Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Забайкальский край


Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края от 29.07.2011 № 112
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие традиционной для Забайкальского края отрасли животноводства - овцеводства и козоводства (2011-2013 годы)"

Официальная публикация в СМИ:
"Азия-Экспресс", № 31, 04.08.2011






МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 29 июля 2011 года № 112

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ТРАДИЦИОННОЙ ДЛЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТРАСЛИ
ЖИВОТНОВОДСТВА - ОВЦЕВОДСТВА И КОЗОВОДСТВА (2011-2013 ГОДЫ)"

В целях развития традиционной отрасли животноводства - овцеводства и козоводства, руководствуясь пунктом 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 29 июня 2010 года № 260, приказываю:
1. Признать утратившим силу Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края от 1 июля 2011 года № 100 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие традиционных отраслей животноводства - овцеводства, табунного коневодства и оленеводства в сельском хозяйстве Забайкальского края на 2011-2017 годы".
2. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие традиционной для Забайкальского края отрасли животноводства - овцеводства и козоводства (2011-2013 годы)".
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края Э.В. Акулову.
4. Настоящий Приказ подлежит опубликованию в уполномоченных органах печати.

Министр
Л.И.ГАРГОЛЛО





ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ДЛЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА - ОВЦЕВОДСТВА И КОЗОВОДСТВА
(2011-2013 ГОДЫ)"

   --------------------------------T----------------------------------------¬

¦Наименование субъекта ¦Министерство сельского хозяйства и ¦
¦бюджетного планирования ¦продовольствия Забайкальского края ¦
+-------------------------------+----------------------------------------+
¦Реквизиты нормативного ¦Приказ Министерства сельского ¦
¦правового акта субъекта ¦хозяйства и продовольствия ¦
¦бюджетного планирования ¦Забайкальского края от 29 июля ¦
¦об утверждении программы ¦2011 года № 112 ¦
¦ ¦Приказ утвержден министром сельского ¦
¦ ¦хозяйства и продовольствия ¦
¦ ¦Забайкальского края Л.И. Гарголло ¦
+-------------------------------+----------------------------------------+
¦Наименование ¦Ведомственная целевая программа ¦
¦программы ¦"Развитие традиционной для ¦
¦ ¦Забайкальского края отрасли ¦
¦ ¦животноводства - овцеводства и ¦
¦ ¦козоводства (2011 - 2013 годы)" ¦
+-------------------------------+----------------------------------------+
¦Цель и задачи ¦Цель: ¦
¦программы ¦создание экономических и ¦
¦ ¦технологических условий устойчивого ¦
¦ ¦развития овцеводства и козоводства, ¦
¦ ¦повышение эффективности отрасли, ¦
¦ ¦увеличение объемов производства ¦
¦ ¦продукции овцеводства и козоводства ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦развитие племенной базы мясного ¦
¦ ¦овцеводства и козоводства; ¦
¦ ¦создание общих условий развития ¦
¦ ¦овцеводства и козоводства; ¦
¦ ¦строительство, реконструкция и ¦
¦ ¦модернизация производственной базы; ¦
¦ ¦развитие кормовой базы; ¦
¦ ¦государственная поддержка отрасли ¦
¦ ¦овцеводства и козоводства. ¦
+-------------------------------+----------------------------------------+
¦Целевые индикаторы и ¦Увеличение поголовья овец и коз в ¦
¦показатели ¦хозяйствах всех категорий с 527,5 тыс. ¦
¦ ¦голов (в 2011 году) до 677 тыс. голов ¦
¦ ¦(в 2013 году); ¦
¦ ¦увеличение объема производства шерсти ¦
¦ ¦с 1,6 тыс. тонн в 2011 году до 2,2 тыс. ¦
¦ ¦тонн - в 2013 году, мяса (в живом весе) ¦
¦ ¦с 7,8 тыс. тонн в 2011 году до 10,2 ¦
¦ ¦тыс. тонн - в 2013 году. ¦
¦ ¦Прирост численности занятых в ¦
¦ ¦овцеводстве и козоводстве за период ¦
¦ ¦реализации программы - 35,8%; ¦
¦ ¦Прирост выручки от реализации ¦
¦ ¦сельскохозяйственной продукции ¦
¦ ¦(в ценах 2010 года) за период ¦
¦ ¦реализации программы - 53,6%. ¦
+-------------------------------+----------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации ¦2011-2013 годы. ¦
¦программы ¦Программа реализуется в один этап. ¦
+-------------------------------+----------------------------------------+
¦Объемы финансирования ¦Объем финансирования из средств ¦
¦программы ¦бюджета Забайкальского края на ¦
¦ ¦реализацию программы на период ¦
¦ ¦2011-2013 годы составляет ¦
¦ ¦304194 тыс. рублей, в том числе ¦
¦ ¦по годам: ¦
¦ ¦2011 год - 68 750 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2012 год - 104 168 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2013 год - 131 276 тыс. рублей. ¦
+-------------------------------+----------------------------------------+
¦Краткая характеристика ¦Комплекс программных мероприятий ¦
¦программных мероприятий ¦предусматривает создание ¦
¦ ¦экономических условий для развития ¦
¦ ¦овцеводства и козоводства через ¦
¦ ¦осуществление государственной поддержки ¦
¦ ¦посредством предоставления субсидий ¦
¦ ¦на развитие племенного и товарного ¦
¦ ¦овцеводства и козоводства. ¦
+-------------------------------+----------------------------------------+
¦Показатели социально- ¦Реализация программы позволит ¦
¦экономической, экологической ¦создать экономические и ¦
¦и бюджетной эффективности ¦технологические условия для ¦
¦реализации программы ¦развития отрасли овцеводства ¦
¦ ¦и козоводства и в 2014 году ¦
¦ ¦во всех категориях хозяйств ¦
¦ ¦произвести шерсти 2,2 тыс. тонн, ¦
¦ ¦мяса овец и коз (в живом весе) ¦
¦ ¦- 10,2 тыс. тонн; увеличить ¦
¦ ¦производительность труда в отрасли ¦
¦ ¦на 43,0% к уровню 2010 года; за период ¦
¦ ¦реализации программы достичь прироста ¦
¦ ¦выручки от реализации сельскохо- ¦
¦ ¦зяйственной продукции (в ценах 2010 ¦
¦ ¦года) на 53,6%, создать 499 новых ¦
¦ ¦рабочих мест; сохранить уникальную ¦
¦ ¦забайкальскую породу овец, опыт кругло- ¦
¦ ¦годичного пастбищного и катонного ¦
¦ ¦содержания овец и кадровый потенциал ¦
¦ ¦отрасли, привлечь и закрепить молодых ¦
¦ ¦специалистов. ¦
L-------------------------------+-----------------------------------------


Раздел 1. Содержание и характеристика проблемы, решение
которой осуществляется путем реализации программы

Ведомственная целевая программа "Развитие традиционной для Забайкальского края отрасли животноводства - овцеводства и козоводства (2011-2013 годы)" разработана в соответствии с направлениями Государственной программы сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
В Забайкалье на обширной территории с древних времен ведется кочевое скотоводческое хозяйство, для которого характерно было разведение овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей. Еще в первом тысячелетии до нашей эры с успехом уже разводили в Забайкалье все основные виды домашних животных - лошадей, овец и крупный рогатый скот. Здесь преобладало кочевое и полукочевое хозяйство с круглогодовым пастбищным ведением животноводства при самой примитивной организации его, дошедшее из глубины веков. Это объясняется как вековыми традициями коренного населения, наличием больших площадей естественных кормовых угодий, так и особенностями природно-климатических условий, позволяющих круглый год содержать животных на пастбище.
Интенсивное развитие отрасль получила с момента выведения забайкальской тонкорунной породы овец, уникальной по своим приспособительным качествам. За сравнительно короткое время грубошерстное овцеводство было полностью преобразовано в тонкорунное. Овцеводы разработали и внедрили технологию круглогодового пастбищного, катонного содержания отар, что позволило с минимальными затратами вовлечь в хозяйственный оборот около четырех миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий для производства дешевой тонкой шерсти и баранины. В результате численность овец к 1979 году достигла 4568 тыс. голов, производство шерсти в физической массе - 16,1 тыс. тонн, баранины - более 45 тыс. тонн.
Резкое снижение численности овец произошло в период 1990-1995 годов, когда в хозяйствах всех категорий поголовье овец снизилось с 3450 тыс. до 1085 тыс. голов; отрицательная динамика численности овец продолжалась до 2002 года, достигнув минимального за все годы значения - 422 тыс. голов (о численности овец имеются данные с 1937 года, без периода 1941-1943 годов). С 2003 по 2008 годы динамика численности овец имела медленный, но положительный рост, с 2009 года снижение возобновилось.
По состоянию на 1 января 2011 года поголовье овец насчитывало 468,7 тыс. голов, что выше минимального значения 2002 года только на 47,1 тыс. голов.
Максимальное значение поголовья коз было отмечено в 1951 году - 211,6 тыс. голов, минимальное в 1984 году - 12,5 тысяч. На начало 2011 года численность коз насчитывала 46,1 тысячи.
По итогам за 2009 год по численности овец и коз Забайкальский край находился на 11 месте среди субъектов Российской Федерации и на третьем - среди субъектов Сибирского федерального округа; по итогам за 2010 год среди субъектов Сибирского федерального округа позиция края не изменилась.
Кризис в овцеводстве оказал влияние на ухудшение работы по качественному улучшению стад, особенно в товарных хозяйствах. Значительно сократилась реализация племенных животных. Отсутствует мотивация развития тонкорунного овцеводства, так как нет цивилизованного рынка сбыта, цена на шерсть остается низкой, а ее убыточность увеличивается.
В 2008 году в сельскохозяйственных организациях среднегодовая численность работников овцеводства и козоводства составляла 1872 человека, в 2010 году - 1392 человека, или 74,4 % к уровню 2008 года. В среднем за одним рабочим в 2008 году было закреплено 200 животных, в 2010 году - 209. При этом среднемесячная начисенная зароботная плата данной категории работников увеличилась с 2156 рублей до 2764 рублей.
Несмотря на это, в Забайкальском крае сохраняются традиции племенного овцеводства, принимаются меры по сохранению генофонда забайкальской породы овец, что неоднократно подтверждено результатами проводимых Сибирско-Дальневосточных межрегиональных выставок племенных овец и коз.
Племенная база овцеводства и козоводства Забайкалья включает 8 племенных заводов, 13 племенных репродукторов (из них 2 - в козоводстве). Численность племенных животных в данных организациях на начало 2011 года составляла 142,1 тыс. голов, или 26,9 % от их численности в хозяйствах всех категорий. Ведущим направлением в племенном овцеводстве Забайкальского края является тонкорунное, на его долю приходится 83,6% от общего поголовья овец.
В 2010 году племенными хозяйствами произведено 422,2 тонны шерсти, средний настриг шерсти на одну овцу (в чистом волокне) составил 2,35 кг, что на 1 кг выше настрига шерсти в товарных хозяйствах края. По настригу и физическим свойствам шерсти лидирующее положение в тонкорунном овцеводстве занимает племенной завод "Комсомолец" Чернышевского района, в котором настриг шерсти на одну голову составил 3,1 кг (в чистом волокне).
В племенных овцеводческих хозяйствах на 100 овцематок получено 94 ягненка (на момент отбивки). Наиболее высокие показатели по выходу ягнят получены в племенном репродукторе ОАО "Урулюнгуй" Приаргунского района - 128 ягнят на 100 овцематок.
В сельскохозяйственных организациях, включая малые и микроорганизации, в 2010 году средний настриг шерсти от 1 овцы составил 2,5 кг (в физическом волокне), выход ягнят и козлят на 100 маток составил 62 головы, что составляет 78,1% и 95,4% к уровню 2009 года.
С 2002 года в крае проводится работа по изменению структуры отрасли овцеводства в сторону увеличения удельного веса мясного и мясо-шерстного овцеводства. Результатом работы стало выведение двух высокопродуктивных типов "аргунский" и "догойский" овец забайкальской породы, имеющих высокие показатели мясной и шерстной продуктивности, и новой породы овец - "агинская".
С 2008 года на территории края работает единственное предприятие по первичной переработке шерсти ООО "Руно" Агинского района. Со стороны Правительства Забайкальского края, Законодательного Собрания Забайкальского края общество получает поддержку в виде предоставления налоговых льгот и субсидий на возмещение части затрат на покупку оборудования, уплату процентов по привлекаемым кредитам. ООО "Руно" найдет потенциальный канал реализации шерсти в Китай.
Главными проблемами для успешной реализации имеющегося потенциала и устойчивого развития конкурентоспособного овцеводства являются:
низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента;
недостаточная племенная база мясного овцеводства для формирования широкомасштабного развития отрасли;
низкий уровень экономической мотивации сельскохозяйственных производителей в производстве шерсти и баранины;
недостаточная государственная поддержка овцеводства и козоводства для товарных хозяйств;
недостаток современных комплексных научных разработок, сдерживающих инновационный процесс развития мясного овцеводства на основных фазах его развития (репродукция, ремонт и откорм).
На решение обозначенных проблем направлены мероприятия ведомственной целевой программы "Развитие традиционной для Забайкальского края отрасли животноводства - овцеводстаа и козоводства (2011-2013 годы)".

Раздел 2. Основные цели и задачи

Целью программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития овцеводства и козоводства, повышение эффективности отрасли, увеличение объемов производства продукции овцеводства и козоводства.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
развитие племенной базы мясного овцеводства и козоводства;
создание общих условий развития овцеводства и козоводства;
строительство, реконструкция и модернизация производственной базы;
развитие кормовой базы;
государственная поддержка отрасли овцеводства и козоводства.
Развитие племенного дела в овцеводстве и козоводстве, как и развитие племенного животноводства в целом, входит в число приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Забайкальского края. Ему отводится значительная роль в формировании высокопродуктивного племенного поголовья, разработке и внедрению передовых технологий в области племенного дела и искусственного осеменения. В период реализации программы будет продолжена работа но сохранению и увеличению массива племенного поголовья в отрасли овцеводства.
Основная задача племенной работы на данном этапе с современным стадом - консолидация внутрипородных заводских типов (шерстно-мясного и мясо-шерстного), хорошо приспособленных к круглогодовому использованию пастбищ.
Крепость конституции и приспособленность - основные требования, которые являются решающими при отборе овец. Забайкальская тонкорунная порода создана в условиях катонного содержания. Это главная биологическая особенность породы выгодно отличает ее от всех других тонкорунных пород.
Племенная база тонкорунного овцеводства сосредоточена в 7 племенных заводах и 8 племенных репродукторах по разведению овец забайкальской породы, в которых содержится 84% племенных животных.
Основной целью селекционно-племенной работы с тонкорунными овцами забайкальской породы является повышение мясной продуктивности, а также улучшение качества шерсти по основным показателям. Дальнейшее совершенствование тонкорунных овец в направлении повышения шерстной и мясной продуктивности делает необходимой самую жесткую выбраковку молодняка с последующим нагулом, откорм и реализация на мясо в год рождения. В Забайкальском крае необходимо создать региональную лабораторию по сертификации качества шерсти, соответствующую международным стандартам, за счет средств федерального бюджета.
Один из ведущих селекционных приемов совершенствования овец забайкальской породы в последние три десятилетия - прилитие крови австралийских мериносов в целях получения животных, которые сочетают высокие настриги и качество шерсти, присущие улучшающей породе, с достаточно крупной величиной и хорошей приспособленностью к круглогодовому пастбищному содержанию.
Для товарных хозяйств, где главной целью является повышение настрига до 3,5 кг (в физическом волокне) и улучшение качества шерсти, рекомендуется:
использовать в стаде высококлассных баранов-производителей, хорошо сочетающих наиболее ценные признаки мясной и шерстной продуктивности;
создавать племенные группы овец из наиболее продуктивных элитных маток, от которых необходимо выращивать ремонтный молодняк для пополнения собственного стада.
Племенных баранов следует использовать преимущественно на матках племенного ядра, пополнение маточного стада, как правило, проводится за счет высокопродуктивных ярок, происходящих от маток племенной группы.
Начиная с 2011 года в крае будет проводиться работа по созданию нового высокопродуктивного типа овец мясо-шерстного направления продуктивности с использованием эмбрионов и семени австралийского мериноса.
Племенная база мясного овцеводства сосредоточена в 1 племенном заводе и 2 племенных репродукторах по разведению овец агинской грубошерстной породы мясо-сально-шерстного направления продуктивности и в 1 племенном репродукторе по разведению овец эдильбаевской породы. Удельный вес племенного поголовья мясного направления продуктивности к общему поголовью овец в сельскохозяйственных организациях, имеющих статус организации, в племенном овцеводстве составил 16%. В целях реализации программы предусматривается создание двух племенных репродукторов по разведению овец эдильбаевской породы на базе колхоза "Победа" и агрокооператива "Дружба" Могойтуйского района и трех племенных репродукторов по разведению овец агинской породы.
В настоящее время для увеличения производства продукции овцеводства располагают значительными возможностями подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства, в которых сосредоточено более 40,8% овец от их общей численности. Для повышения эффективности ведения овцеводства в данной категории хозяйств был предусмотрен ряд мер. Начиная с 2002 года в край были завезены полутонкорунные и мясные овцы эдильбаевской породы, которые хорошо адаптировались к забайкальским условиям и пользуются большим спросом в крестьянских подворьях.
В перспективе предусматривается более 50% маточного поголовья в мелких сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйств охватить промышленным скрещиванием с баранами мясных пород. Предпочтение будет отдано эдильбаевской и агинской грубошерстным и полугрубошерстным мясным породам.
В лесостепной зоне должно найти распространение скороспелое мясо-шерстное овцеводство. Для разведения мясо-шерстных овец определены хозяйства Карымского, Дульдургинского, Ононского, Борзинского, Забайкальского, Кыринского, Нерчинского, Оловяннинского районов.
Основная особенность мясо-шерстных овец - способность производить больше баранины хорошего качества в сочетании с высокими настригами шерсти. Ведущим признаком при отборе в мясо-шерстном овцеводстве является мясная продуктивность.
В сухостепной зоне края целесообразно разведение грубошерстных овец (эдильбаевской породы).
Технология содержания и кормления предусматривает, что в летний период основную долю кормов овцы получают с пастбищ, в остальные периоды (зимний и ранне-весенний) должны получать в дополнение к пастбищу корма в виде сена, концентратов и минеральную подкормку. При этом на тонкорунную и полутонкорунную овцу в год необходимо заготавливать 2,5-3,0 ц корм. ед.
Для укрепления кормовой базы будут созданы искусственные зимние пастбища из овса и смеси овса с рапсом. Наличие 50 га искусственных пастбищ на одну отару в сочетании с подкормкой и заготовленными кормами обеспечат хорошую упитанность овец в течение всего зимнего периода.
В настоящее время в овцеводстве применяется малозатратная технология производства продукции, которая предусматривает: катонное содержание овец, использование естественных источников воды, размещение заготовленных кормов вблизи чабанской стоянки, сокращение транспортных расходов.
Природно-климатические условия Забайкалья, наличие естественных пастбищ позволяют заниматься разведением коз. До 2002 года козоводство было представлено, в основном, беспородными животными, сосредоточенными в личных подворьях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. С целью улучшения породных продуктивных качеств местных коз из ведущих племенных хозяйств республик Алтай, Тыва и Краснодарского края завезены чистопородные племенные животные горноалтайской пуховой породы, советской шерстной и зааненской молочной. Чистопородные козы были размещены в коллективных хозяйствах, где предусмотрены все необходимые условия, соответствующие техническим требованиям ведения отрасли козоводства, включая селекционно-племенную работу. Основными направлениями в развитии общественного козоводства будет шерстное и пуховое, что подтверждается практикой разведения коз в зоне Восточной Сибири.
Развитие овцеводства и козоводства требует решения вопросов, направленных на техническое обновление производства. В связи с увеличением поголовья овцематок и проведения окота необходимо строительство 30 овчарен. На сегодняшний день имеется 593 кошары, треть из которых требуют модернизации и реконструкции. Необходимо обеспечение стоянок водоснабжением, а также ветрогенераторами и солнечными батареями для получения электроэнергии. Программой предусмотрена государственная поддержка по бурению скважин и приобретению ветрогенераторов и солнечных батарей.
Необходимо дальнейшее развитие современной производственно-технологической базы по первичной переработке шерсти, так как имеющиеся производственные мощности не позволяют в полном объеме осуществлять первичную переработку, поэтому программой предусматривается приобретение оборудования для промывки и переработки грубой и полугрубой шерсти.
Реализация предусмотренных мероприятий позволит стабилизировать и обеспечить дальнейшее развитие отрасли овцеводства и козоводства. Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий на конец 2013 года достигнет 593,0 тыс. голов. Выручка от реализации продукции овцеводства и козоводства (в сопоставимых ценах) в 2013 году по отношению к 2010 году возрастет на 20,1%. На 23,7 процента увеличится число постоянных работников (рабочих профессий) в отрасли.
Основные целевые индикаторы программы представлены в таблице 1.

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ

   ----------------------------T--------T---------T---------T---------¬

¦ Показатели ¦ 2010 г.¦ 2011 г. ¦ 2012 г. ¦ 2013 г.¦
¦ ¦ (база) ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Поголовье овец и коз - ¦ 527,5¦ 574,2¦ 626,0¦ 677,0¦
¦всего, тыс. голов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦овец ¦ 468,7¦ 514,0¦ 563,3¦ 612,0¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦коз ¦ 58,8¦ 60,2¦ 62,7¦ 65,0¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Производство продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦овцеводства и козоводства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦производство овец и коз на ¦ 7755¦ 8440¦ 9200¦ 10240¦
¦убой (в живом весе), тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦производство шерсти, тонн ¦ 1614¦ 1770¦ 1950¦ 2200¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Выручка от реализации ¦171845,6¦ 187579,7¦ 221501,4¦ 263753,5¦
¦продукции, тыс. руб. (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах 2010 года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Прирост выручки от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реализации продукции к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦базовому уровню ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦+,- тыс. рублей ¦ ¦+ 15734,1¦+ 49655,8¦+ 91907,9¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦% ¦ ¦ 9,2¦ 28,9¦ 53,6¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Численность среднегодовых ¦ 1392¦ 1548¦ 1721¦ 1891¦
¦работников (постоянных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рабочих в овцеводстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и козоводстве), чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Прирост численности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работников к базовому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уровню ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦+,- человек ¦ ¦ 156¦ 329¦ 499¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦% ¦ ¦ 11,2¦ 23,6¦ 35,8¦
+---------------------------+--------+---------+---------+---------+
¦Создано новых рабочих мест ¦ ¦ 156¦ 173¦ 170¦
L---------------------------+--------+---------+---------+----------


Раздел 3. Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы: 2011-2013 годы.

Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы

Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
На реализацию программы будут привлекаться внебюджетные источники.
Затраты на реализацию мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальскою края составляют 304194 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 68750 тыс. рублей;
2012 год - 104168 тыс. рублей;
2013 год - 131276 тыс. рублей.

Раздел 5. Состав и описание программных мероприятий

Решение поставленных задач программы будет обеспечено за счет осуществления комплекса программных мероприятий, предусматривающих государственную поддержку посредством предоставления субсидий
на развитие племенной базы:
содержание племенного маточного поголовья овец;
содержание племенных производителей, переданных в аренду;
искусственное осеменение овцематок и приобретение биопродукции;
приобретение племенного молодняка, включая покупку за пределами края;
на создание общих условий развития овцеводства:
содержание маточного поголовья овец и коз в товарных хозяйствах (размеры субсидий рассчитаны по ставке на одну голову);
на полученного ягненка (по ставке на одного ягненка, при условии выхода от 80% и выше на 100 овцематок и в возрасте к отъему 4-4,5 месяцев), за произведенную и реализованную продукцию (шерсть, мясо);
возмещение части затрат по приобретению семян кормовых культур (элита и 1 репродукция);
возмещение части затрат на закуп кормов для содержания маточного поголовья (при условии сохранения и увеличения его численности);
возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию овцеводческих ферм (включая бурение скважин);
возмещение части затрат на приобретение оборудования по первичной переработке шерсти, солнечных батарей, ветрогенераторов оборудования для переработки грубой шерсти, кормозаготовительной техники;
возмещение части процентной ставки по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях, сельскохозяйственных кредитных кооперативах;
поддержка мероприятий по повышению квалификации специалистов овцеводства и козоводства и закреплению молодых специалистов в отрасли.

Раздел 6. Система управления реализацией программы

Организацию выполнения мероприятий программы осуществляет главный распорядитель средств краевого бюджета, который ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, сроков их реализации, корректирует программные показатели и объемы финансирования мероприятий программы, а также механизм реализации программы. В течение финансового года в пределах средств, предусмотренных на реализацию программы, с учетом фактического выполнения мероприятий главный распорядитель средств краевого бюджета программы имеет право самостоятельно перераспределять объемы финансирования в разрезе мероприятий без внесения изменений в программу в установленном порядке.
Главный распорядитель средств краевого бюджета обеспечивает своевременное направление поступающих из краевого бюджета ассигнований на реализацию программных мероприятий. Порядок предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета на реализацию мероприятий программы устанавливается Правительством Забайкальского края. Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, организации по племенному животноводству, организации, осуществляющие первичную и последующую переработку, и иные юридические и физические лица, имеющие право получения субсидий, предусмотренных настоящей программой.
Главный распорядитель средств краевого бюджета ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным годом, представляет в уполномоченный орган доклад о ходе выполнения мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы развития сельского хозяйства, и Министерство территориального развития Забайкальского края.

Раздел 7. Оценка социально-экономической, экологической
и бюджетной эффективности программы

Реализация мероприятий программы позволит создать экономические и технологические условия для развития отрасли овцеводства и козоводства; надежного продовольственного обеспечения края высококачественным экологически чистым мясом и шерстью;
приведет к увеличению экономической мотивации развития овцеводства и козоводства, что будет способствовать повышению как производительности труда, так и уровня доходов сельского населения, созданию новых рабочих мест, закреплению молодых специалистов в сельском хозяйстве (таблица 2)

Таблица 2

СОЦИАЛЬНАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   ----------------------T-------T-------T-------T-------T------------¬

¦ Показатели ¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦2013 г.¦ 2013 г. к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2010 г ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------T-----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +; - ¦ % ¦
+---------------------+-------+-------+-------+-------+------+-----+
¦Производство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции овце- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦водства и козоводства¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------+-------+-------+-------+------+-----+
¦производство овец и ¦ 7755¦ 8440¦ 9200¦ 10240¦+ 2485¦132,0¦
¦коз на убой (в живом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦весе), тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------+-------+-------+-------+------+-----+
¦производство шерсти, ¦ 1614¦ 1770¦ 1950¦ 2200¦ + 586¦136,3¦
¦тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------+-------+-------+-------+------+-----+
¦Создано новых ¦ ¦ 156¦ 173¦ 170¦ ¦ ¦
¦рабочих мест, чел. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------+-------+-------+-------+------+-----+
¦Среднемесячная ¦ 2,8¦ 4,1¦ 4,5¦ 4,7¦ + 1,9¦167,9¦
¦заработная плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦овцеводства и ко- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зоводства в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сельскохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организациях, тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------+-------+-------+-------+------+-----+
¦Производительность ¦ 122,4¦ 133,6¦ 150,8¦ 175,0¦+ 52,6¦143,0¦
¦труда, тыс. рублей на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 работника в овце- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦водстве и козоводстве¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в сельско- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организациях за год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(в ценах 2010 гола) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------+-------+-------+-------+------+-----+
¦Выручка от реализации¦ 171,8¦ 187,6¦ 221,5¦ 263,8¦ + 92¦153,6¦
¦продукции, млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рублей (в ценах 2010 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦года) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+-------+-------+-------+-------+------+------


Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе приведен в таблице 3.

Таблица 3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОГРАММЕ

   -----------------------------T------T------T------T-----¬

¦ Показатели ¦2011 г¦2012 г¦2013 г¦Всего¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за 3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦года ¦
+----------------------------+------+------+------+-----+
¦Выручка от реализации ¦ 199,8¦ 233,0¦ 278,0¦710,8¦
¦продукции, млн. руб. (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах соответствующих лет) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------+------+------+-----+
¦Ежегодный прирост выручки от¦ 28,0¦ 33,2¦ 45,0¦106,2¦
¦реализации, млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------+------+------+-----+
¦Финансирование на продукцию,¦ 68,8¦ 104,1¦ 131,3¦304,2¦
¦млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+------+------+------+-----+
¦Показатель эффективности, % ¦ 40,7¦ 31,9¦ 34,3¦ 34,9¦
L----------------------------+------+------+------+------


Значение показателя общей эффективности в среднем за период реализации программы составляет 34,9 %. Это означает, что на возмещение общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли потребуется 3,5 года. Кроме того, реализация программы позволит сохранить уникальную забайкальскую породу овец, опыт круглогодичного пастбищного и катонного содержания овец, сохранить имеющийся кадровый потенциал животноводов, освоивших интенсивно-пастбищные технологии овцеводства, привлечь и закрепить молодых специалистов в отрасль.

Раздел 8. Перечень мероприятий программы

   ----T--------------------------T-------T---------------------------¬

¦ № ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦ Потребность в финансовых ¦
¦ ¦ ¦реа- ¦ ресурсах, тыс. руб. ¦
¦ ¦ ¦лизации¦ ¦
¦ ¦ ¦ +------T--------------------+
¦ ¦ ¦ ¦Всего ¦ в том числе по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годам: ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +------T------T------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 1.¦Государственная поддержка ¦2011- ¦ 23528¦ 7090¦ 7818¦ 8620¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание племенного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маточного поголовья овец и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коз ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 2.¦Государственная поддержка ¦2011- ¦ 1520¦ 0¦ 720¦ 800¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦племенных производителей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переданных в аренду ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 3.¦Государственная поддержка ¦2011- ¦ 4900¦ 1200¦ 1600¦ 2100¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на искусственное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦осеменение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 4.¦Государственная поддержка ¦2011- ¦ 18816¦ 3500¦ 6130¦ 9186¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на приобретение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦племенного молодняка овец ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и коз, включая покупку за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пределами края ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 5.¦Государственная поддержка ¦2011- ¦ 19650¦ 5800¦ 6650¦ 7200¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на закуп кормов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для содержания маточного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поголовья овец и коз ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 6.¦Государственная поддержка ¦2011- ¦3000 ¦ 900¦ 1000¦ 1100¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на возмещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части затрат на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приобретение элитных семян¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и семян 1 репродукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кормовых культур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 7.¦Государственная поддержка ¦2011 ¦ 71120¦ 19300¦ 23480¦ 28340¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на содержание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦маточного поголовья овец, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коз и ярок старше года в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товарных хозяйствах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 8.¦Государственная поддержка ¦2011 - ¦115640¦ 20890¦ 41700¦ 53050¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦животноводческую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукцию (за реа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лизованное мясо, шерсть и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полученного ягненка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦достигшего возраста 4-4,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦месяца) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ 9.¦Государственная поддержка ¦2011 ¦ 18500¦ 3800¦ 5600¦ 9100¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на возмещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части затрат на строитель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ство, реконструкцию и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модернизацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦овцеводческих ферм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦10.¦Государственная поддержка ¦2011 ¦ 20640¦5310,0¦ 6930¦ 8400¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на возмещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части затрат на приобрете-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ние оборудования по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первичной обработке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦шерсти, солнечных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦батарей, вет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рогенераторов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования для пере- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работки грубой шерсти, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кормозаготовительную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦11.¦Государственная поддержка ¦2011 ¦ 2080¦ 360¦ 640¦ 1080¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на возмещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части процентной ставки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по кредитам, привлекаемым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в кредитных организациях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитных кооперативах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦12.¦Государственная поддержка ¦2011 ¦ 4800¦ 600¦ 1900¦ 2300¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товаропроизводителей по- ¦2013 г ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средством предоставления ¦г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субсидий на повышение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦квалификации отраслевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руководителей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов живот- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новодства (зоотехники, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технолога по организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦воспроизводства стада и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦селекционно-племенной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы, чабаны и др.), а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦также поддержка молодых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов в овцеводстве¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и козоводстве в первые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦два года работы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельскохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациях после ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦окончания учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заведений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+-------+------+------+------+------+
¦ ¦ИТОГО ¦ ¦304194¦ 68750¦104168¦131276¦
L---+--------------------------+-------+------+------+------+-------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru