Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2011 г. № А54-198/2011-С8

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Спецстройдорсервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области (Рязанская область, р.п. Шилово) о признании недействительным решения № 13-38/4738дсп от 31.08.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требование, согласно которым просит суд признать недействительным решение № 13-38/4738дсп от 31.08.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части сумм НДС в размере 1391082 руб., пени по НДС в размере 384411,84 руб., штрафы по не указанным в резолютивной части налогам по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 278216 руб., 16782 руб., и 4704 руб., штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 7949 руб.
Уточнения приняты судом.
В судебном заседании представитель заявителя поддерживает требования с учетом уточнения.
Представитель налогового органа в судебном заседании требование не признает.
Из материалов дела следует: налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Спецстройдорсервис" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по вопросам полноты и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2007 по 31.12.2008.
Выявленные налоговые правонарушения отражены в акте проверки от 09.08.2010 № 13-38/4198дсп.
31.08.2010 налоговым органом было принято решение № 13-38/4738дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому:
1) Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскании штрафов за неуплату или неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС), налога на имущество, транспортного налога, налога на прибыль, а также на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 798349 руб.
2) Обществу предложено уплатить соответствующие пени, начисленные по состоянию на 29.09.2010:
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 398521,17 руб.;
- по налогу на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федерации в сумме 176668,67 руб.;
- по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации в сумме 476816,53 руб.;
- по транспортному налогу в сумме 12239,66 руб.;
- по налогу на имущество в сумме 5713,28 руб.;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 3448,88 руб.
3) Обществу предложено уплатить недоимку:
- по НДС в сумме 1451460 руб.;
- по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 647842 руб.;
- по налогу на прибыль в бюджет субъектов Российской Федерации в сумме 1760086 руб.;
- по транспортному налогу в сумме 83912 руб.;
- по налогу на имущество в сумме 23519 руб.;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 39743 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение № 13-38/4738дсп 31.08.2010 Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Управлением Федеральной налоговой службы России по Рязанской области указанная апелляционная жалоба была удовлетворена в виде отмены оспариваемого решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 2407928 руб., а также пени и штрафных санкций за неуплату данного налога, в части доначисления НДС в сумме 60378 руб., а также пени и штрафных санкций за неуплату данной суммы налога, в части штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1250 руб. В остальной части оспариваемое решение оставлено в силе.
Не согласившись частично с решением Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области 13-38/4738дсп 31.08.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что уточненные требования Общества подлежат частичному удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы закона следует, что основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные в данной статье налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Общество в ходе выездной налоговой проверки документально не подтвердило указанные в декларациях за 2007 - 2008 годы сведения о заявленных вычетах по НДС, в том числе за 2007 год в сумме 697477 руб., за 2008 год в сумме 624528 руб., в связи с их утратой в результате затопления архива Общества.
Вместе с тем, в ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом получены документы, информация, которые подтверждают тот факт, что указанные выше суммы НДС, заявленные налогоплательщиком, не являются завышенными, а также подтверждают наличие хозяйственных правоотношений Общества и оплату указанных операций.
Полученные в ходе выездной налоговой проверки документы от контрагентов Общества не были учтены налоговым органом, соответственно, не приняты к вычету спорные суммы НДС, ссылаясь на то, что обязанность подтверждать обоснованность заявленных вычетов лежит на налогоплательщике.
Представитель ответчика пояснил, что Общество с 2009 года не предприняло мер, направленных на восстановление утраченных документов в нарушение подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в течение четырех лет налогоплательщик обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Однако, следует отметить, что правила восстановления утраченных документов налоговым законодательством не определены.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что узнав о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком приняты меры по восстановлению утраченных документов, направлены запросы в адрес контрагентов, однако получить данные документы до окончания проверки и вынесения оспариваемого решения Общество не смогло.
Указанные документы представлены заявителем в суд.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета. Независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о предоставлении налогового вычета, суд обязан исследовать соответствующие документы.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 указано, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 24.11.2005 № 452-О, от 18.04.2006 № 87-О, от 16.11.2006 № 467-О и от 20.03.2007 № 209-О-О неоднократно обращал внимание на то, что разрешение споров о праве на налоговый вычет, касающихся выполнения обязанности по уплате налога, относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах, и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.).
Проанализировав представленные в материалы дела документы, Арбитражный суд считает, что оснований для доначисления сумм НДС в размере 697477 руб. за 2007 год, 624528 руб. за 2008 год у налогового органа не имелось.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки не были учтены результаты камеральных налоговых проверок по НДС за спорный период. Также не учтены и те обстоятельства, что в ходе камеральных проверок Обществом представлялись документы, подтверждающие обоснованность заявленных вычетов.
В части доначисления сумм НДС по счет-фактурам, выставленным Шацким филиалом ОАО "Рязаньавтодор" за 2009 год в размере 69077 руб. суд отмечает следующее.
В материалы дела заявителем представлены исправленные счет-фактуры за указанный период, что не противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, оснований для доначисления НДС в размере 69077 руб. не имеется.
Учитывая изложенное выше, принимая по внимание те обстоятельства, что исчисленные налогоплательщиком суммы НДС в спорный период соответствуют фактической его обязанности по уплате НДС в бюджет и обратное в ходе рассмотрения дела не доказано, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области № 13-38/4738дсп 31.08.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в части сумм: 1391082 руб. - налога на добавленную стоимость, 384411,84 руб. - пени по налогу на добавленную стоимость; 278216 руб. - штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
По иным эпизодам заявитель не спорит.
Вместе с тем, в части привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым отметить следующее.
В статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации определены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. В подпункте 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что суд вправе признать смягчающими ответственность иные, помимо установленных подпунктами 1, 2 пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, обстоятельства, перечень которых не определен.
В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Право оценки представленных сторонами доказательств и определения размера санкции с учетом признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность, в силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, принадлежит судам или налоговым органам, рассматривающим дело.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.06.1999 № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал: "учитывая, что пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза". При этом установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, в связи с чем, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств, вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание отсутствие ущерба, связанного с неправомерными действиями Общества, отсутствие каких-либо отрицательных последствий совершенного деяния, а также, начисление налоговой санкции в полном объеме может причинить значительный ущерб заявителю, суд считает возможным, учитывая степень вины правонарушителя, характер совершенного деяния, малозначительность совершенного правонарушения, руководствуясь общими принципами юридической ответственности, которыми являются справедливость и индивидуализация наказания, соразмерность наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, применить нормы статьи 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, и уменьшить размер финансовой санкций, начисленных на основании оспариваемого решения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по транспортному налогу до 1600 руб., по налогу на имущество до 500 руб., по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации до 800 руб.
В остальной части требований следует оказать.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Заявитель понес судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области 13-38/4738дсп от 31.08.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие положениям Налогового кодекса Российской Федерации, признать недействительным в следующей части:
- 1391082 руб. - налог на добавленную стоимость,
- 384411,84 руб. - пени по налогу на добавленную стоимость;
- 278216 руб. - штраф за неполную уплату налога на добавленную стоимость по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации;
- 7149 руб. штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации;
- 15182 - штраф за неполную уплату транспортного налога по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации;
- 4204 руб. - штраф за неполную уплату по налогу на имущество по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части требований отказать.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Спецстройдорсервис", вызванное принятием решения в указанной части.

Судья
И.А.СТРЕЛЬНИКОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.04.2011 № А54-198/2011-С8
<Поскольку исчисленные налогоплательщиком суммы НДС в спорный период соответствуют фактической его обязанности по уплате НДС в бюджет и обратное в ходе рассмотрения дела не доказано, решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным в части сумм налога на добавленную стоимость, пени по налогу на добавленную стоимость, штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость по пункту 1 статьи 122 НК РФ>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru