Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 28 ноября 2011 г. № 11-07/1-11145

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ
ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ
ПО ПРОФИЛЮ "МИКРО- И ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ"

В соответствии с письмом Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению от 16.11.2011 № 3.13-10/1619 о проведении 29 сентября 2011 года в Совете Федерации (в рамках Экспертного совета по здравоохранению) заседания на тему "Система организационного и образовательного обеспечения реконструктивной и пластической хирургии в Российской Федерации" Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области информирует:
В целях организации работы медицинских учреждений (соответствующего профиля) по реализации мероприятий в части доступности и качества оказания хирургической помощи лицам по профилю "микро- и пластическая хирургия", руководителям органов управления здравоохранением, главным врачам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения городов и районов Волгоградской области необходимо проработать и организовать работу в подведомственных учреждениях здравоохранения в соответствии с рекомендациями Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению (приложение).

Заместитель председателя
Комитета по здравоохранению
Администрации
Волгоградской области
М.В.ДЕГТЯРЕНКО





Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ПРИ КОМИТЕТЕ
СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

29 сентября 2011 года в г. Москве прошло заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению на тему "Система организационного и образовательного обеспечения реконструктивной и пластической хирургии в Российской Федерации".
В его работе приняли участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Л.Н. Пономарева, председатель Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.В. Омельяновский, члены Совета Федерации, главный внештатный специалист пластический хирург Минздравсоцразвития России, академик Н.О. Миланов, депутаты Государственной Думы, представители Минздравсоцразвития России, Минобразования России, представители субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных организаций, средств массовой информации.
Заслушав и обсудив доклады и выступления о состоянии медицинской помощи по пластической и реконструктивной хирургии, организационном и образовательном обеспечении пластической и реконструктивной хирургии в Российской Федерации, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению и участники заседания констатируют:
К настоящему времени основным документом, определяющим специальность "Пластическая хирургия", является приказ Минздравсоцразвития № 210н от 23 апреля 2009 года. С момента принятия приказа разработан порядок оказания медицинской помощи по профилю "Пластическая хирургия", который в настоящий момент проходит согласование в департаментах Минздравсоцразвития России. Сформирована служба главных внештатных специалистов пластических хирургов, при этом главные внештатные специалисты по пластической хирургии назначены в 44 субъектах Российской Федерации.
В 14 субъектах Российской Федерации существует организационная неопределенность в отношении назначения главного внештатного специалиста по пластической хирургии. В 25 субъектах Российской Федерации назначение главных специалистов по пластической хирургии признано администрацией нецелесообразным, что препятствует формированию службы в целом. Разработана программа дополнительного профессионального образования врачей по специальности "Пластическая хирургия" в объеме 720 часов, которая утверждена и рекомендована Минздравсоцразвития России. Также разработана программа послевузовского профессионального образования в клинической ординатуре по специальности "Пластическая хирургия" (продолжительность обучения 5184 часа - 3 года), которая на текущий момент не утверждена. При этом можно констатировать единогласную позицию участников заседания в отношении подготовки пластических хирургов, которую целесообразно проводить через обучение в клинической ординатуре в течение пяти лет, специализацию и профессиональную переподготовку на кафедрах в академиях последипломного образования и на курсах факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения.
Приказ Минздравсоцразвития № 415н от 7 июля 2009 года (зарегистрирован в Минюсте 9 июля 2009 года, № 14292) определяет специалистов, имеющих право пройти профессиональную переподготовку по специальности "Пластическая хирургия". Для обеспечения высоких стандартов подготовки специалистов необходимо унифицировать лицензионные требования ко всем учреждениям, выдающим документы государственного образца, дипломы и сертификаты пластических хирургов. Это связано с тем, что требования к подготовке специалистов по пластической хирургии достаточно высокие и подготовка пластических хирургов включает в себя смежные специальности: хирургию, онкологию, офтальмологию, челюстно-лицевую хирургию, урологию, травматологию, оториноларингологию и др. Междисциплинарный подход - одно из основных требований к учреждениям, которые готовят специалистов по пластической хирургии. Необходимо отметить, что система подготовки в образовательных учреждениях Минобрнауки России должна быть полностью идентичной программе образовательных учреждений Минздравсоцразвития России.
Необходимо отметить, что сфера деятельности пластической хирургии - это, в первую очередь, устранение анатомических и/или функциональных дефектов покровных и подлежащих тканей любой локализации, возникающих в результате наследственных и врожденных пороков развития, острых травм и их последствий, заболеваний и хирургических вмешательств, направленных на лечение той или иной патологии (ятрогенные дефекты), а также травматические ампутации конечностей, их сегментов и других фрагментов человеческого тела любой локализации, требующие использования микрохирургической техники и микрохирургических методов.
При высокой востребованности специальности и возможности получения качественного образования многие специалисты переходят в частную практику и стремятся получить формальный доступ к практике пластической хирургии, игнорируя обязательные разделы образовательной и практической подготовки. Более того, не каждый специалист, получивший специальность, обладает необходимыми навыками для проведения пластических операций. К сожалению, в Российской Федерации отсутствует единый регистр сертифицированных специалистов и лицензированных лечебных учреждений, что препятствует проведению полноценного контроля за их деятельностью.
Вместе с этим количество центров и клиник пластической, эстетической, косметической хирургии в последние 10 лет неуклонно возрастает, и не всегда они отвечают современным требованиям безопасности пациентов, особенно в случае возникновения послеоперационных осложнений. Нередко в них практикуют методы и используют изделия, не одобренные Минздравсоцразвития России и Росздравнадзором. Материально-техническое, инструментальное обеспечение, санитарно-эпидемиологическое оснащение не соответствует необходимым требованиям, а штат таких центров редко включает специалистов смежных специальностей.
Обсудив проблемы, сложившиеся в области образовательного и организационного обеспечения пластической и реконструктивной хирургии, участники заседания предлагают, рекомендуют:
Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
- создать условия для разработки национальной Концепции развития пластической хирургии с учетом ее роли и места в системе охраны здоровья населения России;
- обязать администрации субъектов Российской Федерации, в которых до сих пор не назначены главные внештатные специалисты пластические хирурги, произвести соответствующие назначения согласно приказу Минздравсоцразвития России от 21 апреля 2010 года № 260 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 года № 283 "О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации";
- в кратчайшие сроки утвердить порядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия";
- сформировать систему управления качеством медицинской помощи в пластической хирургии, включая разработку и внедрение соответствующих стандартов;
- рассмотреть возможность введения субспециальности (вторичной специальности) "Микрохирургия кисти";
- поддерживать развитие отделений и центров пластической хирургии при многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях;
- создать Федеральный центр пластической хирургии, в обязанности которого включить руководство лечебной, научной и организационно-методической работой по развитию пластической хирургии в России, а также контроль по качеству оказания медицинской помощи по специальности "Пластическая хирургия";
- в кратчайшие сроки утвердить типовую программу послевузовского профессионального образования по специальности "Пластическая хирургия" для клинической ординатуры;
- создать условия для единой системы непрерывной подготовки кадров пластических хирургов с обучением в клинической ординатуре в течение пяти лет;
- подведомственным образовательным учреждениям при проведении конкурсного приема в ординатуру по специальности "Пластическая хирургия" отдавать предпочтение специалистам, имеющим сертификат по специальности "Хирургия" (специальность в вузе - только "Лечебное дело"), полученный после обучения в ординатуре по данной специальности;
- проводить подготовку специалистов пластических хирургов через систему образовательных учреждений Минздравсоцразвития России;
- совершенствовать материально-техническую базу кафедр, осуществляющих подготовку по специальности "Пластическая хирургия", а именно за счет создания симуляционных центров при кафедрах, проведения практических курсов на муляжах, создания банка специальной литературы, доступной для слушателей;
Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития:
- усилить контроль за клиниками пластической хирургии, работающими вне территории клинических больниц;
- усилить контроль за лицензированием медицинских учреждений в области пластической хирургии в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации;
- рассмотреть возможность лицензирования специалистов по пластической хирургии;
Министерству связи и массовых коммуникаций:
- осуществлять мероприятия, направленные на преодоление сложившейся практики негативного освещения в СМИ деятельности пластических хирургов;
- повысить уровень знаний и осведомленности представителей СМИ как о медицине в целом, так и непосредственно о специальности "Пластическая хирургия".




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской обл. от 28.11.2011 № 11-07/1-11145
"О реализации мероприятий, направленных на повышение доступности и качества оказания хирургической помощи лицам по профилю "микро- и пластическая хирургия"
(вместе с "Рекомендациями Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению")

Письмо
Приложение. Рекомендации Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru