КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ОТЧЕТ
от 5 августа 2011 года
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ХОЗРАСЧЕТНЫЙ
РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОРАБСКИЙ УЧАСТОК КИРОВСКОГО РАЙОНА"
В соответствии с решением, принятым на совещании контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы 08.06.2011, и на основании удостоверения на право проведения проверки от 15.06.2011, выданного председателем контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Ивановым А.В., специалистами отдела контрольно-счетной палаты: консультантом Лобановой Г.А. (руководитель) и консультантом Горбуновым В.В. с 18.07.2011 по 05.08.2011 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия МУП "Хозрасчетный ремонтно-строительный прорабский участок Кировского района" (далее по тексту - МУП "ХРСПУ", Предприятие).
Период проверки: 2010 год, 1 полугодие 2011 года.
При проверке использовались: Устав предприятия, первичные учетные документы, бухгалтерская и налоговая отчетность, регистры бухгалтерского учета, контракты и договоры, другие нормативные правовые документы.
Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность МУП "ХРСПУ" в проверяемом периоде, являлись:
Максимов А.П. - с начала проверяемого периода по 14.05.2010, назначенный на должность директора приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Саратова от 09.09.1998 № 54а и освобожденный от должности распоряжением администрации МО "Город Саратов" от 14.05.2010 № 236-лс;
Злобнов Д.В. - с 17.05.2010 по 31.05.2011, назначенный на должность директора распоряжением администрации МО "Город Саратов" от 17.05.2010 № 238-лс и освобожденный от должности распоряжением администрации МО "Город Саратов" от 31.05.2011 № 189-лс;
Рогожникова Л.В. - исполнявшая обязанности директора с 01.06.2011 по 19.06.2010 на основании приказа по предприятию от 31.05.2011 № 81-А;
Рогожникова Л.В. - с 20.06.2011 по настоящее время, назначенная на должность директора распоряжением администрации МО "Город Саратов" от 20.11.2011 № 226-лс;
Кострова Т.Г. - главный бухгалтер, назначенная на должность 26.04.2007 приказом от 26.04.2007 № 36л/с и освобожденная от должности с 28.05.2010 приказом от 27.05.2010 № 59;
Рогожникова Л.В. - главный бухгалтер с 01.06.2010 по 17.06.2011, назначенная на должность приказом от 01.06.2010 № 63 и освобожденная от должности приказом от 17.06.2011 № 95-к;
Вустень Н.В. - исполняет обязанности главного бухгалтера с 20.06.2011 по настоящее время на основании приказа от 20.06.2011 № 96-к.
Для осуществления своей деятельности МУП "ХРСПУ" в проверяемом периоде имело расчетные счета, открытые:
- в ФКБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" в г. Саратове - 40602810606000000002;
- в ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области - 40703810200000000052;
- в банке ЗАО АКБ "Экспресс-Волга" - 40602810700001016666. Счетов в иностранной валюте МУП "ХРСПУ" не имеет.
МУП "ХРСПУ" создано постановлением администрации г. Саратова № 269 от 27.05.1996 и является правопреемником Муниципального предприятия "Хозрасчетный ремонтно-строительный прорабский участок Кировского района".
Согласно Уставу (п. 1.7) МУП "ХРСПУ" имеет статус юридического лица, зарегистрировано в Межрайонной ИФНС РФ № 8 по Саратовской области 16.04.1997 с присвоением ИНН 6452018660 и КПП 645201001.
Предприятие создано без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Согласно справке территориального органа федеральной службы государственной статистики по Саратовской области от 31.01.2006 № 01-410/06, Предприятие идентифицировано в качестве хозяйствующего субъекта: основной вид деятельности которого по ОКВЭД - 90.00.3 (уборка территории и аналогичная деятельность).
Дополнительные коды ОКВЭД:
- 45.23.1 - производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов;
- 63.21.22 - эксплуатация автомобильных дорог общего пользования.
Правовое положение МУП "ХРСПУ" определяется действующим законодательством и Уставом.
В соответствии с Уставом Предприятие создано с целью содержания и эксплуатации объектов муниципального назначения, в том числе муниципальных городских дорог, производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, извлечения прибыли.
Предметом его деятельности является хозяйственная деятельность по благоустройству городских дорог.
В качестве основных видов деятельности МУП "ХРСПУ" Уставом в редакции от 05.11.2005 определены:
- строительство и реконструкция городских дорог, площадей, тротуаров и других объектов благоустройства;
- содержание, капитальный и текущий ремонт городских автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, ремонт тротуаров, площадей, подъездных дорог и коммуникаций, благоустройство территорий, в том числе уборка территории от мусора, грязи, снега, содержание и ремонт искусственных сооружений;
- подготовка, рассмотрение, и согласование проектно-сметной документации по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту городских дорог с другими организациями и ведомствами, выступающими в роли заказчиков;
- внедрение передового опыта и новейших технологий в дорожное строительство, промышленное строительство, разработка мероприятий по экологической защите окружающей среды;
- координация и организация работ на объектах нового строительства и капитального ремонта при задействовании на объекте нескольких структурных единиц предприятия.
Помимо основных видов деятельности Предприятие вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность:
- строительство и реконструкция объектов производственной базы, жилых домов для работников предприятия, а также по договорам со сторонними юридическими лицами;
- сбор, паспортизация, и учет данных о техническом состоянии городских дорог для организации работы предприятия и его структурных подразделений в новых условиях хозяйствования;
- оказание платных услуг по ремонту автомобилей;
- торгово-посредническая деятельность, разрешенная собственником Предприятия.
МУП "ХРСПУ" частично осуществляет только один из видов деятельности (содержание автомобильных дорог), закрепленных в Уставе Предприятия в качестве основных, и ни одного вида деятельности, определенных Уставом как самостоятельные.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору МУП "ХРСПУ" выдана лицензия от 30.10.2009 NОТ-51-001914 (64) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса отходов. Срок действия лицензии - 5 лет.
Коллективный договор на 2007 - 2010 годы был принят на собрании трудового коллектива МУП "ХРСПУ" 09.01.2007 и зарегистрирован в комитете по труду и социальному развитию администрации г. Саратова 23.01.2007 за № 33. Дополнительным соглашением, зарегистрированным 21.01.2010 за № 31-доп., действие Коллективного договора было продлено до 09.01.2013.
По состоянию на 01.01.2010 стоимость такого имущества составляла, по данным бухгалтерской отчетности, 4186,0 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2011 - 8401 тыс. рублей, по состоянию на 01.07.2011 - 4963,0 тыс. рублей.
Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (за исключением недвижимого имущества) заключен Предприятием с МУ "Городской центр механизации ЖКХ" 25.02.2002 за № 1/23.
В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом города от 27.12.2010 № 1765-р "О внесении изменений в договор безвозмездного пользования" (далее Распоряжение № 1765) из безвозмездного пользования Предприятия было исключено 18 объектов основных средств (автотранспорт и спецтехника) первоначальной стоимостью 4056,2 тыс. рублей, остаточной стоимостью 585,1 тыс. рублей. Передача имущества была осуществлена 01.03.2011 по акту приема-передачи основных средств.
Проверкой установлены расхождения между данными бухгалтерского учета о составе имущества, находящегося в безвозмездном пользовании Предприятия по состоянию на 30.06.2011 и инвентаризационными описями № 7 и № 8 на ту же дату.
Так, в инвентаризационную опись от 30.06.2011 № 8 включен ЗИЛ 131 АГП-22 автовышка, регистрационный знак В903ОУ, стоимостью 700,5 тыс. рублей, отсутствующий в бухгалтерском учете в соответствии с Распоряжением № 1765, а в инвентаризационную опись от 30.06.2011 № 7 - отсутствующий в бухгалтерском учете компьютер в комплекте стоимостью 10,9 тыс. рублей.
При этом в описях отсутствуют отраженные в регистрах бухгалтерского учета трактор КО 707 № 64 СР 20-71 стоимостью 9,5 тыс. рублей и трибуна стоимостью 4,0 тыс. рублей.
Таким образом, при сопоставлении данных бухгалтерского учета и инвентаризационных описей проверкой установлена недостача муниципального имущества на сумму 13,5 тыс. рублей и излишки - в сумме 711,4 тыс. рублей.
В проверяемом периоде МУП "ХРСПУ" фактически занимало два земельных участка в Кировском районе:
- по ул. Железнодорожной, 97/99;
- по улице Соколовой, 315.
В проверяемом периоде на Предприятии было проведено четыре инвентаризации.
Согласно предоставленным приказам (от 31.12.2010 № 142 со сроком 31.12.2010, от 11.02.2011 № 21-А со сроком 15.03.2011 - 18.11.2011, от 31.05.2011 № 81/1-А со сроком 30.05.2011 - 31.05.2011, от 29.06.2011 № 96-А со сроком 29.06.2011 - 30.06.2011) инвентаризации подлежали ГСМ, техника предприятия, склад запасных частей, склад хозяйственного инвентаря по ул. Соколовая, 315. Проведение инвентаризации денежных средств, прочих финансовых активов и финансовых обязательств, приказами не предусматривалось.
Инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами была проведена только по состоянию на 30.06.2011 без подтверждения указанных сумм актами сверки взаимных расчетов. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе - по состоянию на 31.12.2010.
Установленный факт ведет к нарушению требований ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в части обязательного проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и при смене материально ответственных лиц в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
В ходе проверки были предоставлены инвентаризационные описи по состоянию на 31.12.2010, 01.03.2011 - 18.03.2011, 31.05.2011, 30.06.2011.
В большинстве описей не заполнены данные об общем фактическом количестве единиц и об их фактической стоимости, не указан номер приказа, в соответствии с которым проводится инвентаризация, даты ее начала и окончания. Например, описи инвентаризации по состоянию на 01.03.2011: ГСМ на основном складе (опись № 8), инвентарь на складе (опись № 7), основные средства, находящиеся на ответственном хранении у Предприятия (опись № 2).
В нарушение методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (п. 2.10), в инвентаризационной описи основных средств от 30.06.2010 № 14 в расписке, оформляемой до начала инвентаризации, значится подпись материально ответственного лица Рогожниковой Л.В., однако в конце описи другим материально ответственным лицом - Аникиным А.В., подтверждается проверка комиссией имущества в его присутствии.
В нарушение методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (п. 3.4), машины, оборудование и транспортные средства занесены в инвентаризационные описи основных средств без указания заводского инвентарного номера, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
В нарушение методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (п. 3.7), в инвентаризационных описях основных средств, находящихся в безвозмездном пользовании, не указаны реквизиты документов, подтверждающих принятие объектов в безвозмездное пользование.
Председателем инвентаризационной комиссии является главный инженер Аникин А.В., в подотчете у которого находятся ценности, подлежащие инвентаризации. Например, согласно инвентаризационной описи от 30.06.2011 № 14 Аникин А.В. является материально ответственным лицом за сохранность ГСМ на основном складе.
В ходе выборочной проверки установлено, что на объектах основных средств отсутствуют инвентарные номера.
В ходе проверки установлено:
1. В нарушение ст. 13 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставный фонд МУП "ХРСПУ" не был полностью сформирован собственником в течение 3-х месяцев с момента государственной регистрации Предприятия и не сформирован им до настоящего времени.
2. В нарушение ст. 14, 15, 20, 23 и 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" МУП "ХРСПУ" в проверяемом периоде не ведет бухгалтерский учет и не составляет бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
3. При смене руководителей МУП "ХРСПУ" не были выполнены требования Инструкции
о порядке приема и передачи муниципального имущества, бухгалтерской документации и архивных дел при смене руководителей муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, утвержденной постановлением мэра города от 15.04.2004 № 255.
4. МУП "ХРСПУ" частично осуществляет только один из видов деятельности (содержание автомобильных дорог), закрепленных в Уставе Предприятия в качестве основных, и ни одного вида деятельности, определенных Уставом как самостоятельные.
5. Отклонение остаточной стоимости муниципального имущества, отраженной в договоре хозяйственного ведения по состоянию на 01.01.2011, составило: 24,7 тыс. рублей по сравнению сданными бухгалтерского учета, 37,1 тыс. рублей по сравнению с суммой, отраженной по строке 120 "Основные средства" баланса.
6. По данным бухгалтерского учета результат финансово-хозяйственной деятельности Предприятия за 2010 год - прибыль 1624,0 тыс. рублей, по итогам 1-го полугодия 2011 года - убыток 1900,0 тыс. рублей.
Данный финансовый результат не может считаться достоверным, так как в проверяемом периоде к учету принимались расходы на общую сумму 489,7 тыс. рублей (в 2010 году - 256,1 тыс. рублей, в 2011 году - 233,6 тыс. рублей), которые, исходя из норм ст. 252, 346.16 НК РФ, не являются экономически оправданными. Осуществление указанных расходов привело к искажению себестоимости и, как следствие, к занижению прибыли предприятия до налогообложения, в том числе:
- расходы, принятые к учету по документам в которых отсутствуют виды хозяйственных операций и количественные показатели на общую сумму 38,7 тыс. рублей (в 2010 году - 9,0 тыс. рублей, в 2011 году - 29,7 тыс. рублей);
- расходы на ГСМ - 20,6 тыс. рублей (в 2011 году);
- необоснованные расходы подотчетных лиц - 192,1 тыс. рублей (в 2010 году - 152,7 тыс. рублей, в 2011 году - 39,4 тыс. рублей);
- необоснованные расходы на оплату труда - 238,3 тыс. рублей (в 2010 году - 94,4 тыс. рублей, в 2011 году - 143,9 тыс. рублей).
7. В нарушение ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ в путевые листы вносились исправления.
8. В нарушение приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов":
- во всех путевых листах не заполняются реквизиты: имя и отчество водителя, № водительского удостоверения;
- не заполняются данные о показаниях спидометра и т.д.
9. Общая сумма расходов, произведенных с нарушением Порядка ведения кассовых операций, составила 248,2 тыс. рублей (в 2010 году - 218,6 тыс. рублей, в 2011 года - 29,6 тыс. рублей).
10. Установлена недостача денежных средств в кассе на сумму 25,0 тыс. рублей и излишки на сумму 39,5 тыс. рублей.
11. Установлена недостача муниципального имущества на сумму 13,5 тыс. рублей и излишки в сумме 711,4 тыс. рублей.
Принятые меры:
1. Главе муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. направлены материалы проверки.
2. Главе администрации муниципального образования "Город Саратов" Прокопенко А.Л. направлены материалы проверки, и письмо о принятии мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Председатель
контрольно-счетной палаты
А.В.ИВАНОВ