-Петербурга отсутствуют нормы, непосредственно устанавливающие или гарантирующие избирательные права граждан, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга".
Согласно позиции представителя Губернатора Санкт-Петербурга С.В.Макарова, Устав Санкт-Петербурга не содержит положений, определяющих вид избирательной системы, применяемой при формировании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая, что выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проводятся по пропорциональной избирательной системе по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 2, статья 8 Закона Санкт-Петербурга № 252-35), руководствовался положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В связи с тем, что разрешение вопроса о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 2 и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 будет означать проверку указанных положений на соответствие федеральному закону, производство по настоящему делу в указанной части подлежит прекращению. Позиция заявителя о необходимости соблюдения примерного равенства частей территории по числу избирателей не основана на положениях Устава Санкт-Петербурга. Голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга осуществляется по спискам кандидатов в депутаты, выдвинутым избирательными объединениями. Результаты голосования не зависят от количества и границ частей территории Санкт-Петербурга и от числа избирателей, на них проживающих, поскольку учитывается процент проголосовавших за соответствующее избирательное объединение на всей территории Санкт-Петербурга. В положениях пунктов 15 и 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 отсутствует неопределенность. Отсутствует и неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли данные положения Уставу Санкт-Петербурга. Наличие такой неопределенности является основанием к рассмотрению дела Уставным судом Санкт-Петербурга. Следовательно, производство по настоящему делу в указанной части подлежит прекращению.
2. Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга избираются по единому избирательному округу. Депутатские мандаты в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга распределяются между списками кандидатов в депутаты, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов в депутаты.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 единый избирательный округ, по которому избираются депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, включает в себя всю территорию Санкт-Петербурга.
Положениями пункта 15 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 установлено, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия не позднее чем за 10 дней до окончания срока, в течение которого должны быть назначены выборы, а при проведении досрочных выборов не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов определяет количество и границы частей территории Санкт-Петербурга, которым могут соответствовать территориальные части списка кандидатов, и публикует перечень этих частей территорий с указанием их наименований, границ и графического изображения. Определяемое Санкт-Петербургской избирательной комиссией количество частей территории Санкт-Петербурга, которым могут соответствовать территориальные части списка кандидатов, должно быть не менее 50 и не более 111.
Согласно положениям пункта 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 при определении границ частей территории Санкт-Петербурга учитываются административно-территориальное устройство Санкт-Петербурга, границы территорий внутригородских муниципальных образований в Санкт-Петербурге. Не допускается образование части территории Санкт-Петербурга, которой может соответствовать территориальная часть списка кандидатов, из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, не граничащих с другими территориями в Санкт-Петербурге. Части территории Санкт-Петербурга, которым могут соответствовать территориальные части списка кандидатов, должны в совокупности охватывать всю территорию Санкт-Петербурга.
Положения пункта 1 статьи 2, статьи 8 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 в их взаимосвязи определяют вид избирательной системы, а также границы единого избирательного округа при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Положения пунктов 15 и 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 регулируют общественные отношения, связанные с формированием избирательными объединениями территориальных частей списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (часть 2 статьи 19). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти (пункты "б" и "н" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Указанные конституционные положения нашли отражение и развитие в Уставе Санкт-Петербурга. По смыслу положений пунктов 1 и 2 статьи 4, подпунктов 2 и 13 пункта 1, пункта 2 статьи 11, пунктов 2 и 3 статьи 24, подпункта 10 пункта 2 статьи 30, статьи 68 Устава Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург имеет собственное избирательное законодательство, на основе которого проводятся выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и обеспечиваются избирательные права граждан Российской Федерации применительно к данным выборам.
Конституция Российской Федерации, предусматривая право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти, не конкретизирует порядок его реализации. Федеральные законы от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (пункт 4 статьи 4) и от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 16 статьи 35) установили единые требования к порядку организации и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно которым не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться на основе пропорциональной избирательной системы.
Таким образом, при определении порядка формирования Законодательного Собрания Санкт-Петербурга законодатель Санкт-Петербурга вправе установить либо пропорциональную, либо пропорционально-мажоритарную избирательную систему.
При разрешении вопроса о виде избирательной системы, установленной Законом Санкт-Петербурга № 252-35, Уставный суд Санкт-Петербурга учитывает такие элементы правового регулирования, как способ организации территории, на которой проводятся выборы, правила выдвижения кандидатов в депутаты, структура (форма) избирательных бюллетеней, правила допуска к участию в распределении мандатов, порядок распределения депутатских мандатов.
Согласно положениям Закона Санкт-Петербурга № 252-35 депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга избираются по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 2, статья 8). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты исключительно избирательным объединением в составе списка кандидатов (пункты 1 и 2 статьи 19). Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, делится на общегородскую и территориальные части (пункт 12 статьи 21). Пунктом 14 данной статьи определяются требования к территориальной части списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением. Персональный состав списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением (пункт 11 статьи 21). В левой части бюллетеня после краткого наименования и эмблемы каждого избирательного объединения указываются фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общегородскую часть зарегистрированного списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, затем фамилия, имя и отчество кандидата, выдвинутого избирательным объединением в составе территориальной части зарегистрированного списка кандидатов по соответствующей части территории Санкт-Петербурга; в правой части бюллетеня напротив указанных сведений помещается пустой квадрат (пункт 5 статьи 48). Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор (пункт 7 статьи 49). К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, соответствующие требованиям, установленным пунктом 5 статьи 55. Депутатские мандаты в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга распределяются между списками кандидатов в депутаты, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов в депутаты (пункт 1 статьи 2, статья 56).
Таким образом, законодатель Санкт-Петербурга установил, что формирование Законодательного Собрания Санкт-Петербурга осуществляется по пропорциональной избирательной системе. При проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением - политической партией, а за весь этот список, то есть, по существу, за соответствующую политическую партию; отдельного голосования за конкретного кандидата не осуществляется. Порядок распределения депутатских мандатов основывается на выявленном в результате голосования соотношении голосов, поданных избирателями за соответствующий список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. При пропорциональной избирательной системе, установленной для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, юридическое значение части территории, которой может соответствовать территориальная часть списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, отлично от юридического значения одномандатного избирательного округа.
На основании изложенного, проведя слушание дела и исследовав представленные документы, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу о том, что позиция заявителя основана на неправильном понимании Закона Санкт-Петербурга № 252-35, доводы о несоответствии Уставу Санкт-Петербурга оспариваемых положений являются произвольными, неопределенность в вопросе о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 2, статьи 8, пунктов 15 и 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга № 252-35 отсутствует. Вместе с тем, согласно положениям пункта 2 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" наличие такой неопределенности является необходимым основанием для разрешения вопроса по существу. Следовательно, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, статьи 6, пункта 2 статьи 30, подпункта 1 пункта 1 статьи 37, подпункта 1 пункта 1 статьи 58, пункта 2 статьи 61 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга

определил:

1. Прекратить производство по делу по запросу муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 2, статьи 8, пунктов 15 и 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
2. Настоящее определение Уставного суда Санкт-Петербурга является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее определение подлежит официальному опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости" в течение 14 дней.

Председатель
Уставного суда Санкт-Петербурга
Н.Ф.Гуцан

Судьи
Уставного суда Санкт-Петербурга
О.В.Герасина
В.Г.Петухов
А.В.Шевченко




Официальная публикация в СМИ:
"Санкт-Петербургские ведомости", № 227, 01.12.2011


Определение Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.11.2011 № 007/11-3
"О прекращении производства по делу по запросу муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Автово о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 2, статьи 8, пунктов 15 и 16 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года № 252-35 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru