Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2010 г. № 33-3451

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда рассмотрела в судебном заседании от 24 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Сосновского районного суда Тамбовской области от 16 июля 2010 года.
Заслушав доклад судьи У.В.В., судебная коллегия

установила:

Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратился в суд с иском к А.Н.Ф., А.Н.И., Б.Н.Ф., Б.А.Д., Б.В.А., Б.И.В., Б.Н.Д., Б.М.Ф., Б.Т.П., В.И.П., Г.А.Е., Г.Б.П., Д.И.У., Д.Н.И., К.Д.И., К.П.П., К.В.Ф., М.К.Е., Н.А.Е., П.Е.И., П.А.Е., П.Н.К., П.А.Г., П.Л.Ф., С.П.Е., С.Ф.И., С.И.И., С.М.Д., С.П.В., Т.А.М., Т.М.П., У.А.П., Щ.А.С., Б.В.И., П.И.И. и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области о признании права государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, расположенных в границах землепользования СХПК "Д" на территории Сосновского района Тамбовской области.
В обосновании требований указав, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", принятых на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями передавались в долевую собственность граждан. Члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставный капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
На протяжении последних 10 лет многие из собственников земельных долей не распорядились ими и не принимают никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с тем, что спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулируются отношения, связанные с использованием таких земель.
В соответствии с указанным законом, субъект РФ вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта РФ на этот земельный участок.
В газетах "Сосновское слово" и "Тамбовская жизнь" были опубликованы списки граждан, которые не распорядились земельными долями. По истечении 90 дней 6 собственников заявили о своем желании воспользоваться своим правом участника долевой собственности.
В газете "Сосновское слово" было опубликовано извещение о выделении земельных участков в счет невостребованных земельных долей с указанием их местоположения. В течение месяца со дня опубликования данного сообщения в согласительную комиссию возражений по местоположению земельных участков не поступило.
Администрацией Тамбовской области было издано постановление "Об образовании из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей земельных участков на территории Сосновского района". В том числе на территории СХПК "Д" в счет 35 невостребованных земельных долей образованы земельные участки.
Решением Сосновского районного суда Тамбовской области от 16 июля 2010 года исковые требования Комитета по управлению имуществом Тамбовской области удовлетворены частично. Признано право государственной собственности Тамбовской области на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью <...> га, в том числе пашня - <...> га, сенокосы - <...> га, пастбища - <...> га, образованные в границах земель СХПК <...> в счет 25 невостребованных земельных долей, принадлежащих ранее: А.Н.Ф., А.Н.И., Б.Н.Ф., Б.А.Д., Б.И.В., В.И.П., Г.Б.П., Д.И.У., Д.Н.И., К.Д.И., К.П.П., П.Е.И., П.А.Е., П.Н.К., П.А.Г., П.Л.Ф., С.П.Е., С.Ф.И., С.И.И., С.П.В., Т.А.М., У.А.П., Щ.А.С., Б.В.И.
В иске Комитета по управлению имуществом Тамбовской области к Б.В.А., Б.Н.Д., Б.М.Ф., Б.Т.П., Г.А.Е., К.В.Ф., М.К.Е., Н.А.Е., С.М.Д., Т.М.П., П.И.И. отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ставит вопрос об отмене решения суда в части признания права государственной собственности Тамбовской области на земельные доли 25 человек, которые умерли и наследники которых отсутствуют, указав, что данное имущество является выморочным, так как наследство на их земельные доли в установленный для принятия наследства срок никто не принял. Соответственно, данное имущество является собственностью Российской Федерации. В рамках своих полномочий именно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области выполняет функции по приему в установленном порядке выморочного имущества в собственность Российской Федерации на территории Тамбовской области и осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Комитета по управлению имуществом Тамбовской области С.П.В. считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом первой инстанции установлено, что ряд граждан, приобретших право на спорные земельные доли, не распорядились принадлежащим им имуществом при жизни, умерли, после их смерти в наследство на земельные доли никто не вступил.
Согласно положениям ст. 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется, кроме прочего, за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае, если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства.
В соответствии п. 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта РФ или муниципального образования на этот земельный участок.
Из ст.ст. 4, 6 Закона Тамбовской области от 5 декабря 2007 г. № 316-З "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" (принятого Тамбовской областной Думой 30 ноября 2007 г.) следует, что земельные участки, расположенные в пределах административно-территориальных границ Тамбовской области, отнесенные к фонду перераспределения земель Тамбовской области находятся в государственной собственности Тамбовской области; полномочия на утверждение порядка формирования земельных участков, отнесенных к фонду перераспределения земель Тамбовской области, и их перечня, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Тамбовской области, отнесены к полномочиям администрации Тамбовской области в вопросах регулирования земельных отношений как самостоятельно, так и через орган исполнительной власти Тамбовской области в сфере имущественных отношений.
Таким образом, в данном случае имеет место специальное правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, отличное от общих норм права, дающих основание для наделения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) правом на недвижимое имущество.
Следовательно, данные земельные доли обоснованно определены судом первой инстанции как невостребованные, в связи с чем, правомерно признано на них право государственной собственности Тамбовской области.
Выводы суда основаны на нормах материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела, судебная коллегия оставляет решение без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тамбовской области без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сосновского районного суда от 16 июля 2010 года оставить без изменения, а жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Кассационное определение Тамбовского областного суда от 24.11.2010 № 33-3451
Иск о признании права государственной собственности Тамбовской области на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей, удовлетворен правомерно, поскольку спорные земельные доли обоснованно определены судом первой инстанции как невостребованные, в связи с чем, признано на них право государственной собственности Тамбовской области.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru