Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 27 июня 2011 г. № 3395/11

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ АТТЕСТАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с пунктом 16 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждении Республики Татарстан (далее - Положение).
2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием, государственных и муниципальных образовательных учреждений довести до сведения педагогических работников настоящее Положение.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр
А.Х.ГИЛЬМУТДИНОВ





Утверждено
Приказом
Министерства образования и науки
Республики Татарстан
от 27 июня 2011 г. № 3395/11

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОРМАХ И ПРОЦЕДУРАХ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает формы и процедуры аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан (далее - аттестация).
1.2. Целью установленных в соответствии с настоящим Положением форм и процедур аттестации является определение соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым должностям на основе оценки профессиональной деятельности.
1.3. Аттестация педагогических работников проводится аттестационной комиссией, сформированной Министерством образования и науки Республики Татарстан (далее - аттестационная комиссия Министерства), в порядке и в сроки, установленные Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 марта 2010 г. № 209. При аттестационной комиссии могут быть созданы экспертные группы, экспертные комиссии.
Аттестация проводится с использованием методики диагностики уровня квалификации педагогических работников под ред. В.Д.Шадрикова, А.В.Карпова, И.В.Кузнецова (далее - методика В.Д.Шадрикова).
1.4. Процедура аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности осуществляется на основании представления работодателя в аттестационную комиссию. К представлению прилагается заявка работодателя о проведении аттестации педагогических работников в определенном периоде времени, заявленном работодателем.
1.5. Процедура аттестации педагогического работника для установления уровня его квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) осуществляется на основании его заявления.
Перед подачей заявления работник проходит профессиональное тестирование, результаты которого учитываются при аттестации, с целью установления соответствия уровня его квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей).
Порядок проведения, содержание тестовых заданий, минимальное количество баллов, необходимое для получения положительного зачета по результатам тестирования, определяет Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее - Министерство).
1.6. В течение месяца после поступления заявлений и представлений в аттестационную комиссию издается распорядительный акт Министерства о проведении аттестации педагогических работников.
Длительность процедуры аттестации независимо от ее вида не превышает двух месяцев со дня издания указанного распорядительного акта.

2. Порядок применения форм и процедур аттестации с целью
подтверждения соответствия занимаемой должности


2.1. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее - должностная аттестация) проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий.
2.2. Основной процедурой должностной аттестации являются квалификационные испытания в письменной форме (далее - квалификационные испытания).
2.3. Квалификационные испытания для педагогических работников проводятся на основе методики В.Д.Шадрикова в двух формах:
- подготовка конспекта урока, учебного занятия;
- решение педагогических ситуаций.
Квалификационные испытания в форме подготовки конспекта урока, учебного занятия проводятся для педагогических работников, в должностные обязанности которых входит проведение уроков, учебных занятий (учителя, преподаватели и др.).
Квалификационные испытания в форме решения педагогических ситуаций проводятся для педагогических работников, в должностные обязанности которых не входит проведение уроков, учебных занятий (социальные педагоги, педагоги-психологи и др.).
По решению аттестационной комиссии Министерства отдельным категориям работников (например, методистам) может быть предложено тестирование в письменной форме по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью.
2.4. Квалификационные испытания проводятся в очной форме в учреждениях, обеспечивающих организационно-методическое сопровождение данной процедуры аттестации, в присутствии представителей аттестационной комиссии Министерства и экспертов.
Время проведения квалификационных испытаний составляет три часа от начала процедуры.
График, порядок проведения, состав представителей аттестационной комиссии Министерства, экспертов, содержание заданий, шкала баллов для оценки результатов квалификационных испытаний регламентируются распорядительными актами Министерства.
2.5. Результаты квалификационных испытаний оформляются протоколом и представляются в аттестационную комиссию для принятия решения.
Решение о соответствии занимаемой должности принимается в том случае, если аттестуемый работник набрал требуемое количество баллов по установленной шкале баллов (Приложение № 1 - не приводится).
В случае, если результаты квалификационных испытаний ниже установленных показателей соответствия занимаемой должности, аттестационная комиссия принимает решение о несоответствии педагогического работника занимаемой должности.

3. Порядок применения форм и процедур аттестации
педагогических работников с целью установления соответствия
уровня квалификации требованиям квалификационной категории
(первой или высшей)

3.1. Процедура аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) состоит из двух блоков:
- мониторинг образовательных результатов;
- аттестационная экспертиза (самооценка и экспертная оценка).
3.2. Мониторинг осуществляется в следующих формах:
- независимая оценка качества знаний обучающихся (воспитанников) с использованием стандартизированных тестов;
- государственная итоговая аттестация обучающихся, в том числе ЕГЭ, ЕРЭ в 9, 11, 12 классах;
- оценка достижений обучающихся (воспитанников) аттестуемого педагогического работника на предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, турнирах, конференциях и др.;
- оценка устойчивых результатов образовательной деятельности аттестуемого работника на основе данных внутреннего административного контроля с учетом профиля образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
Форму мониторинга в отношении каждого аттестуемого работника определяет аттестационная комиссия Министерства.
Независимые формы оценки образовательных результатов аттестуемого педагогического работника (тестирование обучающихся, государственная итоговая аттестация, очные предметные олимпиады, конкурсы, соревнования республиканского, федерального, международного уровней) являются приоритетными.
Результаты мониторинга за 3 - 5 лет, предшествующих аттестации работника, фиксируются в карте результативности профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника, подписываются работником, заверяются руководителем образовательного учреждения (далее - руководитель) и предоставляются аттестационным экспертам для установления соответствия профессиональных результатов педагога требованиям заявленной квалификационной категории.
Аттестационные эксперты вправе затребовать от руководителя и аттестуемого работника документы, подтверждающие его образовательные результаты и другие данные.
3.3. Порядок проведения мониторинга и шкала баллов, необходимых для получения первой и/или высшей квалификационной категории, ежегодно устанавливаются Министерством.
3.4. Аттестационная экспертиза в форме анализа самооценки педагогического работника и экспертной оценки его профессиональной деятельности (далее - экспертная оценка) проводится специалистами экспертной группы.
Состав экспертных групп (не более 2 чел. в каждой экспертной группе), график и регламент их деятельности, порядок вознаграждения утверждаются распорядительными актами Министерства.
Право проведения экспертной оценки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений может быть делегировано представителям администрации образовательного учреждения, прошедшим специальное обучение для аттестационных экспертов. При этом за аттестуемым работником сохраняется право потребовать от аттестационной комиссии Министерства направления к нему независимых экспертов в случае возникновения (или возможности возникновения) конфликта интересов при проведении экспертной оценки администрацией образовательного учреждения.
Независимые эксперты в обязательном порядке направляются к руководящим работникам образовательных учреждений (директорам, заведующим, начальникам, заместителям директоров, руководителям структурных подразделений учреждения, старшим мастерам), заявившимся на аттестацию с целью присвоения квалификационных категорий (первой или высшей) по совмещаемым педагогическим должностям (учитель, педагог дополнительного образования и др.).
3.5. Лист самооценки заполняется аттестуемым работником и передается аттестационным экспертам до начала или в начале проведения экспертизы.
В рамках экспертной оценки профессиональной деятельности педагогического работника, заявившегося на первую квалификационную категорию, эксперты анализируют один - два урока (занятия), посещенные очно или представленные на электронном носителе (например, видеоурок или видеозанятие, или мультимедийная презентация, содержащая информацию об уровне профессионального мастерства и результативности педагогической деятельности), рабочие программы и материалы к урокам, результаты мониторинга качества образования, при необходимости проводят собеседование с аттестуемым работником, администрацией учреждения, обучающимися (воспитанниками).
Экспертная оценка деятельности педагогического работника, заявившегося на высшую квалификационную категорию, включает в дополнение к процедурам, предусмотренным для претендентов на первую квалификационную категорию, анализ методических разработок, образовательных проектов инновационного характера, созданных и применяемых аттестуемым работником в педагогической практике. Анализ проводится, как правило, экспертами Института развития образования Республики Татарстан, по итогам анализа оформляется рецензия или отзыв. Экспертная оценка указанных разработок, проектов может производиться в рамках профессиональных методических конкурсов, научно-практических конференций республиканского, федерального, международного уровней или в рамках участия в подготовке учебника, инновационной образовательной программы. В этом случае аттестуемый работник представляет экспертам документы (дипломы, свидетельства, научно-методические публикации и др.), свидетельствующие об участии в данных мероприятиях.
Методические разработки, проекты победителей конкурса лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" автоматически засчитываются в качестве положительного зачета при аттестации работников и не подлежат повторной экспертной оценке.
3.6. Самооценка и экспертная оценка педагогических работников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, непосредственно осуществляющих учебно-воспитательную деятельность, проводится на основе единых показателей по методике В.Д.Шадрикова.
При определении соответствия требованиям первой или высшей квалификационных категорий указанных выше педагогических работников следует руководствоваться установленной нормативной шкалой.

┌──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│       Уровень квалификации       │      Значение показателя уровня      │
│                                  │     квалификации по результатам      │
│                                  │          экспертной оценки           │
├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Первая квалификационная категория │         от 3,3 до 4,2 балла          │
├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Высшая квалификационная категория │       от 4,3 балла до 5 баллов       │
└──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┘

В случае, если количество баллов по результатам экспертной оценки аттестуемого работника ниже значений показателей, требуемых для получения заявленной квалификационной категории, аттестационная комиссия принимает решение о несоответствии уровня квалификации работника требованиям заявленной квалификационной категории.
3.7. Для отдельных категорий педагогических работников учреждений дошкольного образования, дополнительного образования детей социально-культурной сферы Министерством устанавливаются особые формы экспертной оценки с учетом профиля образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях.
Методисты, социальные педагоги, педагоги-библиотекари и другие педагогические работники, в должностные обязанности которых не входит проведение уроков, учебных занятий, оформляют самоанализ в виде отчета о результатах своей профессиональной деятельности за 3 - 5 лет, предшествующих аттестации (далее - отчет), и портфолио профессиональных достижений на бумажном и/или электронном носителе. Аттестационная экспертиза вышеуказанных работников осуществляется путем анализа результатов мониторинга их образовательных результатов, отчета и портфолио профессиональных достижений аттестуемого работника.
3.8. По итогам количественного и качественного анализа результатов мониторинга, самоанализа, экспертной оценки, отчета, портфолио профессиональных достижений аттестуемого работника оформляется экспертное заключение, которое направляется в аттестационную комиссию Министерства. К экспертному заключению прилагается карта результативности профессиональной деятельности аттестуемого работника.
3.9. Аттестуемый работник должен быть ознакомлен с экспертным заключением под подпись в трехдневный срок после завершения экспертизы.
3.10. Предложения специалистов экспертной группы, указанные в экспертном заключении, учитываются при принятии аттестационной комиссией решения о соответствии уровня квалификации аттестуемых работников установленным требованиям заявленной квалификационной категории (первой или высшей).
3.11. Решение аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом Министерства.
3.12. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. Заключительные положения

4.1. Настоящее Положение, изменения и дополнения к нему утверждаются в установленном порядке.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Приказ Минобрнауки РТ от 27.06.2011 № 3395/11
"Об утверждении Положения о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан"

Приказ
Положение о формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан
1. Общие положения
2. Порядок применения форм и процедур аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
3. Порядок применения форм и процедур аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей)
3. Заключительные положения

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru