Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2011 г. по делу № А36-2824/2011

"03" ноября 2011 г. (решение изготовлено в полном объеме)
"01" ноября 2011 г. (оглашена резолютивная часть решения)
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Уколова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой Я.Р.
рассмотрев в судебном заседании заявление
ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" (г. Липецк)
к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области (г. Липецк)
третьи лица: 1) департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка (г. Липецк)
2) садоводческое некоммерческое товарищество "Липецкстрой" (г. Липецк)
3) Субботина Таня Тургуновна (г. Липецк)
о признании незаконным бездействия государственного органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: главный специалист - начальник административно-правового отдела юридического управления Ганьшин Р.В., доверенность от 31.12.2010 г.,
от заинтересованного лица: консультант правового управления администрации Липецкой области Овчинникова О.С., доверенность от 29.04.2011 г.,
от третьих лиц: 1) консультант (юрист) отдела общей и правовой работы Исаева Ю.И, доверенность от 25.01.2011 г.,
2) представитель не явился,
3) представитель не явился,

установил:

Открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о признании незаконным бездействия управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление), выразившегося в невынесении в установленный срок решения.
Требование заявлено на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике", постановления Правительства № 861 от 27.12.2004 г. "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Определением от 08.08.2011 г. суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка, садоводческое некоммерческое товарищество "Липецкстрой" (далее - СНТ Липецкстрой") и Субботину Т.Т.
В ходе рассмотрения дела суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении предмета иска, в котором ОАО "ЛГЭК" просило:
1) признать незаконным бездействие управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта (ВЛ-0,4 кВ от опоры СНТ "Липецкстрой" до земельного участка № 97, 5-я аллея), утверждающего акт о выборе земельного участка или отказе в размещении объекта.
2) обязать управление имущественных и земельных отношений Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ЛГЭК" и совершить действия, возложенные на заинтересованное лицо действующим законодательством, по выделению земельных участков под строительство с предварительным согласованием.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявления, ссылаясь на отсутствие бездействия с его стороны.
Представитель департамента также пояснила, что у заявителя в настоящее время отсутствуют препятствия для повторного обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и в связи с изменениями законодательства испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен ОАО "ЛГЭК" для строительства ВЛ-0,4 кВ. Фактически с таким заявлением заявитель обратился 24.08.2011 г. и в настоящее время работы по предварительному согласованию места размещения объекта ведутся.
Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, заявитель 22.04.2011 г. обратился в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта ВЛ-0,4 кВ от опоры проектируемой ВЛ-0,4 кВ с СНТ "Липецкстрой" до земельного участка № 97 по 5-й аллее (л.д. 8 т. 1). Приложением к заявлению являлись схема участка и копия Технических условий (л.д. 105, 40 - 41 т. 1).
Поводом для такого обращения явилась заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям ОАО "ЛГЭК", поданная Субботиной Т.Т., являющейся владельцем садового домика № 97 в СНТ "Липецкстрой" 5-я аллея (л.д. 11 т. 1).
На основании данной заявки между Субботиной Т.Т. и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии от 20.01.2011 г. (л.д. 38 - 39 т. 1).
В ответ на заявление ОАО "ЛГЭК" от 22.04.2011 г. Управление письмом № 5228-08 от 10.06.2011 г. (л.д. 9 т. 1) направило заявителю копию письма департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от 02.06.2011 г. № 1420-01-21.
Данным письмом департамент градостроительства сообщал Управлению, что документы по обеспечению выбора и формирования участков для строительства ВЛ-0,4 кВ в СНТ "Липецкстрой" от опоры проектируемой ВЛ-0,4 кВ до земельного участка № 97, 5-я аллея не могут быть подготовлены в связи с отсутствием проекта планировки территории СНТ "Липецкстрой", в котором планируется строительство ВЛ (л.д. 10 т. 1).
Полагая, что со стороны Управления имеет место бездействие, не соответствующее действующему земельному законодательству и нарушающее его права и интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав доводы представителей сторон и представленные доказательства, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
В силу п. 3 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 заявитель является сетевой организацией и обязан выполнить в отношении любого обратившегося лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуги наличии технической возможности.
Договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии является публичным договором, заявитель не вправе уклоняться от его заключения, и, соответственно, должен выполнять его условия.
Согласно п. 5.1. договора заявителя от 20.01.2011 г. срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 дней с даты подписания договора.
В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно ст. 2 Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. № 138-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области" управление имущественных и земельных отношений Липецкой области распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк. Эти правомочия детализированы в Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденном постановлением администрации Липецкой области от 23.06.2008 г. № 150 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно п. 3.1. Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в управление имущественных и земельных отношений с заявлением о выборе земельного участка.
В силу п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
В развитие данных положений Земельного кодекса, пунктом 3.3. Порядка установлено, что Управление в двухнедельный срок со дня предоставления документов, указанных в пункте 3.2, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в предварительном согласовании с указанием причин отказа.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Таким образом, и положения п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ и пункта 3.3 Порядка говорят о том, что исполнительный орган государственной власти (Управление) по заявлению гражданина или юридического лица о выборе земельного участка для строительства обязан принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Иных вариантов действий исполнительного органа государственной власти ни закон, ни подзаконный акт не содержат.
С учетом того, что администрация г. Липецка в лице департамента градостроительства и архитектуры не предоставила акт о выборе земельного участка, Управление должно было принять решение об отказе в предварительном согласовании с указанием причин отказа.
Письмо Управления № 5228-08 от 10.06.2011 г. нельзя признать в качестве решения по п. 3.3. Порядка. Суд расценивает его в качестве сопроводительного письма к письму департамента градостроительства и архитектуры от 02.06.2011 г.
Поскольку Управлением не принято одно из двух решений, предусмотренных п. 6 ст. 31 ЗК РФ и п. 3.3. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Липецк Липецкой области, суд соглашается с доводами заявителя о том, что со стороны Управления имело место бездействие.
То обстоятельство, что заявление ОАО "ЛГЭК" от 22.04.2011 г. по содержанию и приложениям не отвечало требованиям п. 1 ст. 31 ЗК РФ и п. 3.1. Порядка, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку Управление не возвратило его по этим причинам, никоим образом не высказало претензий по форме и содержанию заявления.
Из документов, представленных заявителем в судебное заседание, следует, что подача заявлений о предоставлении земельных участков для проектирования и строительства в аналогичной форме, давно практикуется сторонами и стало для них обычаем делового оборота. Управление приняло заявление заявителя от 22.04.2011 г. в работу, письмом № 4166-08 от 17.05.2011 г. направило в администрацию г. Липецка запрос о подготовке документов по обеспечению выбора и формирования земельного участка для строительства ВЛ.
То обстоятельство, что в настоящее время в связи с изменениями градостроительного законодательства сторонами ведется работа по выбору земельного участка для строительства ВЛ, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Документов, подтверждающих данные обстоятельства, стороны не представили.
Бездействие Управления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (невозможность строительства высоковольтной линии, что влечет невыполнение мероприятий по технологическому присоединению электроустановок физических лиц и, как следствие, нарушение действующего законодательства).
Учитывая изложенное, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, выразившееся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта (ВЛ-0,4 кВ от опоры в СНТ "Липецкстрой" до земельного участка № 97, 5-я аллея (далее объект), утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Обязать управление имущественных и земельных отношений Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" и совершить действия, возложенные на заинтересованное лицо земельным законодательством.
Взыскать с управления имущественных и земельных отношений (ОГРН 1024840853696) в пользу ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" (ОГРН 1094823016617) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока и может быть обжаловано в этот период в суд апелляционной инстанции, после чего в двухмесячный срок в суд кассационной инстанции. Жалобы подаются через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья
С.М.УКОЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 03.11.2011 по делу № А36-2824/2011
<Заявление о признании незаконным бездействия государственного органа удовлетворено, поскольку нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (невозможность строительства высоковольтной линии влечет невыполнение мероприятий по технологическому присоединению электроустановок физических лиц и, как следствие, нарушает действующее законодательство)>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru