Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2010 г. № 2

О ПРОФИЛАКТИКЕ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Я, Главный государственный санитарный врач по Республике Саха (Якутия) Маргарита Егоровна Игнатьева, отмечаю неустойчивую, напряженную эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости острыми кишечными инфекциями. В 2009 году кишечными инфекциями переболело 4 164 человека, что выше заболеваемости 2008 года на 9%.
По итогам 6 месяцев текущего года эпидемиологическая ситуация по кишечным инфекциям остается напряженной. Заболеваемость сальмонеллезом в 1,5 раза превысила показатель аналогичного периода и составила 24,6 на 100 т.н. Заболеваемость дизентерией превысила показатель прошлого года более чем в 10 раз. В 1,6 раза выросла заболеваемость острыми кишечными инфекциями неустановленной этиологии и ротавирусной инфекцией.
В республике в последние 5 лет регистрируются от 4 до 12 случаев групповой и вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями (дизентерией, сальмонеллезом, острыми кишечными инфекциями установленной и неустановленной этиологии и вирусного гепатита А). Количество пострадавших в период вспышек колеблется от 44 до 193 человек в разные годы.
За 6 мес. 2010 года в республике зарегистрировано 3 вспышки острых кишечных инфекций.
В феврале текущего года зарегистрирована крупная вспышка дизентерии с охватом 5 территорий республики и общим количеством пострадавших 283 человека, в том числе 192 ребенка. Вспышка носила пищевой характер, где фактором передачи послужила недоброкачественная молочная продукция. В 66,1% случаях выявлен возбудитель дизентерии Флекснера 2b, источником инфекции явились больные и носители дизентерии Флекснера из числа работников, имеющих непосредственное отношение к основному производству молока и молочных продуктов.
Уровень заболеваемости дизентерией в последние годы снижался и в 2009 году составил 18,8 на 100 т.н. Вместе с тем в структуре наиболее значимых эпидемических очагов ежегодный удельный вес шигеллезов составляет порядка 4,2%. При этом именно с этими возбудителями связаны массовые очаги, распространение инфекции в которых происходило через продукцию молокоперерабатывающих производств (вспышки были зарегистрированы в Усть-Алданском, Амгинском, Хангаласском, Кобяйском и Горном районах).
В апреле в г. Якутске была зарегистрирована групповая заболеваемость сальмонеллезом с числом пострадавших 14 человек. Предполагаемым фактором передачи инфекции послужило употребление торта. В пробах торта была выделена салмонелла энтеритидис.
24 июня 2010 г. в Олекминском районе в вахтовом поселке рабочих, занятых на строительстве центральной ремонтной станции нефтепровода ВСТО, в 25 км от г. Олекминска, было зарегистрировано пищевое отравление с количеством пострадавших 44 человека. Фактором передачи возбудителя послужили макароны по-флотски, приготовленные с нарушением требований санитарных правил. По результатам лабораторных исследований в материалах от больных, пробах питьевой воды выделена условно-патогенная флора.
Причинами возникновения вспышек пищевого характера являлись грубейшие нарушения технологического процесса на предприятиях, занятых в сфере производства и оборота пищевых продуктов, а также на пищеблоках при приготовлении блюд.
В структуре группы кишечных инфекций сальмонеллез составляет 8,2%. Одним из самых из неблагополучных территорий по сальмонеллезу традиционно являются: г. Якутск, Нерюнгринский, Таттинский, Хангаласский, Усть-Алданский районы, где в 2009 году уровни заболеваемости сальмонеллезами превышали аналогичные цифры в целом по республике более чем в 2 - 4 раза. Наибольшее число заболевших регистрируется в г. Якутске (около 50%), что связано с возрастающей централизацией и интенсификацией производства продуктов питания, расширением производства различных полуфабрикатов и готовых блюд, реализуемых через торговую сеть, развитием сети общественного питания и т.д. В этиологической структуре сальмонеллезов с начала 80-х годов прошлого века доминирует Salmonella enteritidis (группа Д), но в последние годы появились данные о некоторой роли сальмонелл группы С, в частности Salmonella braenderup, группы В (S.Chester), что свидетельствует о формировании новых резервуаров возбудителя в природе и требует осуществления комплекса исследований, направленных на выявление возможных источников инфекции, не имеющих большого значения в предыдущие годы.
В связи с вступлением в силу Федерального закона 294-ФЗ текущий государственный надзор за объектами пищевой промышленности, общественного питания осуществляется 1 раз в 3 года. Программа производственного контроля повсеместно дает недостаточно реальную санитарную характеристику объекта, кратность и периодичность лабораторного контроля не соответствуют требованиям СанПиН. По данным лабораторного мониторинга отмечается высокий удельный вес нестандартных проб молочной продукции по микробиологическим показателям (17,9%), продуктов птицеводства (10,6%), мяса и мясных продуктов (14,8%).
Не уменьшается значение водного пути передачи инфекций с реализацией фекально-орального механизма. Несмотря на снижение в многолетней динамике заболеваемости, при формировании вспышечной заболеваемости сохраняет свою значимость вирусный гепатит А.
Одним из основных причин высокого уровня заболеваемости острыми кишечными инфекциями и вирусным гепатитом А являются недостатки в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой. В 2009 году 10,6% проб воды не отвечают гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, в 6,1% проб воды централизованного водоснабжения обнаружено вирусное загрязнение.
Основной причиной такой ситуации является высокий износ водопроводных сооружений и сетей до 70%. Планово-предупредительный ремонт водопроводных сооружений и сетей полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
В поддержании санитарно-эпидемиологического благополучия населения большое значение имеет проведение вакцинации декретированного контингента против дизентерии и вирусного гепатита А по эпидемическим показаниям, что способствовало снижению показателей заболеваемости в последние 5 лет данными инфекциями.
В целях стабилизации эпидемиологической ситуации по острым кишечным инфекциям, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Саха (Якутия), руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 44, ст. 4984, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17), в соответствии с п. п. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2899; 2006, № 22, ст. 2337; № 52 (3 ч.), ст. 5587; 2008, № 40, ст. 4548; № 46, ст. 5337; 2009, № 30, ст. 3823; № 33, ст. 4081; 2010, № 9, ст. 960), п. 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 21, ст. 2023; 2006, № 13, ст. 1409; 2008, № 12, ст. 1130, № 23, ст. 2713, № 24, ст. 2867, № 50, ст. 5946; 2009, № 6, ст. 738, № 10, ст. 1224, № 18 (2 ч.), ст. 2248), Международными медико-санитарными правилами (2005), постановляю:
1. Главам муниципальных образований районов (улусов), городов, поселков и поселений рекомендовать:
1.1. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы эпидемиологической ситуации и эффективности проводимых мероприятий по острым кишечным инфекциям.
1.2. Принять меры по разработке целевых муниципальных программ по профилактике острых кишечных инфекций, предусмотрев необходимый объем финансирования.
1.3. Потребовать в пределах компетенции от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнения требований санитарного законодательства в процессе производства, хранения и продажи продовольственных товаров, обеспечения населения доброкачественной водой и предоставления населению качественных услуг в условиях неустойчивой эпидемической ситуации по группе острых кишечных инфекций.
1.4. Оказывать поддержку органам и учреждениям здравоохранения республики и территориальным отделам Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) в районах в организации активной разъяснительной работы среди населения по профилактике острых кишечных инфекций.
2. Руководителям предприятий и учреждений, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:
2.1. В программе производственного контроля объекта предусмотреть сроки и кратность проведения лабораторного контроля, прохождения предварительного и периодического медицинского осмотра, гигиенического обучения, вакцинацию против дизентерии и вирусного гепатита А.
2.2. Обеспечить проведение вакцинации по эпидемическим показаниям против дизентерии лицам:
- занимающимся заготовкой и переработкой молока и молочных продуктов;
- работникам пищевой промышленности;
- работникам общественного питания, пищеблоков детских дошкольных, общеобразовательных, лечебно-профилактических учреждений;
- работникам торговли продуктами питания.
2.3. Обеспечить проведение вакцинации по эпидемическим показаниям против вирусного гепатита А лицам:
- детям, проживающим на территориях с высоким уровнем заболеваемости;
- медицинским работникам, воспитателям и персоналу детских дошкольных и образовательных учреждений;
- работникам общественного питания;
- работникам, обслуживающим систему водоснабжения и канализации;
- контактным в очагах инфекции.
2.4. Внедрить в практику работы санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза".
3. Руководителям органов управления образованием районов и городов рекомендовать:
3.1. Взять на контроль готовность учреждений летнего отдыха и оздоровления детей к сезону 2010 г. и далее ежегодно, в том числе санитарно-техническое состояние учреждений и подготовку персонала.
3.2. Обеспечить выполнение предписаний, выданных учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при подготовке образовательных учреждений к 2010 - 2011 учебному году.
4. Руководителям органов и учреждений здравоохранения:
4.1. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) организовать обучение персонала лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики, лечения и профилактики острых кишечных инфекций.
4.2. Принять меры по оснащению современным лабораторным оборудованием лабораторий лечебно-профилактических учреждений с целью обеспечения этиологической расшифровки острых кишечных инфекций.
4.3. Активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросам профилактики кишечных инфекций.
5. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Республике Саха (Якутия):
5.1. Принять необходимые меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы лабораторий, своевременному оснащению современным оборудованием, питательными средами, диагностикумами и подготовке специалистов по вопросам работы с возбудителями острых кишечных инфекций.
5.2. Обеспечить качество:
- проводимых исследований как в рамках планового мониторинга за объектами окружающей среды, так и по эпидемическим показаниям - при работе в очагах острых кишечных инфекций;
- противоэпидемической и профилактической работы в очагах кишечных инфекций.
5.3. Организовать и поддерживать постоянное взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями острых кишечных инфекций.
5.4. Активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения по вопросам профилактики кишечных инфекций.
6. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), их заместителям и представителям в районах:
6.1. По результатам ретроспективного и оперативного анализа заболеваемости ОКИ (суммарно и по каждой нозологической форме) с установлением причинно-следственной связи эпидемиологического неблагополучия внести в органы местного самоуправления предложения по стабилизации ситуации.
6.2. Продолжить еженедельный мониторинг заболеваемости по сумме ОКИ и отдельным нозологическим формам, входящим в указанную группу.
6.3. Обеспечить качественное проведение плановых мероприятий по надзору, установить жесткий контроль за выполнением предписаний в случае выявления нарушений требований санитарного законодательства, в первую очередь, на объектах общественного питания, торговли, в детских образовательных учреждениях, учреждениях отдыха и оздоровления, лечебно-профилактических учреждениях, организациях, занимающихся подачей воды населению.
6.4. Взять на контроль:
- санитарно-техническое состояние лечебно-профилактических и детских учреждений, подготовить предложения по его улучшению в адрес органов и учреждений здравоохранением и глав муниципальных образований, инициировать разработку программ по их ремонту или строительству, оснащению пищеблоков;
- подготовку и проведение летнего оздоровительного сезона: провести анализ санитарно-технического состояния объектов летнего отдыха и оздоровления детей по данным предыдущих лет, уточнить список поставщиков продуктов питания, повысить персональную ответственность специалистов при выполнении плановых мероприятий по надзору.
6.5. В случае регистрации эпидемического неблагополучия по острым кишечным инфекциям организовывать санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в полном объеме:
- инициировать внеплановые заседания санитарно-противоэпидемических комиссий по проблемам острых кишечных инфекций;
- при необходимости вводить режим гиперхлорирования водопроводной воды с обязательным контролем остаточного хлора;
- усилить контроль за соблюдением противоэпидемического режима в детских образовательных и лечебно-профилактических учреждениях;
- рекомендовать проведение внеочередных медицинских осмотров лицам декретированных групп;
- принимать меры по временному исключению холодных закусок, блюд и продуктов, не подвергающихся термической обработке, на пищеблоках детских образовательных учреждений как факторов передачи инфекции, подозрительных на инфицирование, до завершения всего комплекса противоэпидемических мероприятий;
- при необходимости осуществлять проведение внеплановых проверок организаций общественного питания и торговли по решению санитарно-противоэпидемических комиссий.
6.6. При выявлении нарушений требований санитарного законодательства в ходе проведения плановых и внеплановых проверок, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" применять меры административного воздействия в соответствии с административным законодательством Российской Федерации.
6.7. Активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения по профилактике острых кишечных инфекций.

Главный государственный санитарный врач
по Республике Саха (Якутия)
М.Е.ИГНАТЬЕВА




Официальная публикация в СМИ:
"Якутские ведомости", № 49, 04.08.2010


Постановление Главного государственного санитарного врача по РС(Я) от 14.07.2010 № 2
"О профилактике острых кишечных инфекций в Республике Саха (Якутия)"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru