Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2011 г. по делу № А79-283/2011

Резолютивная часть решения оглашена 18 мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 20 мая 2011 года.

Арбитражный суд в составе:
судьи,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
администрации города Чебоксары Чувашской Республики,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
о признании недействительными решения и предписания от 21 октября 2010 года,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищник", муниципальное учреждение "Управление жилищным фондом г. Чебоксары",
при участии:
от заявителя - Ж. по доверенности от 30.12.2010 года,
от ответчика - Ю. по доверенности от 24.12.2010 года,
от ООО "УК "Жилищник" - Х. по доверенности от 14.03.2011 года,

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, УФАС по Чувашской Республики) о признании незаконным и отмене решения и предписания от 21 октября 2010 года.
Постановлением Администрации г. Чебоксары ЧР от 25.12.2007 года № 317 "О делегировании полномочий муниципальному учреждению" муниципальному учреждению "Управление жилищным фондом города Чебоксары" (далее Учреждение) предоставлен ряд полномочий в отношении муниципального жилищного и нежилого фонда, в том числе право заключать договоры о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда, составляющего муниципальную казну города Чебоксары.
В целях реализации вышеуказанных полномочий Учреждение заключило с ООО "УК Жилищник" (далее - Общество) договор о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда от 01.09.2009, в соответствии с которым Обществу для организации содержания и ремонта жилищного и нежилого фонда, в соответствии с нормами действующего законодательства, решения вопросов, связанных с управлением имущественным комплексом и его сохранностью, были переданы в управление жилые и нежилые помещения муниципальной собственности согласно приложениям № 1, 2 к договору.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определяются ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Согласно части 1 указанной статьи 17.1 заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, установленными названной частью.
Договор о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда от 01.09.2009 не предусматривает переход прав владения и (или) пользования в отношении переданного по договору муниципального имущества, поскольку правом владения и пользования муниципальным имуществом, указанным в данном договоре, в отношении жилых помещений обладают физические лица на основании договоров социального найма, в отношении нежилых помещений - арендаторы и пользователи на основании договоров аренды и пользования.
Из вышеизложенного следует, что действие закона о защите конкуренции не распространяется на заключение договоров, не предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
В статье 15 Федерального закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Между тем, антимонопольный орган конкретно не указал в каких действиях, бездействиях либо актах администрации выражается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).
В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции нормативно установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно положениям статьи 4 Закона № 135-ФЗ товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях); товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке; соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона № 135-ФЗ выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями. Однако, антимонопольным органом не представлено доказательств наличия соглашений или согласованных действий, приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе судебного заседания представитель заявителя заявленные требования поддержал по вышеизложенным доводам. Пояснил, что антимонопольный орган вышел за пределы предоставленных ему полномочий и вынес решение при отсутствии доказательств наличия негативных последствий для определенной конкурентной среды и выявления причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
Представитель ответчика заявленные требования не признал. Пояснил, что решение и предписание вынесено законно и обоснованно. В действиях администрации установлены нарушения пунктов 2, 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, то есть протоколы голосования не соответствуют требованиям жилищного законодательства. Кроме того, администрацией согласована передача в управление отдельно стоящих нежилых помещений, согласно приложению к договору между ООО "УК "Жилищник" и МУ "Управление жилищным фондом" от 01.01.2009 года. Администрация тем самым предоставила преимущественные условия деятельности на рынке предоставления услуг содержания нежилых помещений муниципальной собственности. Заключение договора без конкурса и предоставление преференции. Пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, то есть согласованные действия между администрацией г. Чебоксары и МУ "Управление жилищным фондом г. Чебоксары", в результате чего не допустили иных хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.
Предоставление услуг на право управления многоквартирным домом является конкурентной услугой, то есть товаром и следовательно, как действия управляющих организаций, являющихся хозяйствующими субъектами, так и действия органов местного самоуправления в данной сфере регулируются Законом о защите конкуренции, так как данные влияют на конкуренцию.
Выбор организации для обслуживания и содержания отдельно стоящих арендуемых помещений возложено на самого арендатора и навязывание органом местного самоуправления какой-либо определенной управляющей компании противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Передав в управление отдельно стоящие нежилые помещения ООО "УК "Жилищник", Муниципальное учреждение "Управление жилфондом г. Чебоксары" не обладало необходимыми полномочиями для данных действий Решения собраний собственником помещений многоквартирных домов не соответствуют требованиям Жилищного кодекса, так как ООО "УК "Жилищник" зарегистрировано в ЕГРЮЛ только 25.12.2008 года. Протоколы заочного голосования по 84 многоквартирным домам составлены 25.12.2008 года. Достаточно большое количество протоколов очного голосования составлены с нарушением требований жилищного законодательства - при наличии доли муниципалитета в совместной собственности в многоквартирных домах и отсутствии представителя муниципалитета в участии в голосовании, собственники многоквартирных домов выбрали способ управления многоквартирными домами с процентом голосов, несоответствующим реальным обстоятельствам при голосовании.
Ввиду отсутствия законных оснований для заключения договора 01.01.2009 года между МУ "Управление жилфондом г. Чебоксары" и ОО "УК "Жилищник", данный договор является соглашением, ограничивающим конкуренцию на рынке оказания услуг управляющими организациями г. Чебоксары, так как конкурс в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 года № 75 "О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом" администрацией г. Чебоксары и МУ "Управление жилфондом г. Чебоксары" не проводился и действия муниципального учреждения и хозяйствующего субъекта не позволили иным управляющих организациям участвовать в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления 125 многоквартирными домами. Администрация не осуществила надлежащий контроль и не провела открытого конкурса. Следовательно, администрация г. Чебоксары допустила действия по ограничению допуска иных управляющих организаций на рынок оказания данных услуг.
Представитель ООО "УК "Жилищник" поддержал доводы заявителя. Пояснив также, что оснований у антимонопольного органа для вынесения решения от 21.10.2010 года не имелось. Конкурс в данном случае не может быть проведен, так как собственники жилых помещений выбрали управляющую компанию.
Представитель муниципального учреждения "Управление жилищным фондом г. Чебоксары" (далее - муниципальное учреждение) на рассмотрение дела не явился.
Суд, в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствии представителя муниципального учреждения.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии проведена плановая проверка деятельности администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на предмет соблюдения требований статей 15 - 21 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам проверки возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
21 октября 2010 года Управлением вынесено решение. Согласно которому в действиях администрации г. Чебоксары установлены факты нарушения пункта 2, 7 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции". Также установлены нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" в действиях муниципального учреждения и ООО "УК "Жилищник"
Выдано предписание в адрес администрации и муниципального учреждения. Им необходимо принять меры по совершению действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынке предоставления услуг управляющими компаниями, по управлению многоквартирными жилыми домами, переданных по договору от 01.01.2009 года, заключенному между муниципальным учреждением и ООО "УК "Жилищник". Принять меры по совершению действий, направленных на обеспечение конкуренции и на рынке предоставления услуг управляющими компаниями, по управлению нежилыми помещениями, переданных по договору от 01.01.2009 года, заключенному между муниципальным учреждением и ООО "УК "Жилищник", путем проведения открытого конкурса на право заключения договоров управления отдельно стоящих нежилых помещений.
Из указанного решения следует, что администрация нарушила пункты 2, 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, то есть протоколы голосования не соответствуют требованиям жилищного законодательства. Кроме того, администрацией согласована передача в управление отдельно стоящих нежилых помещений, согласно приложению к договору между ООО "УК "Жилищник" и МУ "Управление жилищным фондом" от 01.01.2009 года. Администрация тем самым предоставила преимущественные условия деятельности на рынке предоставления услуг содержания нежилых помещений муниципальной собственности. Заключение договора без конкурса и предоставление преференции. Нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции состоит в том, что допущены согласованные действия между администрацией г. Чебоксары и МУ "Управление жилищным фондом г. Чебоксары", в результате чего не допустили иных хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.
Не согласившись с решением и предписанием от 21 октября 2010 года, администрация г. Чебоксары, обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.


Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно пунктам 2, 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики № 317 от 25.12.2007 года "О делегировании полномочий муниципальному учреждению" муниципальному учреждению "Управление жилищным фондом города Чебоксары" предоставлены полномочия: представлять интересы муниципального образования города Чебоксары на собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, голосовать по всем вопросам повестки дня, совершать иные действия, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, от имени муниципального образования города Чебоксары; заключать с выбранной управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоры о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда, составляющего муниципальную казну города Чебоксары; контролировать выполнение условий договоров, заключенных с управляющими организациями товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами.
В соответствии с данным постановлением, 01.01.2009 года между муниципальным учреждением "Управление жилищным фондом города Чебоксары" и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищник" заключен договор о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда (согласно приложению № 1, 2).
Согласно статье 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2007 года заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 настоящей части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
7) для размещения объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Из смысла и содержания частей 1, 3 статьи 17.1 Закона следует, что законодатель связывает соблюдение порядка заключения сделок с такими обстоятельствами, как статус имущества - государственное или муниципальное, и переход прав (в том числе пользование) на имущество к другому лицу.
При заключении договора от 01.01.2009 года переход прав на имущество к другому лицу не производился. Следовательно, Закон не требует при заключении договора на передачу в управление нежилого фонда обязательного проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Целью договора от 01.01.2009 года, согласно пункту 1.2, является организация содержания и ремонта жилищного и нежилого фонда в соответствии с нормами действующего законодательства, решение вопросов, связанных с управлением названным имущественным комплексом и его сохранностью. Лицами, пользующимися помещениями нежилого фонда, являются арендаторы. Кроме того, данные нежилые помещения находились рядом с жилыми помещениями, которые находились в введении той же управляющей компании.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 договора аренды нежилого помещения (строение) муниципальной собственности (т. 2 л.д. 130 - 140) предусмотрено несение арендатором затрат по содержанию арендуемого помещения (непосредственно или путем их компенсации Балансодержателю и Арендодателю).
При таких обстоятельствах, довод Управления о том, что арендатор лишен права выбора управляющей компании является несостоятельным. Собственник нежилого помещения вправе самостоятельно заключить договор управления с управляющей компанией.
Кроме того, управляющая компания осуществляет свои функции в течение нескольких лет. В материалах дела не имеется доказательств того, что арендаторы имеют какие-либо претензии к администрации по осуществлению ООО "УК "Жилищник" своих полномочий.
Согласно п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 Жилищного кодекса; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 Жилищного кодекса; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Абзацем 1 п. 39 Правил предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 № ГКПИ09-830 (оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 № КАС09-447) абз. 1 п. 39 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Таким образом, открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится при условии, что в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали свое решение о выборе способа управления домом. При этом реализация решения о выборе способа управления многоквартирным домом подразумевает также и заключение договоров управления многоквартирным домом.
В силу части 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято.
В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирован выбор способа управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
С момента выбора управляющей компании и заключения договоров управления избранной управляющей организации принадлежит право управления жилым домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Администрации были представлены протокола общего собрания очного и заочного голосования собственников помещений в многоквартирных домах. По которым выбрана управляющая организация - ООО "УК "Жилищник".
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлена частью 1 статьи 14 ЖК РФ. В соответствии с которой, также в обязанности администрации не входит проверка сведений, содержащихся в протоколах общих собраний собственников в многоквартирных домах. Установление для органов местного самоуправления каких-либо прав и обязанностей по контролю за реализацией другими собственниками прав по управлению жилым домом законодательство не допускает.
Начиная с 01.01.2009 года по настоящее время функции управления жилищным фондом осуществляет ООО "УК "Жилищник". Во исполнение чего ею заключены договора управления многоквартирным домом с собственниками жилых помещений от 01.01.2009 года, договора снабжения тепловой энергией, на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, электроснабжения, на проведения дезинфекционных работ, на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов возмездного оказания услуг, на эксплуатацию лифтов, на проведение технического обслуживания (текущего ремонта) лифтов и систем диспетчерской сигнализации и связи, на выполнение электроизмерительных работ в целях электро- и пожаробезопасности, на обслуживание и ремонт электрических плит, по обслуживанию противопожарной защиты и иные.
Никто из собственников жилых помещений в установленном порядке решение собрания собственников помещений не оспорил. Доказательств данного обстоятельства Управлением не представлено. Поскольку собственники жилых помещений выбрали управляющую компанию самостоятельно, указанное решение не оспорили, доказательств неправомерности вынесения протоколов общего собрания собственниками помещений антимонопольным органом в суд не представлено, то у суда не имеется доказательств, свидетельствующих о нарушении администрацией требований законодательства "О защите конкуренции" в данной части.
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
В силу ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Статьей 8 Закона о защите конкуренции определены признаки согласованности действий. Согласно данной статьи Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Из содержания оспариваемого решения антимонопольного органа не усматривается согласованность в действиях администрации, а также причинно-следственная связь.
Следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали основания для выдачи предписания администрации г. Чебоксары.
При таких обстоятельствах, имеются все основания для удовлетворения требования заявителя и признания недействительными решения от 21.10.2010 года и предписания от 21.10.2010 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по делу № 63-АМЗ-2010, в части установления нарушений пункта 2, 7 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" в действиях Администрации г. Чебоксары.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать недействительным решение от 21.10.2010 года и предписание от 21.10.2010 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по делу № 63-АМЗ-2010, в части установления нарушений пункта 2, 7 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" в действиях Администрации г. Чебоксары.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.05.2011 по делу № А79-283/2011
<О признании недействительным ненормативного акта о нарушении законодательства в области защиты конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru