Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. № 33-1952

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области на решение Кораблинского районного суда Рязанской области от 8 августа 2011 года, которым постановлено:
Заявление Д.А.П. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области № <...> от 30.06.2011 об аннулировании Д.А.П. разрешения на временное проживание.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Рязанской области разрешить Д.А.П. временное проживание.
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области в пользу Д.А.П. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме <...> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Рязанской области Ш.Е.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на доводы кассационной жалобы представителя Д.А.П. - С.В.В., судебная коллегия

установила:

Д.А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации и возложении на Управление Федеральной миграционной службы по Рязанской области обязанности разрешить временное проживание в Российской Федерации.
В обоснование своих требований Д.А.П. указал, что он является гражданином Республики <...>. Управлением Федеральной миграционной службы по Рязанской области в Кораблинском районе ему было выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком до 27 мая 2011 года, а затем до 30 апреля 2013 года по адресу: <...>, что подтверждается соответствующими отметками Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области в Кораблинском районе в паспорте.
30 июня 2011 года решением Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области № <...> ранее выданное разрешение на временное проживание в Российской Федерации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" было аннулировано.
Указанной нормой предусмотрено аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание, если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
О принятом решении заявитель узнал только 28 июля 2011 года, получив от почтальона письмо, в котором находилось уведомление о принятии решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Д.А.П. считает решение Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области об аннулировании разрешения на временное проживание незаконным и необоснованным, так как каких-либо действий, направленных на изменение конституционного строя Российской Федерации, либо создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации он не совершал, проживает на территории Российской Федерации на законных основаниях, за истекшее время нарушений действовавшего законодательства в сфере статуса иностранного гражданина не допускал, имеет на территории России семью, постоянную работу, на которой характеризуется положительно, кроме того, членом антигосударственных организаций никогда не был и не собирается быть.
По мнению заявителя, решение об аннулировании разрешения на временное проживание должно быть мотивировано, однако мотивированного решения нет, так как в нем не указаны фактические основания для его принятия.
Также заявитель считает, что нарушена процедура аннулирования разрешения на временное проживание. Управлением Федеральной миграционной службы по Рязанской области нарушены его права, ему не было объявлено принятое решение под личную подпись в течение трех дней и не вручено уведомление об аннулировании разрешения на временное проживание, не разъяснен порядок обжалования решения.
Решением суда заявление Д.А.П. удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Федеральной миграционной службы по Рязанской области просит решение отменить, ссылаясь на неприменение судом норм материального права: Федерального закона "О федеральной службе безопасности" (ст. 12, 13, 13.1), на неправильное применение Федерального закона "О правовом положении иностранных лиц в Российской Федерации" (ст. 7) и Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (п. 82).
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Федеральной миграционной службы по Рязанской области гражданину Республики <...> - Д.А.П. было выдано разрешение на временное проживание в России сроком до 27.05.2011, а затем до 30.04.2013 по адресу: <...>. 11 июня 2010 г. он вступил в брак с гражданкой России ФИО1. 30.06.2011 Управление Федеральной миграционной службы по Рязанской области вынесло решение об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации Д.А.П. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Удовлетворяя заявление Д.А.П. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации, районный суд исходил из того, что Управление в нарушение требований ст. 82, 83 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации не проводило проверку поступившего сообщения о наличии обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения на временное проживание в России, каких-либо доказательств, подтверждающих основание аннулирования разрешения, органом, чье решение обжалуется, не представлено, решение Управления об аннулировании разрешения на временное проживание не мотивировано.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.
В силу подпункта 1 пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 указанного Закона территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, в соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ определен постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 № 789 (ред. от 06.04.2009) "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" и приказом ФМС РФ от 29.02.2008 № 40 (ред. от 21.05.2010, с изм. от 30.05.2011) "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации".
В соответствии с п. 17 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание территориальный орган Федеральной миграционной службы рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия предусмотренных статьей 7 Закона оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание, для чего направляет запросы в соответствующие органы внутренних дел, безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы.
В соответствии с Административным регламентом (п. 53) проверка наличия оснований отказа в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации проводится сотрудником ФМС, уполномоченным на рассмотрение заявления, путем направления соответствующих запросов в территориальные органы внутренних дел, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы, а в территориальные органы безопасности направляется второй экземпляр заявления; указанные органы в пределах своей компетенции представляют письменную информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения; территориальные органы безопасности при отсутствии оснований, препятствующих выдаче разрешения, могут вместо письменного ответа на запрос возвратить второй экземпляр заявления, на котором проставляется специальный штамп установленной формы.
Пунктом 82 Административного регламента установлено, что основанием для начала административной процедуры аннулирования ранее выданного иностранному гражданину разрешения является получение территориальным органом ФМС России информации о наличии обстоятельств, являющихся основаниями для указанного аннулирования (пункт 50 Административного регламента).
В соответствии с п. 83 Административного регламента при выявлении указанных оснований уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России проводит проверку по их подтверждению. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы, опрошены заинтересованные лица.
По результатам проведенной проверки в соответствии с п. 84 Административного регламента уполномоченный сотрудник выносит мотивированное заключение (приложение № 5 к Административному регламенту), которое утверждается руководителем территориального органа ФМС России или его заместителем.
Следовательно, проверка наличия или отсутствия предусмотренных статьей 7 Закона оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину в Российской Федерации или его аннулирования, проводимая сотрудниками Федеральной миграционной службой, заключается в направлении запросов в соответствующие компетентные органы, которые предоставляют информацию миграционной службе, и в соответствии с которой и принимается решение о выдаче или отказе выдачи разрешения на временное проживание иностранному гражданину или аннулировании указанного разрешения.
Из материалов дела усматривается, что 24 июня 2011 г. в адрес УФМС России по Рязанской области поступило письмо из Управления Федеральной службы безопасности РФ по Рязанской области, которым предлагалось с учетом вновь открывшихся обстоятельств и в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" аннулировать ранее выданное гражданину Армении Д.А.П., 12.04.1950 рождения, уроженцу <...>, зарегистрированного по адресу: <...>, разрешение на временное проживание в Российской Федерации и о результатах сообщить в УФСБ России по Рязанской области до 15 июля 2011 г.
Указанный документ представлен в суд первой инстанции Управлением Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Рязанской области и исследовался при рассмотрении дела.
В силу ст. 1 Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" задача по обеспечению безопасности Российской Федерации возложена на федеральную службу безопасности.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с пунктом "л" ст. 13 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности", выполняя указанную задачу, вправе вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
Статьей 13.1 этого же Закона предусмотрено, что к мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.
При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 9 Указа Президента РФ от 11.08.2003 № 960 (ред. от 24.02.2011) "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" к функциям ФСБ России для решения основных задач отнесено участие в пределах своих полномочий в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации.
Следовательно, УФСБ РФ по Рязанской области является компетентным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации, имело право оценки деятельности иностранного гражданина - заявителя по настоящему делу, как представляющей угрозу национальной безопасности, было вправе выдавать предписание, которое является обязательным при принятии окончательного решения УФМС РФ по Рязанской области для решения вопроса об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 (ред. от 31.10.2009), к числу полномочий указанной миграционной службы не отнесено полномочие по проверке правильности и обоснованности предписания, выданного органами федеральной службы безопасности, по оценке или переоценке деятельности иностранного гражданина по вопросу представления угрозы национальной безопасности Российской Федерации.
В соответствии с поступившим сообщением УФСБ России по Рязанской области УФМС России по Рязанской области вынесло заключение от 30 июня 2011 г., которым аннулировало разрешение на временное проживание в Российской Федерации Д.А.П., о чем направило сообщение данному лицу.
Указанное заключение соответствует требованиям Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, содержит прямую ссылку на норму Федерального закона, предусматривающую конкретное основание для аннулирования разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, а также обстоятельства, послужившие основанием для вынесения такого решения.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления Д.А.П.
Выводы суда о необходимости проведения УФМС РФ по Рязанской области проверки поступившего сообщения УФСБ РФ по Рязанской области сделаны без учета норм материального права.
Суждение суда первой инстанции о нарушении прав заявителя на уважение личной и семейной жизни, нарушении общепризнанных принципов и международных норм о гарантированности прав в сфере семейной жизни, охраны здоровья, защиты от дискриминации не мотивированным крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности решением об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации, является несостоятельным.
Действующим законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться на территории Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Так, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 г.) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) допустимо вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанные положения согласуются с положениями ст. 4 и ст. 55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также ст. 62 Конституции России о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Такие ограничения на временное проживание иностранных граждан в России установлены ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В оспариваемом решении органа миграционной службы имеется ссылка на конкретное правовое основание аннулирования разрешения на временное проживание заявителя на территории Российской Федерации - подпункт 1 пункт 1 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и обстоятельства - получение сообщения УФСБ России по Рязанской области о выявлении оснований для аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание, и оно полностью соответствует нормам права.
Доводы Д.А.П. о нарушении процедуры аннулирования разрешения на временное проживание, выразившемся в том, что принятое решение не было объявлено ему под личную роспись в течение трех дней и не было вручено уведомление об аннулировании разрешения на временное проживание, не разъяснен порядок обжалования решения, чем нарушены требования п. 85 Административного регламента, не влияют на законность решения УФМС РФ по Рязанской области об аннулировании разрешения указанному лицу на временное проживание, поскольку затрагивают только права заявителя на обжалование данного решения. Вместе с тем указанное право было реализовано заявителем подачей заявления о признании незаконным решения УФМС по Рязанской области от 30.06.2011, на основании которого было возбуждено настоящее гражданское дело.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции при рассмотрении дела допустил нарушение норм материального права, что является основанием для отмены решения по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ. Вместе с тем все обстоятельства дела судом установлены, проведения дополнительной проверки по делу и установления новых обстоятельств не требуется, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам не лишена возможности вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кораблинского районного суда Рязанской области от 8 августа 2011 года отменить. Постановить новое решение, которым отказать Д.А.П. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Рязанской области № <...> от 30.06.2011 об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 28.09.2011 № 33-1952
<В удовлетворении заявления о признании незаконным решения федеральной миграционной службы об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации отказано, поскольку заключение соответствует требованиям регламента по предоставлению миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, содержит прямую ссылку на норму закона, предусматривающую конкретное основание для аннулирования данного разрешения, а также обстоятельства, послужившие основанием для вынесения такого решения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru