Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2011 г. по делу № 111-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 15 августа 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2011 года

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Члены Комиссии:
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы
при ведении протокола членом Комиссии Соколовой В.И.
в присутствии:
от заявителя В.Е.И.: В.С.С. - сын;
от ответчика ОАО "М.": Ш.А. (доверенность <...>), В.Е.О. (доверенность <...>);
от ОАО "Ч.": И. (доверенность <...>);
от ООО "К.": К. (доверенность <...>), Ш.В. (доверенность <...>),
рассмотрев дело № 111-АМЗ-2011 по признакам нарушения ОАО "М." (адрес: <...>) и ООО "К." (адрес: <...>) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

В Чувашское УФАС России 05.07.2011 г. обратилась гр. В.Е.И. с заявлением о нарушении ОАО "М." антимонопольного законодательства, в связи с отключением с января 2011 года электроэнергии в ее жилом доме, расположенном по адресу: г. Чебоксары, п. Альгешево, ул. 2-ая Пионерская, д. 38.
Заявитель сообщает, что неоднократно обращалась и в ООО "К." и в ОАО "М."-"Ч.", однако каждый раз отказывали в восстановлении электроснабжения дома. Задолженности по оплате за потребленную электроэнергию В.Е.И. не имеет.
Филиал ОАО "М."-"Ч." по вопросу отключения в январе 2011 г. электроэнергии в жилом доме В.Е.И. письмом от 27.07.2011 № МР6/122-07-13/3773 пояснил, что указанный дом технологического присоединения к сетям, принадлежащим филиалу на праве собственности или ином законном основании, не имел. От собственников жилого дома обращений в адрес филиала с заявкой на осуществление технологического присоединения не было. Отключение электроэнергии в январе 2011 г. персоналом филиала не производилось.
По имеющейся у филиала информации, в непосредственной близости от жилого дома В.Е.И. проходит бесхозяйная ВЛ-0,4кВ, присоединенная к электрическим сетям ООО "К.".
ООО "К." по данному вопросу письмом от 12.08.2011 № 11/2-03/769 пояснило следующее.
Согласно сведениям, имеющимся у общества, энергоснабжение жилого дома № 38 по ул. 2-ая Пионерская г. Чебоксары осуществлялось бесхозяйными самовольно возведенными электрическими сетями, подключенными к электрическим сетям Чебоксарского РЭС Северного производственного отделения ОАО "М." - "Ч.". Между В.С.П. и ОАО "Ч." заключен договор энергоснабжения № 037118 и открыт лицевой счет, по которому производилась оплата потребленной электроэнергии бытовым потребителем.
ОАО "Ч." письмом от 11.04.2011 № 30-01-964 сообщило ОСП "ЧЭС" общества о включении потребления электрической энергии по договору энергоснабжения № 037118 от 02.02.1985, заключенному с В.С.П., в полезный отпуск ОАО "М." - "Ч.". При этом, в приложении к договору по оказанию услуг по передаче электроэнергии, заключенному Обществом с ОАО "М." - "Ч.", в перечне точек поставки электрической энергии указанный выше жилой дом отсутствует.
ООО "К." отмечает, что в марте 2009 года персоналом ОАО "М."-"Ч." демонтирован участок электрических сетей ВЛ-0,4 кВ от опоры № 21 до опоры № 23 (в соответствии с прилагаемой схемой), что привело к прекращению энергоснабжения ряда жилых домов по ул. 2-ая Пионерская г. Чебоксары, в том числе и вышеуказанного жилого дома. После произведенного отключения жильцы указанного поселка самовольно произвели подключение всех отключенных жилых домов к сетям ООО "К." посредством бесхозяйных самовольно возведенных электрических сетей.
В связи с бездоговорным потреблением электроэнергии, возникшим в результате самовольного присоединения жилых построек в поселке Альгешево города Чебоксары - в цыганском поселке, сотрудниками обособленного структурного подразделения "Чебоксарские электрические сети" Общества осуществлялось отключение указанных строений с 03.02.2011 по 10.02.2011.
По факту замены прибора учета электрической энергии в жилом доме № 38 по ул. 2-ая Пионерская г. Чебоксары ООО "К." поясняет, что в соответствии с пунктом 140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее - Правила № 530) гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
Таким образом, потребителю предоставлено право самостоятельно определять организацию, осуществляющую замену прибора учета электроэнергии.
Поскольку В.С.П. обратился в Общество первоначально с заявлением о проведении контрольной проверки прибора учета жилого дома (24.03.2011), а затем (11.04.2011) с заявлением о замене прибора учета электроэнергии, Обществом оказана услуга по замене старого электросчетчика на новый с последующим его опломбированием для исключения возможности хищения электроэнергии. При этом, акт приемки прибора учета для осуществления технологического присоединения жилого дома № 38 по ул. 2-я Пионерская к электрическим сетям ООО "К." персоналом Энергоинспекции Общества не оформлялся.
Письмом от 31.03.2011 г. Общество дало пояснение В.С.П. об отсутствии технологического присоединения принадлежащего ему жилого дома к электрическим сетям ООО "К.". На основании пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий электроэнергию для бытового потребления, договор считается заключенным согласно первого фактического присоединения.
Учитывая, что 05.05.2004 г. между В.С.П. и Чебоксарским филиалом ОАО "Ч." заключен договор № 037118 энергоснабжения жилого дома № 38 по ул. 2-я Пионерская г. Чебоксары, по которому бытовой потребитель производил оплату, ООО "К." рекомендовало В.С.П. обратиться в Чебоксарский филиал ОАО "Ч." за разъяснением причин неисполнения вышеуказанного договора.
ООО "К." считает, что при изложенных обстоятельствах вопросы отключения и подключения жилого дома № 38 по ул. 2-я Пионерская г. Чебоксары к сети электроснабжения не находятся в компетенции ОАО "К.".
На заседании Комиссии В.С.С. сообщил, что договор энергоснабжения был заключен в 2004 году. В январе 2011 года электрики обрезали провода электроэнергии без объяснения причин отключения, а также без предъявления документа, подтверждающего на право отключения электроэнергии данного потребителя. В январе т.г. ООО "К." прокладывало новые линии электроэнергии недалеко от дома. На устную просьбу о присоединении нашего дома к новым линиям электроэнергии получили отказ.
Заявитель указывает, что 05.08.2011 г. контролер ООО "К." позвонил, чтобы узнать подключен ли дом к электроэнергии. После того, как он узнал, что дом подключен к электроэнергии, пришел проверить показания прибора учета и снял пломбу. ООО "К." подключило жилые дома цыганского поселка к электроэнергии, кроме жилого дома № 38 по ул. 2-ая Пионерская, хотя имеется договор энергоснабжения.
На заседании Комиссии представитель ООО "К." поддержал доводы, изложенные в пояснении. По вопросу неподключения дома В.П.С. к электроэнергии пояснил, что этот дом был присоединен к самовольно возведенным линиям электроэнергии цыганского поселка. В феврале 2011 г. произведено отключение электроэнергии всего цыганского поселка, в связи с бездоговорным потреблением электроэнергии. После погашения суммы за бездоговорное потребление подача электроэнергии в поселок была возобновлена.
Представитель ООО "К." считает, что вопрос подключения жилого дома № 38 по ул. 2-ая Пионерская к электрическим сетям В.С.П. должен решать с бароном Цыганского поселка.
Представитель ОАО "М." пояснил, что данный жилой дом не имеет технологического присоединения к сетям филиала. Сети филиала находятся на расстоянии более 300 м. В непосредственной близости от жилого дома В.С.П. проходит бесхозяйная ВЛ-0,4, присоединенная к электрическим сетям ООО "К.". Это видно из карты, где красным цветом обозначены сети ОАО "М.", синим - самострой, зеленым - ООО "К.". Отключение электрической энергии в январе 2011 г. в данном жилом доме персоналом филиала не производилось, а производилось от сети 0,4кВ представителями ООО "К.". По вопросу неверного разнесения полезного отпуска электроэнергии между сетевыми организациями, ОАО "М." произведет перерасчет.
Представитель ОАО "Ч." сообщила, что Чебоксарский филиал производит расчеты за потребленную электроэнергию с потребителем, проживающим по адресу: г. Чебоксары, п. Альгешево, ул. 2-ая Пионерская, д. 38, на основании заведенной в 1985 году лицевой карточки абонента № 037118, свидетельствующей о фактическом подключении абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Задолженность за потребленную электроэнергию у В.С.Т. не имеется, а также заявку на отключение электроэнергии данного потребителя общество не давало.
В результате рассмотрения дела Комиссия установила следующее.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 178 Правил № 530 при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином-потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа, и полное ограничение потребления электроэнергии производится лишь при непогашении задолженности в срок, указанный в уведомлении.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Под опосредованным присоединением, согласно пункту 5 Правил № 861, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.
В силу пункта 114 Правил № 530, в случае, если энергопринимающие устройства потребителя присоединены к сетям сетевой организации через энергопринимающие устройства (энергетические установки) лиц, не оказывающих услуги по передаче, либо к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) и (или) сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что основания для отключения электрической энергии в жилом доме д. 38 по ул. 2-ая Пионерская п. Альгешево г. Чебоксары, у ООО "К." отсутствовали.
ООО "К.", как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2006 № 141-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" ООО "К." включено в указанный Реестр под регистрационным номером 21.1.21.
На основании пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к заключению, что ООО "К." нарушило пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с необоснованным отключением электроэнергии в жилом доме абонента - В.С.П. (г. Чебоксары, п. Альгешево, ул. 2-ая Пионерская, д. 38), экономически или технологически необоснованного и (или) прямо не предусмотренного федеральными законами, нормативно-правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 30, частью 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ООО "К." нарушившим пункты 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в части необоснованного отключения электроэнергии в жилом доме № 38 по ул. 2-ая Пионерская п. Альгешево г. Чебоксары.
2. Выдать ООО "К." предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Производство по делу № 111-АМЗ-2011, возбужденное в отношении ОАО "М." по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить, в связи с отсутствием нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
В.И.СОКОЛОВА
А.Р.ГАДИЛОВА
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.





ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОТ 19 АВГУСТА 2011 ГОДА

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии;
Члены Комиссии:
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании своего решения от 19 августа 2011 года по делу № 111-АМЗ-2011 о нарушении ООО "К." (адрес: <...>) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. ООО "К." прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в части необоснованного отключения электроэнергии в жилом доме № 38 по ул. 2-ая Пионерская п. Альгешево г. Чебоксары.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
В.И.СОКОЛОВА
А.Р.ГАДИЛОВА
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 19.08.2011 по делу № 111-АМЗ-2011
<О нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции>

Решение
Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 19 августа 2011 года

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru