Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2011 г. по делу № А79-1974/2011

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 01 августа 2011 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям
администрации Комсомольского района Чувашской Республики,
Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - открытого акционерного общества "Вымпел - Коммуникации", закрытого акционерного общества "Нижегородская сотовая связь" и открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком",
о признании недействительными решения от 28.12.2010 и предписания от 24.12.2010 по делу № 165-АМЗ-2010,
при участии:
от заявителя - администрации Комсомольского района Чувашской Республики - Я. по доверенности № 255 от 21.03.2011,
от заявителя - Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики - Я. по доверенности от 20.01.2011,
от Управления ФАС по ЧР - А. по доверенности от 24.12.2010,
от третьего лица - ОАО "Вымпел - Коммуникации" - Б. по доверенности от 24.05.2010,
от третьего лица - ЗАО "НСС" - не было,
от третьего лица - ОАО "Ростелеком" - Н. по доверенности № 28 от 31.03.2011,

установил:

администрация Комсомольского района Чувашской Республики и Собрание депутатов Комсомольского района Чувашской Республики обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление или Управление ФАС по ЧР) о признании недействительными решения от 28.12.2010 и предписания от 24.12.2010 по делу № 165-АМЗ-2010.
В обоснование заявления администрация Комсомольского района Чувашской Республики указала, что согласно оспариваемым решению и предписанию Управление ФАС по ЧР признало в действиях администрации Комсомольского района нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 "О защите конкуренции" в части установления повышенного коэффициента К3 - коэффициента, корректирующего доходность местных бюджетов при расчете арендной платы за пользование земельным участком под размещение объектов сотовой связи.
С данными решением и предписанием заявитель не согласен, поскольку администрация Комсомольского района 31.05.2010 заключила с ОАО "ВолгаТелеком" договор аренды на земельный участок из земель населенного пункта Комсомольского сельского поселения для обслуживания производственной базы площадью 2267 кв. м с кадастровым номером 21:13:090113:101. На данном земельном участке расположены здание конторы и гараж на три автомашины, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.10.2004 серии 21 АЖ № 231556 и от 22.11.2004 серии 21 АЖ № 231631 и техническим паспортом, составленным МУП "БТИ Комсомольского района" от 18.11.2009 инв. номер 09/156.
В соответствии со статьей 91 Земельного кодекса Российской Федерации землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" сооружения связи - это объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Таким образом, здание конторы (где размещены бухгалтерия, кабинеты для сотрудников и т.д.) и гараж сами по себе не являются объектами и сооружениями связи, а также строениями, созданными или приспособленными для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
Кадастровая стоимость земельного участка, предоставленного в аренду ОАО "ВолгаТелеком", составляет 75604,45 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 33,35 руб./кв. м, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданным ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике от 11.05.2010. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2008 № 12 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Чувашской Республики" удельный показатель 33,35 руб./кв. м по с. Комсомольское соответствует девятому виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", когда как земли под объектами связи соответствуют тринадцатому виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов".
Исходя из вышеизложенного, арендованный ОАО "Волгателеком" земельный участок не может рассматриваться как земельный участок под объектами связи.
Расчет арендной платы по договору аренды № 31 от 31.05.2010 с ОАО "ВолгаТелеком" был произведен следующим образом:
А = К кад. ст. х К1 х К2 х К3 (13608,84 руб. = 75604,45 X 1,5% X 2 X 6),
где К кад. ст. = 75604,45 руб.;
К1 = 1,5% - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога;
К2 = 2 (под объектами производственной сферы, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 № 148 с изменениями от 13.12.2007, 26.03.2010);
К3 = 6 (под объектами производственной сферы, утв. Решением Собрания депутатов Комсомольского района от 05.11.2009 № 1/265).
Нарушений требований Федерального закона "О защите конкуренции" при заключении указанного договора аренды администрацией Комсомольского района допущено не было. Муниципальные преференции ОАО "ВолгаТелеком" не предоставлялись.
В обоснование заявления Собрание депутатов Комсомольского района Чувашской Республики указало, что согласно Порядку предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Комсомольский район Чувашской Республики", и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничены, определение размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Комсомольского района Чувашской Республики, утвержденного решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики 16.11.2006, с последующими изменениями и дополнениями, размер годовой арендной платы на земельные участки определяется по следующей формуле:
А = К кад. ст. х К1 х К2 х К3, где:
А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок;
К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога,
К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка;
К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 № 86 "О внесении изменений в некоторые постановления КМ ЧР" виды разрешенного использования земельных участков под связью и под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи объединены в один вид разрешенного использования с установлением коэффициента, характеризующего вид разрешенного использования земельного участка (К2) равному 2.
Решением Собрания депутатов Комсомольского района ЧР от 15.07.2010 № 3/312 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Комсомольского района № 3/70 от 16.11.2006" коэффициент К3, который является коэффициентом, корректирующим доходность местного бюджета, принят в размере 254,9 (под объектами связи на землях населенных пунктов) и в размере 2760 (под объектами связи на землях промышленности и иного спец. назначения) с тем, чтобы годовой размер арендной платы остался на уровне 202,03 руб. за 1 кв. м в с. Комсомольское.
До вступления в силу постановления от 26.03.2010 № 86 "О внесении изменений в некоторые постановления КМ ЧР" (К2 под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи был равен 75) расчет годового размера арендной платы для объектов связи, расположенных на землях промышленности и иного специального назначения, проводился по следующей формуле: 2,44 х 1,5% х 75 х 73,6 = 202,03 руб.
После вступления в силу вышеуказанного постановления Кабинета Министров ЧР расчет проводится следующим образом:
2,44 х 1,5% х 2 х 73,6 = 5,39 руб.
После вступления в силу решения Собрания депутатов Комсомольского района ЧР от 15.07.2010 № 3/362 расчет проводится по формуле:
2,44 х 1,5% х 2 х 2760 = 202,03 руб.
Коэффициент К3 (земли промышленности и иного спец. назначения) принят в размере 2760 с тем, чтобы годовой размер арендной платы остался на уровне 202,03 руб. за 1 кв. м.
В связи с различной кадастровой стоимостью земель населенных пунктов и земель промышленности и иного специального назначения установлены различные коэффициенты К3 для того, чтобы все операторы связи, вне зависимости от того, на землях каких категорий расположены объекты связи, находились в равных условиях и оплачивали равную арендную плату.
Кадастровая стоимость земель населенных пунктов в с. Комсомольское - 26,42 руб.
Расчет: 26,42 х 1,5% х 2 х 254,9 = 202,03 руб.
Кадастровая стоимость земель промышленности и иного специального назначения в с. Комсомольское - 2,44 руб.
Расчет: 2,44 х 1,5% х 2 х 2760 = 202,03 руб.
Если установить К3 на землях промышленности и иного специального назначения равный К3 на землях населенных пунктов, то расчет будет таковым:
2,44 х 1,5% х 2 х 254,9 = 18,66 руб.
Это означает, что в одном и том же населенном пункте под объектами связи стоимость размера арендной платы земельных участков существенно различались.
В оспариваемом решении Управление ФАС по ЧР указывает, что согласно изменениям коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья) транспорт энергетика и др.) установлен: для связи - 6; для земель населенных пунктов - 254,9; земли промышленности и иного спец. назначения - 2760. Таким образом, связь выделена как отдельная категория земель, на которой могут располагаться объекты производственной сферы.
В соответствии с решением Собрания депутатов Комсомольского района ЧР от 15.07.2010 № 3/312 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Комсомольского района № 3/70 от 16.11.2006" установлены следующие коэффициенты:
под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья) транспорт энергетика и др.) - 6;
связь
для земель населенных пунктов - 254,9
земли промышленности и иного спец. назначения - 2760,0.
Таким образом, связь не выделена как отдельная категория земель, на которой могут располагаться объекты производственной сферы.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 22.04.2011 заявления администрации Комсомольского района Чувашской Республики и Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики о признании недействительными решения от 28.12.2010 и предписания от 24.12.2010 по делу № 165-АМЗ-2010 были объединены в одно производство, которому присвоен № А79-1974/2011.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.07.2011 произведена замена третьего лица - открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" на его правопреемника - открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком"), в связи с прекращением деятельности ОАО "ВолгаТелеком", связанной с реорганизацией.
Представитель администрации Комсомольского района Чувашской Республики и Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по ранее изложенным доводам и доводам, изложенным в дополнительных письменных пояснениях.
Представитель Управления ФАС по ЧР в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по ранее изложенным доводам.
Представитель третьего лица - ОАО "Вымпел - Коммуникации" в судебном заседании пояснила, что оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными по ранее изложенным доводам.
Представитель третьего лица - ЗАО "НСС" в судебном заседании указала на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания Управления ФАС по ЧР по ранее изложенным доводам.
Представитель ОАО "Ростелеком" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях от 15.06.2011.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 10 часов 30 минут 18.07.2011 до 15 часов 30 минут 25.07.2011.
Третье лицо - ЗАО "НСС" о времени и месте рассмотрения дела после перерыва в судебном заседании извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассматривается без его участия в силу части 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в Управление ФАС по ЧР поступило заявление ОАО "Вымпел - Коммуникации" (далее - ОАО "Вымпелом") о неправомерных действиях органа местного самоуправления в части установления повышенного коэффициента К3 - коэффициента, корректирующего доходность местных бюджетов, при расчете арендной платы за пользование земельным участком под размещение объектов связи ОАО "Вымпелом". Как указало ОАО "Вымпелом", администрацией Комсомольского сельского поселения Комсомольского района Чувашской Республики 07.04.2006 с ОАО "Вымпелом" заключен договор аренды земельного участка площадью 1225 кв. м для строительства башни базовой станции сотовой радиотелефонной связи. Данный земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, информатики. Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 16.11.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Комсомольский район Чувашской Республики" и Временный порядок определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно данному Порядку определение размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Комсомольского района Чувашской Республики, определяется по формуле: А = К кадаст. ст. х Kl х К2 х К3, где К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, устанавливаемый органами местного самоуправления. На момент заключения договора К3 был равен 6. В силу того, что коэффициент пересматривается Собранием депутатов Комсомольского района Чувашской Республики ежегодно, коэффициент К3 в 2010 году составил 2760, в то время как К3 под объектами связи на землях населенных пунктов был установлен равный 254,9.
В соответствии с приказом руководителя Управления № 330 от 13.10.2010 возбуждено дело № 165-АМЗ-2010 по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении администрации Комсомольского района Чувашской Республики в части создания неравных условий деятельности для операторов сотовой связи путем установления различного размера арендной платы за 1 кв. м земельного участка.
28 декабря 2010 года комиссия Управления ФАС по ЧР по рассмотрению дела № 165-АМЗ-2010 о нарушении антимонопольного законодательства вынесла решение о признании в действиях Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики факта нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в действиях администрации Комсомольского района Чувашской Республики факта нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании данного решения выдано предписание от 24.12.2010 № 165-АМЗ-2010 Собранию депутатов Комсомольского района Чувашской Республики в срок до 01.03.2011 внести изменения в решение от 15.07.2010 № 3/312 в части установления коэффициента корректирующего доходность местных бюджетов для объектов связи, администрации Комсомольского района Чувашской Республики в срок до 20.01.2011 рассчитать арендную плату ОАО "Волгателеком" с установлением коэффициента корректирующего доходность местных бюджетов под объектами связи.


Администрация Комсомольского района Чувашской Республики и Собрание депутатов Комсомольского района Чувашской Республики, не согласившись с указанными решением и предписанием, обратились с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявления не подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции", Закон о защите конкуренции) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2); предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 № 148 утвержден Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Данный Порядок разработан в целях единообразного определения арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), а также условий предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики (пункт 1 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по следующей формуле:
А = К кад. ст. x К1 x К2 x К3,
где:
А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок;
К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;
К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (приложение);
К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, устанавливаемый органами местного самоуправления для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В Приложении к указанному Порядку установлены коэффициенты К2, характеризующие вид разрешенного использования земельного участка.
Пунктом 2 указанного Приложения (в ред. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.12.2007 № 329) установлено, что для вида разрешенного использования земельного участка "Под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья), транспорт, связь, энергетика и др.)" значение указанного коэффициента равно 2.
Пункт 13 указанного Приложения ранее предусматривал, что для вида разрешенного использования земельного участка "Под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи, рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основаниях)" коэффициент К2 равен 75.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 № 86 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики" пункт 13 указанного Приложения был изложен в новой редакции - вид разрешенного использования земельного участка указан "Под объектами рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основаниях)", коэффициент К2 равен 75.
Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 16.11.2006 № 3/70 был утвержден Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Комсомольский район Чувашской Республики и Временный порядок определения арендной платы за земельные участки на территории Комсомольского района Чувашской Республики, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно данному Порядку (с изменениями, внесенными решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 26.12.2007 № 2/151) размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по следующей формуле: А = К кад. ст. х К1 х К2 х К3, где
А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок;
К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;
К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка;
К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, устанавливаемый органами местного самоуправления.
Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 16.11.2006 № 3/70 (в редакции решения Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 26.12.2007 № 2/151) утверждены значения коэффициента К3, корректирующего доходность бюджета Комсомольского района Чувашской Республики (приложение № 2). Согласно подпункту 2 приложения № 2 в отношении вида разрешенного использования земельного участка "под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья), транспорт, связь, энергетика и др.) коэффициент К3 установлен в размере 6. Согласно подпункту 13 приложения № 2 в отношении вида разрешенного использования земельного участка "под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи, рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основах)" в с. Комсомольское коэффициент К3 установлен в размере 6.
В редакции Решения Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 17.11.2008 № 7/200 в подпункте 13 приложения № 2 в отношении вида разрешенного использования земельного участка "под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи, рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основах)" для с. Комсомольское коэффициент К3 установлен в размере 6,8.
В редакции Решения Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 27.02.2009 № 7/216 в подпункте 13 приложения № 2 в отношении вида разрешенного использования земельного участка "под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи, рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основах)" для с. Комсомольское: земли населенных пунктов коэффициент К3 установлен в размере 6,8, для с. Комсомольское: земли промышленности и иного спец. назначения - в размере 91,2.
Согласно Решению Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 05.11.2009 № 1/265 подпункты 2 и 13 приложения № 2 к Решению от 16.11.2006 № 3/70 изложены в новой редакции. Коэффициент К3 согласно подпункту 2 "под объектами производственной сферы" установлен в размере 6,0, согласно подпункту 13 "под объектами связи, рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основах)" для земель населенных пунктов - в размере 6,8, для земель промышленности и иного спец. назначения - в размере 91,2.
В редакции Решения Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 27.11.2009 № 3/268 в подпункте 13 приложения № 2 в отношении вида разрешенного использования земельного участка "под объектами связи, рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основах)" для земель населенных пунктов коэффициент К3 установлен в размере 6,8, для земель промышленности и иного спец. назначения - в размере 73,6.
Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 15.07.2010 № 3/312 подпункты 2 и 13 приложения № 2 к Решению от 16.11.2006 № 3/70 изложены в новой редакции. Установлены следующие значения коэффициента К3:
под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья), транспорт энергетика и др.) - 6,0;
связь
для земель населенных пунктов - 254,9
земли промышленности и иного спец. назначения - 2760,0 (подпункт 2);
под объектами рекламы (рекламные щиты и стенды, расположенные на основах) - 6,8 (подпункт 13).
Из вышеизложенного следует, что с учетом постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 № 86 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики" Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 15.07.2010 № 3/312 виды разрешенного использования земельных участков под объектами производственной сферы (в том числе связь) и под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи были объединены в один вид разрешенного использования, при этом были выделены следующие подвиды с различным коэффициентом К3:
- под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в том числе строительство жилья), транспорт, энергетика и др.) (кроме связи), в отношении которого коэффициент К3 установлен 6,0;
- под объектами производственной сферы (связь), на землях населенных пунктов, в отношении которого коэффициент К3 установлен 254,9;
- под объектами производственной сферы (связь), на землях промышленности и иного спец. назначения, в отношении которого коэффициент К3 установлен 2760,0.
Как следует из материалов дела, между ОАО "ВымпелКом" и администрацией Комсомольского сельского поселения Комсомольского района Чувашской Республики 07.04.2006 заключен договор аренды земельного участка площадью 1225 кв. м с кадастровым номером 21:13:090401:0098 для строительства башни базовой станции сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800 в пределах производственного центра юго-западнее с. Комсомольское.
Арендуемый земельный участок относится к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.
Фактически Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 15.07.2010 № 3/312 коэффициент К3 в размере 2760 был установлен только для ОАО "ВымпелКом", так как ОАО "ВымпелКом" является единственным оператором связи, размещающим свои объекты связи - базовые станции сотовой радиотелефонной связи в с. Комсомольское на землях промышленности и иного специального назначения.
Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Между тем, согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Таким образом, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.05.2004 № 209-О указал, что орган местного самоуправления обязан устанавливать размер различного рода платежей не произвольно, а экономически обоснованно.
Данная правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в отношении установления уполномоченными органами ставок земельного налога. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.
Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Указанная правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, в связи с аналогичным порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров по поводу установления арендной платы на землю, поскольку правовые подходы в отношении способов платы за пользование землей должны быть едины.
Таким образом, произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю, коэффициентов к кадастровой стоимости земельных участков для определения размера арендной платы за землю, учитывающих условия использования земельного участка и вид деятельности, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит конституционным принципам российского права.
Как следует из материалов дела, в отношении вышеназванного земельного участка, арендуемого ОАО "ВымпелКом", значение коэффициента К3, корректирующего доходность местных бюджетов, устанавливаемого Собранием депутатов Комсомольского района Чувашской Республики, составляло 6 (Решение от 26.12.2007 № 2/151), 6,8 (Решение от 17.11.2008 № 7/200), 91,2 (Решение от 27.02.2009 № 7/216), 91,2 (Решение от 05.11.2009 № 1/265), 73,6 (Решение от 27.11.2009 № 3/268), а после принятия Решения от 15.07.2010 № 3/312 увеличилось до 2760,0.
При этом Собрание депутатов Комсомольского района Чувашской Республики не представило документов, подтверждающих экономическую обоснованность установления коэффициента к стоимости земельного участка, предоставленного из земель промышленности и иного спец. назначения в значении 2760, увеличенного в 37,5 раз по сравнению с коэффициентом, принятым Решением Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 27.11.2009 № 3/268.
Как следует из заявления Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики и выписки из протокола № 44 заседания Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 15.07.2010, поскольку постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 № 86 виды разрешенного использования земельных участков под связью и под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи объединены в один вид разрешенного использования с установлением коэффициента, характеризующего вид разрешенного использования земельного участка (К2) равным 2, а также в связи с различной кадастровой стоимостью земель населенных пунктов и земель промышленности и иного специального назначения, значение коэффициента К3 было установлено для земель населенных пунктов в размере 254,9, для земель промышленности и иного специального назначения в размере 2760, с тем, чтобы все операторы связи, вне зависимости от того, на землях каких категорий расположены объекты связи, уплачивали равную арендную плату.
Однако подобное увеличение значения коэффициента К3 не может быть признано правомерным, является произвольным и не имеет соответствующего экономического обоснования. Различие в кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности и иного специального назначения, так же как и изменение значения коэффициента К2, не могут являться причиной для произвольного изменения значения коэффициента К3.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Произвольное необоснованное увеличение Собранием депутатов Комсомольского района Чувашской Республики значения коэффициента К3 в отношении земельного участка, арендуемого ОАО "ВымпелКом", ограничивает конкуренцию, является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам.
Следовательно, вывод Управления о наличии в действиях Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" является правомерным.
Как следует из материалов дела, администрация Комсомольского района Чувашской Республики заключила с ОАО "ВолгаТелеком" (правопреемником данной организации является ОАО "Ростелеком") договор аренды № 31 от 31.05.2010 земельного участка из земель населенного пункта Комсомольского сельского поселения для обслуживания производственной базы, площадью 2267 кв. м. На данном земельном участке расположены здание конторы и гараж. При этом при расчете арендной платы для ОАО "ВолгаТелеком" коэффициент, корректирующий доходность местного бюджета, применен в размере 6.
Согласно статье 1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) целями указанного Федерального закона являются: создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации; содействие внедрению перспективных технологий и стандартов; защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов; обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи; создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи; обеспечение централизованного управления российскими радиочастотным ресурсом, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации; создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии; услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Таким образом, операторы сотовой связи являются операторами связи.
В соответствии со статьей 5 Закона о связи на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.
Закон о связи не устанавливает различия между операторами сотовой связи, операторами электросвязи и не выделяет операторов сотовой связи в отдельную категорию. Следовательно, операторы сотовой связи, такие как ОАО "ВымпелКом", ЗАО "НСС", и оператор электросвязи - ОАО "Волгателеком" находятся в одной категории.
В связи с принятием постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.03.2010 № 86 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики" и Решения Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики от 15.07.2010 № 3/312 виды разрешенного использования земельных участков под объектами производственной сферы (связь) и под объектами базовых станций сети сотовой радиотелефонной связи были объединены в рамках одного вида разрешенного использования.
Таким образом, при расчете арендной платы ОАО "Волгателеком" должен применяться коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, такой же, как для операторов сотовой связи.
Однако в отношении ОАО "Волгателеком" при расчете арендной платы был применен коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, в размере меньшем, чем в отношении сотовых операторов, вследствие чего арендная плата ОАО "Волгателеком" существенно меньше арендной платы сотовых операторов.
Таким образом, действия администрации Комсомольского района, выразившиеся в установлении оператору связи ОАО "Волгателеком" коэффициента, корректирующего доходность местных бюджетов, в размере меньшем, чем у других операторов связи, предоставили ОАО "Волгателеком" более выгодные условия деятельности.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.
Порядок предоставления муниципальной преференции предусмотрен главой 5 Федерального закона "О защите конкуренции", который предусматривает согласование такой преференции с антимонопольным органом.
Администрация Комсомольского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении преференции ОАО "Волгателеком" в адрес антимонопольного органа не обращалась.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, запрещается осуществлять действия (бездействие) которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 указанного Закона.
Таким образом, Управление ФАС по ЧР пришло к обоснованному выводу о том, что установление ОАО "Волгателеком" при расчете арендной платы коэффициента, корректирующего доходность местного бюджета, в размере меньшем, чем у других операторов связи, предоставило Обществу более выгодные условия деятельности, что является нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
С учетом изложенного, суд считает обоснованным вывод Управления о наличии в действиях Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", в действиях администрации Комсомольского района Чувашской Республики нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а также выдачу предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные акты соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявлений администрации Комсомольского района Чувашской Республики и Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики следует отказать.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку стороны освобождены от ее уплаты на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявлений администрации Комсомольского района Чувашской Республики, Собрания депутатов Комсомольского района Чувашской Республики к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - открытого акционерного общества "Вымпел - Коммуникации", закрытого акционерного общества "Нижегородская сотовая связь", открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", о признании недействительными решения от 28.12.2010 и предписания от 24.12.2010 по делу № 165-АМЗ-2010 отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.08.2011 по делу № А79-1974/2011
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными ненормативного акта о нарушении законодательства в области защиты конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru