Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2011 г. по делу № А36-2017/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10.10.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 12.10.2011 г.
Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Межрегионторг-Групп" г. Липецк
о признании незаконным и отмене постановления управления культуры и искусства Липецкой области по делу об административном правонарушении № 3 от 07 июня 2011 года
заинтересованное лицо: управление культуры и искусства Липецкой области
при участии в заседании:
от заявителя: Гриднева О.С. (доверенность б/н от 01.03.2011 г.);
от заинтересованного лица: заместитель начальника управления - начальник отдела по сохранению культурного наследия Рязанцев М.С. (доверенность <...>);

установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления культуры и искусства Липецкой области по делу об административном правонарушении № 3 от 07 июня 2011 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении б/н б/д (т. 1 л.д. 3 - 5), пояснив, что на выделенном под строительство многоэтажного жилого дома земельном участке (кадастровый номер 48:20:013404:117) объекты культурного наследия отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании возразил против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в пояснениях № 1286/01-13 от 14.07.2011 года. Считает, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку на территории объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей Шамоновской мельницы 1913 г." ведутся заявителем земляные работы, не согласованные с управлением культуры и искусства Липецкой области. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, выдачу разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Таким образом, согласование нового строительства в историческом поселении обязательно в силу вышеуказанного Закона, так как любое новое строительство оказывает влияние на объекты культурного наследия.
С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела суд пришел к следующему выводу:
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 207 АПК РФ).
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Исходя из требований ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 ст. 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2).
Следовательно, в арбитражный суд обжалуются постановления, вынесенные в отношении юридических лиц или предпринимателей органами, созданными и уполномоченными законами субъектов Российской Федерации.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Липецка внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц открытое акционерное общество "Межрегионторг-Групп" (свидетельство серии 48 № 001285785 от 06.03.2008 г., ОГРН 1084823003935) (т. 2 л.д. 122).
Распоряжением главы администрации Липецкой области от 29.01.2010 г. № 24-р утверждено Положение об управлении культуры и искусства Липецкой области. В соответствии с п. 1.1 раздела 1 Положения управление является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области и осуществляет функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ((п. п. 2.3 - 2.5 Положения).
Из материалов дела следует, что 06.05.2011 года управлением культуры и искусства Липецкой области, на основании обращения ГУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области от 13.04.2011 г. № 184/01-16, приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 25.04.2011 г. № 139, была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Межрегионторг-Групп", в целях выяснения обстоятельств указывающих на несоблюдении законодательства в сфере сохранения и использования объекта культурного наследия регионального значения "Здания бывшей Шамоновской мельницы 1913 г." по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, 21. Указанная внеплановая выездная проверка согласована с прокуратурой Липецкой области, о чем имеется решение от 27.04.2011 г.
В результате проведенной проверки было установлено, что ООО "Межрегионторг-Групп" не выполнило требование ст. 11 Закона Липецкой области от 31.08.2009 № 301-ОЗ "О правовом регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Липецкой области", при строительстве многоэтажного жилого здания по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. 21, а именно:
- не согласовало проект строительства 12 - 18-ти этажного жилого здания с уполномоченным органом области (управлением культуры искусства Липецкой области);
- в проекте строительства 12 - 18-ти этажного жилого здания на территории, непосредственно связанной с земельным участком объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей Шамоновской мельницы 1913 г.", не предусмотрены мероприятия, обеспечивающие сохранность объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия (отсутствует раздел проекта об обеспечении сохранности объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации).
На основании выявленных нарушений главным специалистом отдела по сохранению культурного наследия управления культуры и искусства Липецкой области Тимохиным А.Н. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Межрегионторг-Групп" от 16.05.2011 г. № 3 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
07.06.2011 года начальником управления культуры и искусства Липецкой области Гореловой Т.В. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 3 на основании которого ООО "Межрегионторг-Групп" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Согласно ч. 1 ст. 6.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях - нарушение установленных законом области требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны (в ред. Закона Липецкой области от 06.04.2007 № 43-ОЗ) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати до тридцати тысяч рублей (в ред. Закона Липецкой области от 30.07.2007 № 79-ОЗ).
Исходя из содержания п. 2 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 19.07.2011 г.) земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изъятие земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
Согласно п. 6 ст. 94 Земельного кодекса РФ (далее Кодекс) земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
С учетом требований п. 2 ст. 3 Кодекса к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ).
Установлено, что земельный участок, площадью 6106 кв. м., а также земельный участок с памятником архитектуры, зданием бывшей Шамоновской мельницы, площадью 511 кв. м., расположенные по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. 21, принадлежат на праве собственности ООО "Межрегионторг-групп" (свидетельства о государственной регистрации права и кадастровые паспорта земельных участков т. 1 л.д. 53 - 58).
Постановлением главы администрации Липецкой области от 27 февраля 1992 г. № 106 "О неотложных мерах: по сохранению культурного наследия области", утверждены памятники истории и культуры Липецкой области, согласованные с Министерством культуры РФ и подлежащие государственной охране. Здание бывшей Шамоновской мельницы 1913 г., согласно указанному постановлению, входит в Список памятников истории и культуры Липецкой области.
На основании заключения ГУК "Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области" № 30 от 09.06.2008 г., улица Зегеля расположена в границах культурного слоя исторической части Липецка и является выявленным памятником археологии, что указано в Паспорте памятника истории и культуры России.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. № 815 "О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)", город Липецк входит в Перечень исторических городских поселений.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в настоящий момент регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". (далее Закон)
Согласно ст. 59 историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
В соответствии со ст. 35 вышеуказанного Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещается, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия (п. 1 ст. 36 Закона в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ).
Согласно пункту 3 данной статьи в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ).
Требование о проведении историко-культурной экспертизы до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, предусмотрено вышеназванными нормами ФЗ от 25.06.02 г. № 73-ФЗ.
Установлено, что строительство многоэтажного жилого здания по ул. Зегеля г. Липецка проводится на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. Однако в проектной документации проведения строительных работ указанного объекта отсутствует раздел об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, что является нарушением.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 60 Федерального закона № 73-ФЗ градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не определено соглашением о передаче полномочий между федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, и с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законом данного субъекта Российской Федерации (п. 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ).
Исходя из требований ст. 11 Закона Липецкой области от 31.08.2009 г. № 301-ОЗ "О правовом регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Липецкой области", строительные и иные хозяйственные работы, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия., производятся только по согласованию с уполномоченным органом области и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия. Часть 2 статьи 11 указанного Закона обязывает согласовывать с уполномоченным органом области проекты строительных и иных хозяйственных работ и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия.
Однако, строительство многоэтажного жилого здания по ул. Зегеля г. Липецка на земельном участке, площадью 6106 кв. м., вблизи памятника архитектуры, здания бывшей Шамоновской мельницы, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Зегеля, д. 21 с управлением культуры и искусства Липецкой области не согласовывалось.
С учетом изложенных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "Межрегионторг-Групп" г. Липецк о признании незаконным и отмене постановления управления культуры и искусства Липецкой области по делу об административном правонарушении № 3 от 07 июня 2011 года.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ).
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (п. 4 ст. 208 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 2, 27, 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Межрегионторг-Групп" г. Липецк о признании незаконным и отмене постановления управления культуры и искусства Липецкой области по делу об административном правонарушении № 3 от 07 июня 2011 года - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж).

Судья
А.В.ДРУЖИНИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.10.2011 по делу № А36-2017/2011
<В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, отказано, поскольку строительство жилого здания проводилось на основании прошедшей государственную экспертизу проектной документации, в которой отсутствуют мероприятия, обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru