Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ № 04/56-10

Резолютивная часть оглашена 19 ноября 2010 г.
Изготовлено в полном объеме 2 декабря 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- В.А. Кабаненко - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
- Г.П. Ситниковой - начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
- Н.Г. Черенкова - главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
- В.М. Михеева - главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
- Н.В. Молчанова - ведущего специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,
в отсутствие Прокурора Советского АО г. Омска (г. Омск, ул. Красный путь, 141), приглашенного для участия в рассмотрения дела № 04/56-10 письмом от 03.11.2010 за исх. № 04-4851,
при участии:
от ответчика - Открытого акционерного общества "О" (далее - ОАО "О", ответчик), место нахождения: <...>:
- <...> по доверенности,
- <...> по доверенности,
рассмотрев в заседаниях Комиссии от 13.11.2010, 17.11.2010, 19.11.2010 дело № 04/56-10, возбужденное приказом Омского УФАС России от 02.11.2010 № 252 по признакам нарушения ОАО "О" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

1. 28.10.2010 в Омское УФАС России из Прокуратуры Советского АО г. Омска поступила информация (вх. № 7764 от 28.10.2010), из которой следует, что 19.10.2010 ОАО "О" была незаконно приостановлена (прекращена) подача газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, управление которыми осуществляет Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "С" (далее - ООО "ЖКХ "С").
Из указанной информации также следует, что подача газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, осуществлялась ОАО "О" на основании договоров поставки газа, заключенных между ОАО "О" и жильцами данных домов. При этом техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) указанных домов осуществляется ОАО "О" на основании заключенного между ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" договора от 01.01.2009 № 08/1397 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (далее - договор от 01.01.2009 № 08/1397).
Омским УФАС России, по результатам рассмотрения указанной информации, в связи с содержащимися в действиях ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" признаками нарушения антимонопольного законодательства, было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С".
К заседанию Комиссии, назначенному на 13.11.2010, Прокуратурой Советского АО г. Омска Комиссии были представлены копии материалов проверки, проведенной Прокуратурой Советского АО г. Омска по коллективному обращению граждан (абонентов), проживающих в многоквартирных домах № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в. г. Омске, в том числе: договор от 01.01.2009 № 08/1397, уведомление о частичном расторжение договора от 06.09.2010 за исх. № 12/2734-12юс, решение Советского районного суда г. Омска от 29.10.2010 по делу № 2-4050 (2010), а также иные материалы, запрошенные Омским УФАС России письмом от 03.11.2010 за исх. № 04-4851.
2. В рамках рассмотрения дела № 04/56-10 ОАО "О" были представлены письменные пояснения от 13.11.2010 за исх. № 12/3648-12юс, из которых следует, что газоснабжение домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, осуществляется на основании договоров поставки газа, заключенных между ОАО "О" и жильцами (абонентами) многоквартирных домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске. При этом техническое обслуживание ВДГО указанных домов осуществлялось ОАО "О" на основании заключенного между ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" договора от 01.01.2009 № 08/1397.
Из указанных пояснений также следует, что в связи с возникшими между ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" разногласиями относительно цены договора, в частности, определения тарифа на услуги по техническому обслуживанию ВДГО, порядка расчетов, а также перечня работ по техническому обслуживанию ВДГО, ОАО "О" направило в адрес ООО "ЖКХ "С" уведомление от 06.09.2010 за исх. № 12/2734-12юс о частичном расторжении договора от 01.01.2009 № 08/1397. В качестве правового обоснования расторжения договора в одностороннем порядке приведена ссылка на пункт 5.5 договора от 01.01.2009 № 08/1397, согласно которому "подрядчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор предварительно за 5 (пять) дней предупредив об этом заказчика в письменной форме или по телефону (факсограммой)".
Аналогичная правовая позиция ОАО "О" содержится и в письме от 17.11.2010 за исх. № 12/3687-12юс, в котором приведена ссылка на пункт 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В этом же письме указано, что первые уведомления о приостановлении подачи газа в указанные многоквартирные дома были направлены в адрес данных жильцов (абонентов) 06.09.2010 и 07.09.2010, повторные - 27.09.2010 и 28.09.2010. В качестве правового обоснования направления ОАО "О" в адрес жильцов (абонентов) указанных многоквартирных домов уведомлений о приостановлении подачи газа с 11.10.2010 приведена ссылка на пункт 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила № 549), утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, регулирующим порядок приостановления подачи газа при наличии оснований для приостановления подачи газа, предусмотренных пунктом 45 Правил № 549.
Из письма ОАО "О" от 13.11.2010 за исх. № 12/3648-12юс усматривается, что подача газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в. г. Омске, была приостановлена 19.10.2010 и возобновлена 03.11.2010. Из текста этого же письма ОАО "О" следует, что причиной приостановления подачи газа в упомянутые многоквартирные дома явилось отсутствие договора на техническое обслуживание ВДГО данных домов. В качестве правового обоснования приостановления подачи газа в указанные дома приведена ссылка на подпункт "е" пункта 45 Правил № 549. согласно которому поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае отсутствия у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.
Анализ изложенных письменных пояснений ОАО "О" свидетельствует о следующем: ОАО "О", считая, что обладает правом расторжения договора в одностороннем порядке, в том числе в его определенной части, в связи с возникшими разногласиями с ООО "ЖКХ "С", направило в адрес последнего уведомление от 06.09.2010 за исх. № 12/2734-12юс о частичном расторжении договора от 01.01.2009 № 08/1397 с 11.10.2010, которым одновременно уведомило о приостановлении подачи газа с 11.10.2010 в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске. Поскольку, как полагало ОАО "О", договор от 01.01.2009 № 08/1397 в части технического обслуживания упомянутых многоквартирных домов будет расторгнут с 11.10.2010, то оно обязано в силу пункта 46 Правил № 549 направить в адрес жильцов (абонентов) уведомления о приостановлении подачи газа за сорок и двадцать дней, в связи с чем первые уведомления в адрес жильцов были направлены 06.09.2010 и 07.09.2010, повторные - 27.09.2010 и 28.09.2010.
ОАО "О", считая, что договор от 01.01.2009 № 08/1397 в части технического обслуживания упомянутых многоквартирных домов расторгнут с 11.10.2010, 19.10.2010 произвело приостановление подачи газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске.
Таким образом, правовая позиция ОАО "О" в письменных пояснениях от 13.11.2010 за исх. № 12/3648-12юс и от 17.11.2010 за исх. № 12/3687-12юс по означенным вопросам сводится к тому, что ОАО "О" считает, что им соблюдены требования пунктов 45, 46 Правил № 549, определяющие правовые основания и порядок приостановления подачи газа абонентам.
3. В ходе рассмотрения дела № 04/56-10 ООО "ЖКХ "С" были представлены письменные пояснения от 13.11.2010 за исх. № 2475, из которых следует, что 01.01.2009 между ООО "ЖКХ "С" и ОАО "О" был заключен договор № 08/1397 на техническое обслуживание ВДГО. Из указанных пояснений также следует, что 06.09.2010 ОАО "О" направило в адрес ООО "ЖКХ "С" уведомление о частичном расторжении договора от 01.01.2009 № 08/1397 с 11.10.2010, мотивировав его правом подрядчика, предусмотренного пунктом 5.5 договора от 01.01.2009 № 08/1397, на расторжение договора в одностороннем порядке с предварительным уведомлением об этом заказчика за пять дней.
ООО "ЖКХ "С" в свих письменных пояснениях также отмечает, что в уведомлении за исх. № 12/2734-юс о частичном расторжении договора от 01.01.2009 № 08/1397 содержалась информация о том, что указанное уведомление одновременно является предупреждением о приостановлении подачи газа с 11.10.2010 в многоквартирных домах № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске.
Как следует из указанных пояснений ООО "ЖКХ "С", "ОАО "О", являясь специализированной организацией, монополистом в данной сфере, в силу положений части 1 статьи 421, статьи 426 ГК РФ не могло в одностороннем порядке отказаться от исполнения условий договора, тем более, являясь при этом поставщиком газа в многоквартирные дома".
В заседаниях Комиссии ООО "ЖКХ "С" в материалы дела № 04/56-10 была представлена копия письма от 14.09.2010 за исх. № 1992, в котором ООО "ЖКХ "С" выразило свое несогласие с расторжением договора от 01.01.2009 № 08/1397, указав в данном письме, что "содержащееся в Вашем уведомлении намерение исключить из Договора многоквартирные дома № 171, 173 корп. "А", № 173 корп. 3 по пр. Мира в г. Омске является изменением Договора от 01.01.2009 № 08/1397 на ТО ВДГО и должно быть оформлено надлежащим образом (дополнительным соглашением), с указанием причины исключения указанных домов из Договора. Кроме того, стороны должны прийти к обоюдному согласию по изменению Договора".
В подтверждение правомерности своих доводов ООО "ЖКХ "С" была представлена копия решения Советского районного суда г. Омска от 29.10.2010 по делу № 2-4050 (2010), из мотивировочной части которого следует, что несогласованность условий по вопросу цены договора, в частности определения тарифа на услуги по техническому обслуживанию ВДГО, порядка расчетов, а также перечня работ по техническому обслуживанию ВДГО, не являются существенными обстоятельствами в понятии статьи 451 ГК РФ для расторжения договора. Этим же решением суда действия ОАО "О" по прекращению газоснабжения многоквартирных домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по Мира в г. Омске, признаны незаконными.
Анализ изложенных пояснений свидетельствует о том, что правовая позиция ООО "ЖКХ "С" по означенным вопросам заключается в том, что ООО "ЖКХ "С" не давало своего согласия на расторжение договора от 01.01.2009 № 08/1397 либо изменение его условий, в связи с чем действия ОАО "О" по приостановлению подачи газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, являются, как считает ООО "ЖКХ "С", несоответствующими требованиям действующего законодательства, в то время как в действиях ООО "ЖКХ "С", выраженных в отказе в расторжении договора и (или) изменении его условий, отсутствуют нарушения действующего законодательства, в том числе антимонопольного.
4. Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и другие материалы дела, Комиссия установила следующее.
Управление многоквартирными домами № 171, 173 "А". 173/3, расположенными по пр. Мира в г. Омске осуществляет ООО "ЖКХ "С", что подтверждается договорами управления от 22.02.2010, 17.03.2008, 29.11.2006.
Поставщиком сжиженного газа гражданам (абонентам), проживающим в упомянутых многоквартирных домах № 171, 173 "А", 173/3, является ОАО "О". Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями, данными представителями ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" в заседаниях Комиссии, а также имеющимися в материалах дела № 04/56-10 доказательствами. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) в домах № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, осуществляет ОАО "О" на основании договора от 01.01.2009 № 08/1397, заключенного между ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С".
В рассматриваемой ситуации, в связи с возникшими разногласиями между ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" относительно цены договора, в частности, определения тарифа на услуги по техническому обслуживанию ВДГО, порядка расчетов, а также перечня работ по техническому обслуживанию ВДГО, ОАО "О" 06.09.2010 в адрес ООО "ЖКХ "С" было направлено уведомление от 06.09.2010 за исх. № 12/2734-12юс о частичном расторжении договора от 01.01.2009 № 08/1397, в котором сообщалось о том, что с 11.10.2010 договор от 01.01.2009 № 08/1397 в части технического обслуживания ВДГО многоквартирных домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, считается расторгнутым. Из уведомления также следует, что оно является предупреждением о приостановлении подачи газа в многоквартирные дома 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске.
Следует отметить, что наличие разногласий по означенным вопросам между ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" подтверждено имеющейся в материалах дела перепиской, а также пояснениями представителей ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" в заседаниях Комиссии.
Получив от ОАО "О" уведомление за исх. № 12/2734-12юс о частичном расторжении договора, содержащее информацию о приостановлении подачи газа с 11.10.2010 в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, ООО "ЖКХ "С" направило в адрес ОАО "О" письмо от 14.09.2010 за исх. № 1992, в котором ООО "ЖКХ "С" выразило свое несогласие с расторжением договора от 01.01.2009 № 08/1397, мотивировав его тем, что пункт 5.5 договора от 01.01.2009 № 08/1397 в данном случае неприменим, поскольку указанное уведомление является по сути предложением об изменении условий договора, которое должно быть оформлено надлежащим образом. Из указанного ответа ООО "ЖКХ "С" также следует, что право на изменение договора предусмотрено пунктом 8.7 договора от 01.01.2009 № 08/1397, в соответствии с которым "все (любые) исправления, изменения, и (или) дополнения настоящего договора имеют юридическую силу только в том случае, если они совершены в письменной форме, оригиналы подписаны уполномоченными представителями сторон и скреплены печатями сторон".
В ответ на указанное письмо ОАО "О" направило в адрес ООО "ЖКХ "С" письмо от 23.09.2010 за исх. № 12/2970-12юс, в котором приведен ряд доводов о том, что договор от 01.01.2009 № 08/1397 является двухсторонним, и не может зависеть от взаимоотношений управляющей компании с третьими лицами (собственниками жилых помещений). Из указанного письма также следует, что "ОАО "О" во взаимоотношениях по техническому обслуживанию является специализированной организацией, вне зависимости от того, поставляет она ресурс в данные дома. Так в многоквартирных домах, обслуживаемых по договору от 01.01.2009 № 08/1397, ресурсоснабжающей организацией ОАО "О" не является".
4.1 ОАО "О", считая, что договор от 01.01.2009 № 08/1397 в части технического обслуживания многоквартирных домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, будет расторгнут с 11.10.2010, направило в адрес жильцов (абонентов) уведомления о приостановлении подачи газа, первые - 06.09.2010 и 07.09.2010, повторные - 27.09.2010 и 28.09.2010. Указанное обстоятельство подтверждается представленными ОАО "О" в заседаниях Комиссии списками об отправке уведомлений о приостановлении подачи газа и не оспаривается ООО "ЖКХ "С".
ОАО "О" свои действия по направлению в адрес жильцов (абонентов) уведомлений о приостановлении подачи газа обосновывает обязанностью, предусмотренной пунктом 46 Правил № 549, полагая при этом, что поскольку договор от 01.01.2009 № 08/1397 в части технического обслуживания ВДГО данных домов прекратит свое действие с 11.10.2010, то у ОАО "О" появляется право приостановления подачи газа с 11.10.2010, предусмотренное подпунктом "е" пункта 45 Правил № 549.
19.10.2010 ОАО "О" приостановило подачу газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, что подтверждается пояснениями, данными представителями ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" в заседаниях Комиссии, а также имеющимися в материалах дела № 04/56-10 доказательствами, в частности:
- решением Советского районного суда г. Омска от 29.10.2010 по делу № 2-4050(2010);
- представлением Прокуратуры Советского АО г. Омска от 21.10.2010;
- приказом об организации отключения многоквартирных домов от 24.09.2010 № 721, подписанным <...> ОАО "О" <...>;
- распоряжением о приостановлении подачи газа от 18.10.2010 № 74р, подписанным <...> ОАО "О" <...>;
- уведомлением ОАО "О" от 06.09.2010 № 12/2734-12юс о частичном расторжении договора, направленным в адрес ООО "ЖКХ "С";
- письменными пояснениями ОАО "О" от 13.11.2010 за исх. № 12/3648-12юс;
- письмом ОАО "О" от 23.09.2010 № 12/2970-12юс;
- другими доказательствами, содержащими в материалах дела № 04/56-10.
Комиссия Омского УФАС России по данному поводу отмечает следующее.
В прокуратуру г. Омска и прокуратуру Советского АО г. Омска поступили заявления граждан, содержащие требования проведения проверки в отношении ОАО "О" в связи с приостановлением последним подачи газа в указанные многоквартирные дома.
По результатам проведенной проверки Прокуратурой Советского АО г. Омска ОАО "О" было выдано предписание об устранении нарушений федерального законодательства, а также направлено исковое заявление в Советский районный суд г. Омска о признании действий ОАО "О", выразившихся в приостановлении подачи газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, незаконными.
Решением Советского районного суда г. Омска от 29.10.2010 по делу № 2-4050 (2010) действия ОАО "О" по прекращению газоснабжения многоквартирных домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, признаны незаконными. Этим же решением суда ОАО "О" предписано обеспечить бесперебойное газоснабжение многоквартирных домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске.
02.11.2010 Советским районным судом г. Омска вынесено определение о немедленном исполнении решения Советского районного суда г. Омска от 29.10.2010 по делу № 2-4050 (2010).
03.11.2010 подача газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, была восстановлена, что подтверждается пояснениями, данными представителями ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" в заседаниях Комиссии, а также письмом ООО "ЖКХ "С" от 13.11.2010 № 2475 и письмом ОАО "О" от 13.11.2010 № 12/3648-12юс.
В заседании Комиссии представителями ОАО "О" были даны пояснения о том, что на дату приостановления подачи газа в указанные многоквартирные дома, ОАО "О" считало свои действия правомерными, поскольку полагало, что договор от 01.01.2009 № 08/1397 в части оказания услуг по техническому обслуживанию ВДГО указанных домов, расторгнут с 11.10.2010. Из указанных пояснений также следует, что подача газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, была приостановлена 19.10.2010 и восстановлена 03.11.2010 на основании определения Советского районного суда г. Омска от 02.11.2010 о немедленном исполнении решения Советского районного суда г. Омска от 29.10.2010 по делу № 2-4050 (2010).
ООО "ЖКХ "С" в заседаниях Комиссии были даны пояснения о том, что наличие разногласий между ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С" относительно цены договора, в частности, определения тарифа на услуги по техническому обслуживанию ВДГО, порядка расчетов, а также перечня работ по техническому обслуживанию ВДГО, не предоставляло ОАО "О" право на приостановление подачи газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске, в связи с чем действия ОАО "О" по приостановлению подачи газа в упомянутые многоквартирные дома являются, как считает ООО "ЖКХ "С", нарушением действующего законодательства.
Также, в заседаниях Комиссии представителем ООО "ЖКХ "С" были приведены доводы о том, что у ОАО "О" отсутствовали правовые основания для направления в адрес ООО "ЖКХ "С" уведомления от 06.09.2010 за исх. № 12/2734-12юс о частичном расторжении договора от 01.01.2009 № 08/1397, мотивированного правом подрядчика на расторжение договора в одностороннем порядке, а также направления в адрес жильцов (абонентов) упомянутых многоквартирных домов уведомлений о приостановлении подачи газа. В обоснование своей правовой позиции представителем ООО "ЖКХ "С" были приведены доводы о том, что пункт 5.5 договора от 01.01.2009 № 08/1397, согласно которому "подрядчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор, предварительно за 5 (пять) дней предупредив об этом заказчика в письменной форме или по телефону (факсограммой)" не содержит права подрядчика (ОАО "О") на частичный отказ от исполнения договора, а также права на расторжение договора в его определенной части.
Комиссия Омского УФАС России, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, пришла к выводу о необходимости выделения дела в отношении ООО "ЖКХ "С" в отдельное производство. Указанный вывод Комиссии основан на том, что действия ООО "ЖКХ "С", включенного в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (в данном случае - на товарном рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами) в размере более чем 35 процентов, выраженные в отказе внесения изменений в договор от 01.01.2009 № 08/1397 на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, требуют полного и всестороннего изучения, в связи с чем Комиссией было принято решение о выделении дела в отношении ООО "ЖКХ "С" в отдельное производство, о чем было объявлено на заседании Комиссии 19.11.2010.
5. Согласно статье 8 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
Предоставление гражданам коммунальных услуг, расчет и внесение платы за коммунальные услуги осуществляются в Российской Федерации в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила № 307), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
При этом следует учесть, что пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" определено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением № 307, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Как следует из Письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2009 № 18624-СК/14, в случае заключения гражданином договора на поставку газа для использования на коммунально-бытовые нужды с газоснабжающей организацией (поставщиком газа), которая не является исполнителем коммунальной услуги газоснабжения, к данным отношениям применяются Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.
В силу пункта 1 Правил № 549 Правила № 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

В рассматриваемой ситуации поставщиком газа жильцам (абонентам), проживающим в многоквартирных домах № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, является ОАО "О".
Правовые основания приостановления (прекращения) газоснабжения определены пунктом 45 Правил № 549, в соответствии с которым поставщик газа (в данном случае - ОАО "О") вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях:
а) нарушение исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа;
б) отказ абонента допускать представителей поставщика газа для проведения проверки;
в) неоплата или неполная оплата потребленного газа в течение 3 расчетных периодов подряд;
г) использование абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего оборудованию, указанному в договоре;
д) поступление уведомления от организации, которая по договору с абонентом осуществляет техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, об использовании абонентом газоиспользующего оборудования, не соответствующего предъявляемым к этому оборудованию нормативным требованиям;
е) отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.
Согласно пункту 46 Правил № 549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту 2 уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах. Направление первого уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа осуществляется не позднее чем за 40 календарных дней, а второго - не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В процессе рассмотрения дела 04/56-10 Комиссия Омского УФАС России пришла к следующим выводам:
1) об отсутствии у ОАО "О" на момент направления абонентам предварительных письменных уведомлений о приостановлении в одностороннем порядке исполнения обязательств по поставке газа правовых оснований, предусмотренных пунктом 45 Правил № 549, для направления таких уведомлений о приостановлении подачи газа в многоквартирные дома № 171, 173 "А", 173/3, расположенные по пр. Мира в г. Омске;
2) об отсутствии у ОАО "О" правовых оснований соответственно для приостановления подачи газа с нарушением порядка и сроков направления уведомлений, которые в любом случае не могут быть направлены ранее срока предполагаемого расторжения договора на техническое обслуживание ВДГО по указанным домам, то есть ранее 11.10.2010.
Указанные выводы Комиссии основаны на следующем.
Комиссией установлено и не оспаривается ОАО "О", что на момент предварительного письменного уведомления абонентов, проживающих в многоквартирных домах № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, о приостановлении в одностороннем порядке исполнения обязательств по поставке газа с 11.10.2010 действовал договор от 01.01.2009 № 08/1397, заключенный между ОАО "О" и ООО "ЖКХ "С".
При этом Комиссия отмечает, что в пункте 45 Правил № 549 перечислены основания, при которых поставщик газа вправе и обязан направить уведомления о приостановлении подачи газа абонентам. Одним из таких оснований является отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией. В данной же ситуации, как уже было указано выше, действовал договор от 01.01.2009 № 08/1397, что свидетельствует об отсутствии у ОАО "О" правовых оснований, предусмотренных пунктом 45 Правил № 549, для направления таковых уведомлений.
В этой связи ссылка ОАО "О" на пункт 46 Правил № 549 является несостоятельной, поскольку право направления поставщиком газа уведомлений о приостановлении подачи газа возникает только в случаях, прямо указанных в пункте 45 Правил № 549.
Таким образом, Комиссия, не оспаривая право ОАО "О" на возможность расторжения вышеуказанного договора, установила, что ОАО "О" не уведомило в установленном действующим законодательством порядке жильцов (абонентов) многоквартирных домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, о предстоящем прекращении подачи газа в их квартиры.
Все вышеизложенные обстоятельства в совокупности позволяют Комиссии сделать вывод о том, что приостановление исполнения обязательств по поставке газа жильцам (абонентам) многоквартирных домов № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, в период с 06.09.2010 по 03.11.2010 осуществлено ОАО "О" с нарушением оснований и порядка, предусмотренных пунктами 45 и 46 Правил № 549.
6. В соответствии с пунктом 3.8 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5 (далее - Приказ от 17.01.2007 № 5), принятие решения об установлении доминирующего положения осуществляется Комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Пунктом 3.6.5 вышеназванного Административного регламента предусмотрено, что определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующе положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
Приказом Омского УФАС России от 25.12.2009 № 260/55 ОАО "О" включено в региональный раздел Реестра на товарном рынке оказания услуг газоснабжения населения сжиженным газом с долей более пятидесяти процентов в географических границах г. Омска.
Таким образом, статус ОАО "О" как занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на означенном выше товарном рынке подтверждается материалами дела и не оспаривается ОАО "О".
На основании рассмотренных материалов дела, учитывая доминирующее положение ОАО "О" на рынке услуг газоснабжения населения сжиженным газом в географических границах города Омска, Комиссия признает, что со стороны ОАО "О" допущено нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в приостановлении исполнения обязательств по поставке газа абонентам, проживающим в многоквартирных жилых домах № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, с нарушением оснований и порядка приостановления, предусмотренных пунктами 45 и 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, совершенное в период с 06.09.2010 по 03.11.2010, результатом чего явилось ущемление интересов граждан (абонентов), проживающих в указанных многоквартирных жилых домах.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

решила:

1. На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с пунктами 3.6.5, 3.8 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2007 г. № 5, и в соответствии с приказом Омского УФАС России от 25.12.2009 № 260/55 "О внесении изменений в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" установить доминирующее положение ОАО "О" на товарном рынке оказания услуг газоснабжения населения сжиженным газом с долей более пятидесяти процентов в географических границах г. Омска.
2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия ОАО "О" по приостановлению исполнения обязательств по поставке газа абонентам, проживающим в многоквартирных жилых домах № 171, 173 "А", 173/3, расположенных по пр. Мира в г. Омске, совершенные в период с 06.09.2010 по 03.11.2010 с нарушением оснований и порядка приостановления, предусмотренных пунктами 45 и 46 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, результатом чего явилось ущемление интересов граждан (абонентов), проживающих в указанных домах.
3. Выдать ОАО "О" предписание, содержащее требование о прекращении с момента получения предписания от 03.12.2010 № 04/56-10 нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", для исполнения которого ОАО "О" не допускать приостановления подачи газа гражданам (абонентам), проживающим в жилых домах и состоящим в договорных отношениях с ОАО "О" по поставке газа, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
4. Материалы дела № 04/56-10 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель комиссии
В.А.Кабаненко

Члены комиссии
Г.П.Ситникова
Н.Г.Черенков
В.М.Михеев
Н.В.Молчанов





ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ № 04/56-10

2 декабря 2010 г.                                                  г. Омск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
В.А. Кабаненко - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
Г.П. Ситниковой - начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
Н.Г. Черенкова - главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
В.М. Михеева - главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
Н.В. Молчанова - ведущего специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 03.12.2010 по делу № 04/56-10 о нарушении ОАО "О" (место нахождения: <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

Открытому акционерному обществу "О" (место нахождения: <...>) прекратить нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", для чего с момента получения настоящего предписания не допускать приостановления подачи газа гражданам (абонентам), проживающим в жилых домах и состоящим в договорных отношениях с ОАО "О" по поставке газа, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии
В.А.Кабаненко

Члены комиссии
Г.П.Ситникова
Н.Г.Черенков
В.М.Михеев
Н.В.Молчанов




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 02.12.2010 № 04/56-10
<О нарушении антимонопольного законодательства>

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru