УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Управление пояснило, как вернуть НДФЛ, удержанный налоговым агентом после получения заявления налогоплательщика о предоставлении имущественного вычета.
Вопрос: Каким образом осуществляется возврат НДФЛ, удержанного налоговым агентом после получения им заявления налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета?
Ответ: Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ статья 220 Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 4, согласно которому в случае, если после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, налоговый агент неправомерно удержал налог без учета данного имущественного налогового вычета, сумма излишне удержанного после получения заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 Кодекса.
Таким образом, при предоставлении налоговым агентом имущественного налогового вычета излишне удержанным является налог, неправомерно удержанный после представления налогоплательщиком в установленном порядке заявления налоговому агенту о получении имущественного налогового вычета. В этой связи суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются "излишне удержанными" и, соответственно, под действие статьи 231 Кодекса не подпадают.
В случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением.
Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, определенной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, налогоплательщик имеет право на получение оставшейся части имущественного налогового вычета при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Управление пояснило: выплата пособия семьям граждан, погибших при катастрофе "Булгарии", НДФЛ не облагается.
Вопрос: У меня в Казани на "Булгарии" погиб брат. Родителям были произведены выплаты из федерального и регионального бюджета. Будет ли браться с этих выплат налог?
Ответ: В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы граждан, полученные ими как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у них возникло, за исключением доходов, поименованных в ст. 217 Кодекса.
На основании п. 8 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, независимо от источника выплаты.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом ст. 1 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно п. 1 распоряжения Правительства РФ от 12.07.2011 № 1219-р "О выплате единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) и пропавших в результате катастрофы речного теплохода "Булгария" членам семей граждан, погибших (умерших) в результате катастрофы речного теплохода "Булгария", произошедшей на реке Волге 10.07.2011 в Республике Татарстан (далее - чрезвычайная ситуация), а также членам семей граждан, находившихся на борту речного теплохода "Булгария" во время катастрофы, тела которых не найдены, выплачены единовременные пособия в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Во исполнение распоряжения
Правительства Пермского края от 15.07.2011 № 135-рп "О выделении бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Пермского края для оказания материальной помощи семьям погибших в результате аварии на теплоходе "Булгария" ближайшим родственникам погибших в результате катастрофы речного теплохода "Булгария", происшедшей на реке Волге 10.07.2011 в Республике Татарстан, выплачена материальная помощь.
Из вышеизложенного Управление приходит к заключению, что налогом на доходы физических лиц суммы выплат единовременного пособия и материальной помощи членам семей граждан, погибших (умерших) в результате катастрофы речного теплохода "Булгария", предусмотренные вышеуказанными нормативными актами, на основании п. 8 ст. 217 Кодекса не облагаются.
Управление поясняет: пенсионеры от налога на имущество освобождены вне зависимости от условий назначения пенсии.
В статье 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) определены категории граждан, которые не платят налог на имущество, в частности, пенсионеры.
При этом законом не установлены ограничения на применение льготы в зависимости от условий назначения пенсии.
К примеру, если человек вышел на пенсию ранее достижения возраста для мужчин - 60 лет и для женщин - 55 лет, проработав 25 лет педагогом в учреждении для детей, то он тоже имеет налоговую льготу на уплату налога на имущество.
Чтобы право налогоплательщика на льготу налоговой инспекцией было реализовано, лица, имеющие это право, обязаны самостоятельно и своевременно представить в налоговые органы подтверждающие документы.
Пояснения об освобождении от уплаты налога на имущество пенсионеров подробно изложены в письме Минфина России от 29.09.2011 № 03-05-06-01/69.
Об условиях освобождения от обложения НДФЛ стоимости сертификата на частичную оплату детской путевки.
Постановлением
администрации г. Перми от 29.04.2011 № 191 "Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми" (далее - Постановление администрации г. Перми от 29.04.2011 № 191) установлено, что оздоровление, отдых и занятость детей города Перми осуществляется путем предоставления родителю (законному представителю) сертификата на оздоровление и(или) отдых детей (далее - Сертификат), дающего право на частичную оплату путевки в организациях, оказывающих услуги по оздоровлению и(или) отдыху детей на территории Пермского края.
Порядком
предоставления Сертификата на оздоровление и(или) отдых детей родителям (законным представителям), утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 29.04.2011 № 191, определено, что Сертификат является единовременной формой поддержки, осуществляемой не чаще одного раза в год по одной из форм отдыха и(или) оздоровления: лагерь досуга и отдыха, туристический лагерь палаточного типа, загородный оздоровительный лагерь и санаторный оздоровительный лагерь.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в статье 217 Кодекса.
Случаи освобождения от налогообложения доходов физических лиц в виде оплаты за них или компенсации им стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации перечислены в пункте 9 статьи 217 Кодекса.
В соответствии с вышеуказанным пунктом к доходам, освобождаемым от налогообложения, относятся, в частности, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
К санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.
В частности, к санаторно-курортным учреждениям в соответствии с Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627, относятся санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.
Таким образом, на основании пункта 9 статьи 217 Кодекса стоимость Сертификатов, реализованных родителями на приобретение путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, находящиеся на территории Российской Федерации, от обложения налогом на доходы физических лиц освобождается.
Пояснения подготовлены в соответствии с письмом ФНС России от 24.10.2011 № ЕД-4-3/17594@.
Управление пояснило порядок учета для целей налогообложения прибыли субсидий на развитие бизнеса.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду в пункте 4 данной статьи Налогового кодекса РФ.
В то же время в пункте данной статьи НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и(или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.