Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2011 г. по делу № 109-АМЗ-2011

Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 25.08.2011 г.

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Гаврилов А.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике;
Члены Комиссии:
Соколова В.И. - главный специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы;
Леонтьева Г.Ф. - специалист-эксперт отдела естественных монополий и рекламы
Гадилова А.Р. - старший специалист 1 разряда отдела естественных монополий и рекламы.
в присутствии:
ответчика - ООО "Г.": Б. - заместитель генерального директора по реализации газа (доверенность <...>), Я. - начальник юридического отдела (доверенность <...>),
заявитель - Индивидуальный предприниматель О., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, своего представителя в заседание не направил.
рассмотрев дело № 109-АМЗ-2011 по признакам нарушения ООО "Г." (адрес: <...>) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о конкуренции),

установила:

В Чувашское УФАС России обратился Индивидуальный предприниматель О. (<...>) с заявлением на действия ООО "Г." по навязыванию невыгодных условий договора поставки газа.
Между ИП О. и ООО "Г." заключен долгосрочный договор поставки газа № р59-5-4107/333 от 15.12.2010 г. на период 2011 - 2015 гг., согласно которому данное Общество (поставщик) обязалось поставлять, а Индивидуальный предприниматель (покупатель) получать (выбирать) и оплачивать поставляемый газ.
В своем заявлении ИП О. указывает на то, что ООО "Г." включило в договор поставки газа пункты, противоречащие действующему законодательству, а именно пункты 3.3 и 5.3.2, а также пункт 2.2 о необходимости указать в Приложении № 1 к договору поставки газа договорные годовые объемы газа в 2011 - 2015 гг.
Как следует из пункта 3.3 в случае невыборки покупателем в течении месяца поставки договорного месячного объема газа (менее 90% месячного договорного объема), за исключением случаев недопоставки газа поставщиком или наступления обстоятельств непреодолимой силы, стоимость объемов невыбранного покупателем газа признается неустойкой. Невыбранные объемы газа не подлежат поставке в последующие периоды и отражаются в месячном акте поданного - принятого газа.
Согласно подпункту 5.3.2 пункта 5 договора фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, выбранного покупателем сверх договорного суточного объема, за все сутки месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 настоящего договора, определяющими порядок расчета стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных объемов с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, предусмотренных пунктом 17 Правил поставки газа.
В связи с данными обстоятельствами ИП О. просит рассмотреть вопрос навязывания ООО "Г." в договоре поставки газа пунктов 3.3 и 5.3.2, невыгодных для него.
ИП О., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в заседание не явился, своего представителя не направил.
Представитель ООО "Г." по заявленному пояснил, что ИП О., получив проект договора поставки газа № 59-5-4107/333 от 15.12.2010 г. на срок с 01.01.2011 до 31.12.2015 г., подписал его без протокола разногласий.
Пунктами 2.1, 2.2 и Приложением № 1 к договору поставки газа, направленного ИП О., сторонами согласовываются объемы поставки газа по году в целом, так и по месяцам поставки. Пунктом 3.2 указанного договора предусмотрена возможность перераспределения и изменения объемов поставки газа (уменьшение или увеличение) на основании заявки покупателя. При изменении договорных объемов подписывается дополнительное соглашение с Приложением № 1 в новой редакции.
В адрес ООО "Г." ИП О. с заявкой об увеличении или уменьшении, а также внесении корректировок объемов газа, предложенных к поставке, не обращался.
Пунктом 3.3 типового договора поставки газа предусмотрена неустойка за невыборку газа покупателями природного газа. Все протоколы разногласий потребителей, не согласных при заключении договоров поставки газа с данным пунктом проекта договора, поставщиком газа подписаны и ни один протокол разногласий не был отклонен.
Пункт 5.3 договора поставки газа уточняет стоимость месячной поставки природного газа и включает в нее стоимость сверхдоговорных объемов газа с применением коэффициента 1,1 и 1,5. Данные коэффициенты установлены в пункте 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 и не являются неустойкой, а образуют элемент ценообразования.
Таким образом, ООО "Г." считает, что навязывания условий 3.3 и 5.3.2 договора поставки газа ИП О. не было, включение в договор соответствующих условий не является их навязыванием контрагенту, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Федерального закона "О защите конкуренции" производство по делу просило прекратить.
Комиссия Чувашского УФАС России в ходе рассмотрения дела установила следующее.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В пункте 1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. № 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее - Правила поставки газа).
В силу пунктов 1, 5 Правил поставки газа настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.
Согласно пунктам 12, 13 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
Количество газа на основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 12 Правил поставки газа является существенным условием договора энергоснабжения.
Таким образом, обязанность покупателя отбирать газ равномерно в количестве, определенном в пункте 3.1 договора, предусмотрена пунктом 1 статьи 544 ГК РФ и пунктами 12, 13 Правил поставки газа.
По условиям статей 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
В пункте 4 статьи 421 ГК РФ указано, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 30 Правил поставки газа поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.
Пунктом 41 названных Правил установлено, что ответственность за нарушение поставки газа предусмотрена законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела видно, что пунктом 3.3 договора установлена обязанность покупателя уплатить неустойку в случае невыборки газа им в течение месяца менее 90 процентов месячного договорного объема. Этим же пунктом определена формула расчета неустойки за невыборку договорного объема газа. Данные условия согласуются с положениями Правил поставки газа и включение в договор поставки газа соответствующего условия не является их навязыванием контрагенту.
Договор поставки газа № 59-5-4107/333 от 15.12.2010 подписан сторонами без разногласий, разногласия по пункту 3.3 при заключении договора у сторон не возникали.
Таким образом, условие о неустойке в связи с невыборкой газа было включено сторонами в договор в соответствии со статьей 421 ГК РФ, что является правом сторон и не противоречит статьям 330, 544 и 575 ГК РФ.
Пунктами 15 и 17 Правил поставки газа установлено, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа, количестве стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной, нежели та, которая установлена в договоре.
В соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1:1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
По условиям пункта 5.3.2 договора поставки газа № 59-5-4107/333 от 15.12.2010 фактическая стоимость газа, выбранного в месяце поставки газа, складывается из стоимости суммарных объемов газа, фактически выбранного покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора, предусматривающими порядок определения стоимости газа, отобранного покупателем в пределах согласованных сторонами объемов с учетом коэффициентов 1,1 и 1,5, установленных пунктом 17 Правил поставки газа.
Таким образом, пунктом 17 Правил поставки газа определен порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема. Коэффициенты за сверхдоговорное потребление газа, повышающие стоимость газа, представляют собой элемент ценообразования, а не неустойку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ ИП О. вправе был определить срок действия договора по своему усмотрению, а также подписать договор поставки газа с протоколом разногласий, по тем условиям, которые считает необоснованными.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием.
ИП О., получив проект договора поставки газа, подписал его без протокола разногласий, согласившись с его условиями и согласовав объемы поставки газа по году в целом и по месяцам поставки.
С учетом этих обстоятельств и вышеуказанных положений нормативно-правовых актов, включение ООО "Г." в договор поставки газа условий о неустойки в связи с невыборкой газа и увеличение стоимости газа и его транспортировки в связи с большим объемом потребления, определенных договором поставки газа, является правом стороны и не противоречит статьям 330, 544 и 575 ГК РФ.
Оценив обстоятельства дела, исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, заслушав объяснение стороны по делу, Комиссия пришла к заключению, что в действиях ООО "Г." нарушение антимонопольного законодательства, выражающегося в навязывании ИП О. условий договора поставки газа, не установлено, поскольку включение в договор поставки газа спорных пунктов 3.3 и 5.3.2 не противоречит действующему законодательству.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Дело № 109-АМЗ-2011, возбужденное по признакам нарушения ООО "Г." пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", прекратить в связи с неустановлением в действиях ООО "Г." нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ

Члены комиссии
В.И.СОКОЛОВА
Г.Ф.ЛЕОНТЬЕВА
А.Р.ГАДИЛОВА

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Чувашского УФАС РФ от 22.08.2011 по делу № 109-АМЗ-2011
<О прекращении производства по делу о нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru