органов местного самоуправления Караваевского
сельского поселения Костромского муниципального
района Костромской области
1. Общие положения
1) Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее по тексту - Порядок) устанавливается порядок проведения антикоррупционной экспертизы решений Совета депутатов Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, постановлений главы Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, постановлений и распоряжений администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, их проектов, а также процедура оформления и направления соответствующих заключений по итогам антикоррупционной экспертизы.
2) Основной задачей проведения антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, предотвращения, предупреждения и выявления при подготовке и принятии проектов нормативных правовых актов и иных документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
3) Администрация Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района (разработчики проектов) обеспечивает подготовку проектов нормативных правовых актов и иных документов, не содержащих коррупционных факторов, перечисленных в разделе 2
настоящего Порядка, в том числе несет ответственность, предусмотренную законодательством, за полноту, достоверность и соответствие проектов нормативных правовых актов и иных документов антикоррупционным требованиям.
На стадии разработки проектов нормативных правовых актов и иных документов специалистами администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района (разработчиками проектов) осуществляется обязательное визирование проектов нормативных правовых актов и иных документов и обеспечивается отсутствие коррупционных факторов в разрабатываемых документах.
2. Основные требования и методика проведения
антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и иных документов и их проектов
1) Коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов и иных документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать и провоцировать их.
2) Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
3) Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы документа и излагать ее результаты в заключении с учетом состава и последовательности коррупционных факторов, в том числе с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы).
4) По результатам проведения экспертизы на коррупциогенность в экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов, в том числе не относящиеся к таковым в рамках настоящего Порядка, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
5) Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов и иные документы, которые регулируют общественные отношения в сфере:
а) муниципальной собственности;
б) муниципальной службы, статуса лиц, замещающих муниципальные должности;
в) бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и законодательства о недрах.
Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов и иные документы, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные полномочия администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района (муниципальных служащих) во взаимоотношениях с гражданами и немуниципальными юридическими лицами, а также утверждающие административные регламенты исполнения муниципальных (переданных государственных) функций и административные регламенты предоставления муниципальных услуг.
6) Антикоррупционная экспертиза иных документов осуществляется на основании соответствующих поручений с указанием сроков ее проведения в зависимости от объема и сложности документов.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов Совета депутатов Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района принимается главой Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района или Советом депутатов Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов главы Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района принимается главой Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района принимается главой администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов администрации Караваевского сельского поселения и должностных лиц Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района принимается главой Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района.
7) В ходе проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов проводится системный анализ текста на предмет выявления квалифицирующих признаков коррупционных факторов по методике, определенной в настоящем Порядке.
8) Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
9) Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления Костромского муниципального района (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи нормативных правовых актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в нормативном правовом акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
10) Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).
3. Оформление результатов антикоррупционной
экспертизы по нормативным правовым актам и иным
документам и их проектам
1) В правовых заключениях по нормативным правовым актам и иным документам в качестве составной части включается отдельный раздел - антикоррупционная экспертиза.
При проведении антикоррупционной экспертизы по иным документам в соответствии с настоящим Порядком оформляется самостоятельное заключение.
2) При проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов и при выявлении в них коррупционных факторов в заключении приводится их описание, а также предложения и рекомендации, направленные на устранение или ограничение действий таких факторов, в том числе указываются сведения:
- по основаниям для проведения антикоррупционной экспертизы;
- по перечню выявленных коррупциогенных факторов с указанием их признаков, ссылками на структуру документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) в соответствии с настоящим Порядком.
3) Заключение экспертизы по проектам нормативных правовых актов и иным документам оформляется на бланке администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района и подписывается специалистом администрации.
4) Заключение, составленное по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, направляется главе Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района.