Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 декабря 2010 г. № 617-р

(в ред. Постановления Правительства РК
от 02.11.2011 № 486)

1. Одобрить Концепцию инвестиционной политики в Республике Коми согласно приложению.
2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми при планировании и осуществлении мероприятий руководствоваться положениями Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми - министра финансов Республики Коми Тукмакова В.А.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РК от 02.11.2011 № 486)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР





Одобрена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 31 декабря 2010 г. № 617-р
(приложение)

КОНЦЕПЦИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Раздел 1. Общие положения

Обязательным условием повышения инвестиционного потенциала любого региона и эффективности использования этого потенциала является проведение целенаправленной инвестиционной политики, основывающейся на государственном регулировании инвестиционной деятельности. Так, например, в Европейском Союзе в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики.
При этом политика в отношении инвестиционной сферы должна быть системной, последовательно выстроенной и четко сформулированной. Ключевую роль в этом играет законодательство, регламентирующее вопросы осуществления инвестиционной деятельности, а также основания и пределы государственного регулирования в этой области.
Определяющее значение в государственном регулировании имеют федеральные законы, главными из которых являются: Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон "О концессионных соглашениях". Также немаловажную роль в инвестиционном законодательстве играют нормативные правовые акты, определяющие место и полномочия федеральных институтов развития.
В развитие федерального законодательства в области инвестиционной политики в Республике Коми сформирована и постоянно совершенствуется нормативная правовая база в инвестиционной сфере. Ее основой является Закон Республики Коми "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми", а также нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, принимаемые во исполнение данного закона. Актуализировать правовые механизмы инвестиционной политики позволило принятие Закона Республики Коми "Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве".
Однако для развития инвестиционных отношений в необходимом республике направлении требуется четко сформулированная инвестиционная политика, регулируемая органами исполнительной власти, что и определяет необходимость принятия соответствующего стратегического документа.
Реализация в Республике Коми инвестиционной политики, направленной на создание максимально благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику Республики Коми, является одной из основных задач социально-экономического развития Республики Коми, определенных Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 (далее - Стратегия развития республики). Инвестиционная политика основывается на имеющемся экономическом потенциале республики и приоритетах развития экономики и социальной сферы, определенных Схемой развития и размещения производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Республики Коми от 14 февраля 2008 г. № 39-р).
Основные направления инвестиционной политики в Республике Коми и комплекс мер в этой сфере на период 2007 - 2010 годов определены Планом мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Коми и активизации инвестиционной деятельности в Республике Коми на 2007 - 2010 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 28 мая 2007 г. № 107. В целях реализации принципа последовательности необходимо определить целевые ориентиры, приоритеты и механизмы инвестиционной политики в Республике Коми на последующий период.
Настоящая Концепция определяет систему стратегических целей в области улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности в Республике Коми на период до 2020 года. В результате проведенной оценки инвестиционного климата в регионе и анализа текущей ситуации в инвестиционной сфере определены основные направления инвестиционной политики, а также разработаны предложения и мероприятия, направленные на активизацию инвестиционного процесса, реализация которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.

Раздел 2. Состояние инвестиционной деятельности

Республика Коми в силу исторически и географически сложившихся благоприятных природно-ресурсных и экономических факторов обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций. Анализ динамики показателей инвестиционной деятельности на территории Республики Коми подтверждает возможности региона по дальнейшему наращиванию материально-технической базы для развития экономики и социальной сферы.
За период с 2007 по 2009 годы объем инвестиций в основной капитал, осуществленных в регионе, вырос на 6% (в сопоставимых ценах) и по итогам 2009 года составил 108,4 млрд. рублей. По объему инвестиций в расчете на душу населения республика по-прежнему существенно (в 2009 году - более чем в 2 раза) опережает среднероссийский уровень и занимает 2 место в Северо-Западном федеральном округе и 7 место по стране.
В республике отмечается достаточно высокий удельный вес инвестиций по отношению к валовому региональному продукту (далее - ВРП) (около 35%). Такой уровень соответствует показателям инвестиционной активности в странах, демонстрирующих высокие темпы роста экономики. По России объем инвестиций к ВРП не превышает 20%.
Благодаря позитивной динамике основных показателей социально-экономического развития региона международные рейтинговые агентства Fitch Ratings и Moody's Investors Service оценивают кредитоспособность Республики Коми на достаточно высоком уровне, что положительно влияет и на ее инвестиционную привлекательность. Прогнозы международных агентств подтверждают стабильность в экономическом развитии Республики Коми.
В целом в рассматриваемый период (2007 - 2009 годы) ситуация в сфере инвестиций в основной капитал характеризовалась позитивной тенденцией, за исключением 2007 года. На протяжении 2008 - 2009 годов отмечался стабильный рост инвестиций в основной капитал в отличие от общероссийских показателей, по которым в 2009 году произошел значительный спад. В то же время высокие темпы роста капитальных вложений на территории республики обеспечивали инвестиции в реализацию трех крупных проектов, таких как строительство газопровода Бованенково - Ухта, реконструкция ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" (проект "Степ"), комплекс по подготовке и переработке нефти и газа в Усинске. По остальным субъектам инвестиционной деятельности в целом наблюдался спад инвестиций в основной капитал.
Преобладающая часть инвестиций в республике осуществляется ограниченным кругом организаций: например, в 2009 году на 10 организаций-инвесторов (0,7% от их общего числа) приходилось 83% от всех осуществленных в республике инвестиций в основной капитал. Это, с одной стороны, упрощает администрирование инвестиционными процессами. Так, в 2009 году в рамках реализации соглашений, заключенных между Правительством Республики Коми и ведущими организациями региона, было осуществлено инвестиций в размере почти 38 млрд. рублей (или около 35% от общего объема инвестиций в основной капитал по республике).


В целях регулирования отношений между органами исполнительной власти Республики Коми и субъектами инвестиционной деятельности в области реализации проектов ГЧП принят Закон Республики Коми "Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве". В развитие данного Закона Республики Коми необходимо принять решение Правительства Республики Коми по полномочиям, отнесенным к его ведению указанным законом. Кроме того, с учетом последующего накопления опыта по реализации в республике законодательства в сфере ГЧП потребуется проведение работы по поддержанию нормативно-правовой базы в актуальном состоянии.
Важным направлением в области развития ГЧП должно стать упорядочение процедур подготовки и заключения разного рода соглашений, меморандумов и протоколов между органами исполнительной власти Республики Коми и субъектами инвестиционной деятельности (в том числе, крупными корпорациями). Практика подписания таких документов получила широкое распространение, однако в условиях отсутствия требований к их содержанию, порядку заключения привела к накоплению значительного массива документов декларативного характера. Указанные проблемы предполагается решать посредством нормативного закрепления условий, требований к их заключению, а также контроля за их реализацией.
Наряду с этим, предусматривается, что решение о заключении соглашений в области ГЧП принимается Правительством Республики Коми. Порядок организации работы органов исполнительной власти Республики Коми по подготовке проекта соглашения о ГЧП будет утверждаться Правительством Республики Коми. Заключение указанных соглашений будет взаимоувязано с реализацией конкретных проектов в области ГЧП.
Приоритетными направлениями использования механизмов ГЧП на территории Республики Коми могут рассматриваться инфраструктурные проекты в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, туризма, инноваций, экологии и природопользования, агропромышленного комплекса и др.
Определение приоритетных направлений социально-экономического развития посредством реализации механизма ГЧП в Республике Коми - это не только вопрос поиска оптимального набора отраслей экономики и социальной сферы, для развития которых полезно использование механизмов ГЧП. Не менее важным является определение масштабов инвестиционных проектов, реализацию которых целесообразно осуществлять на основе ГЧП с учетом возможностей Республики Коми и инвесторов, осуществляющих деятельность на ее территории.
Наряду с крупными инфраструктурными проектами существует немало инфраструктурных проблем социально-экономического развития Республики Коми, решение которых откладывается в силу нехватки бюджетных средств. Одним из актуальных направлений развития ГЧП является привлечение частных инвестиций в относительно небольшие по стоимости, но имеющие важное социально-экономическое значение, существенно влияющие на качество жизни населения республики объекты, а также повышение эффективности и качества управления в социальной сфере.
Инвестиционные проекты с большими сроками окупаемости, высокими рисками, низкой нормой отдачи на вложенный капитал (прежде всего проекты, направленные на развитие транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, а также инновационные проекты), как правило, не являются привлекательными для бизнеса, а государство не является эффективным собственником. Поэтому разделение рисков и ответственности при реализации таких проектов в рамках ГЧП будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в этих сферах.
Использование механизмов ГЧП в процессе формирования и реализации долгосрочных республиканских целевых программ (далее - целевые программы) позволяет, с одной стороны, повысить социально-экономическую эффективность мероприятий целевых программ, с другой стороны - создать "точки притяжения" частных инвестиций для реализации проектов в приоритетных направлениях социально-экономического развития Республики Коми.
ГЧП должно ориентироваться на общественные интересы. При подготовке и принятии стратегических решений по реализации инвестиционных проектов органы исполнительной власти Республики Коми должны уделять серьезное внимание проведению предварительных консультаций, общественных слушаний. Участие бизнес-сообщества в этих процессах чрезвычайно важно, так как оно, с одной стороны, повышает актуальность принимаемых решений, с другой стороны, формирует необходимую в условиях несовершенства нормативно-правовой базы ГЧП определенность для частных инвесторов - участников ГЧП.
Одним из важных направлений представляется проведение глубокого исследования практики неформального взаимодействия представителей бизнеса и власти на предшествующих принятию решений или началу реализации крупных инвестиционных проектов стадиях, с целью последующей институционализации этих взаимоотношений. Результатом такой работы должны стать подробно регламентированные процедуры взаимодействия сторон при проведении консультаций, заключении различных соглашений о взаимодействии.
В целях реального продвижения механизмов ГЧП в инвестиционной сфере Республики Коми должен быть определен конкретный государственный орган (или иная организация), который в рамках выполнения функций регионального центра ГЧП будет уполномочен:
1) осуществлять общую организацию проектов на принципах ГЧП в целях социально-экономического развития республики;
2) координировать деятельность государственных органов по вопросам организации ГЧП;
3) осуществлять взаимодействие с государственными институтами развития, частными субъектами, структурами, осуществляющими финансирование, и прочими участниками рынка по вопросам организации ГЧП;
4) организовать работу с консультантами в сфере ГЧП;
5) проводить мониторинг хода выполнения проектов ГЧП.
Использование принципов и механизмов ГЧП при проведении инвестиционной политики в Республике Коми позволит создать необходимые условия для модернизации как производственной, так и инфраструктурной (в том числе социальной) сфер, определить оптимальное сочетание бюджетных ресурсов и частного капитала и нацелить их на решение конкретных проблем социально-экономического развития республики.

Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Последовательное осуществление мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией, будет содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Коми и повышению ее инвестиционной привлекательности для широкого круга потенциальных инвесторов и деловых партнеров; усилит стабильность социально-политической и экономической обстановки; обеспечит развитие кредитных механизмов поддержки экономического роста; послужит залогом привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для реализации социально-экономического потенциала республики и ее дальнейшего развития; будет способствовать созданию высокопроизводительных современных рабочих мест; придаст импульс развитию некоммерческого сектора экономики республики, что, в свою очередь, позволит достичь устойчивого социально-экономического развития, приведет к повышению уровня жизни населения Республики Коми.
В ходе реализации настоящей Концепции прогнозируется достижение ряда позитивных результатов:
1) сохранение Республикой Коми лидирующих позиций по показателям инвестиционной активности среди регионов Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа;
2) сохранение объема инвестиций в основной капитал по отношению к валовому региональному продукту на уровне 35%;
3) рост объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения - до 400 тыс. рублей или более чем в 3,5 раза к уровню 2009 года;
4) сохранение среднегодовых темпов прироста инвестиций в основной капитал на уровне 5% с одновременным улучшением качества инвестиций;
5) обеспечение интенсивного технологического обновления основных фондов на основе применения современных технологий и обеспечения среднегодовых темпов прироста по вводу в действие новых основных фондов на уровне 8%;
6) рост иностранных инвестиций в приоритетные для республики сектора экономики, что позволит урегулировать не только отраслевые диспропорции в распределении иностранного капитала, но и неравномерность в его территориальном распределении, а также обеспечить сохранение высокого уровня совокупного объема привлечения иностранных инвестиций в абсолютном выражении (в среднегодовом выражении на период до 2020 года - не менее 500 млн. долларов США), а также увеличения объема и удельного веса накопленных прямых иностранных инвестиций, в том числе с учетом их оптимальных значений;
7) повышение международного кредитного рейтинга Республики Коми: сохранения достигнутого уровня международных кредитных рейтингов, и к 2020 году - достижения инвестиционного уровня в кредитном рейтинге международных рейтинговых агентств.




Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.


Изменения, внесенные Постановлением Правительства РК от 02.11.2011 № 486, вступают в силу со дня его официального опубликования.

Распоряжение Правительства РК от 31.12.2010 № 617-р
(ред. от 02.11.2011)
<О Концепции инвестиционной политики в Республике Коми>


Распоряжение
Концепция инвестиционной политики в Республике Коми
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Состояние инвестиционной деятельности
Раздел 3. Цели, задачи, основные принципы и направления инвестиционной политики
Раздел 4. Развитие системы государственного управления инвестиционными процессами в Республике Коми
Раздел 5. Стимулирование инвестиционной деятельности на территории Республики Коми
Раздел 6. Формирование и поддержание привлекательного инвестиционного имиджа Республики Коми
Раздел 7. Реализация принципов государственно-частного партнерства
Раздел 8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Действующая редакцияНедействующая редакция

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru