Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2011 г. по делу № А14-1021/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "И" (далее - заявитель, Общество, ООО "И") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, административный орган) от 07.02.2011 г. № 20/52 по делу об административном правонарушении.
В порядке статей 136, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (деле - АПК РФ) в предварительном судебном заседании 05.03.2011 г. объявлялся перерыв до 11.03.2011 г.
11.03.2011 г. суд на основании части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В ходе судебного заседания заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к нему (без номера, без даты).
Административный орган возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (без номера, без даты).
Как следует из материалов дела, помещение, расположенном по адресу: <...>, используется ООО "И" для проведения стимулирующей лотереи.
Прокуратурой Семилукского района, с участием ГБППРИАЗ ОВД по Семилукскому муниципальному району, ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах, ГУ МЧС России по Воронежской области, в присутствии представителя ООО "И" по доверенности К., в период с 28.01.2011 г. по 02.02.2011 г. проведена проверка соблюдения Обществом законодательства при проведении на территории Семилукского района стимулирующее лотереи "Э".
В ходе проверки было установлено, в частности, что количество работающих в проверяемом помещении на момент проверки - 1 человек; режим работы - круглосуточный, периодическим медицинским осмотром работники не охвачены.
Результаты проверки отражены в справке от 02.02.2011 г.
По итогам проверки заместителем прокурора Семилукского района в отношении ООО "И" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Данное постановление вынесено в присутствии представителя Общества К., ему разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.
Названное постановление и материалы административного дела переданы для рассмотрения в ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области.
07.02.2011 г., рассмотрев материалы административного дела, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах, вынес постановление № 20/52, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 100 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужил вывод административного органа о нарушении заявителем требований пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении присутствовал директор обособленного подразделения ООО "И", представитель по доверенности К.
Полагая, что указанное постановление № 20/52 от 07.02.2011 г. противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением порядка привлечения к административной ответственности, а именно, в отсутствие законного представителя Общества.
В обоснование правомерности оспариваемого постановления административный орган указал на наличие у присутствовавшего при вынесении постановления № 20/52 от 07.02.2011 г. К. доверенности от 29.12.2010 г.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 207 АПК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, вправе в случае несогласия обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В силу статьи 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 23.13 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 своего Постановления № 2 от 27.01.2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2007 г. № 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица, без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, постановление от 03.02.2011 г. о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении вынесено заместителем прокурора Семилукского района в присутствии директора обособленного подразделения ООО "И" К., действовавшего на основании доверенности от 29.12.2010 г.
Вместе с тем, названная доверенность, в нарушение вышеприведенных норм, не содержит указания на полномочия указанного лица на представление интересов заявителя в конкретном деле об административном правонарушении.
При этом, доказательства надлежащего уведомления Общества о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении административным органом, в нарушение требований части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, не представлено суду.
О месте и времени рассмотрения Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Семилукском, Нижнедевицком, Хохольском районах дела об административном правонарушении, возбужденного прокуратурой Семилукского района в отношении ООО "И", также был уведомлен лишь К., который присутствовал при рассмотрении административного дела и вынесении постановления от 07.02.2011 г. № 20/52 на основании вышеупомянутой доверенности от 29.12.2010 г.
Доказательства надлежащего уведомления Общества о месте и времени рассмотрения административного дела, равно как и документальное подтверждение полномочий К. на представление интересов заявителя в конкретном административном деле, Управлением также не представлено суду.
Таким образом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было извещено о месте и времени вынесения в отношении него постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о месте и времени рассмотрения административного дела.
Следовательно, оспариваемое постановление вынесено с нарушением порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств обратного административным органом, в нарушение требований части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, не представлено суду.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, Общество было лишено предоставленных законодательством гарантий защиты, поскольку не могло представить свои возражения и дать объяснения по существу правонарушения, а также воспользоваться помощью защитника.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и подлежащим отмене на основании части 2 статьи 211 АПК РФ.
Кроме того, суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого постановления нормам КоАП РФ на основании следующего.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, является нарушение конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статьям 11, 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83.
В силу пункта 3 статьи 34 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Как следует из текстов постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемого постановления, Обществу вменено нарушение требований пункта 3 статьи 34 Закона № 52-ФЗ, выразившееся в необеспечении условий, необходимых для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками (работники периодические осмотры не проходят).
В нарушение приведенных норм КоАП РФ в постановлении Прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении Управления по делу об административном правонарушении не изложено, в чем выразилось вменяемое Обществу необеспечение условий, необходимых для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками, не указано, в отношении каких работников заявителем не обеспечены данные условия, стаж их работы, не приведены доказательства занятия их на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, не указан конкретный пункт вышеуказанного Перечня, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83, которому соответствует выполняемая работа.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного заявленные требования следует удовлетворить, постановление Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 07.02.2011 г. № 20/52 следует признать незаконным и отменить полностью.
Руководствуясь статьями 65, 71, 167 - 170, 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области по делу об административном правонарушении от 07.02.2011 г. № 20/52, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "И" (ОГРН <...>).
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2011 по делу № А14-1021/2011
Так как в нарушение норм КоАП РФ в постановлении прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении административного органа по делу об административном правонарушении не было изложено, в чем выразилось вменяемое обществу необеспечение условий, необходимых для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками, суд признал незаконным и отменил постановление Управления Роспотребнадзора по делу об административном правонарушении.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru