ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 августа 2011 г. № 223-р
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2011 ГОДА
По итогам 1 полугодия 2011 года отмечается положительная динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания в сравнении с показателями за соответствующий период 2010 года:
индекс промышленного производства составил 111,5%;
выпуск продукции сельского хозяйства вырос на 2,4%;
оборот организаций увеличился на 40,3%;
темп роста инвестиций в основной капитал составил 161,9%;
ввод в эксплуатацию жилья увеличился на 2,1% и в абсолютном выражении составил 104,2 тыс. кв. метров;
объем строительно-монтажных работ вырос на 3,0%;
грузооборот автомобильного транспорта вырос на 25,1%;
оборот розничной торговли повысился на 11,3%;
денежные доходы на душу населения увеличились на 11,5%;
объем платных услуг населению составил 103,4%;
средняя заработная плата по республике на 1 июня 2011 года достигла 12240,4 рубля (111,8%);
рост налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики составил 120,2%.
Индекс потребительских цен к его значению в декабре предыдущего года составил 104,5%.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 июля 2011 года составила 8,8 тыс. человек, что на 45,6% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года, уровень регистрируемой безработицы сократился до 2,4%, против 4,4% в 2010 году.
Вместе с тем, по итогам 1 полугодия 2011 года по ряду показателей отмечаются отрицательные темпы роста, в частности: объем услуг связи снизился на 5,6%, объем грузовых перевозок сократился на 16,0%, остается высокой доля убыточных организаций - 43,7%.
В целях обеспечения устойчивого роста показателей экономического и социального развития и преодоления негативных тенденций в экономике республики в 2011 году:
1. Принять к сведению прилагаемый доклад Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания "Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 1 полугодие 2011 года".
2. Поручить органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания внести на рассмотрение Правительства Республики Северная Осетия-Алания предложения по решению задач, обозначенных в аналитическом докладе "Об итогах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 1 полугодие 2011 года" по направлениям ведения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с установленным распределением обязанностей.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Н.ХЛЫНЦОВ
Приложение
к распоряжению Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 19 августа 2011 г. № 223-р
ДОКЛАД МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ
2011 ГОДА"
Общеэкономические показатели
Потребительский рынок республики характеризуется высоким уровнем товарной насыщенности и достаточно развитой сетью предприятий торговли. Основными тенденциями его развития являются увеличение объемов оборота розничной торговли, общественного питания и потребительских услуг, динамичное развитие инфраструктуры отрасли. Устойчивый рост реальных денежных доходов населения республики способствовал дальнейшему увеличению потребительского спроса, ускорению оборота розничной торговли.
Оборот розничной торговли за 6 месяцев 2011 года составил 30773,8 млн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 11,3%. В структуре розничной торговли 59,5% занимают торгующие организации, доля продажи товаров на рынках составляет 40,5%.
Объем платных услуг за отчетный период составил 9021,9 млн. рублей, что составляет 103,4% к соответствующему периоду прошлого года.
Рост объемов реализации отмечается по таким видам услуг, как услуги правового характера, - в 2,8 раза, медицинские услуги - на 29,7%, услуги связи - на 11,1%, туристские услуги - на 9,2%, коммунальные услуги - на 7,6%, ветеринарные услуги - на 6,5%, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения - на 5,4%, жилищные услуги - на 4,7%. Вместе с тем, объем реализации бытовых услуг по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился на 4,6%. Снижение объема реализации бытовых услуг обусловлено сокращением спроса населения на услуги по ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий и услуг прачечных, удельный вес которых в общем объеме реализации бытовых услуг составляет 22,0%.
Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги с начала 2011 года составил 104,5% (по РФ - 105,0%), в том числе по продовольственным товарам 104,6% (по РФ - 105,0%), по непродовольственным товарам 103,8% (по РФ - 103,5%), по платным услугам 105,1% (по РФ - 107,2%).
Среднедушевые денежные доходы за период с начала года составили 14315,9 рубля и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11,5%. Реальные денежные доходы населения в январе-июне отчетного года составили 100,4%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в конце июня составила 2566,73 рубля в расчете на одного человека в месяц и по сравнению с декабрем предыдущего года увеличилась на 4,1%.
Рост цен на продовольственные товары объясняется в основном зависимостью потребительского рынка республики от общероссийских тенденций на рынке продовольственных товаров, большой удельной долей завозной продукции.
В первом полугодии 2011 года продолжалась работа по проведению ярмарок-продаж сельскохозяйственной продукции, являющихся одним из механизмов насыщения потребительского рынка и сдерживания цен на продукты питания.
В рамках реализации Федерального закона от 30.12.2006 № 271 "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" принимались дополнительные меры по упорядочению торговли на розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и населения, по улучшению материально-технической базы рынков и их санитарно-эпидемиологического состояния, разработке и внедрению схем рационального размещения торговых рядов и торговых мест.
Министерству экономического развития Республики Северная Осетия-Алания во II полугодии 2011 года подготовить и представить на рассмотрение Правительства Республики Северная Осетия-Алания доклад о соответствии розничных рынков, действующих на территории Республики Северная Осетия-Алания, требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Государственные закупки
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в первом полугодии текущего года на Общероссийском официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru Управлением Республики Северная Осетия-Алания по размещению заказов для государственных нужд опубликовано 343 извещения на сумму 904,5 млн. рублей.
Количество государственных заказчиков в первом полугодии 2011 года составило 55.
Для проведения открытых аукционов в электронной форме в Республике Северная Осетия-Алания выбраны 2 электронные площадки: ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" (ЗАО "Сбербанк - АСТ") и ОАО "Единая электронная торговая площадка".
В соответствии с решениями Правительственной комиссии по контролю за эффективностью размещения заказов для государственных нужд Республики Северная Осетия-Алания Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания в первом полугодии 2011 года проведена экспертиза 231 заявки на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Северная Осетия-Алания в части согласования цен на товары, работы, услуги, применяемых для определения начальной (максимальной) цены контракта, и правильности формирования лотов, выставляемых на торги.
Муниципальными образованиями республики в первом полугодии 2011 года на Общероссийском официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет размещено 617 извещений, количество муниципальных заказчиков в первом полугодии 2011 года составило 199.
Труд
Среднемесячная заработная плата по республике на 1 июня 2011 года составила 12240,4 рубля, что на 11,8% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года. Уровень средней заработной платы в целом по республике превысил уровень прожиточного минимума в 2,3 раза.
Наиболее высокий уровень заработной платы отмечен в финансовой деятельности - 37977,9 рубля, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 17236,3 рубля, в транспорте и связи - 16255,6 рубля.
Вместе с тем остается низким размер заработной платы в сельском хозяйстве: в январе-мае 2011 года она составила 5105,5 рубля, в образовании - 8924,8 рубля, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 8549,1 рубля.
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 июля 2011 года составила 6,3 млн. рублей, что в 2,2 раза меньше, чем за соответствующий период 2010 года. По сравнению с предыдущим месяцем задолженность по заработной плате снизилась на 25%.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 июля 2011 года составила 8,8 тыс. человек, что на 45,6% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Уровень безработицы на 1 июля 2011 года составил 2,4%, против 4,4% соответствующего периода прошлого года.
Финансы
В I полугодии 2011 года, по предварительным данным, сальдированный финансовый результат, сложившийся в основных отраслях экономики, составил 545,1 млн. рублей и в сравнении с соответствующим показателем 2010 года вырос на 3,9%. Положительная динамика сальдированного финансового результата обеспечена снижением совокупной суммы убытков на 16%, несмотря на сокращение общего объема прибыли на 5,8%. При этом удельный вес прибыльных организаций вырос с 50,7% в первом полугодии 2010 года до 56,3% в соответствующем периоде текущего года, а доля убыточных организаций, напротив, сократилась с 49,3% до 43,7%.
Рост прибыли в отчетном периоде отмечен в сельском хозяйстве - в 1,5 раза, в строительстве - в 2,5 раза, в оптовой и розничной торговле - в 3 раза, в операциях с недвижимым имуществом - в 5,3 раза, в области здравоохранения и предоставления социальных услуг - в 1,8 раза, в то же время возросли убытки в добыче полезных ископаемых - в 4 раза, в деятельности гостиниц и ресторанов - в 3,1 раза, в сфере предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - в 5,3 раза.
Дебиторская задолженность за первое полугодие 2011 года составила 16070 млн. рублей и в сравнении с соответствующим периодом прошлого года выросла на 28,5% за счет увеличения просроченной дебиторской задолженности государственных заказчиков по оплате за поставленную продукцию. Одновременно в структуре дебиторской задолженности удельный вес просроченной задолженности уменьшился до 21,4% и составил 3437 млн. рублей (в первом полугодии 2010 года - 4218,4 млн. рублей или 33,7%).
Объем кредиторской задолженности в первом полугодии 2011 года увеличился до 12928,6 млн. рублей (в первом полугодии 2010 г. - 10285,8 млн. руб.), что обусловлено ростом долговых обязательств организаций с основным видом деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". При этом, в общем объеме кредиторской задолженности удельный вес просроченной составил 44,1% против 46,4% в первом полугодии 2010 года.
По состоянию на 1 июля 2011 года во все уровни бюджетной системы Российской Федерации с территории Республики Северная Осетия-Алания поступило 4161,9 млн. рублей налоговых и неналоговых платежей, что на 18,9% больше, чем в январе-июне 2010 года.
За первое полугодие 2011 года доходы консолидированного бюджета республики, включая безвозмездные поступления из федерального бюджета, составили 10020,7 млн. рублей, что на 18,8% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. В структуре доходов консолидированного бюджета на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 37,3%, или 3740 млн. рублей, при этом их рост по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составил 20,2%.
Собственные доходы консолидированного бюджета республики (без учета субвенций из федерального бюджета) на 1 июля 2011 года увеличились на 21% и составили 9175,1 млн. рублей (1 полугодие 2010 года - 7609 млн. рублей). Увеличение собственных доходов обусловлено ростом безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а также увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц на 15% (в 1 полугодии 2011 г. - 1513,6 млн. рублей, в 1 полугодии 2010 г. - 1313,1 млн. рублей).
Безвозмездные поступления из федерального бюджета Российской Федерации на 1 июля 2011 года составили 6280,7 млн. рублей, или 62,8% от общей суммы доходов, в 2010 году - 5322,2 млн. рублей (63%). Наибольший удельный вес в объеме безвозмездных поступлений составляют дотации бюджетам субъектов РФ - 62,5%, субсидии - 15,8%, субвенции - 13,5%. По сравнению с показателями соответствующего периода 2010 года объем безвозмездной финансовой помощи из федерального бюджета в целом увеличился на 958,5 млн. рублей.
Расходы консолидированного бюджета в I полугодии 2011 года составили 9182,4 млн. рублей. В их структуре наибольший удельный вес заняли расходы на образование (26,2%), здравоохранение, физическую культуру и спорт (23%), жилищно-коммунальное хозяйство (11,5%), социальную политику (14,4%), национальную экономику (8,5%).
Превышение доходов над расходами (профицит) за первое полугодие 2011 года сложился в сумме 838,3 млн. рублей. За аналогичный период 2010 года консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом в размере 188,2 млн. рублей.
В связи с вышеизложенным Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания продолжить реализацию комплекса мер по мобилизации доходов в бюджет Республики Северная Осетия-Алания.
Органам исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания:
обеспечить выполнение планов-заданий по реализации Программы мобилизации доходов в бюджет Республики Северная Осетия-Алания на II полугодие 2011 года;
продолжить работу по анализу эффективности и оптимизации расходов бюджета в системе образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;
завершить до конца текущего года мероприятия по сокращению численности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 4 февраля 2011 года № 29 "Об оптимизации численности государственных гражданских служащих Республики Северная Осетия-Алания и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Республики Северная Осетия-Алания".
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания обеспечить выполнение планов-заданий по реализации Программы мобилизации доходов в бюджет Республики Северная Осетия-Алания на II полугодие 2011 года.